Решение по делу № 12-733/2018 от 07.09.2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

по делу № 33А-12/733/2018

г. Уфа 12 сентября 2018 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Хасанове Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «СтроиТЭК» Абдрахимова А.В. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 июля 2018 года, которым

Общество с ограниченной ответственностью «СтроиТЭК» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей,

установила:

28 мая 2018 года ведущим специалистом-экспертом отдела контроля Управления по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан (далее Управление) ФИО1 Р.М. составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «СтроиТЭК» (далее ООО «СтроиТЭК», Общество), по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении направлено в Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан, судьей которого принято вышеприведенное постановление.

Директор ООО «СтроиТЭК» Абдрахимов А.В. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с жалобой, в которой просит судебный акт отменить. В обоснование указывает, что судом при вынесении решения неверно установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, неправильно применены нормы материального права, вина Общества во вменяемом деянии отсутствует, срок для привлечения к административной ответственности истек.

Защитник ООО «СтроиТЭК» Алешкина М.Л. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, судебное постановление просила отменить.

Представители Управления Давлетшин Р.М. и Фархиев А.Ф. в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили постановление судьи районного суда оставить без изменения.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Административная ответственность по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ наступает за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия.

Согласно части 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российском Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу пункта 13 статьи 18 Федерального закона № 73-ФЗ, объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр. Снос объекта культурного наследия, включенного в реестр, запрещен.

Как установлено статьей 7 Федерального закона № 73-ФЗ, гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 3 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Согласно пункту 1 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ, проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.

В силу статьи 30 Федерального закона № 73-ФЗ земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия являются объектами государственной историко-культурной экспертизы.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 31 Федерального закона № 73-ФЗ государственная историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов; заказчик работ, подлежащих историко-культурной экспертизе, оплачивает ее проведение.

Пунктом 2 статьи 32 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Дом Тихониных», расположенного по адресу: адрес, проведенных на основании задания Управления №... от 09 апреля 2018 года, установлен факт проведения земляных работ на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, а именно: на расстоянии 3 м от восточной стены объекта культурного наследия регионального значения «Дом Тихониных» и в 1,5 м от незаконно возведенного ограждения ведутся земляные работы (рытье ямы размером 2*3 метра, глубиной 2,5-3 метра). Яма выкапывается механическим путем, с помощью экскаватора. Рядом с ямой имеется земляная насыпь и лежит железобетонное кольцо. На момент осмотра (13 апреля 2018 года в 13 часов 00 минут) рабочими были приостановлены работы по рытью траншеи, от дачи объяснений по поводу проводимых работ они отказались.

13 апреля 2018 года в 17 часов 30 минут был осуществлен повторный выезд на указанный объект. В ходе осмотра установлено, что земляные работы по рытью траншеи были продолжены. Прорытая траншея вела на территорию многоквартирного жилого дома на земельный участок с кадастровым номером №... В ранее прорытой яме (рядом с объектом культурного наследия регионального значения «Дом Тихониных») были установлены два железобетонных кольца друг на друга. Также железобетонные кольца были установлены в конце траншеи, рядом с многоквартирным жилым домом. Рядом с траншеей наряду с отвалами земляного грунта, лежали железобетонные кольца и трубы.

Объект культурного наследия регионального значения «Дом Тихониных» включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании Приказа ФИО1 по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан от дата №... (зарегистрирован Государственным комитетом Республики Башкортостан по делам юстиции дата рег. №...). Этим же приказом утверждены границы его территории, предмет охраны и режим использования территории объекта.

Согласно приказу ФИО1 №... от 02 февраля 2018 года предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Дом Тихониных» является: 1) месторасположение; 2) объемно-пространственная композиция здания; двухэтажное прямоугольное здание, вальмовая форма кровли; 3) декоративные элементы фасадов объекта культурного наследия; 4) материал: глиняный кирпич; 5) интерьеры: припотолочные карнизы, потолочные розетки, лепной декор зала второго этажа.

