Дело№2-7122/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Байковой О.В., при секретаре Жуковой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корягиной О. В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Сажина Д. Ю., к Правительству Нижегородской области, Администрации города Нижнего Новгорода о возложении обязанности принять на исполнение Федеральный закон №487 от 29.12.2014года, предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
Установил:
Истец Корягина О.В., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Сажина Д.Ю., обратилась в суд с иском к ответчикам Правительству Нижегородской области, Администрации города Нижнего Новгорода о возложении обязанности принять на исполнение Федеральный закон №487 от 29.12.2014года, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в обосновании своих требований указали следующее.
Истец является многодетной матерью, у нее на иждивении находятся трое детей: Корягина А.Ю., [ 00.00.0000 ] рождения, Корягин В.Ю., [ 00.00.0000 ] года рождения, Сажин Д.Ю., [ 00.00.0000 ] рождения. Истец воспитывает их одна, обеспечивает без чьей либо помощи.
Многодетная семья истца является малоимущей, состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в Администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода.
Многодетная, малоимущая семья истца постоянно зарегистрирована и проживает в муниципальной квартире, состоящей из двух комнат общей площадью 37,7 кв.м., в том числе жилой 26,4кв.м., находящейся по адресу: г.Н.Новгород, [ адрес ] двухэтажный, деревянный, [ 00.00.0000 ] постройки, признан в [ 00.00.0000 ] аварийным и подлежащим сносу.
В указанной муниципальной квартире также зарегистрированы родители, сестра, брат, племянники и внук истца.
Многодетная семья истца является бывшими членами семьи нанимателя данного жилого помещения Корягиной Т. Н., семья ведет раздельное хозяйство от нанимателя и членов ее семьи.
[ 00.00.0000 ] в законную силу вступил Федеральный Закон № 487-ФЗ «О внесении изменений в подпункт 6 ст.39.5 Земельного Кодекса РФ».
Данный подпункт устанавливает возможность предоставления многодетным семьям, имеющим трех и более детей, с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями, взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно, при этом органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, чтобы такие граждане (многодетные семьи) должны состоять на учете в качестве нуждающихся в помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет.
С [ 00.00.0000 ] многодетная, малоимущая семья истца состоит на учете в Администрации Кстовского района Нижегородской области на получение земельного участка в соответствии с Законом Нижегородской области от 01.12.2011года №168-З «О бесплатном предоставлении многодетным семьям в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Нижегородской области».
До настоящего времени земельный участок семье истца не предоставлен.
[ 00.00.0000 ] истец написала заявление в Администрацию Кстовского района Нижегородской области об отказе от получения земельного участка в пользу получения жилого помещения по договору социального найма.
В [ 00.00.0000 ] истец обратилась к главе города Нижнего Новгорода Панову В.А. с заявлением о предоставлении ее семье жилого помещения по договору социального найма.
В ответ на данное обращение истец получила ответ, что Законом №487 в Нижегородской области не предусмотрена возможность предоставления многодетным семьям иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
С [ 00.00.0000 ] истец обращалась в Законодательное собрание Нижегородской области с заявлением, когда в Нижегородской области начнет действовать Федеральный Закон №487.
На данное обращение истец получила ответ, что предоставление гражданам, имеющим трех и более детей меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность Законом области не предусмотрены. Комитетом Законодательного Собрания по имущественным и земельным отношения комплексно прорабатывается вопрос в части возможного предоставления многодетным семьям альтернативных мер поддержки.
В [ 00.00.0000 ] истец также обращалась к главе города Нижнего Новгорода с заявлением, когда в Нижегородской области начнет действовать ФЗ №487, на которое получила ответ, что до настоящего времени иные меры социальной поддержки многодетным семьям взамен предоставления земельных участков законодательством Нижегородской области не установлены.
В настоящее время семья истца доходов не имеет, находится в трудной жизненной ситуации.
Истец считает, что непринятие на исполнение Федерального Закона №487 от 29.12.2104года правительством Нижегородской области, Администрацией города Нижнего Новгорода грубо нарушает законные права и интересы ее многодетной малоимущей семьи.
На основании изложенного, с учетом уточнений в порядке ст.39ГПК РФ, истец просит обязать Правительство Нижегородской области, Администрацию города Нижнего Новгорода принять на исполнение Федеральный закон №487 от 29.12.2014года. Обязать Правительство Нижегородской области, Администрацию города Нижнего Новгорода выделить многодетной, малоимущей семье истца квартиру по договору социального найма вместо земельного участка в соответствии с ФЗ №487 от 29.12.2014года « О внесении изменений в статью 39.5 подпункт 6 Земельного Кодекса Российской Федерации».
В судебном заседании истец исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения по существу иска.
Представитель ответчика Администрации города Нижнего Новгорода по доверенности Дмитриевская М.Н. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель ответчика Правительства Нижегородской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил письменный отзыв на иск.
Третьи лица Корягина А.Ю., Корягин В.Ю., Администрация Сормовского района города Нижнего Новгорода, Администрация Кстовского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
В соответствии со ст.167ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьих лиц.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации политика России как правового и социального государства - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (преамбула; статья 1, часть 1; статья 7, часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1; статья 39, часть 1).
Как указано в ст.8 ГК РФ, «1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
1.1) из решений собраний в случаях, предусмотренных законом;
(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ)
2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;
6) вследствие причинения вреда другому лицу;
7) вследствие неосновательного обогащения;8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;
9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Судом установлено, что истец семьей 4 человек, включая 1 несовершеннолетнего ребенка, зарегистрирована и проживает на основании договора социального найма в квартире 3 дома 16 по ул.Циолковского города Нижнего Новгорода.
Распоряжением администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] [ № ] «О признании граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» истец семьей из 4 человек приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Судом установлено, что [ 00.00.0000 ] Администрацией Кстовского муниципального района принято решение о постановке Корягиной О.В. на учет в соответствии с Законом НО «О бесплатном предоставлении многодетным семьям в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Нижегородской области.
В соответствии с распоряжением главы администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] , [ № ] «О снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях», с учетом решения комиссии по жилищным вопросам при администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода от [ 00.00.0000 ] (протокол [ № ]) истец снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не прошедших переоценку доходов и стоимости имущества гражданина и членов его семьи в соответствии с положением п,4 ч,1.ст. 6 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года № 181-3 «О порядке признания граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма» (Выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от [ 00.00.0000 ] [ № ], [ № ] (Корягина А. Ю., Корягин В. Ю. имеют по 1/2 доли в праве собственности на квартиру по адресу: [ адрес ]., общей площадью 32,7 кв.м. Основания государственной регистрации: договор дарения квартиры). Указанное Распоряжение истцом в установленном законом порядке не оспаривалось.
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита составляют, согласно статье 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Соответственно, с учетом того, что вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации наделены всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации), Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определяются вопросы по предметам совместного ведения, решение которых относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в числе которых названы вопросы социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан (пункт 2 статьи 26.3).
В соответствии п. 2 ст. 28 Земельного Кодекса РФ, граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на - основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.
Пунктом 6 указанной выше статьи установлена возможность предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину, имеющему трех и более детей, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа в порядке, который установлен органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
3акон Нижегородской области от 01.12.2011г. N2 168-3 «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории Нижегородской области», регулирует правоотношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности Нижегородской области или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, многодетным семьям на территории Нижегородской области.
Статьей 3 указанного закона установлено, что земельные участки предоставляются многодетным семьям, состоящим на учете многодетных семей, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков либо для индивидуального жилищного строительства, либо для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства или огородничества по выбору многодетной семьи.
29.12.2014 принят 487-ФЗ «О внесении изменений в статью 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации» о том, что органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что вышеуказанная категория граждан (имеющие трех и более детей), должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Данная норма является отсылочной, связывает возможность предоставления гражданам иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления земельного участка исключительно с принятием органами государственной власти субъектов РФ соответствующих нормативных правовых актов.
Кроме того, данная правовая норма носит диспозитивный характер, не обязывает, а предоставляет возможность, передавая вопрос о конкретных мерах социальной поддержки многодетным семьям на разрешение субъекта РФ.
До настоящего времени иные меры социальной поддержки многодетным семьям взамен предоставления земельных участков законодательством Нижегородской области не установлены, что не нарушает норм действующего законодательства и прав истца.
Доводы истца о том, что она обратилась в Администрацию Кстовского муниципального района с заявлением об отказе от земельного участка взамен на предоставление жилого помещения по договору социального найма, в данном случае правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют, поскольку возможность предоставления гражданам иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка Законом Нижегородской области «О предоставлении земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на территории Нижегородской области», в том числе предоставление жилого помещения взамен земельного участка, не предусмотрена.
Таким образом, суд приходит к выводу, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца к Правительству Нижегородской области, Администрации города Нижнего Новгорода о возложении обязанности принять на исполнение Федеральный закон №487 от 29.12.2014года, предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░., ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №487 ░░ 29.12.2014░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.