УИД: 11RS0002-01-2024-002845-41
Дело № 2-38/2025 (2-2624/2024)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воркута 14 января 2025 г.
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Комиссаровой Е.С.,
при секретаре Басаргиной О.И.,
с участием истца Коврижных И.С.,
третьего лица Коврижных А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коврижных И.С. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о возложении обязанности произвести повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,
установил:
Коврижных И.С. обратился в суд с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее ОСФР по Республике Коми) о возложении обязанности произвести перерасчёт фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в связи с нахождением у него на иждивении нетрудоспособной супруги Коврижных А.А., которая является инвалидом I группы
В обоснование заявленных требований истец указал, что 2 июня 2024 г. он обратился в ОСФР по Республике Коми с заявлением о перерасчёте страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 8 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с нахождением у него на иждивении нетрудоспособного члена семьи (супруги Коврижных А.А.), являющегося инвалидом 1 группы (по зрению), представив все запрошенные ответчиком документы. 7 июля 2024 г. ответчиком вынесено решение об отказе в перерасчёте страховой пенсии по старости, в котором он указал, что супруга инвалид не поименована в п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 400-ФЗ, в связи с чем, оснований для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ не имеется. С данным решением он не согласен, поскольку с 19 октября 2018 г. он состоит в браке с Коврижных А.А., которой 1 ноября 2017 г. бессрочно установлена I группа инвалидности по общему заболеванию. До октября 2023 г. супруга работала, однако 5 октября 2023 г. была уволена с занимаемой должности в ООО «Софткомплекс» и по состоянию здоровья не работает; проходит лечение в г. Москве, где ей пытаются приостановить полную потерю зрения, проведено две операции, осенью 2024 г. предстоит ещё одна, дальнейшее и постоянное лечение требует больших материальных затрат, которые не погашаются теми денежными средствами, которые получает супруга; во многом супруга не может себя обслуживать: самостоятельно передвигаться по улице, пользоваться общественным транспортом, покупать лекарства, одежду, питание, оплачивать коммунальные услуги, совершать указанные действия ей помогает он (л.д. 3-6).
Ответчик представил возражения на иск, в которых указал, что 3 июня 2024 г. истец обратился к нему с заявлением о перерасчёте пенсии в соответствии с п. 8 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ, решением от 7 июля 2024 г. ему отказано в его удовлетворении, в связи с отсутствием основания для перерасчёта. При наличии на иждивении у лица, являющегося получателем страховой пенсии по старости одного или нескольких нетрудоспособных членов семьи, повышение фиксированной выплаты к пенсии устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 400-ФЗ, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трёх нетрудоспособных членов семьи. Установленное ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости представляет собой способ материальной компенсации иждивенческой нагрузки получателя соответствующей пенсии, а потому право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости связывается законодателем с фактом наличия на иждивении у лица, получающего такую пенсию, нетрудоспособного члена семьи, относящегося к какой-либо из предусмотренных законом категорий. Таким образом, для признания лица находящимся на иждивении в целях назначения повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии необходимо установление одновременно наличия следующих условий: нетрудоспособности лица, наличие постоянного источника средств к существованию и что такой источник является основным для лица. Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность признания лица иждивенцем. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что он оказывает супруге материальную помощь в объёме, превышающем его собственные доходы настолько, чтобы являться основным источником средств её существования (л.д. 18-19).
Истец и третье лицо Коврижных А.А. в судебное заседание явились, поддержали иск по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 19, 128).
Дело рассмотрено в соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в отсутствие ответчика.
Выслушав объяснения истца и третьего лица, исследовав материалы дела, пенсионных дел на имя Коврижных И.С. ... и на имя Коврижных А.А. ..., гражданское дело № 2-1756/2024, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 17 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ) лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в п.п. 1, 3 и 4 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной ч. 1 ст. 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трёх нетрудоспособных членов семьи.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 400-ФЗ нетрудоспособными членами семьи признаются родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 лет (для мужчин) либо являются инвалидами.
Под иждивением согласно положениям ч. 3 ст. 10 Закона № 400-ФЗ понимается нахождение членов семьи кормильца на его полном содержании или получение от него помощи, которая была для них постоянным и основным источником средств существования.
В соответствии со ст. 18 Закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчёте размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Устанавливая основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии (ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 400-ФЗ) и предусматривая в качестве дополнительного обеспечения лиц, имеющих право на страховую пенсию в соответствии с данным Федеральным законом, фиксированную выплату к ней (п. 6 ст. 3 Федерального закона № 400-ФЗ), законодатель определил круг получателей такого рода выплаты и её размер (ст. 16 Федерального закона № 400-ФЗ), а также закрепил возможность повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости для отдельных категорий граждан, в том числе для лиц, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ).
При этом, поскольку нетрудоспособность, по общему правилу, определяется на основании возрастных критериев либо обусловливается наличием инвалидности, к нетрудоспособным членам семьи, нахождение которых на иждивении лица, являющегося получателем страховой пенсии по старости, даёт ему право на повышение фиксированной выплаты к пенсии, ч. 3 ст. 17 Федерального ...
При наличии на иждивении у лица, являющегося получателем страховой пенсии по старости нетрудоспособного члена семьи, относящегося к указанной категории, повышение фиксированной выплаты к пенсии устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 400-ФЗ.
Таким образом, установленное ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости представляет собой способ материальной компенсации иждивенческой нагрузки получателя соответствующей пенсии, а потому право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости связывается законодателем с фактом наличия на иждивении у лица, получающего такую пенсию, нетрудоспособного члена семьи, относящегося к какой-либо из предусмотренных законом категорий.
Нормативное содержание понятия «иждивение» раскрывается в ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 400-ФЗ применительно к определению круга лиц, имеющих право на назначение пенсии по случаю потери кормильца. Данное законоположение предусматривает, что члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 30 сентября 2010 г. № 1260-О-О, понятие «иждивение» предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода.
Таким образом, для признания лица находящимся на иждивении в целях назначения повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии необходимо установление одновременно наличия следующих условий: нетрудоспособности лица, наличие постоянного источника средств к существованию и что такой источник является основным для лица.
Указанная правовая позиция, отражена в п. 5 Обзора практики рассмотрения судами дел по пенсионным спорам, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2024 г.
Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность признания лица иждивенцем.
В соответствии с п. 8 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ в случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, производится соответствующий перерасчёт размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Коврижных И.С. со 2 февраля 2020 г. является получателем пенсии по старости, размер которой по состоянию на 24 сентября 2024 г. составляет 45 198,88 руб. (л.д. 39-42).
19 октября 2018 г. зарегистрирован брак между Коврижных И.С. и Коврижных А.А. (л.д. 8).
1 ноября 2017 г. Коврижных А.А. установлена первая группа инвалидности по общему заболеванию (инвалид по зрению) бессрочно (л.д. 9).
С 12 сентября 2014 г. Коврижных И.С. зарегистрирован по адресу: <адрес> совместно с супругой Коврижных А.А. (л.д. 47).
Коврижных А.А. с 5 мая 2004 г. является получателем пенсии по инвалидности, размер которой по состоянию на 24 сентября 2024 г. составляет 36 912,96 руб. (л.д. 43-44).
2 июня 2024 г. Коврижных И.С. обратился в ОСФР по Республике Коми с заявлением о перерасчёте страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 8 ст. 18 Федерального Закона № 400-ФЗ, в связи с нахождением на его иждивении нетрудоспособной супруги Коврижных А.А., являющейся инвалидом I группы (по зрению).
Решением ОСФР по Республике Коми от 7 июля 2024 г. № 122684/24 Коврижных И.С. отказано в перерасчёте пенсии в связи с отсутствием основания для перерасчёта, поскольку супруга инвалид как нетрудоспособный член семьи застрахованного лица, не поименована (л.д. 7).
Истцом представлены платёжные документы, подтверждающие его расходы, понесённые в 2023-2024 гг. в размере 265 451,47 руб., из которых 18 193,00 руб. (2 720,00 руб. + 1 130,00 руб. + 2 580,00 руб. + 11763,00 руб.) приобретение лекарств, 13 911,00 руб. (6 507,50руб. + 7 403,50 руб.) приобретение предметов одежды (женской обуви), копии направлений на госпитализацию в ФГБУ «Государственный центр Российской Федерации Федеральный медицинский биофизический им. А.П. Бурназяна» от 2 марта, 30 августа 2023 г., 8 ноября 2024 г. и документов, подтверждающих оплату проезда, проживания и питания в указанные периоды на общую сумму 146 920,07 руб. (9 675,00 руб.+ 3 375,00 руб. + 112,00 руб. + 570,00 руб. + 1 630,00 руб. + 530,00 руб. + 890,00 руб. + 580,00 руб. + 620,00 руб. + 880,00 руб. + 1 250,00 руб. + 1 350,00 руб. + 3 034,60 руб. + 3 510,10 руб. + 4 789,80 руб. + 4 789,80 руб. + 32 250,00 руб. + 54 000,00 руб. + 27 000,00 руб. + 5 625,00 руб. +14 300,00 руб. + 76 160,00 руб.) (л.д. 55-59, 62-121).
Расходы истца на оплату коммунальных услуг за период с октября 2023 г. по ноябрь 2024 г. составили 86 427,47 руб., задолженности по их оплате не имеется (л.д. 132-137).
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми с Коврижных А.А. взысканы алименты на мать, размер которых на 2024 г. составляет 6 645,00 руб. и подлежит индексации, пропорционально росту установленной законом величины прожиточного минимума (л.д. 60).
За период с января 2023 г. по сентябрь 2024 г. доход Коврижных А.А. (пенсия) составил 606 293,86 руб., доход Коврижных И.С. – 1 072 920,16 руб. (904 210,16 руб. пенсия) + 163 800,00 руб. заработная плата) (л.д. 31-155-169, 61).
При таких обстоятельствах, Коврижных А.А., являясь нетрудоспособным лицом, инвалидом I группы, нуждается в помощи своего супруга Коврижных И.С., проживающего совместно с ней, не может без его помощи обеспечивать себя всем необходимым (приобретать лекарства, продукты питания, оплачивать коммунальные платежи, вести домашнее хозяйство, оплачивать реабилитационные мероприятия), следовательно, указанная помощь и уход являются для неё постоянным и основным источником средств, в связи с чем, она является нетрудоспособным членом семьи, находящимся на иждивении Коврижных И.С., являющегося получателем страховой пенсии по старости, в связи с чем, фиксированная выплата к его страховой пенсии по старости подлежит повышению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
иск Коврижных И.С. (...) к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН 1101471400) удовлетворить.
Обязать отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми произвести повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости Коврижных И.С. в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с нахождением у него на иждивении нетрудоспособной супруги Коврижных А.А..
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме (21 января 2025 г.).
Председательствующий: Е.С.Комиссарова