В соответствии с установленным режимом использования территории объекта культурного наследия регионального значения «Дом Тихониных» на территории объекта запрещается: строительство объектов капитального строительства; увеличение объемно-пространственных характеристик существующих объектов, не связанных с восстановлением исторически утраченных элементов памятника и его исторической среды; любая деятельность, нарушающая целостность объекта культурного наследия и создающая угрозу его повреждения, разрушения или уничтожения; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, связанных с сохранением объекта культурного наследия и обеспечения его функционирования в современных условиях, за исключением капитального ремонта существующих объектов инженерной инфраструктуры; размещение рекламных стендов, уличных растяжек и других элементов городской среды рекламного характера, за исключением информации о проведении на объекте культурного наследия, его территории культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятий; использование дворовой территории объекта культурного наследия под складирование материалов, за исключением материалов, необходимых при ведении работ по сохранению объекта культурного наследия; прокладка надземным способом инженерных коммуникаций.

Приказом ФИО1 №... от 03 мая 2018 года утверждено охранное обязательство собственника или иного владельца объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Дом Тихониных», расположенного по адресу: адрес. Ранее оформленное охранное обязательство №... от 17 декабря 2014 года признано утратившим силу.

Территория кадастрового квартала 02:55:010228 целенаправленному археологическому обследованию не подвергалась.

В соответствии с письмом ГБУК НПЦ МК РБ от 23 января 2017 года №... существует высокая вероятность расположения на рассматриваемом земельном участке, находящимся в исторической части адрес №... ранее неизвестных объектов культурного наследия.

Также из справки отдела по сохранению недвижимого культурного наследия Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан №... от 27 февраля 2008 года следует, что территория квартала №..., ограниченного адрес, адрес в адрес городского округа адрес располагается в районе чрезвычайно насыщенном археологическими памятниками. В частности указывается, что погребение эпохи раннего железа и средневековья обнаружено в 1954 года при земляных работах на адрес около домов №№..., №....

В Управлении данных о наличии либо об отсутствии на указанной территории объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (в отношении объектов археологического наследия), на момент выявления административного правонарушения не имелось.

Проводимые земляные работы с Управлением не согласовывались, разрешение на проведение каких-либо работ на указанной территории не выдавалось, в Управление какая-либо документация об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия не поступала и Управлением не согласовывалась, историко-культурная экспертиза земельного участка не проводилась, в Управление заключение государственной историко-культурной экспертизы не поступало.

В ходе административного расследования установлено, что ООО «СтроиТЭК» осуществляет развитие застроенной территории, ограниченной адрес, адрес в адрес городского округа адрес Республики Башкортостан согласно договору №...-РТ от дата. Целевое использование встроенной территории по указанному договору - строительство многоэтажных жилых домов.

ООО «СтроиТЭК» осуществляет строительство многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №... на основании разрешения на строительство №...-№... от дата, выданного Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

В соответствии с договором №... аренды земельного участка от дата ООО «СтроиТЭК» был передан в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №... расположенный по адресу: адрес городского округа адрес Республики Башкортостан, ограниченный адрес, адрес, для проектирования и строительства объекта: «Многосекционный жилой дом на земельном участке, ограниченном адрес, адрес в адрес городского округа адрес Республики Башкортостан», общей площадью 6612 кв.м.

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним №... от дата, земельный участок с кадастровым номером №... (общей площадью 6612 кв. м) находится в аренде у ООО «СтроиТЭК».

Указанный земельный участок с кадастровым номером №... находится рядом со зданием - объектом культурного наследия регионального значения «Дом Тихониных» (кадастровый номер здания №...).

Таким образом, установлено, что ООО «СтроиТЭК» организовало проведение земляных работ (рытье траншеи) и иных работ на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия (в непосредственном сопряжении с территорией объекта культурного наследия регионального значения «Дом Тихониных»), без проведения государственной историко-культурной экспертизы земельного участка, где проводятся земляные работы (рытье траншеи), без согласования с региональным органом охраны объектов культурного наследия мер по обеспечению сохранности указанного объекта культурного наследия с оценкой воздействия проводимых работ на указанный объект, тем самым нарушило требования статей 28, 30, 31, 32, 36 Федерального закона № 73-ФЗ.

По факту выявленных нарушений 28 мая 2018 года ведущим специалистом-экспертом отдела контроля ФИО1 Р.М. в отношении юридического лица - ООО «СтроиТЭК» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, и вина ООО «СтроиТЭК» в его совершении подтверждаются совокупностью следующих доказательств: служебной запиской начальника отдела правовой работы и противодействия коррупции ФИО1 ФИО6; служебной запиской ведущего специалиста-эксперта отдела контроля ФИО1 Р.М.; выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним №... от дата; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости №... от дата; кадастровым паспортом здания (кадастровый №...); выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № №... от дата; кадастровым паспортом земельного участка №... от дата (кадастровый номер земельного участка №...); приказом ФИО1 №... от дата с охранным обязательством; охранным обязательством №... от дата собственника выявленного объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) «Дом Тихониных»; приказом ФИО1 №... от дата; заданием ФИО1 №... от дата; актом осмотра объекта культурного наследия с фототаблицей от дата; письмом ФИО1 земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан №..., 13662, 13673, 13148 от 25 апреля 2018 года с приложениями; письмом адрес городского округа г. Уф3 №... от дата; письмом ООО «СтроиТЭК» №... от дата с приложениями: строительным генеральным планом, договором №... аренды земельного участка от дата, разрешением на строительство №...-№... от дата; договором №...-№... о развитии застроенной территории, ограниченной адрес, адрес в адрес городского округа адрес Республики Башкортостан от дата; справкой отдела по сохранению недвижимого культурного наследия Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан №... от дата; письмом ГБУК НПЦ МК РБ от дата №...; письма Министерства культуры Российской Федерации от дата №...-НМ с приложениями; письма Министерства культуры Российской Федерации от дата №....1-39-ОР; скриншотом объекта капитального строительства с кадастровым номером №... с публичной кадастровой карты; скриншотом земельного участка с кадастровым номером №... с публичной кадастровой карты; скриншотом кадастрового паспорта с кадастровым номером №...

Исследовав и оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ и законодательства о сохранении объектов культурного наследия, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «СтроиТЭК» признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ вина юридического лица устанавливается выявлением наличия у него возможности для соблюдения требований законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятием всех зависящих от него мер по соблюдению этих требований.

При рассмотрении настоящего дела судья районного суда не установил объективных препятствий для соблюдения Обществом норм законодательства в области охраны объектов культурного наследия, а равно принятие заявителем исчерпывающих мер для соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о наличии вины Общества в совершении правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы о ведении строительства строго в пределах строительной площадки, наличии разрешения на строительство, и отсутствии сведений о наличии ограничений по использованию земельных участков в границах застроенной территории отклоняются по следующим основаниям.

Материалами дела подтверждается проведение Обществом земляных работ (рытье траншеи) и иных работ на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия (в непосредственном сопряжении с территорией объекта культурного наследия регионального значения «Дом Тихониных»), без проведения государственной историко-культурной экспертизы земельного участка, где проводятся земляные работы (рытье траншеи), без согласования с региональным органом охраны объектов культурного наследия мер по обеспечению сохранности указанного объекта культурного наследия с оценкой воздействия проводимых работ на указанный объект, что явилось нарушением требований законодательства об охране объектов культурного наследия, а именно статей 28, 30, 31, 32, 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ.

В Управлении данных об отсутствии на указанной территории объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (в отношении объектов археологического наследия), на момент выявления правонарушения не имелось.

Наличие разрешения на строительство и отсутствие сведений о наличии ограничений по использованию земельных участков в границах застроенной территории, ограниченной адрес, адрес, адрес в адрес городского округа адрес Республики Башкортостан, не являются основанием для несоблюдения требований законодательства об охране объектов культурного наследия, нарушения режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, в непосредственном сопряжении с территорией объекта культурного наследия регионального значения «Дом Тихониных».

При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не были нарушены требования статьи 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений по делу не усматривается.

Постановление по делу об административном правонарушении составлено в соответствии с требованиями статьи 29.10 КоАП РФ, нарушений процессуальных требований КоАП РФ в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

Административное наказание ООО «СтроиТЭК» назначено в пределах санкции части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, данных о лице, характере совершенного правонарушения, и является справедливым.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи районного суда, по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

решила:

постановление судьи Ленинского районного суда Республики Башкортостан от 10 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «СтроиТЭК», оставить без изменения, жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «СтроиТЭК» Абдрахимова А.В.– без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан                    Г.Б. Соболева

Справка: судья Фахрутдинова Р.Ф.

12-733/2018

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Другие
ООО "СтройТэк"
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Соболева Гульнара Булатовна
Статьи

7.13

Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
07.09.2018Материалы переданы в производство судье
12.09.2018Судебное заседание
12.09.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее