Судья Вахрушев С.В.                              УИД 86RS0001-01-2023-006155-10

                                    Дело № 33-4822/2024 (№ 2-469/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск                            20 августа 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи        Дука Е.А.

судей         Латынцева А.В., Решетниковой О.В.

при секретаре                Щербина О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к Хворых Виталию Геннадьевичу, Хворых Татьяне Константиновне, Хворых Елизару Витальевичу, Хворых Секлетее Витальевне о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, по встречному иску Хворых Виталия Геннадьевича, Хворых Татьяны Константиновны, Хворых Елизара Витальевича, Хворых Секлетеи Витальевны к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному управлению МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения, признании незаконным распоряжения о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд, признании права на получение жилого помещения в собственность,

по апелляционной жалобе Хворых Виталия Геннадьевича, Хворых Татьяны Константиновны, Хворых Елизара Витальевича, Хворых Секлетеи Витальевны на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 апреля 2024 года.

Заслушав доклад судьи Дука Е.А., объяснения представителя ответчиков по первоначальному иску Чудновой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истца по первоначальному иску Сотниковой Н.О., мнение прокурора Чукоминой О.Ю. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия

установила:

Главное управление МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее ГУ МЧС России по ХМАО - Югре) обратилось в суд с иском к Хворых В.Г., Хворых Т.К., Хворых Е.В., Хворых С.В. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения по адресу: (адрес), без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета.

В обоснование исковых требований указано, что спорное жилое помещение является государственной собственностью, было предоставлено семье Хворых В.Г. как сотруднику ГУ МЧС России по ХМАО - Югре на основании договора найма служебного жилого помещения от 01 октября 2017 года на период службы. 31 марта 2021 года Хворых В.Г. уволен со службы в связи с болезнью, на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе. Хворых В.Г. и члены его семьи на учете нуждающихся в жилом помещении не состоят. В адрес Хворых В.Г. направлено уведомление от 08 августа 2023 года с требованием в срок до 10 сентября 2023 года сняться с регистрационного учета и освободить спорное служебное жилое помещение. Однако до настоящего времени Хворых В.Г. служебную квартиру не освободил (т.1, л.д. 4-8, 118-121).

Хворых В.Г., Хворых Т.К., Хворых Е.В., Хворых С.В. обратились в суд со встречным иском к ГУ МЧС РФ по ХМАО - Югре о признании договора найма служебного жилого помещения недействительным, признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.

В обоснование исковых требований указано, что Хворых В.Г. являлся сотрудником государственной противопожарной службы, входившей в систему МВД, а в последующем входящей в систему МЧС России. Срок службы в календарном исчислении 31 год 09 месяцев 16 дней, в льготном - 44 года 09 месяцев 03 дня. Уволен по состоянию здоровья. В настоящее время также является работником МЧС. На основании решения жилищно-бытовой комиссии ГУ МЧС РФ по ХМАО - Югре от 03 февраля 2006 года Хворых В.Г. распределена (адрес). 15 февраля 2007 года между ТУ Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом по ХМАО – Югре, ГУ МЧС РФ по ХМАО - Югре и Хворых В.Г. заключен договор коммерческого найма на спорную квартиру. Совместно с Хворых В.Г. вселены супруга Хворых Т.К. и сын Хворых Е.В. Срок действия договора найма установлен с 15 февраля 2007 года по 15 февраля 2017 года. Решением жилищно-бытовой комиссии ГУ МЧС РФ по ХМАО - Югре от 06 марта 2011 года решено оформить договор коммерческого найма на спорную квартиру, с исключением Хворых В.Г. из списка общей очереди на получение жилого помещения. 20 октября 2011 года Хворых В.Г. обратился к начальнику ГУ МЧС России по ХМАО - Югре с заявлением о заключении договора социального найма на спорную квартиру. Устно руководство пообещало решить вопрос о передаче спорной квартиры в собственность Хворых В.Г. Однако письменного ответа на заявление не последовало. Письмом от 03 сентября 2015 года ГУ МЧС России по ХМАО - Югре предложило Хворых В.Г. досрочно расторгнуть договор коммерческого найма по причине необходимости отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду. От расторжения договора Хворых В.Г. отказался. В связи с данным отказом ГУ МЧС России по ХМАО - Югре 03 июня 2017 года принято решение не сдавать внаем спорную квартиру в течение не менее года. Решением Ханты-Мансийского районного суда ХМАО – Югры от 28 июня 2016 года в иске о досрочном расторжении договора отказано по причине продления срока действия договора найма до 15 февраля 2017 года и несоблюдения истцом требований статьи 684 ГК РФ. Впоследствии ГУ МЧС России по ХМАО - Югре обратилось в суд с иском о признании их утратившими право пользования спорной квартирой и выселении Хворых В.Г. с семьей. Решением Ханты-Мансийского районного суда ХМАО – Югры от 06 апреля 2017 года иск ГУ МЧС России по ХМАО - Югре был удовлетворен, решение вступило в законную силу. 01 октября 2017 года ГУ МЧС России по ХМАО - Югре предоставило спорную квартиру Хворых В.Г. по договору найма служебного жилого помещения. Сведений о том, что жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд с отнесением его к числу служебных, не имеется, решение о предоставлении указанной квартиры Хворых В.Г. в качестве служебной не принималось. На дату заключения указанного договора, Хворых В.Г. с семьей были зарегистрированы в квартире и из нее не выселялись, исполнительное производство о выселении не возбуждалось, вопрос о фактическом выселении не ставился.

Уточнив исковые требования, просили признать недействительным договор найма служебного жилого помещения от 01 октября 2017 года № 4/07 в силу ничтожности; признать незаконным распоряжение Министра МЧС от 15 июня 2023 года № 532 в части включения спорной квартиры в число специализированного жилищного фонда с отнесением к числу служебных; признать за Хворых В.Г. право на получение спорного жилого помещения в собственность (т. 1, л.д. 123-129, т. 2, л.д. 16-17).

Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве соответчика по встречному иску привлечено Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС РФ), третье лицо Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало – Ненецком автономном округе (т. 1, л.д. 141 -144, 208 - 210).

Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований ГУ МЧС России по ХМАО – Югре.

Хворых В.Г., Хворых Т.К., Хворых Е.В. и Хворых С.В. признаны утратившими право пользования жилым помещением по адресу: Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, (адрес), (адрес), и выселены из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Решение суда о выселении является основанием для снятия указанных лиц с регистрационного учета по месту жительства.

В удовлетворении встречного иска Хворых В.Г., Хворых Т.К., Хворых Е.В., Хворых С.В. к МЧС РФ, ГУ МЧС России по ХМАО - Югре отказано.

В апелляционной жалобе Хворых В.Г., Хворых Т.К., Хворых Е.В., Хворых С.В. просят решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении встречных исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные во встречном исковом заявлении. Считают ошибочным вывод суда о пропуске срока исковой давности, поскольку момент начала исполнения договора найма служебного жилого помещения не определен. Судом установлено, что спорное жилое помещение по решению МЧС России было включено в число служебных распоряжением Министра МЧС от 15 июня 2023 года. Соответственно, срок исковой давности ими не пропущен. Спорное жилое помещение на дату заключения договора найма служебного жилого помещения не использовалось в качестве служебного. Выражают несогласие с выводом суда об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным распоряжения Министра МЧС России от 15 июня 2023 года № 532, так как право на получение спорной квартиры в собственность возникло у них в тот период, когда она не являлась служебной, то есть в 2011 году, и издание распоряжения Министром МЧС задним числом фактически направлено на недопущение передачи им спорной квартиры в собственность.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГУ МЧС России по ХМАО – Югре Чернышева Ю.В., представитель МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало – Ненецком автономном округе просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков по первоначальному иску Хворых В.Г., Хворых Е.В., Хворых С.В., Хворых Т.К., представителя ответчика по встречному иску Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, представителей третьих лиц МТУ Росимущества по Тюменской области, ХМАО - Югре, ЯНАО, Администрации г. Ханты-Мансийска, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (часть 1 статьи 327, часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив их и доводы возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение по адресу: (адрес), является собственностью Российской Федерации и передано в оперативное управление ГУ МЧС России по ХМАО – Югре (т. 1, л.д. 244-247).

01 октября 2017 года между ГУ МЧС РФ по ХМАО - Югре и Хворых В.Г. заключен договор найма служебного жилого помещения. Согласно пункту 2 договора найма служебное жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы в ГУ МЧС РФ по ХМАО - Югре. В соответствии с пунктом 18 договор найма прекращается в связи с увольнением нанимателя со службы из ГУ МЧС РФ по ХМАО – Югре. Согласно пункту 7 наниматель обязан при расторжении или прекращении настоящего договора освободить жилое помещение (т. 1, л.д. 9-14).

17 апреля 2018 году Хворых В.Г. поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (т. 1, л.д. 116-117).

Приказом ГУ МЧС РФ по ХМАО - Югре от 29 марта 2021 года № 42-НС Хворых В.Г. уволен со службы по пункту 1 части 3 статьи 83 Федерального закона от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе) 31 марта 2021 года. Выслуга лет по состоянию на       31 марта 2021 года составила в календарном исчислении 31 год 09 месяцев 16 дней (т. 1, л.д. 33-34).

27 мая 2021 года в адрес Хворых В.Г. направлено уведомление с требованием освободить служебное жилое помещение в связи с увольнением со службы (т. 1, л.д. 202-203).

До настоящего времени ответчики спорную квартиру не освободили.

Распоряжением Министра МЧС РФ от 15 июня 2023 года №532 спорное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд (т. 1, л.д. 89).

Со 02 октября 2023 года Хворых В.Г. работает в ФГБУ «Управление договорных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы №4» в г. Когалыме ХМАО – Югры (т. 2, л.д. 65).

Ответчик Хворых В.Г. и члены его семьи в трудовых отношениях с истцом не состоят, в качестве нуждающихся в жилом помещении в администрации города Ханты-Мансийска не значатся (т. 1, л.д. 27).

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 92, 93, 102, 103, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 8 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктами 3, 15 Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года        N 217, и пришел к правильному выводу о том, что после прекращения службы в ГУ МЧС России по ХМАО - Югре, на период которой Хворых В.Г. было предоставлено служебное жилое помещение, правоотношения по найму данного жилого помещения прекращены. К категории лиц, которые не могут быть выселены из специализированного жилищного фонда без предоставления другого жилого помещения, ответчик не относится.

В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В силу части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.

Таким образом, в связи с прекращением трудовых отношений Хворых В.Г. с ГУ МЧС России по ХМАО - Югре, периодом которых был ограничен срок действия договора найма, правоотношения по пользованию спорным служебным жилым помещением прекращены.

В соответствии с частью 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

В соответствии с частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.

Соответственно, условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт состояния такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

К категории лиц, указанных в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, Хворых В.Г. не относится; решение о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий уполномоченным органом не принималось, в связи с чем, ответчик не подпадает под категорию лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года N 217 утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее – Правила).

Согласно пункту 3 Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.

Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населенном пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения.

Сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение в день, следующий за днем прекращения срока действия договора найма специализированного жилого помещения.

Обстоятельства и правовые основания, указывающие на дальнейшее сохранение между сторонами правоотношений по найму, и исключающие выселение ответчиков из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, не установлены.

По смыслу абзаца третьего пункта 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, направляемое в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, носит уведомительный        характер        и не является юридически значимым для целей придания жилому помещению статуса специализированного жилого помещения.

Спорное жилое помещение предоставлено в качестве служебного жилья по рапорту Хворых В.Г. от 24 августа 2017 года о заключении договора найма специализированного (служебного) жилого помещения до получения единовременной социальной выплаты (т. 1, л.д. 250), то есть во временное пользование, ограниченное периодом службы, что следует из содержания договора найма, подписанного сторонами. Об условиях, на которых было предоставлено спорное жилое помещение, Хворых В.Г. осведомлен, и с ними согласился. То, что данное жилое помещение предоставлено на иных условиях найма, не установлено.

Решением Ханты-Мансийского районного суда ХМАО – Югры от 06 апреля 2017 года Хворых В.Г., Хворых Т.К., Хворых Е.В., Хворых С.В. признаны утратившими право пользования спорным жилым помещением, занимаемым ранее на условиях договора коммерческого найма, и выселены из него без предоставления другого жилого помещения. Соответственно, правоотношения по коммерческому найму спорного жилого помещения прекращены, а не пролонгированы.

В данном случае по соглашению сторон, оформленному договором найма служебного жилого помещения от 01 октября 2017 года, между сторонами сложились правоотношения именно по специализированному найму, что не зависит от отнесения спорного жилого помещения к такому виду использования на период заключения договора 01 октября 2017 года. Оснований для предоставления спорного жилого помещения на иных условиях не имелось, что следует из смысла пункта 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года N 217. Сведения о том, что на момент предоставления Хворых В.Г. спорное жилое помещение было включено в фонд коммерческого или социального использования, в материалах дела отсутствуют.

Обстоятельства, в силу которых спорное жилое помещение могло быть предоставлено Хворых В.Г. и членам его семьи в бессрочное пользование или в собственность, не установлены.

    По общему правилу основанием для заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение собственника жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (их уполномоченных органов) о предоставлении жилого помещения гражданину, признанному малоимущим и состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 57, часть 1 статьи 60, часть 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).

     Совокупность таких обстоятельств, с чем закон связывает возникновение права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, в данном случае не установлена.

Хворых В.Г. малоимущим не признан, на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не состоит. Решением жилищно-бытовой комиссии Главного Управления МЧС России по ХМАО - Югре от 06 марта 2006 года Хворых В.Г. был исключен из списка общей очереди на получение жилого помещения в связи с оформлением договора коммерческого найма на спорную квартиру (т. 2, л.д. 31).

Судебная коллегия также соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для признания договора найма от 01 октября 2017 года недействительным, в том числе в связи с пропуском срока исковой давности, примененным по ходатайству ответчика и подлежащим исчислению со дня заключения договора найма.

Распоряжение о включении спорного жилого помещения в специализированный жилищный фонд принято уполномоченным органом, на что верно указано судом первой инстанции, со ссылкой на часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, пункт 1 постановления Правительства РФ от 25.03.2010 N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации".

Оспариваемое распоряжение принято с соблюдением Порядка включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за территориальными органами и организациями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда, утвержденного Приказом МЧС России от 22.04.2019 N 233.

При этом присвоение жилому помещению статуса специализированного жилья относится исключительно к компетенции собственника, и является его правом. В данном случае спорное жилое помещение было отнесено к специализированному жилому помещению, предназначенному для служебного использования на основании соответствующего распоряжения. Сведений о принятии собственником решения об исключении спорного жилья из специализированного жилищного фонда материалы дела не содержат.

Несмотря на то, что вселение в квартиру произведено до отнесения квартиры к специализированному жилому фонду, законодательство не содержит положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести жилое помещение к жилищному фонду социального или коммерческого использования.

Факт проживания Хворых в спорном жилом помещении на момент принятия решения об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду в 2023 году правового значения не имеет, поскольку правоотношения по пользованию жилым помещением прекращены в 2021 году, после увольнения со службы.

Статья 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1, в отношении лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не применяется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчики Хворых не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, подлежат отклонению.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1) (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ).

Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона N 283-ФЗ предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

С учетом приведенных выше норм права и установленных по делу обстоятельств, право Хворых В.Г. на получение единовременной социальной выплаты не свидетельствует о наличии у него правовых оснований для пользования спорным служебным жилым помещением после прекращения трудовых отношений между сторонами, таких гарантий Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусмотрено.

Федеральный закон от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к спорным правоотношениям не применяется, так как Хворых В.Г. сотрудником органов внутренних дел не являлся.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на правильность выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения. Обстоятельства, которые были бы способны привести к иному результату разрешения спора, но не были исследованы и проверены судом, в апелляционной жалобе не приведены.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хворых Виталия Геннадьевича, Хворых Татьяны Константиновны, Хворых Елизара Витальевича, Хворых Секлетеи Витальевны – без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное определение изготовлено 26 августа 2024 года.

Председательствующий судья                       Дука Е.А.

Судьи:                                             Латынцев А.В.

                                        Решетникова О.В.

33-4822/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ГУ МЧС России по ХМАО-Югре
Ответчики
Информация скрыта
Хворых Татьяна Константиновна
Хворых Елизар Витальевич
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Хворых Виталий Геннадьевич
Другие
Администрация г. Ханты-Мансийска
МТУ Росимущества по Тюменской области, ХМАО-Югре, ЯНАО
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Дело на сайте суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
12.07.2024Передача дела судье
20.08.2024Судебное заседание
30.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2024Передано в экспедицию
20.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее