Дело № 2- 212/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Красновишерск 25 июня 2018 года
Красновишерский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Сурановой Е.П.
с участием истца Морозовой Е.В.
представителя истца Гаеткуловой И.М.
представителя ответчика Шипицыной С.И.
при секретаре Собяниной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Красновишерске гражданское дело по иску Морозовой Е.В.
к администрации Красновишерского муниципального района, о возложении обязанности предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
У С Т А Н О В И Л:
Морозова Е.В. обратилась в суд с иском к администрации Красновишерского муниципального района Пермского края о возложении обязанности предоставления ей жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, истица просит обязать ответчика предоставить ей жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исковые требования мотивированы тем, что истица является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как после смерти матери она, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, была передана под опеку. Опекуном была назначена В.В.И. приходящаяся ей бабушкой. Постановлением администрации Красновишерского района Пермской области № от 28.03.1997 также за ней было закреплено жилое помещение по адресу ДД.ММ.ГГГГ. Данное помещение на момент передачи её под опеку не соответствовало требования жилого помещения, установленным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилым помещением непригодным для проживания в многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Проживание в данном доме было невозможно. Непризнание администрацией Красновишерского района закрепленного жилья аварийным и непригодным для проживания не может влиять на ее права и законные интересы. 24 марта 2018 года она обратилась в администрацию Красновишерского района с заявлением о предоставлении ей жилого помещения как ребенку, оставшемуся без попечения родителей. В удовлетворении заявления ей было отказано с мотивировкой, что до достижения 23 лет ею не было подано соответствующее заявление о принятии на учет как нуждающуюся в жилом помещении. Со ссылкой на п. 9 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полагает, что ей гарантировано сохранение права на получение жилья, поскольку данная норма предусматривает сохранение права на получение жилья, если по каким-либо причинам лицо, имеющее такое право, не реализовало его. Кроме того, отсутствие лица на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма до 1 января 2013 года не лишает его права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствие с новым порядком, введенным с 1 января 2013 года.
В судебном заседании истица Морозова Е.В. и ее представитель Гаеткулова И.М. на заявленных требования настаивали, подтвердили доводы, изложенные в исковом заявлении. Истица Морозова Е.В. пояснила, что родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, она является лицом, имеющим статус лица, оставшегося без попечения родителей, мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, отца нет, опекуном назначена была бабушка В.В.И. Она проживала у бабушки по адресу <адрес>, почему она оказалась зарегистрированной в квартире бабушки постоянно, не может пояснить, сейчас документов не найти. Жила в <адрес> до 18 лет. Опека закончилась. Она уехала в <адрес>, обучалась 1 год по очной форме обучения в лицее №. После обучения приезжала обратно в <адрес>, но не смогли устроиться на работу, вернулась в <адрес>. Сейчас проживает и работает в <адрес>. Проживает на съемной квартире. Квартира, которая за ней была закреплена при установлении опеки, сейчас никем не занята, квартира муниципальная, условий для проживания там нет, там печное отопление, вода, электричества нет. Дом старый. Она находилась на учете в органах опеки. В очереди на внеочередное получение жилья как ребенок – сирота не состояла, с заявлением не обращалась, она обращалась в администрацию городского поселения по вопросу жилья, ей сказали, что за ней закреплено жилое помещение, письменных заявлений не писала, не думала, что это потребуется, в органы опеки обращалась по вопросу выплаты пособия по безработице, там объяснили, по поводу жилья не обращалась в опеку. В очереди на улучшение жилищных условий в администрации Красновишерского городского поселения также не стояла. Она обращалась в 2018 году в администрацию района, ей было отказано в предоставлении жилья со ссылкой на то, что ей более 23 лет и что есть закрепленное жилье.
Представитель ответчика- администрации Красновишерского муниципального района Пермского края Шипицына С.И. пояснила, что с исковыми требованиями не согласна. В обоснование своих доводов указала, что не имеется оснований для включения истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного муниципального жилого фонда. До 2018 года за получением жилья истица не обращалась. Просит отказать в удовлетворении исковых требований. Представлено письменное возражение по исковым требованиям.
Представитель третьего лица- МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края в суд представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие с письменными возражениями по существу иска. Ранее в судебном заседании представитель органа опеки Галенко Е.Н. суду пояснила, что исковые требования не поддерживает. За истицей было закреплено жилое помещение по <адрес>, какие ранее были документы о сохранности, были ли акты о сохранности жилого помещения, пояснить не может, поскольку данная функция была передана им только в 2010 году. Истица обращалась в опеку в 2011 году во вопросам выплаты пособия по безработице, вопрос о жилье не ставила. Данных о том, что закрепленное за истицей жилье признано непригодным для проживания, не имелось, обеспечение контроля сохранности закрепленного жилья на органы опеки возложено до достижения опекаемыми 18 лет.
Свидетель Н.Р.З. суду пояснил что с истицей Морозовой знаком с детства, проживали по соседству, Бывал в их квартире, когда она с матерью проживала по <адрес>, уже тогда в квартире протекал потолок, печка дымила. Ему тогда было примерно 1—12 лет, учился, наверное, классе в 5-м, также был там в мае 2018 года, заходил по-соседски, так как В. – опекун Морозовой, рядом с этим домом садит картофель, в квартире хранят там огородный инвентарь. Видел, что в квартире обвалился потолок от сырости, внутренние двери «повело», со слов В.В.И. знает, что в квартире нет электричества, о причине отсутствия не спрашивал.
Суд, выслушав пояснения сторон, свидетеля, исследовав представленные в суд сторонами доказательства, приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что истица Морозова Е.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, над ней на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Главы администрации Красновишерского района была установлена опека В.В.И. в связи с тем, что мать - М.С.В., умерла ДД.ММ.ГГГГ, данные об отце записаны со слов матери. ( л.д. 10)
По данным паспорта истицы, с 28 марта 1997 года она зарегистрирована по адресу <адрес>. ( л.д. 8-9)
24 марта 2018 года Морозова Е.В. обратилась в администрацию Красновишерского района с заявлением о предоставлении ей во внеочередном порядке жилого помещения специализированного жилого фонда по договору социального найма. ( л.д. 12-13)
5 апреля 20-18 года истице был дан ответ, что на момент обращения истицы она достигла возраста 23 лет, следовательно, на основании Закона Пермской области от 24 декабря 2004 года № 1939-419 отсутствовали основания для включения ее списки детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с целью дальнейшего получения жилого помещения.( л.д. 14-15)
Истице в 2006 году исполнилось 18 лет, опека над ней прекратилась, в 2011 году истице исполнилось 23 года.
26 апреля 2018 года истица обратилась в суд с заявленными исковыми требованиями.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что орган государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
В силу пунктов 1 и 4 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В силу ст. 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями, истица заявляет о наличии у нее права на внеочередное получение жилого помещения в муниципальном специализированном жилом фонде по договору социального найма, и просит обязать ответчика предоставить ей о внеочередном порядке жилое помещение.
Истице в 2006 году исполнилось 18 лет, опека над ней прекратилась, в 2011 году истице исполнилось 23 года.
Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 01.01.2013 г. изменен механизм обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Настоящим Законом установлено, что действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и положений Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 15-ФЗ, в случае если ребенок, оставшийся без попечения родителей, не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилыми помещениями до 01 января 2013 г.
Как следует из преамбулы названного Федерального закона, а также статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходит из того, что дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.
Пункт 9 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на который ссылается истица, предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем, в силу норм Федерального закона N 159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано детьми, оставшимися без попечения родителей, в течение 5 лет (от 18 до 23 лет) путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.
Постановка лиц на предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 г., носит заявительный характер и возможна при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору найма. При решении вопроса постановки лица на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения подлежит применению закон, действующий на дату соответствующего обращения.
Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
В данном же случае истица Морозова Е.В. до обращения в суд с указанными требованиями, не обращалась ни в органы опеки, ни в администрацию Красновишерского городского поселения, Красновишерского муниципального района с заявлениями по вопросу постановки ее на учет как нуждающегося в получении жилых помещений с указанием, что жилое помещение, которое за ней закреплено, пришло в негодность и т.п.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В соответствии с нормами жилищного законодательства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на жилое помещение должны быть учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет. По смыслу и содержанию упомянутого Федерального закона N 159-ФЗ именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан.
В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. Так, после достижения 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
Если же данные лица на учет не встали до достижения 23-летнего возраста, то указанное право ими утрачивается, поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет. Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.
В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона N 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия. Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
В материалах дела не содержится отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств того, что причины, по которым истица не встала (не была поставлена) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в данном случае могут быть признаны судом уважительными.
Сторона истицы мотивируя свои требования, указывает лишь на то, что ни ей, ни её опекуну органами опеки не было разъяснено ее право на получение благоустроенного жилого помещения, не было предложено обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. Доказательств этому представлено не было.
Не имеется оснований считать, что истица не встала (не был поставлена) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения возраста 23 лет в силу незаконного отказа органа местного самоуправления в постановке на учет; состояния здоровья истицы, которое объективно не позволяло ей в указанный период встать на учет нуждающихся в жилом помещении; до достижения возраста 23 лет истица предпринимала попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но из-за отсутствия необходимых документов не была поставлена на учет.
Также стороной истицы в обоснование требований указывалось, что жилое помещение, закрепленное за ней, расположенное по адресу <адрес>, на момент закрепления за ней являлось и является непригодным для проживания, в силу его аварийного состояния. В судебном заседании установлено, что до обращения в суд истицей не были предприняты меры к реализации своего права на признание данного жилого помещения таковым, также не принимались меры по разрешению ситуации с постоянной регистрацией по месту жительства ее в жилом помещении, занимаемом опекуном В.В.И. по адресу <адрес>, на что в судебном заседании ссылались истица и ее представитель. В то же время из показаний свидетеля Низамбиева установлено, что фактически квартирой и приусадебным участком по адресу <адрес>, семья Морозовой длительное время продолжала пользоваться, доступ к в квартиру имела и имеет, несмотря на то, что с регистрационного учета истица была снята в 1997 году.
Материалами данного дела установлено, что объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истицы в компетентный орган по вопросу постановки её на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, в период его возраста с 18 до 23 лет, не имеется.
Согласно информации администрации Красновишерского муниципального района Морозова Е.В. не состояла на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в администрации Красновишерского городского поселения в качестве нуждающейся во внеочередном обеспечении жилым помещением. ( л.д. 27)
Доводы стороны истца о ненадлежащем исполнении органами опеки, органами местного самоуправления, должностных обязанностей что, по мнению истицы, привело к нарушению ее прав, судом отклоняются, так как применительно к обстоятельствам данного дела и положениям ч. 3 ст. 40 ГК РФ, ст. 29 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", попечительство над истицей прекращено по достижении совершеннолетнего возраста, недееспособной истица не признана, при этом впервые о правах на жилое помещение как лица вышеуказанной категории она заявила в 2018 (в возрасте 30 лет) году, при том, что имела возможность самостоятельного улучшения жилищных условий по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после достижения ей совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет. Сама по себе правовая неграмотность истицы, учитывая длительность периода, истекшего со дня совершеннолетия (2006 год), а также исполнения 23 лет (2011 год), до обращения с иском в суд (2018 год), не может являться уважительной причиной, препятствующей постановке ее на учет нуждающейся в жилом помещении либо обращению в орган местного самоуправления с заявлением.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди является отсутствие у них пригодного для проживания жилого помещения. Из материалов дела следует, что в настоящее время истица на основании договора социального найма от 23 декабря 2014 года в качестве члена семьи вселена в квартиру бабушки В.В.И. общей площадью 40, 6 кв. м по адресу <адрес> для проживания в нем. Данный договор никем не оспаривался, права проживания истица в данном помещении не ограничена и не лишена.
Довод истицы о незаконности закрепления за ней жилого помещения по адресу: <адрес>, поскольку оно изначально являлось непригодным для проживания, ничем не подтвержден в судебном заседании, из показаний свидетеля Низамбиева данный вывод не следует бесспорно, учитывая, что в силу своего несовершеннолетнего возраста на момент проживания семьи Морозовой в данной квартире, дать объективную оценку этому обстоятельству он не мог, иных документов, указывающих на непригодной жилого помещения для проживания в 1997 году суду не представлено. Признание данной квартиры в настоящее время непригодной для проживания согласно акта от 28 мая 2018 года ( л.д. 60-63) также не является основанием для предоставления истице в настоящий момент мер социальной поддержки, предусмотренных ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ввиду законодательно установленных возрастных ограничений.
Доводы истицы о том, что она относится к категории лиц, не реализовавших право на обеспечение жилыми помещениями на основании Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд не принимает во внимание, поскольку по достижении возраста 23 лет она утратила право на получение жилья в соответствии с вышеназванным Федеральным законом.
На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Морозовой Е.В. к администрации Красновишерского муниципального района Пермского края о возложении обязанности предоставления жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Красновишерский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.П. Суранова