Дело 2-2901/2023

УИД 32RS0027-01-2022-003243-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2023 года г. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Борлакова М.Р.,

при секретаре Лешик О.С.,

с участием представителя истца Максименко В.М., представителя ответчика Советской районной администрации Мозжова Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иуса Дмитрия Александровича к Советской районной администрации г.Брянска о понуждении принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Иус Д.А. обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что имеет относится к категории лиц, добровольно выехавших из зоны с правом на отселение. На момент аварии на Чернобыльской АЭС и последующие годы до выезда из зоны проживания с правом на отселение, его родители проживали в <адрес>. Его статус выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение подтверждается удостоверение серии №... от <дата>

Иус Д.А. обратился в Советскую районную администрацию г.Брянска с заявлением о постановке на жилищный учет в соответствии с ФЗ №1244-1.

Сообщением от 16.02.2022г. ему отказано, поскольку в соответствии с ч.2, 3 ст.22 ФЗ №1244-1 гражданам, переселившимся в период с 30.06.1986г. по 01.01.1994г. на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, в случаях их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительство, меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 ФЗ №1244-1, предоставляются только по достижению ими пенсионного возраста с учетом его уменьшения в соответствии со ст. 33 ФЗ №1244-1.

Истец полагает данный отказ незаконным, необоснованным, нарушающим его права. Приминая решение об отказе о принятии на жилищный учет и включении в список га получение государственного жилищного сертификата, Советская районная администрация г.Брянска не приняла во внимание, что его статус выехавшего из зоны проживания с правом на отселение должен рассматриваться с учетом положений ст.22 ФЗ №1244-1.

На основании вышеизложенного, истец просит суд признать незаконным отказ Советской районной администрации г.Брянска в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; обязать Советскую районную администрацию города Брянска поставить его на учет и включить его в список граждан-участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программой РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».

Протокольным определением суда от 01.09.2022г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства Брянской области.

В судебном заседании представитель истца Максименко В.М. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Мозжов Д.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, просил отказать в удовлетворении иска.

Истец Иус Д.А., представитель третьего лица Департамент строительства Брянской области в суд не явились, суд в порядке ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель третьего лица Департамент строительства Брянской области направил отзыв, в котором полагал, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку истец на момент аварии на ЧАЭС не проживал и не находился в состоянии внутриутробного развития на территории зоны отселения, не пострадал в равной мере с гражданами, которые на момент аварии проживали на указанных территориях и подверглись максимальному воздействию радиации, а поэтому полагает, что истец не подпадает под категорию граждан, указанных в п.6 ч.1 ст.13 ФЗ №1244-1.

Определением суда от 08.12.2022г. производство по гражданскому делу по исковому заявлению Иуса Дмитрия Александровича к Советской районной администрации г.Брянска о понуждении принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении прекращено.

Апелляционным определением Брянского областного суда от 14.02.2023г., оставленным без изменения определением первого кассационного суда общей юрисдикции от 02.06.2023г., определение суда от 08.12.2022г. отменено, гражданское дело по исковому заявлению Иуса Дмитрия Александровича к Советской районной администрации г.Брянска о понуждении принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении направлено на рассмотрение по существу в Советский районный суд г.Брянска.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела.

В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из указанного Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, в числе других относятся граждане, граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

Пунктом 7 части 1 статьи 17 Закона N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрена мера социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством РФ, один раз.

Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд РФ в пункте 2.2 Определения от 12 апреля 2011 года N 551-О-О, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение, которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В силу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Из приведенных выше положений Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что закон различает граждан, являющихся малоимущими, которым предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, и граждан, которым предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда. При этом, статьей 17 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 в качестве обязательного условия для возникновения права на обеспечение жилым помещением у гражданина, выехавшего добровольно из зоны отселения, предусмотрена лишь нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На территории Брянской области в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Уставом Брянской области порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области устанавливается Законом Брянской области от 09.06.2006 N 37-З "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Брянской области".

Согласно ст.1 Закона, органы местного самоуправления осуществляют принятие на учет по месту жительства граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (далее, если не оговорено особо, - граждане), в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Положением, утвержденным Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 31 октября 2007 года N 816, Советская районная администрация города Брянска является территориальным органом Брянской городской администрации, образованным для управленческих функций, осуществляющим свои полномочия на территории Советского внутригородского административного района города Брянска.

Основной задачей администрации является исполнение Конституции Российской Федерации, законов и иных нормативных актов Российской Федерации и Брянской области, Устава города Брянска, муниципальных правовых актов города Брянска в целях решения вопросов местного значения городского округа на территории района. Администрация ведет учет муниципального жилищного фонда на территории района, ведет учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Заключает соответствующие договоры на заселение жилых помещений.

В ст. 2 Закона указано, что нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, признаются малоимущие граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

При наличии у нанимателя жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма, и (или) членов его семьи, собственника жилого помещения и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В этой же ст. Закона указано, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются граждане, относящиеся к определенной федеральными законами или законом Брянской области категории граждан, которые в соответствии с данными законами имеют право на предоставление жилых помещений без подтверждения статуса малоимущего гражданина.

В соответствии с Постановлением Брянской городской администрации от 25.05.2005 N 1824-п "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории города Брянска" учетная норма площади жилого помещения на территории г. Брянска установлена в размере 14 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Из материалов дела следует, что Иус Д.А. имеет статус выехавшего добровольно из зоны с правом на отселение из <адрес> с периодами проживания с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата>, что подтверждается удостоверением сери №... от <дата>

Распоряжением Советской районной администрации г.Брянска от 15.04.2021г. №132-р истцу отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ и. «б» ст.6 Закона Брянской области от 09.06.2006 №37-3 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на территории Брянской области».

В сообщении администрации было указано, что в соответствии с удостоверением серии №... от <дата> истец относится к категории граждан «выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение. Согласно ч.2 и 3 ст.22 ФЗ №1244-1 гражданам, переселившимся в период с 30.06.1986г. по 01.01.1994г. на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место, меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы. В соответствии со ст.33 Закона, указанные граждане приобретают право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях», исходя из срока проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение. Предоставление государственных жилищных сертификатов гражданам, переселившихся в период с 30.06.1986г. по 01.01.1994г. на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, а также родившимся в данной зоне в указанный период, может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста с учетом его уменьшения в соответствии со ст.33 Закона.

В заявлении от 09.04.2021г. истец просит принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ввиду отсутствия у него жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, на праве собственности, и на основании ФЗ №1244-1, с составом семьи 1 человек.

Согласно справке ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» от 18.05.2020г. №279 Иус Д.А. не имеет квартир, индивидуальных домовладений, гаражей, садовых домиков в г.Брянске и Брянской области.

Согласно поквартирной карточки от 09.04.2021г. №286, выданной ООО «Агат», Иус Д.А. зарегистрирован <адрес> в качестве нанимателя.

Меры социальной поддержки в виде обеспечения жилой площадью именно на основании Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 истцу не предоставлялись.

Разрешая спор, суд приходит к выводу, что истец относится к категории граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в качестве обязательного условия для возникновения права на обеспечение жилым помещением у гражданина, выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение, предусмотрена лишь нуждаемость в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах, исковые требования Иуса Д.А. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194 – 198, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░ 15.04.2021░. №132-░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░              ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07.09.2023

2-2901/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иус Дмитрий Александрович
Ответчики
Советская районная администрация
Другие
Максименко Виктор Михайлович
Департамент строительства Брянской области
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Судья
Борлаков Магомет Рамазанович
Дело на сайте суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
10.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
10.03.2023Передача материалов судье
10.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2023Судебное заседание
03.08.2023Производство по делу возобновлено
03.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.08.2023Судебное заседание
31.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее