Решение по делу № 2-58/2022 (2-632/2021;) от 26.11.2021

    УИД: 16RS0012-01-2021-001982-84

    Дело №2-58/2022

    Р Е Ш Е Н И Е

    именем Российской Федерации

    Село Верхний Услон                                                   7 июля 2022 года

    Республики Татарстан

    Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан в составе:

    председательствующего судьи Тюфтиной О.М.,

    при секретаре судебного заседания Мардегалимовой А.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» к Плоховой С.Н. и Плохову В.Г. о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации,

    у с т а н о в и л:

Российская Федерация в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» обратилась в суд с исковым заявлением к Плоховой С.Н., Плохову В.Г. о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации и определения размера возмещения за изымаемый земельный участок, в обосновании указав, что Государственная корпорация "Российские автомобильные дороги" осуществляет деятельность по реализации проекта "Скоростная автомобильная дорога <данные изъяты>

В соответствии с распоряжением Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ для нужд Российской Федерации для реализации проекта строительства автомобильной дороги подлежит изъятию в установленном порядке земельный участок, общей площадью 33 985 кв.м. с кадастровым номером , категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, расположенный по адресу: расположенный по адресу: <адрес> образованный из земельного участка с кадастровым номером

Характеристики земельного участка соответствуют выписке из единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) об объекте недвижимости.

Согласно отчету ООО «МФКЦ «Барс-Консалтинг», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер возмещения ответчикам составляет 257466,00 рублей, в том числе Плоховой С.Н. – 128773,00 рублей, Плохову С.В. – 128773,00 рублей.

Государственная компания уведомила ответчиков об изъятии у них объектов недвижимости в установленном порядке сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ, этим же письмом для рассмотрения и подписания в установленные сроки направлен ответчикам проект соглашения, которое получено ответчиками ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с чем просит изъять у Плоховой С.Н., Плохова В.Г. с предоставлением равноценного возмещения за изъятие за счет субсидий из федерального бюджета земельный участок, общей площадью 33985 кв.м. с кадастровым номером категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения, расположенный по адресу: расположенный по адресу: <адрес>, образованный из земельного участка с кадастровым номером

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требований Государственной компании «Российские автомобильные дороги» об определении размера возмещения за изымаемый у Плохова В.Г., Плоховой С.Н. земельный участок выделено в отдельное производство.

Таким образом, в настоящем деле рассмотрены требования Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» обратилась в суд с исковым заявлением к Плоховой С.Н., Плохову В.Г. о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации.

Представитель истца по доверенности Рахматуллин Д.З. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил исковые требования удовлетворить.

Ответчик Плохов В.Г. и представитель ответчиков по доверенности Платонова Т.Н. в судебном заседании исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти. Государственная корпорация "Российские автомобильные дороги" осуществляет деятельность по реализации проекта "<данные изъяты> на основании Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о государственной компании), Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года № 1596 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», пунктом 5.4.1(1) пункта 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года № 374, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2010 года № 5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения», распоряжением Федерального дорожного агентства от 10 октября 2019 года № 2843-р «Об утверждении документации по планировке территории объекта».

Частью 2 статьи 37 Федерального закона от 17 июля 2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" установлены полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, а именно: подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании; подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием; подготовка и заключение от имени РФ соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог; обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Минтранса России от 06.07.2012 г. N 199 утвержден Порядок подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

На основании пункта 35 Порядка, Федеральное дорожное агентство осуществляет проверку подготовленной документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в пункте 17 настоящего Порядка, в течение 30 дней со дня поступления такой документации на основании письменного заявления подведомственных учреждений или Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и по результатам проверки утверждает документацию по планировке территории или принимает решение об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

В силу пункта 6 Порядка документация по планировке территории служит исходными данными для изъятия земельных участков для государственных нужд в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

Частью 2 статьи 37 Закона "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" установлены полномочия Государственной компании в целях изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании по поручению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, а именно:

- подготовка проектов решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;

- уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;

- подготовка и заключение с оценщиком договоров об оценке изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества и об оценке убытков, причиненных таким изъятием;

- подготовка и заключение от имени Российской Федерации соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд для размещения автомобильных дорог Государственной компании (далее - соглашение);

- обращение от имени Российской Федерации в суд с исками об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения автомобильных дорог Государственной компании;

- обращение с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета изымаемых для размещения автомобильных дорог Государственной компании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, а также с заявлениями об учете изменений таких земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества;

- обращение от имени Российской Федерации с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества для размещения автомобильных дорог Государственной компании.

В соответствии с абзацем десятым подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе, с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Из материалов дела следует, что Плохов В.Г. и Плохова С.Н. являются собственниками (по ? доле) земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ общей площадью 33985 кв.м., расположенного по адресу: Республика <адрес>, образованный из земельного участка с кадастровым номером . Категория земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения. Вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, что подтверждается выпиской из ЕГРН (т. 1 л.д. 88-116).

