Дело № 2-101/2019
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
07 марта 2019 г. с. Смоленское
Смоленский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Прохоровой В.Д.,
при секретаре Петухове А.В.,
с участием истцов: Ждановой Е.И., Жданова С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ждановой Е.И., Жданова С.Н. к Администрации Смоленского района Алтайского края о признании пострадавшими в результате наводнения,
у с т а н о в и л:
Истцы Жданова Е.И., Жданов С.Н. обратились в суд с иском о признании пострадавшими в результате наводнения, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ они проживали по адресу: <адрес> в жилом доме, принадлежавщем по праву собственности Жданову С.Н. Они являются членами одной семьи и проживают в этом доме по настоящее время. В марте 2018 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера - наводнения, вызванного весенним паводком, часть подворий посёлка <адрес>, в том числе и земельный участок с домом по <адрес>, где они проживают, оказались затопленными. В результате наводнения их семья утратила часть имущества, водой затопило усадьбу дома, огород, подтопило дом, а также все надворныепостройки. В подвале дома хранившиеся овощи (картофель, морковь, свёкла, соленья, варенья) по настоящее время не пригодны к употреблению, находятся в воде. Мебель, находящаяся в доме: 2 шифоньера, комод, книжный шкаф, 2 кровати, диван, тумбовый стол на кухне, холодильник оказались в воде на 40 см. Холодильник сгорел. В омшанике 10 ульев оказались в воде, пчёлы погибли, рамки с сушью оказались в воде и уже не пригодны к использованию; повреждена медогонка. Сгорел насос для подачи питьевой воды в дом, испорчена стиральная машина.В мае 2018 года они обращались в Администрацию Смоленского района Алтайского края с заявлением о включении их в списки на оказание единовременной материальной и финансовой помощи, пострадавших от паводка в марте 2018 года, в связи с утратой имущества первой необходимости. В ответе Администрации разъяснено, что они внесены в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи за частично утраченное имущество в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> района Алтайского края, который утверждён председателеммежведомственной комиссии Смоленского района ДД.ММ.ГГГГ. Данный список был направлен ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в Министерство труда и социальной защиты Алтайского края для проверки и дальнейшего утверждения Председателем Правительства Алтайского края. Список не был утверждён Председателем Правительства Алтайского края, Губернатором Алтайского края, так как постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № режим чрезвычайной ситуации, обусловленной паводковой обстановкой на территории Алтайского края, снят.
Просили признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате наводнения, вызванного весенним паводком на территории <адрес>, Алтайского края в марте 2018 года. Признать за ними право на получение финансовой помощи, выплачиваемой за счёт средств резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размере 50000 рублей на человека в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, в соответствии с подпунктом «д» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».Обязать администрацию Смоленского района Алтайского края включить их в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возникшей в результате наводнения, вызванного весенним паводком в марте 2018 года, с целью получения выплат за счёт средств «Резервного фонда» Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании истец Жданова Е.И. настаивала на удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на те же доводы, что изложены ею в иске. Дополнительно суду пояснила, что в результате наводнения, произошедшего в марте 2018 г., их дом был затоплен, вода находилась в доме, в связи с чем, пострадало имущество: сгорел холодильник, так как находился в воде, не пригоден к эксплуатации, шкаф для посуды нижняя тумба разбухла, они его не выбросили только из-за того, что его не чем заменить, одну кровать выбросили, на второй заменили матрас, диван все лето сушили, еще не выбросили, так как нечем заменить, газовая плита пришла в негодность вся была в иле, выбросили, сгорел насос для подачи воды, находился в подполье, центрального водоснабжения в доме нет, котел в отопительной печи также пришел в негодность, вся печь осела, ей требуется ремонт, эксплуатировать её нельзя. Просила удовлетворить иск.
Истец Жданов С.Н. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные истцом Ждановой Е.И., просил удовлетворить иск. Дополнительно пояснил, что вода в доме стояла три недели на уровне не менее 50 см., в связи с чем, обрушилась штукатурка на стенах, обои пришли в негодность и ДВП, которым были обшиты стены, требуется ремонт. В подполе обрушились все стены, печь стояла на тумбе, она тоже осела, в связи с чем, печи требуется ремонт. В виду того, что у них отсутствуют денежные средства для ремонта жилья, пострадавшего в результате наводнения, они вынуждены временно проживать в другом жилом помещении.
Представители ответчика - Администрации Смоленского района Алтайского края, третьих лиц: Министерства труда и социальной защиты Алтайского края, Администрации Солоновского сельсовета Смоленского района Алтайского края, Управления социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. Представитель ответчика и представители третьих лиц Администрации Сололновкого сельсовета Смоленского района Алтайского края, Управления социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам в письменных заявлениях, поступивших в адрес суда, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд в соответствии с ч. 3, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон.
Выслушав пояснения истцов, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. з ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст.1 Федерального Закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подп. «л» п. 1 ст. 11 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Эти же положения закреплены в ч. 1 ст. 25 Закона Алтайского края от 17 марта 1998 № 15-ЗС «О защите населения и территорий Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (в ред. от 30 мая 2018 № 627).
Согласно п. 1 указанных Правил, они устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинён ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причинённого при пресечении террористического акта правомерными действиями.
В соответствии с п.1(1) настоящих Правил «имуществом первой необходимости» считается - минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приёма пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котёл отопительный (переносная печь).
В силу п.п. «г» и «д» п. 2 данных Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: г) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека; д) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчёта за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тысяч рублей на человека).
В соответствии с п. 2 (1) указанных Правил, выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
При этом, критериями утраты имущества первой необходимости в соответствии с п. 2 (2) настоящих Правил являются: а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования; б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
На основании распоряжения Правительства РФ от 24 мая 2018 года № 969-р выделены Правительству Алтайского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с ДД.ММ.ГГГГ на территории Алтайского края, бюджетные ассигнования.
Постановлением Правительства Алтайского края № 179 от 25 мая 2018 года утверждён Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими ДД.ММ.ГГГГ на территории Алтайского края (далее Порядок).
В соответствии с п.п. «а» и «б» п. 1.1 указанного Порядка установлено, что он подготовлен с целью предоставления следующих единовременных денежных выплат в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с ДД.ММ.ГГГГ года на территории Алтайского края (далее - «чрезвычайная ситуация»): а) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека (далее - «единовременная материальная помощь»); б) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчёта за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество ~ 100 тысяч рублей на человека) (далее - «финансовая помощь в связи с утратой имущества»).
В силу п. 2.1, п. 2.2, п. 2.3 и п. 2.4 указанного Порядка получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества (далее также - «денежные выплаты») являются граждане, нуждающиеся в получении денежных выплат в результате чрезвычайной ситуации.
К категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации (далее - «зона затопления»).
Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства или пребывания в зоне затопления (далее - «по месту жительства»), подтверждённому регистрацией.
При отсутствии регистрации по месту жительства факт проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке.
Единовременная материальная помощь предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации.
Финансовая помощь в связи с утратой имущества предоставляется на основании списков граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (полной или частичной) в результате чрезвычайной ситуации.
Списки граждан, указанные в пунктах 2.4 настоящего Порядка, формируются межведомственными комиссиями, создаваемыми в городских округах (муниципальных районах), пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Указанные списки утверждаются руководителями межведомственных комиссий или их заместителями и подписываются: главами городских округов (главами администраций муниципальных районов) и сельских поселений или их заместителями; руководителями территориальных подразделений по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю; руководителями отделов (управлений) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администраций городских округов (муниципальных районах), или их заместителями (п. 2.5. Порядка).
Межведомственные комиссии организуют составление актов обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Акты обследования: подписываются членами межведомственной комиссии и гражданами, проживающими в жилых помещениях, попавших в зону затопления; согласовываются с руководителями отделов (управлений) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администраций городских округов (муниципальных районах), или их заместителями; утверждаются руководителями органов местного самоуправления или их заместителями (п.2.6. Порядка).
Как следует из представленных документов, истцы на период возникновения чрезвычайной ситуации на территории <адрес> района были зарегистрированы и фактически проживали по адресу: <адрес>, что подтверждается копиями паспортов истцов, справкой администрации <адрес> сельсовета, копией домовой книги, согласно которой Жданова Е.И., Жданов С.Н. зарегистрированы по месту жительства и проживали по <адрес> (л.д. 5-8, 11-12), а так же пояснениями истцов и свидетелей в судебном заседании.
В соответствии с Постановлением Администрации <адрес> района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ «О ведении режима чрезвычайной ситуации для органов управления Смоленской территориальной системы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации» (л.д. 31) в связи с установившимися высокими среднесуточными температурами, интенсивным снеготаянием и выпавшими осадками произошло подтопление талыми водами нескольких населенных пунктов <адрес>, в связи с чем, с ДД.ММ.ГГГГ введён режим «Чрезвычайной ситуации» для органов управления Смоленской территориальной подсистемы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, границы зоны чрезвычайной ситуации определены в границах района.
Как следует из заявлений Ждановой Е.И. о включении её и члена её семьи - Жданова С.Н. в списки пострадавших от наводнения на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество (л.д. 36, 37), она обращалась в Администрацию Смоленского района Алтайского края с соответствующими заявлениями - ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу Администрации <адрес> района от ДД.ММ.ГГГГ за № на заявление от ДД.ММ.ГГГГ на л.д. 15, Жданова Е.И. и Жданов С.Н. включены Администрацией <адрес> района Алтайского края в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи за частично утраченное имущество в результате паводка вызванного сильными дождями, прошедшими ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> района Алтайского края, который утверждён председателем межведомственной комиссии <адрес> района ДД.ММ.ГГГГ. Данный список был направлен ДД.ММ.ГГГГ Администрацией района в Министерство труда и социальной защиты Алтайского края для проверки и дальнейшего утверждения Председателем Правительства Алтайского края. Список не был утверждён Председателем Правительства Алтайского края, Губернатором Алтайского края, так как постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № режим чрезвычайной ситуации обусловленный паводковой обстановкой на территории Алтайского края, снят. В настоящее время оснований у Правительства Алтайского края для очередного обращения в Правительство Российской Федерации о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на проведение компенсационных выплат пострадавшим гражданам, нет.
Дом, находящийся по адресу <адрес> в соответствии с постановлением Администрации <адрес> района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка населённых пунктов, улиц и домов, попавших в зону подтопления в марте 2018 года на территории <адрес> Алтайского края» находился в зоне подтопления. В связи с чем, доводят до их сведения, что им необходимо обращаться в суд общей юрисдикции.
Согласно ответу на запрос суда № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника отдела Управления социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам ФИО6 на л.д. 26, Ждановой Е.И., Жданову С.Н., зарегистрированным по адресу: <адрес>, выплата финансовой помощи в связи с чрезвычайной ситуацией в 2018 году не производилась. Выплата единовременной материальной помощи в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по ДД.ММ.ГГГГ на территории Алтайского края №-П от ДД.ММ.ГГГГ Ждановой Е.И. и Жданову С.Н. произведена ДД.ММ.ГГГГ в размере 10000 рублей каждому.
Согласно списку (дополнительному) граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи за частично утраченное имущество в результате паводка на территории <адрес> Алтайского края в марте 2018, утвержденного руководителем межведомственной комиссии <адрес> Алтайского края ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34,35) за номерами 14 и 15 в данный список были включены истцы: Жданов С.Н., Жданова Е.И. Необходимые бюджетные ассигнования 50 тыс. руб. на каждого.
Как следует из показаний свидетеля ФИО8, семью Ждановых он знает как жителей села, Жданов С.Н. обращался к нему за помощью когда было наводнение в 2018 г., необходимо было перевезти имущество из дома в другой дом. Он видел, что их дом по <адрес> находился в воде, вода зашла в дом на уровень выше пола не менее 30 см. Все имущество, находившееся в доме, было в воде - холодильник, мебель, плавали паласы. Так как вода в доме стояла не менее трех недель, полагает, что все имущество, которое было затоплено, пострадало. Также у них пострадал насос для воды, находился в подполье, так как в доме нет централизованного водоснабжения.
Согласно показаниям свидетеляФИО9 в марте 2018 г. в их поселке было наводнение, усадьба дома, где проживают истцы Ждановы, пострадала, вода заходила в их дом выше пола, все имущество, находившееся в доме, стояло в воде. Он помогал им перевозить животных - поросят, кур. Полагает, что поскольку вода в доме стояло долго, около трех недель, все имущество в доме пострадало.
У суда нет оснований ставить под сомнение истинность фактов, сообщённых свидетелями, данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела, нет. Показания свидетелей об обстоятельствах свидетельствующих о подтоплении жилого дома и имуществе, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации, находившееся в доме, в котором проживают истцы, не противоречат другим материалам дела, а наоборот согласуются с ними.
В судебном заседании из пояснений истцов и свидетелей установлено, что земельный участок и жилой дом, в котором проживают истцы, был подтоплен в результате паводка талыми водами в марте 2018 года, что также не оспаривалось ответчиком и подтверждено, как письменным отказом во включении в списки на оказание единовременной материальной помощи Администрации <адрес> Алтайского края, выданной истцу Ждановой Е.И., Постановлением Администрации <адрес> Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка населённых пунктов, улиц и домов, попавших в зону подтопления в марте 2018 года на территории Смоленского <адрес> Алтайского края», согласно которому, жилой дом по <адрес>, включен в указанный список (л.д. 32-33).
Как следует из пояснений истцов и свидетелей, в результате паводка земельный участок и жилой дом были затоплены, кроме того, вода зашла в дом, мебель, находящаяся в доме оказались в воде, в том числе пришли в негодность: холодильник, насос для подачи воды, отопительный котел в печи. В результате паводка дом пострадал настолько, что истцы вынуждены в нем не проживать до проведения ремонта.
Исходя из чего, суд приходит к выводу о том, что в результате паводковой ситуации были нарушены условия жизнедеятельности истцов, поскольку были созданы препятствия для их нормальной жизнедеятельности. Это же подтверждается и информацией Управления социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам о выплате истцам единовременной материальной помощи в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими с 23 по ДД.ММ.ГГГГ на территории Алтайского края в размере 10000 руб. каждому (л.д. 26).
Обсуждая обоснованность заявленного требования относительно признания права истцов на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, суд приходит к следующему.
До внесения изменений в Правила, при определении степени утраты имущества первой необходимости (полной или частичной) в результате чрезвычайной ситуации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий было рекомендовано руководствоваться Методическим рекомендациям № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно утверждённым МЧС России Методическим рекомендациям № от ДД.ММ.ГГГГ по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котёл отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.
Изменения, которые были внесены в Правила постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, определяют те же критерии имущества первой необходимости, а также понятия частичной утраты имущества первой необходимости.
Для включения истцов в списки граждан нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости и признании за ними права на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой ими имущества первой необходимости в размере 50000 рублей на человека, необходимо наличие одновременно следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства и утрата гражданином частично имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
При этом, критериями частичной утраты имущества первой необходимости являются: приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
В подтверждение факта частичной утраты имущества первой необходимости истцами представлен акт обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, вызванной последствием паводка 2018 года на территории <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в качестве утраченного имущества указаны: холодильник, шкаф для посуды, диван, кровать, котёл отопительный, газовая плита (л.д. 14, 33). Данный акт утверждён главой <адрес> и согласован с начальником отдела ГО и ЧС Администрации Смоленского <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, подписан всеми членами комиссии в составе пяти человек.
Из имущества, указанного истцами и отражённого в данном акте, как утраченное, относится к имуществу первой необходимости в соответствии с п. 1(1) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» холодильник, диван, кровать, котёл отопительный, шкаф для посуды, газовая плита. При этом, указанное имущество должно находится в состоянии, непригодном для дальнейшего использования.
Из пояснений истцов и свидетелей в судебном заседании следует, что в результате чрезвычайной ситуации было полностью утрачено следующее имущество: холодильник, кровать, котел отопительный, газовая плита, указанные предметы не используются истцами по назначению, пришли в негодность, то есть, полностью утрачены, не подлежат ремонту. Кроме того, как пояснили истцы, у них сгорел насос для подачи воды в дом.
Учитывая, что истцами представлены допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что перечисленное в акте и указанное ими в иске имущество пришло в полную непригодность, следовательно, условия, предусмотренные п. 2(2) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», соблюдены, поскольку критериями частичной утраты имущества первой необходимости является приведение не менее 3 предметов имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования, в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, следовательно, заявленные исковые требования в данной части, также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ 23 ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 50000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ «░» ░░░░░░ 2 ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ 23 ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░