Решение по делу № 2-3889/2018 от 02.04.2018

Дело № 2-3889/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 сентября 2018 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.

При секретаре Серикове Р.В.,

С участием представителей ответчика Хариной Л.В., Кузнецовой Е.Г.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесовой Светланы Владимировны к Военному комиссариату Амурской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца, обязании назначить пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Колесова С.В. обратилась в суд с данным исковым заявлением к Военному комиссариату Амурской области, в обоснование заявленных требований указав, что 31.01.2018 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца. Решением Военного комиссариата Амурской области в назначении пенсии по случаю потери кормильца ей было отказано. С указанным решением истец не согласна, считает его незаконным. На момент обращения к ответчику с указанным заявлением истец не работала. На момент смерти пенсия ВА – супруга истца составляла 40122 рубля 94 копейки, пенсия Колесовой С.В. составляет 14660 рублей 75 копеек. Доходы умершего значительно превышали доходы заявителя и использовались для приобретения питания, оплаты коммунальных услуг и обеспечения иных жизненных нужд. Размер пенсии Колесовой С.В. в 3,2 раза меньше ежемесячной суммы, получаемой при жизни ВА, помощь супруга являлась для истца существенной материальной помощью и источником средств к существованию, постоянным доходом в качестве средств к существованию.

На основании изложенного истец Колесова С.В. просила суд признать решение Военного комиссариата Амурской области № 83 от 13.02.2018 года незаконным, обязать Военный комиссариат Амурской области назначить Колесовой С.В. пенсию по потере кормильца с момента вынесения решения судом.

Будучи извещенной о месте и времени судебного заседания в него не явилась истец, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении не заявляла. Учитывая мнение представителей ответчика, а также положения ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассматривать дело в отсутствие неявившегося истца.

В судебном заседании представители ответчика с исковыми требованиями не согласились, в обоснование своей позиции, также изложенной в письменном виде, указали, что ВА с 17.02.1993 года являлся получателем пенсии за выслугу лет от Минобороны России, пенсия назначена и выплачивалась военным комиссариатом Амурской области, выплата пенсии была прекращена с 01.11.2017 года в связи со смертью пенсионера. По смыслу ст. 29 Закона № 4468-1 право на назначение пенсии по случаю потери кормильца наступает, если нетрудоспособный супруг (достигший возраста 55 лет – для женщин) умершего состоял на его иждивении; нетрудоспособный супруг (достигший возраста 55 лет – для женщин) умершего после смерти этого кормильца утратил источник к существованию. Для назначения пенсии по случаю потери кормильца Колесовой С.В. необходимо установление факта ее нахождения на иждивении ВА на момент его смерти, либо утраты средств к существованию после его смерти. 15.02.2018 года комиссией военного комиссариата Амурской области по установлению фактов нахождения на иждивении заявление Колесовой С.В. было рассмотрено и вынесено решение о невозможности признания факта нахождения на иждивении умершего супруга, так как соотношение доходов супругов не позволяет сделать вывод, что Колесова С.В. находилась на полном содержании мужа или его помощь была для нее постоянным и основным источником средств к существованию. Истцу было разъяснено о возможности установления факта нахождения на иждивении мужа в судебном порядке. Представители ответчика просили в удовлетворении исковых требований Колесовой С.В. отказать.

Выслушав пояснения представителей ответчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ст.ст. 7, 39 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита населения, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Как следует из п.п. 1, 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. № 1082, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Положения о Военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 г. № 1609, Военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Руководство служебной деятельностью военных комиссариатов осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через командующих войсками военных округов (п. 7).

Пунктом 9 Положения установлено, что в структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе отделы по муниципальным образованиям (далее - отделы (муниципальные), подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения.

Основные подразделения и центры (отделы) социального обеспечения осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых военными комиссарами. Начальникам отделов (муниципальных) военными комиссарами выдаются доверенности на осуществление служебной деятельности.

Подп. 39, 40 п. 17 Положения о военных комиссариатах предусмотрено, что одной из основных задач военных комиссариатов является осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации; реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам;

Военный комиссариат Амурской области является территориальным органом Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, входит в состав Восточного военного округа, является самостоятельным юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента № 1609 от 07.12.2012 года.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, а также подтверждается справой военного комиссариата № 38 от 05.03.2018 года, удостоверением Амурского облвоенкомата от 20.05.1993 года, удостоверением серии *** от 07.07.1997 года, что ВА являлся получателем пенсии по линии Минобороны России.

Как следует из свидетельства о заключении брака серии *** от 20.10.1973 года, между ВА и СВ зарегистрирован брак 20 октября 1973 года, после заключения брака истцу присвоена фамилия Колесова.

Из свидетельства о смерти от 04.10.2017 года, выданного отделом ЗАГС по г. Шимановск и Шимановскому району управления ЗАГС Амурской области серии ***, следует, что ВА умер 04 октября 2017 года.

31 января 2018 года Колесова С.В. обратилась в Военный комиссариат Амурской области с заявлением о признании факта нахождении ее на иждивении умершего 04.10.2017 года ВА с целью дальнейшего получения пенсии по случаю потери кормильца.

Протоколом № 83 заседания комиссии военного комиссариата Амурской области по признанию факта нахождения Колесовой С.В. на иждивении ВА от 13.02.2018 года комиссией было принято решение о невозможности признания факта нахождения Колесовой С.В. на иждивении умершего супруга ВА на день его смерти 04.10.2017 года.

Колесова С.В. не согласилась с указанным протоколом, в связи с чем инициировала в суд данное заявление.

В соответствии со ст. 50 Закона РФ 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службой безопасности Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Согласно ст. 28 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.

В силу данной нормы факт нахождения на иждивении имеет значение только для нетрудоспособных членов семьи.

При этом, согласно части 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", члены семьи умершего военнослужащего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

В свою очередь, в силу части второй ст. 29 Закона независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте "в" настоящей статьи.

Перечень нетрудоспособных членов семьи приведен в части 3 ст. 29 данного Закона, которая к данной категории относит супругов, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами (пункт "б"); а также супругов независимо от возраста и трудоспособности, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работают (пункт "в").

В судебном заседании установлено, что Колесова С.В. является получателем пенсии по старости с 07.01.2006 года, ей установлен размер страховой пенсии по старости в размере 14 460 рублей 75 копеек.

Согласно вкладышу в трудовую книжку серии ***, заполненному 03.06.1984 года, в период с 01.04.2012 года по 01.12.2017 года Колесова С.В. работала в ООО «Аптека».

Комиссией по признанию факта нахождения на иждивении военного комиссариата Амурской области при рассмотрении вопроса о признании факта нахождения Колесовой С.В. на иждивении ВА установлено, что на дату смерти ВА доход истца составлял 25955 рублей 75 копеек, из которых 14460 рублей пенсия по старости и 11495 рублей 75 копеек заработная плата, в связи с чем установить факта нахождения истца на иждивении у ВА не представляется возможным, поскольку соотношение между объемом помощи, оказываемой умершим, и собственными доходами заявителя не позволяет сделать вывод, что его помощь была постоянной и основным источником средств к ее существованию. Также Колесовой С.В. было разъяснено ее право на установление факта ее нахождения на иждивении умершего супруга в судебном порядке.

Вступившим в законную силу решением Шимановского районного суда Амурской области от 28.05.2018 года по заявлению Колесовой С.В. об установлении факта нахождения на иждивении ВА на дату его смерти, Колесовой С.В. отказано в удовлетворении исковых требований. Судом установлено, что Колесовой С.В. не доказан факт ее нахождения на иждивении ВА на момент его смерти, доход Колесовой С.В. был ниже ВА в 1,85 раз, что не свидетельствует о том, что Колесова С.В. нуждалась в постоянной материальной помощи своего супруга ВА на момент его смерти. Также установлено, что Колесова С.В. обладала самостоятельным стабильным ежемесячным доходом. Доход ВА не являлся для нее единственным, постоянным и основным источник средств к существованию.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Определение понятия иждивенства закреплено в ст. 31 Закона, в соответствии с которой члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Под постоянным и основным источником средств к существованию понимается помощь умершего кормильца членам семьи, осуществлявшаяся систематически в течение определенного периода времени перед смертью кормильца, то есть эта помощь была не разовой.

Понятие «основной источник средств к существованию» предполагает, что у членов семьи, кроме средств, предоставляемых умершим кормильцем, имелись и другие источники дохода (стипендия, зарплата, пенсия и т.д.).

Помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи, и по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получавшие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни.

Таким образом, учитывая установленные решением Шимановского районного суда от 28.05.2018 года обстоятельства того, что превышения дохода умершего супруга над доходами истца не является достаточным для установления факта нахождения на иждивении супруга, суд не находит правовых оснований для признания протокола № 83 заседания комиссии по признанию факта нахождения на иждивении военного комиссариата Амурской области незаконным, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Колесовой С.В. в данной части надлежит отказать.

Поскольку в судебном заседании не установлен факт нахождения Колесовой С.В. на иждивении умершего супруга ВА при жизни, а протокол заседания комиссии военного комиссариата Амурской области от 13.02.2018 года судом признан законным и обоснованным, у суда также отсутствуют законные основания для возложения на военным комиссариат Амурской области обязанности назначить истцу пенсию по потере кормильца.

В данной связи заявленные Колесовой С.В. исковые требований об обязании назначить ей пенсию по потери кормильца удовлетворению также не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Колесовой Светлане Владимировне в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Амурской области о признании незаконным решения № 83 от 13 февраля 2018 года, об обязании назначить пенсию по потере кормильца, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть 09 сентября 2018 года.

Председательствующий: Е.А. Фирсова

2-3889/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Колесова С.В.
Колесова С. В.
Ответчики
ФКУ Военный комиссариат
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Дело на сайте суда
blag-gs.amr.sudrf.ru
02.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2018Передача материалов судье
05.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2018Судебное заседание
30.07.2018Производство по делу возобновлено
04.09.2018Судебное заседание
09.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее