Дело № 2-12/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 января 2019 года с. Владимиро – Александровское
<адрес>
Партизанский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Сычевой Е.Е.,
при секретаре Хоревой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора № военной прокуратуры гарнизона в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к производству капитального ремонта здания,
установил:
прокурор обратился в суд с иском к ответчику, в котором просил обязать последнего провести техническое обследование здания казармы (инв. №) войсковой части №, расположенного в военном городке № <адрес>, включить его в титул капитального ремонта, с последующим его проведением.
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части № требований законодательства, регламентирующего порядок комплексного обслуживания, технической эксплуатации и проведения ремонтных работ объектов казарменно – жилищного фонда военного городка №. Проверкой установлено, что данное здание находится в неудовлетворительном состоянии. Согласно акту общего осеннего осмотра объектов имущественного комплекса от ДД.ММ.ГГГГ, указанному зданию необходим капитальный ремонт. Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ. Следовательно, обязанность по содержанию здания казармы войсковой части № (инв. №) связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии, перенесение собственником бремени содержания имущества на других лиц возможна в случаях, указанных в законе или договоре. Министерство обороны РФ несет бремя содержания спорного имущества и обязано производить капитальный ремонт. Доступ в здание казармы войсковой части № кроме военнослужащих и членов их семей, имеют обслуживающий здание гражданский персонал, сотрудники контролирующих ведомств МО РФ, прибывающие в здание казармы.
В судебном заседании помощник военного прокурора Литвиненко Ю.П. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представители ответчика Министерства обороны РФ и третьего лица войсковой части № в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.
Представитель третьего лица ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ Родина Е.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска военного прокурора. Пояснила, что в соответствии со ст. 210 ГК РФ, бремя содержания имущества возлагается на собственника. Собственником здания казармы является Министерство обороны РФ, балансодержателем ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. Здание передано на техническое обслуживание Учреждению «ЦЖКУ». Однако ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ не обладает полномочиями по утверждению титульного списка капитального ремонта.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ федеральными органами исполнительной власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Компетенция военного прокурора осуществлять надзор за исполнением законов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ закреплена пунктом 6 Приказа Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ № "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур".
В судебном заседании установлено, что № военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части № требований законодательства, регламентирующих порядок комплексного обслуживания, технической эксплуатации и проведения ремонтных работ объектов казарменно – жилищного фонда военного городка №, расположенного в <адрес>. В ходе проверки было установлено, что здание казармы (инв. №) войсковой части № находится в неудовлетворительном состоянии. Необходим ремонт отмостки <данные изъяты>. Цоколь здания имеет трещины, наблюдается повреждение его кладки и отставание цоколя от стен по периметру здания - <данные изъяты> Требуется восстановление крыльца - <данные изъяты>. На внутренних стенах и потолке в коридоре имеются трещины шириной <данные изъяты> на площади <данные изъяты>, разрушение керамической плитки на стенах в умывальнике - <данные изъяты>. Внутри помещений казармы имеется отслаивание масляной краски и известковой окраски, в связи с чем требуется ремонт <данные изъяты> По фасаду имеется разрушение, отслаивание от кирпичной кладки штукатурки стен — <данные изъяты> В пристройке казармы разрушена шлаколитая стена. Трещины по фасаду (ширина раскрытия трещин - <данные изъяты>). Требуется побелка фасада - <данные изъяты> Отсутствуют водосточные устройства по периметру здания казармы - <данные изъяты> м. Кровля здания казармы имеет изношенность шиферного покрытия - <данные изъяты>, в связи с чем стропильная система не устойчива и имеется ее прогнивание. Деревянные перекрытия заражены грибком, наблюдается осыпание. В оружейной комнате разрушено <данные изъяты> перекрытия, которое требует восстановления. Деревянный пол в спальном помещении казармы изношен и требует замены - <данные изъяты>, в комнате для умывания отставание плитки от пола - <данные изъяты>, наблюдается механическое разрушение и выбоины цементного пола - <данные изъяты> Линолеум в спальном помещении, бытовой комнате и комнате досуга требует замены - <данные изъяты> По причине загнивания оконных рам, а также трещин на стеклах, окна подлежат замене в количестве <данные изъяты> шт. Также, в связи с загниванием внутренних дверных блоков, полотен (<данные изъяты>.) и ветхостью входной двери, требуется их замена. <данные изъяты> радиаторов и <данные изъяты> лежака отопления нуждаются в замене. По причине изношенности <данные изъяты> электропроводки, <данные изъяты> розеток, <данные изъяты> выключателей и <данные изъяты> светильников подлежат замене. Требуется установка пожарно-охранной сигнализации и проведение капитального ремонта.
Данный вывод подтверждается актом осеннего осмотра объекта казармы инв. № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным командиром войсковой части № и начальником жилищно – коммунальной службы № «<данные изъяты>».
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № утверждено Положение о Министерстве обороны РФ, в котором закреплены его полномочия.
Минобороны России является уполномоченным федеральным органом. В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны РФ, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Министерство обороны РФ осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (подпункт 68 пункта 7 Положения).
Подпунктом 33 пункта 10 Положения на Министерство обороны РФ возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.
В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статья 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право оперативного управления имеет вещный характер (ст. 216 применяемого Кодекса), и как следствие, не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № «О создании Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно – коммунальное управление» Министерства обороны РФ путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения «Жилищно - эксплуатационная контора № Жилищно – коммунального отдела Квартирно – эксплуатационного управления <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГг. создана указанная организация.
Пунктом 2 данного Приказа определено, что функции и полномочия учредителя ФКБУ «Центральное жилищно – коммунальное управление» Минобороны России (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ) осуществляет Министерство обороны РФ.
В соответствии с п. 3 данного Приказа и п. п. 12. и 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ основной деятельностью Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для обслуживания объектов Министерства обороны РФ Восточного военного округа определен филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по Восточному военному округу, подразделением которого является жилищно – эксплуатационный (коммунальный) отдел № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по Восточному военному округу, обслуживающий, в том числе казарменно – жилищный фонд войсковой части №.
Неудовлетворительное техническое состояние и нуждаемость указанного объекта в капитальном ремонте подтверждены в ходе проведения проверки, о чем представлен акт от ДД.ММ.ГГГГг.
Согласно п. 1.7 Приказа начальника ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии со структурной схемой взаимодействия при капитальном ремонте необходимо организовать взаимодействие с командирами воинских частей по формированию заявок на включение объектов в титульный список объектов, требующих проведения капитального ремонта в ДД.ММ.ГГГГ г. На основании сведений от ЖЭ(К)О филиалов Учреждения сформировать перечень объектов КЖФ, требующих проведения капитального ремонта в ДД.ММ.ГГГГ., утвердить у командующего военного округа и не позднее ДД.ММ.ГГГГ направить в отдел технической подготовки военного округа в соответствии с территориальной принадлежностью объектов.
Во исполнение данного приказа, командиром войсковой части № была сформирована заявка на включение спорного объекта в список объектов, требующих проведение капитального ремонта.
Учитывая, что здание казармы (инв. №), расположенное на территории войсковой части №, находится в неудовлетворительном состоянии, не отвечает установленным требованиям, представленным актом подтверждается необходимость проведения капитального ремонта, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора.
Суд считает обоснованными исковые требования о возложении на Министерство обороны РФ обязанности по проведению технического обследования указанного здания и включению его в титул капитального ремонта, с последующим его проведением.
В соответствии с частью 3 статьи 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Настоящее заявление подано прокурором в суд в интересах неопределенного круга лиц - военнослужащих, членов их семей, обслуживающего здание гражданского персонала, сотрудников контролирующих ведомств Минобороны РФ, прибывающих в здание казармы, поэтому прокурор действовал в рамках предоставленных ему полномочий.
Ненадлежащее исполнение Министерством обороны Российской Федерации обязанностей собственника, вытекающих из бремени содержания принадлежащего ему здания казармы, влечет существенное нарушение условий хранения федеральной собственности, создает реальную угрозу жизни и здоровью военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации и гражданских лиц, осуществляющих свою деятельность в указанном здании, а также предпосылки к наступлению тяжких последствий. Таким образом, в настоящее время, в целях обеспечения сохранности федеральной собственности, безопасности военной службы, имеется необходимость проведения технического обследования здания казармы и включении его в титул капитального ремонта, с последующим его проведением.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░. №) ░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ № <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░