№2-708/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Камышла 22 декабря 2014 г.
Клявлинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Сагировой Р.Р., при секретаре Сытдиковой А.С., с участием помощника прокурора Камышлинского района Самарской области Рябова И.Ф., представителя администрации сельского поселения Новое Усманово муниципального района Камышлинский Самарской области Зарипова А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Камышлинского района в интересах неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо администрация сельского поселения Новое Усманово муниципального района Камышлинский Самарской области, об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
прокурор Камышлинского района Самарской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо администрация сельского поселения Новое Усманово муниципального района Камышлинский Самарской области, об оспаривании бездействия органа местного самоуправления. В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой Камышлинского района проанализировано состояние правового регулирования в сфере создания и использования органами местного самоуправления, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, в ходе которого установлено, что администрацией сельского поселения Новое Усманово муниципального района Камышлинский Самарской области не разработан и не принят порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Как следует из пункта 3.2 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 69-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения. Пунктом 5 ч. 1 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 6 Федерального закона РФ от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации; осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий. Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. Согласно информации сельского поселения следует, что до настоящего времени порядок (далее Порядок) создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, не разработан и не принят. Таким образом, отсутствие указанного Порядка нарушает права неопределенного круга лиц, в отношении которых осуществляется муниципальный контроль и закрепленные законодательством о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей принципы при осуществлении муниципального контроля, что создает коррупционные предпосылки т.к. отсутствие или неполнота административных процедур является коррупционным фактором. В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Просил признать бездействие администрации сельского поселения Новое Усманово муниципального района Камышлинский, выразившееся в не разработке и не в принятии нормативного правового акта - порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, незаконным. Обязать администрацию сельского поселения Новое Усманово муниципального района Камышлинский разработать и принять нормативный правовой акт - порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
В судебном заседании помощник прокурора Камышлинского района Самарской области Рябов И.Ф., поддержал доводы, изложенные в заявлении, и просил признать бездействие администрации сельского поселения Новое Усманово муниципального района Камышлинский, выразившееся в не разработке и не в принятии нормативного правового акта - порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, незаконным. Обязать администрацию сельского поселения Новое Усманово муниципального района Камышлинский разработать и принять нормативный правовой акт - порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
В судебном заседании представитель администрации сельского поселения Новое Усманово муниципального района Камышлинский Самарской области Зарипов А.Р. признал заявленные требования прокурора и пояснил, что действительно администрацией сельского поселения Новое Усманово муниципального района Камышлинский Самарской области не разработан и не принят порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Суд, выслушав объяснения, лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что заявление прокурора Камышлинского района Самарской области обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Камышлинского района проанализировано состояние правового регулирования в сфере создания и использования органами местного самоуправления, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, в ходе которого установлено, что администрацией сельского поселения Новое Усманово муниципального района Камышлинский Самарской области не разработан и не принят порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Как следует из пункта 3.2 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 08.11.2007 № 69-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 14, п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Федерального закона РФ от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации; осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Судом установлено, что согласно информации сельского поселения следует, что до настоящего времени порядок (далее Порядок) создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, не разработан и не принят.
Таким образом, отсутствие указанного Порядка нарушает права неопределенного круга лиц, в отношении которых осуществляется муниципальный контроль и закрепленные законодательством о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей принципы при осуществлении муниципального контроля, что создает коррупционные предпосылки т.к. отсутствие или неполнота административных процедур является коррупционным фактором.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Поскольку в судебном заседании установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, а администрация поселения является исполнительно - распорядительным органом поселения, следовательно, как исполнительно-распорядительный орган администрация сельского поселения Новое Усманово муниципального района Камышлинский Самарской области должна установить порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать бездействие администрации сельского поселения Новое Усманово муниципального района Камышлинский, выразившееся в не разработке и не в принятии нормативного правового акта - порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, незаконным.
Обязать администрацию сельского поселения Новое Усманово муниципального района Камышлинский разработать и принять нормативный правовой акт - порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд Самарской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2014 года.
Судья (подпись) Сагирова Р.Р.