В соответствии с п. 5.4.1 (1) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. N 374, к компетенции РОСАВТОДОР относится принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей.

В соответствии с распоряжением Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ для нужд Российской Федерации для реализации проекта строительства автомобильной дороги подлежит изъятию в установленном порядке спорный земельный участок.

Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей с 01.04.2015, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (п. 3 ст. 279).     Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (п. 5 ст. 279).

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (п. 6 ст. 279 ГК РФ).    Земельным кодексом Российской Федерации (далее – Земельный кодекс, в редакции, действующей с 01.04.2015), допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3).     В силу ст. 49 Земельного кодекса, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Государственная компания уведомила ответчиков об изъятии у них объектов недвижимости в установленном порядке, сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ этим же письмом для рассмотрения и подписания в установленные сроки, направлено ответчикам проект соглашения.

Согласно отчету об отслеживании почтового отправления ответчики данное письмо получили.

Согласно пункту 6 статьи 56.10 Земельного кодекса проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" данного заказного письма, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Согласно пункту 6 статьи 56.10 Земельного кодекса проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" данного заказного письма, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Статья 282 ГК РФ устанавливает, что если, правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, между Государственной компанией и ответчиками соглашение об изъятии объекта недвижимости для государственных нужд не достигнуто, в связи с чем истец вынужден реализовать свое право на принудительное изъятие земельного участка в судебном порядке.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 Земельного кодекса решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.     Согласно пункту 4 статьи 56.6 Земельного кодекса, в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.

    В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.     В соответствии с пунктом 10 статьи 56.6 Земельного кодекса уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, обязаны в том числе, в течение 10 дней со дня принятия решения направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при отсутствии указанных адресов по почтовым адресам правообладателей изымаемой недвижимости, указанным в государственном кадастре недвижимости.

    Согласно пункту 13 статьи 56.6 Земельного кодекса решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.

    С учетом того, что ответчик не согласен с выкупной стоимостью, размер возмещения за изымаемый земельный участок определяется в рамках дела путем проведения по делу судебной экспертизы.

    В соответствии с ч. 12 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 № 43-ФЗ, наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации перехода, прекращения прав и обременении на изымаемое недвижимое имущество.     В рамках настоящего спора судом исследуется лишь вопрос соблюдения процедуры изъятия имущества со стороны государственных органов, предусмотренной в главе 7.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Решением Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу административные исковые требования Плоховых С.Н. и В .Г. к Федеральному дорожному агентству Министерства транспорта РФ (Росавтодор) о признании незаконным распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Скоростная автомобильная дорога <данные изъяты> в части не включения в пункт 4 Приложения к Распоряжению земельного участка, площадью 585 кв.м. расположенного под строящейся дорогой согласно Схемы ; части земельного участи, расположенного за дорогой с кадастровым номером , площадью 51 087,45 кв.м., согласно схемы и обязании устранить допущенное нарушение прав путем включения их в площадь земельного участка, подлежащего изъятию, оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от 2 ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба Плохова В.Г., Плоховой С.Н. - без удовлетворения.    Суд, установив, что истцом предприняты необходимые и достаточные меры по выполнению требований законодательства об уведомлении правообладателя, учитывая не достижение сторонами спорных правоотношений добровольного соглашения о выкупе, пришел к выводу об удовлетворении требования об изъятии у Плоховой С.Н. и Плохова В.Г. в принудительном порядке для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) земельного участка с кадастровым номером , площадью 33 985 кв.м., образованного из земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Республика <адрес>, категория земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: Автомобильный транспорт.

Ссылки представителя ответчика на ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации ошибочны, указанная норма закона утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до предъявления истцом настоящего иска в суд.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Российской Федерации в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» к ФИО5 о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации удовлетворить.

Изъять у Плоховой С.Н. (СНИЛС и Плохова В.Г. (СНИЛС ) в принудительном порядке для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд) земельный участок с кадастровым номером , площадью 33 985 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: Автомобильный транспорт.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан путем подачи апелляционной жалобы в Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан.

Решение в окончательной форме изготовлено 14 июля 2022 года.

Председательствующий:              Тюфтина О.М.

2-58/2022 (2-632/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Российская Федерация в лице Государственной компании "Российские автомобильные дороги"
Ответчики
Плохов Виктор Геннадьевич
Плохова Светлана Николаевна
Другие
Платонова Татьяна Николаевна
Суд
Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан
Судья
Тюфтина О. М.
Дело на сайте суда
verhne-uslonsky.tat.sudrf.ru
26.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.11.2021Передача материалов судье
26.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2021Судебное заседание
10.03.2022Производство по делу возобновлено
29.03.2022Судебное заседание
23.05.2022Производство по делу возобновлено
03.06.2022Судебное заседание
07.06.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
23.06.2022Судебное заседание
05.07.2022Судебное заседание
07.07.2022Судебное заседание
14.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее