Дело № 2-9519/2021 Дело № 33-135/2022
Судья Новикова Н.И. (№ 33-4363/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 января 2022 года г. Якутск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Холмогорова И.К., Топорковой С.А., при секретаре Колочевой К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 01 ноября 2021 года, которым
по гражданскому делу по иску Стреловой И.Г. к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокуратуре Республики Саха (Якутия) о зачете периодов работы в специальный стаж, обязании назначить пенсию за выслугу лет с выплатой выходного пособия, изменении формулировки основания увольнения
ПОСТАНОВЛЕНО:
в удовлетворении иска Стреловой И.Г. к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокуратуре Республики Саха (Якутия) о зачете периодов работы в специальный стаж, обязании назначить пенсию за выслугу лет с выплатой выходного пособия, изменении формулировки основания увольнения - отказать.
Заслушав доклад судьи Бережновой О.Н., объяснения представителя истца Хоютанова Г.В., представителей ответчиков прокурора Марковой Д.Р., прокурора отдела кадров Прокуратуры Республики Саха (Якутия) Холмогоровой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стрелова И.Г. обратилась с иском к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокуратуре Республики Саха (Якутия) о зачете периодов работы в специальный стаж, обязании назначить пенсию за выслугу лет с выплатой выходного пособия, изменении формулировки основания увольнения, указывая, что проходила службу в органах прокураторы с 04.11.1992 по 03.07.2019:
- с 04.11.1992 по 01.11.1993 замещала должность ********;
- с 19.04.1994 по 03.09.2007 – замещала должность ********;
- с 03.09.2007 по 29.08.2014 – замещала в должность ********;
- с 01.09.2014 по 03.07.2019 занимала должности ********.
Приказом прокурора РС (Я) от 27.06.2019 № ... 03.07.2019 истец Стрелова И.Г. освобождена от должности ******** и уволена по собственной инициативе.
В период прохождения службы в органах прокуратуры осуществляла профессиональную служебную деятельность по обеспечению исполнения полномочий федерального органа. В должностные обязанности входили права и обязанности, которые не менялись при ее переводах из одного вида государственной службы на другой вид, в одном и том же федеральном органе на протяжении всего периода прохождения государственной службы.
25.02.2021 истец обратилась в комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации по разрешению спорных вопросов обеспечения прокурорских работников и членов их семей с заявлением о зачете в стаж для назначения пенсии за выслугу лет периодов работы с 04.11.1992 по 01.11.1993, с 19.04.1994 по 03.09.2007, с 03.09.2007 по 29.08.2014. Решением комиссии от 31.03.2021 обращение истца снято с рассмотрения ввиду того, что данный вопрос не является спорным, поскольку не урегулирован действующим законодательством.
Не согласившись с решением, истец Стрелова И.Г. обратилась с жалобой на решение комиссии от 31.03.2021. Согласно ответу за подписью заместителя Генерального прокурора РФ от 20.05.2021 № ... жалоба оставлена без удовлетворения.
31.05.2021 истец повторно обратилась с обращением. 15.06.2021 по результатам рассмотрения обращения начальником отдела пенсионного обеспечения Главного управления кадров дан ответ об отсутствии оснований для зачета спорных периодов в стаж для назначения пенсии за выслугу лет.
С учетом уточнения исковых требований истец просит суд признать незаконными решение комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 31.03.2021 о снятии с рассмотрения ее обращения о зачете в выслугу лет для назначения пенсии периодов работы в органах прокуратуры в качестве специалистов федеральной государственной гражданской службы и в должностях федеральной государственной гражданской службы в прокуратуре Республики Саха (Якутия); решение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 20.05.2021 № ...; решение начальника отдела пенсионного обеспечения Главного управления кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15.06.2021 № ...; обязать прокуратуру Республики Саха (Якутия) включить в стаж в соответствии с пунктом «а» ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» периоды работы: с 04.11.1992 по 01.11.1993, с 19.04.1994 по 03.09.2007, с 03.09.2007 по 29.08.2014; принять решение о назначении пенсии за выслугу лет с 04.07.2019; выплатить выходное пособие в размере 20-ти месячных должностных окладов (окладов по должности) с доплатой за классный чин; изменить формулировку увольнения, дополнив словами «в связи с выходом на пенсию за выслугу лет»; взыскать с ответчиков понесенные судебные расходы на представителя в размере 28 000 руб., по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с вынесенным решением суда, представитель истца Хоютанов Г.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Истец Стрелова И.Г. надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного заседания в суд не явилась, ходатайств об отложении дела не заявляла.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п. 2 ч. 1 ст. 14, ст. 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (vs.jak.sudrf.ru, раздел «Судебное делопроизводство»).
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и принимая во внимание, что стороны извещены о времени и месте судебного заседания в срок достаточный для подготовки и обеспечения явки в судебное заседание, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель истца Хоютанов Г.В. поддержал доводы апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции.
Представители ответчиков Маркова Д.Р., Холмогорова В.А. полагали решение суда законным и обоснованным просили решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражение относительно нее, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой.
Пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих производится в настоящее время на основании Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Из анализа статьи 15 этого Федерального закона во взаимосвязи с его статьей 2, включающей прокурорских работников в понятие "военнослужащие", следует, что пенсионное обеспечение прокурорских работников осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", устанавливающим для лиц, несущих военную службу и службу в правоохранительных органах, право на получение пенсии за выслугу лет, являющуюся по своему характеру специальным трудовым стажем, приобретаемым в процессе такой службы.
Статья 54 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" относит к прокурорским работникам прокуроров и следователей, а также других работников органов и учреждений прокуратуры, имеющих классные чины (воинские звания). В соответствии с пунктом 2 статьи 44 этого Закона пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей; пенсионное обеспечение иных прокурорских работников осуществляется в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении государственных служащих.
Таким образом, на прокурорских работников, указанных в приведенной норме, распространяется действие Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и принятого в его развитие Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (в ред. от 18 августа 2007 г.), которые устанавливают виды пенсий, условия, определяющие право на их получение, размеры пенсий, порядок их назначения и выплаты.
В статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 определены периоды службы (работы, учебы), засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсии лицам, на которых распространяется действие этих нормативных правовых актов. Работа в центральных и территориальных органах и их аппаратах, а также на освобожденных выборных должностях в парткомах в указанные периоды не включена.
Положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942, согласно его пункту 1, определяет особенности исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий прокурорам, следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям.
На других работников органов и учреждений прокуратуры, относящихся к прокурорским работникам, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении государственных служащих, данное Положение не распространяется (Решение Верховного Суда РФ от 10.09.2007 N ГКПИ07-892).
Положение определяет порядок исчисления выслуги лет для указанной в нем категории прокурорских работников не произвольно, а в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, конкретизирует и дополняет его положения, позволяя засчитывать в выслугу лет периоды работы (службы) в других должностях, не упомянутых в вышеназванных нормативных правовых актах.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Стрелова И.Г. проходила службу в органы прокураторы, замещала следующие должности:- с 04.11.1992 по 01.11.1993 должность ********; с 19.04.1994 по 01.06.2002 должность ********; с 03.09.2007 по 29.08.2014 должность ********; с 01.09.2014 должность ********.
На основании приказа прокурора РС (Я) от 27.06.2019 № ... от 03.07.2019 истец Стрелова И.Г. освобождена от должности ******** и уволена по инициативе работника.
25.02.20121 истец Стрелова И.Г. обратилась в комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации по разрешению спорных вопросов обеспечения прокурорских работников и членов их семей с заявлением о рассмотрении спорного вопроса о зачете в стаж для назначения пенсии за выслугу лет периодов работы с 04.11.1992 по 01.11.1993, с 19.04.1994 по 03.09.2007, с 03.09.2007 по 29.08.2014.
Решением комиссии от 31.03.2021 обращение истца снято с рассмотрения ввиду того, что данный вопрос не является спорным, поскольку не урегулирован действующим законодательством (л. д. 13,14).
21.04.2021 истец Стрелова И.Г. обратилась в Генеральную прокуратуру Российской Федерации о несогласии с решением комиссии Генеральному прокурору Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации не нашел оснований для отмены оспариваемого решения (л. д.15).
31.05.2021 истец Стрелова И.Г. вновь обратилась в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой повторного рассмотрения ее вопросов, в ответ на её обращение начальником отдела пенсионного обеспечения Главного управления кадров 15.06.2021 дан ответ об отсутствии оснований для зачета спорных периодов в стаж для назначения пенсии за выслугу лет (л. д.16-18).
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, применив указанные положения нормативных правовых актов, обоснованно исходил из того, что у Стреловой И.Г. не возникло право на включение в выслугу лет для назначения пенсии периодов ее работы истца с 04.11.1992 по 01.11.1993, с 19.04.1994 по 03.09.2007, с 03.09.2007 по 29.08.2014 в указанных должностях в органах прокуратуры, поскольку должности, замещаемый истцом в указанные периоды, не указаны в п. 3 Положения об исчислении выслуги лет, в связи с чем решение комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по разрешению спорных вопросов обеспечения прокурорских работников и членов их семей от 31.03.2021 является законным и обоснованным, последующие ответы на обращение Стреловой И.Г. от 20.05.2021, 15.06.2021 также обоснованны. Оснований для назначения пенсии за выслугу лет с 04.07.2019, выплаты выходного пособия, изменении формулировки увольнения не имеется.
Судебная коллегия соглашается с приведенными в решении суда выводами и не находит оснований для отмены постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы истца.
Пункт 3 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям содержит исчерпывающий перечень должностей, служба на которых дает право на пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Положением. Должности, замещаемые истцом в спорные периоды, не указаны в п. 3 указанного Положения.
При этом, как правильно указано в возражении на апелляционную жалобу, истец и его представитель неверно трактуют понятия «государственная должность Российской Федерации» и «государственная должность федеральной государственной службы».
Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» утвержден сводный перечень государственных должностей, к которым среди прочих относится должность Генерального прокурора Российской Федерации.
В Указе Президента Российской Федерации от 03.09.1997 № 981, на который ссылается истец, содержится перечень государственных должностей федеральной государственной службы, в настоящее время относящихся к должностям государственной службы. Указанное понятие применялось до вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Доводы апелляционной жалобы о том, что зачету в выслугу лет подлежат периоды замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации основаны на неправильном толковании норм материального права, так как действие постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" распространяется на прокуроров с учетом особенностей прохождения службы в органах и организациях прокуратуры, то есть только в части абзаца 10 подпункта «г» пункта 3 указанного постановления.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судом обстоятельств.
Руководствуясь ст. ст. ст. ст. 327, 328, 329, 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 01 ноября 2021 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий