Докладчик Стародубцева Л.И. Апелляционное дело № 33-2184/2017
Судья Ильин В.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 мая 2017 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,
судей Стародубцевой Л.И., Филимоновой И.В.,
при секретаре Яковлеве А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Семенова В.О. к администрации Цивильского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, поступившее по апелляционной жалобе администрации Цивильского района Чувашской Республики на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 15 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Стародубцевой Л.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Семенов В.О. обратился в суд с иском к администрации Цивильского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенноежилоепомещение в соответствии с законодательством, регулирующим порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Требования мотивированы тем, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации Опытного сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики от 12 апреля 2013 г. №62 он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список граждан, имеющих право на обеспечение жильем на льготных условиях. Истец полагает, что в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он обладает правом на обеспечение жилым помещением, в связи с чем должен быть обеспечен жилым помещением не ниже установленных социальных норм вне очереди, однако до настоящего времени жилым помещением в установленном законом порядке не обеспечен, просит исковые требования удовлетворить.
Истец Семенов В.О. надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика администрации Цивильского района Чувашской Республики – Сердюк А.Б. исковые требования не признал.
Третьи лица Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в судебное заседание не явились, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили.
Решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 15 февраля 2017 г. постановлено: «Иск Семенова В.О. к администрации Цивильского района Чувашской Республики о предоставлении благоустроенного жилого помещения по установленным нормам действующего законодательства удовлетворить.
Обязать администрацию Цивильского района Чувашской Республики предоставить Семенову В.О. благоустроенное жилое помещение, предназначенное для проживания детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм».
Данное решение обжаловано администрацией Цивильского района Чувашской Республики по мотивам незаконности и необоснованности.
В своей апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на отсутствие у истца права на внеочередное обеспечение жильем, поскольку согласно действующему законодательству реализация права должна быть произведена в порядке очередности списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из времени поступления заявления. В настоящее время у администрации свободных помещений для предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений не имеется и в случае предоставления жилого помещения Семенову В.О. будут нарушены права других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Изучив материалы дела,доводыапелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилыепомещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
В целях реализации вышеуказанных полномочий в ч.2 ст.23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. №42 «О регулировании жилищных отношений» установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
В соответствии с ч.12 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. №42 «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Семенов В.О., <дата> года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации Опытного сельского поселения Цивильского района Чувашской Республики от 12 апреля 2013 г. №62 Семенов В.О. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Факт нуждаемости Семенова В.О. в улучшении жилищных условий и право на обеспечение его жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», стороной ответчика, третьими лицами не оспаривается.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Семенов В.О. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список для обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда, имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, так как он является правильным, основан на правовых нормах, регулирующих спорные правоотношения.
В апелляционной жалобе указано, что обеспечение Семенова В.О. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения возможно лишь в порядке очередности, поскольку предоставлением жилья вне очереди будут нарушены права других лиц, включенных в список по обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
Между тем, судебная коллегия полагает, что изложенные в апелляционной жалобе доводы являются несостоятельными.
Так, Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не устанавливает очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
По своей сути формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. При этом необходимость формирования списка льготной категории граждан служит целям предварительного планирования числа нуждающихся и призвана обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для получения жилья, но не с целью формирования очередности в обеспечении жильем по времени включения в список.
При этом право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. В связи с этим жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом юридически значимых обстоятельств. Ни Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни Закон Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием отказа в обеспечении указанной категории граждан в порядке, определенном федеральным законодательством.
Следовательно, наличие других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями таких лиц, на что указывается в апелляционной жалобе, не должно ограничивать гарантированное истцу право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке и, соответственно, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленные доказательства оценил в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, не допустил, оснований для отмены решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Выводы суда соответствуют материалам дела, исследованным доказательствам и требованиям закона.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу администрации Цивильского района Чувашской Республики на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 15 февраля 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А.Блинова
Судьи Л.И.Стародубцева
И.В.Филимонова