Решение от 03.06.2022 по делу № 2а-3675/2022 от 21.01.2022

УИД 11RS0001-01-2022-000082-09 Дело № 2а-3675/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Мосуновой Е.В.,

при секретаре Вешняковой Н.А.,

с участием административного истца Жемухова М.В.,

рассмотрев 03 июня 2022 года в г.Сыктывкаре в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми административное дело по административному исковому заявлению Жемухова Мухамеда Володевича к УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице ФСИН России о признании действия (бездействия) незаконными, взыскании денежной компенсации,

установил:

Жемухов М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий (бездействия) административного ответчика, выразившегося в нарушении условий его содержания в ШИЗО ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми за период с 10.07.2014 по настоящее время, присуждении в связи с необеспечением надлежащих условий его содержания за заявленный период денежной компенсации в размере 2000000 руб. В обоснование заявленных требований указал, что ненадлежащее обеспечение условий его содержания в камерах блока помещений ШИЗО за заявленный период выразилось в отсутствии горячего водоснабжения до апреля 2021 года, окна в камерах №№2, 13, 14, 15 меньше установленных размеров, в камерах №№6, 7, 8, 9, 16 сломан или отсутствует механизм открывания и закрывания форточек, в камерах №№2, 8, 9, 4 множество слоев решеток на окнах, отсутствуют стекла, в связи с чем в камере не обеспечивается естественное освещение, полы сделаны из ДСП, а не из шпунтованных досок, во многих помещениях плесень, грибок, дефекты покрытия стен, потолки в подтеках, ночное освещение в камере отсутствует, в камерах холодно, столы и скамейки оборудованы на откидных металлических кроватях, а не прикреплены к полу, отсутствуют настенные полки для туалетных принадлежностей, умывальники ржавые, не окрашены, краники расположены неудобно, туалеты блока ШИЗО не изолированы от основного помещения, в них нет полноразмерной двери, в помещениях осуществляется видеонаблюдение лицами женского пола, что лишает его условий приватности при посещении туалета, душевая блока ШИЗО не оборудована перегородками между леек, маленькая площадь прогулочных дворов, отсутствие покрытия полов в прогулочных двориках, до апреля 2021 не выдавалось нательное белье, не выдали свитер, в коридорах ШИЗО громко в течение дня работает радио.

Определением суда к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков ФКУ ИК-25 УФСИН по Республике Коми, ФСИН России, начальник ФКУ ИК-25 УФСИН по Республике Коми Васильев В.В., заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.

Истец, участвуя в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

Административные ответчики, заинтересованное лицо, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили. Представители административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, ранее в судебных заседаниях с заявленными исковыми требованиями не согласились, указав о том, что правовые основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав представленные в материалы дела доказательства и установленные по результатам их оценки в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ обстоятельства, суд приходит к следующему.

Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статья 17, 21 и 22 Конституции РФ).

    Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией РФ цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

Статья 55 Конституции РФ допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которой состоит в том, что на осужденного оказывается специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении принадлежащих ему прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей (статья 43 Уголовного кодекса РФ).

Уголовно-исполнительное законодательство РФ основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ и изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний. Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством РФ, имеет право на присуждение за счет казны РФ компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (статья 8, 10, 12, 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, является одной из приоритетных задач ФСИН России.

ФСИН России обеспечивается создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.

Государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

Согласно положениям статей 73, 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы, достигшие совершеннолетия, отбывают наказание в исправительных учреждениях с различными видами режимов.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим) является одним из основных средств исправления осужденных.

В соответствии со статьей 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ режим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий, питание (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны РФ компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).

При разрешении заявленных требований установлено и административным истцом не оспаривалось, что с ** ** ** Жемухов М.В. отбывает меру уголовного наказания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми.

В здании ШИЗО/ПКТ входит 19 камер, их них для ШИЗО отведено 16 камер (№№ 1 – 16), помимо камер, имеется душевая, прогулочные дворики.

В спорный период административный истец Жемухов М.В., неоднократно помещался в ШИЗО:

23.07.2014 на срок 5 суток, содержался в камере №1,площадью 14,0 кв.м., рассчитанную на 6 спальных мест, площадью на каждого 2,3 кв.м. (14,0 кв.м./6 чел (2,3 кв.м.)), с 19.11.2014 – на 3 суток в камере №1 (14,0кв.м./6 чел (2,3 кв.м)), 02.03.2015 сроком на 5 суток в камере №4 (14,7 кв.м./4 чел (3,7 кв.м)), 24.04.2017 на 5 суток в камере №1 (14,0 кв.м/6 чел (2,3 кв.м)), 15.09.2017 на 10 суток в камере №2 (14,1 кв.м./4 чел (3,5 кв.м)), 11.10.2017 на 15 суток в камере №2 (14,1 кв.м/4 чел (3,5 кв.м), 21.06.2019 на 4 суток в камере №9 (14,9 кв.м/4 чел (3,7 кв.м)), 16.07.2019 на 7 суток в камере №10 (14,7 кв.м/4 чел (3,7 кв.м)), 06.09.2019 на 7 суток в камере №13 (5,2 кв.м/2 чел (2,6 кв.м.)), 13.09.2019 на 5 суток в камере №13 (5,2 кв.м/2 чел (2,6 кв.м)), 05.01.2020 на 8 суток в камере №5 (10,7 кв.м/2 чел (5,35 кв.м)), 24.01.2020 на 3 суток в камере №2 (14,1 кв.м/4 чел (3,5 кв.м)), 25.03.2020 на 5 суток в камерах №1 (14,0 кв.м/6 чел (2,3 кв.м)) и №2 (14,1 кв.м./4 чел (3,5 кв.м.)), 03.04.2020 на 7 суток в камере №3 (14,8 кв.м/4 чел (3,7 кв.м)), 17.04.2020 на 13 суток в камере №5 (10,7 кв.м/2 чел (5,3 кв.м)), 15.05.2020 на 8 суток в камере №1 (14,0 кв.м/ 6 чел (2,3 кв.м)), 23.05.2020 на 8 суток в камере №1 (14,0 кв.м/6 чел (2,3 кв.м)), 03.06.2020 на 11 суток в камере №1 (14 кв.м/6 чел (2,3 кв.м)), 15.06.2020 на 9 суток в камере №1 (14 кв.м/6 чел (2,3 кв.м)), 29.06.2020 на 8 суток в камере №1 (14 кв.м/6 чел (2,3 кв.м)), 08.07.2020 на 4 суток в камере №1 (14 кв.м/6 чел (2,3 кв.м)), 15.07.2020 на 10 суток в камере №12 (5,2 кв.м/2 чел (2,6 кв.м)), 28.07.2020 на 6 суток в камере №8 (14,7 кв.м./4 чел (3,7 кв.м)), 04.08.2020 на 5 суток в камере №8 (14,7 кв.м/4 чел (3,7 кв.м), 13.08.2020 на 11 суток в камере №8 (14,7 кв.м/4 чел (3,7 кв.м), 31.08.2020 на 9 суток в камере №4 (14,7 кв.м/4 чел (3,7 кв.м), 14.09.2020 на 8 суток в камере №1 (14 кв.м/6 чел (2,3 кв.м), 28.09.2020 на 10 суток в камере №3 (14,8 кв.м/4 чел (3,7 кв.м), 12.10.2020 на 8 суток в камере №1 (14 кв.м/6 чел (2,3 кв.м)), 27.10.2020 на 13 суток в камере №4 (14,7 кв.м./4 чел (3,7 кв.м)), 10.11.2020 на 10 суток в камере №7 (10,3 кв.м/3 чел (3,4 кв.м)), 26.11.2020 на 9 суток в камере №9 (14,9 кв.м/4 чел (3,7 кв.м)), 11.12.2020 на 9 суток в камерах №8 (14,7 кв.м/4 чел (3,7 кв.м)) и №4 (14,7 кв.м./4 чел (3,7 кв.м.), 21.12.2020 на 9 суток в камере №4 (14,7 кв.м/4 чел (3,7 кв.м)), 08.01.2021 на 7 суток в камере №1 (14 кв.м/6 чел (2,3 кв.м)), 21.01.2021 на 8 суток в камерах №9 (14,9 кв.м./4 чел (3,7 кв.м.)) и №7 (10,3 кв.м./3 чел (3,4 кв.м.), 04.02.2021 на 9 суток в камере №1 (14 кв.м/6 чел (2,3 кв.м), 17.02.2021 на 9 суток в камере №7 (10,3 кв.м/3 чел (3,4 кв.м)), 03.03.2021 на 7 суток в камерах №8 (14,7 кв.м/4 чел (3,7 кв.м)) и №2 (14,1 кв.м/4 чел (3,5 кв.м)), 06.04.2021 на 8 суток в камере №1 (14 кв.м/6 чел (2,3 кв.м)), 19.04.2021 на 8 суток в камерах №1 (14 кв.м/6 чел (2,3 кв.м)) и №7 (10,3 кв.м/3 чел (3,4 кв.м)), 30.04.2021 на 9 суток в камере №7 (10,3 кв.м/3 чел (3,4 кв.м)), 13.05.2021 на 10 суток в камере №10 (14,7 кв.м/4 чел (3,7 кв.м)), 28.05.2021 на 6 суток в камере №2 (14,1 кв.м./4 чел (3,5 кв.м.)), 15.06.2021 на 6 суток в камере №3 (14,8кв.м./4 чел (3,7 кв.м)), 24.06.2021 на 6 суток в камере №15 (4,9кв.м./2 чел (2,4 кв.м)), 20.07.2021 на 12 суток в камере №15 (4,9 кв.м/2 чел (2,4 кв.м)), 03.08.2021 на 6 суток в камерах №4 (14,7 кв.м/4 чел (3,7 кв.м)) и №9 (14,9 кв.м/4 чел (3,7 кв.м)), 19.08.2021 на 2 суток в камере №9 (14,9 кв.м/4 чел (3,7 кв.м)), 26.10.2021 на 5 суток в камере №2 (14,1 кв.м/4 чел (3,5 кв.м)), 16.11.2021 на 6 суток в камере №10 (14,7 кв.м/4 чел (3,7 кв.м)), 26.11.2021 на 4 суток в камере №2 (14,1 кв.м/4 чел (3,5 кв.м)).

В общей сложности за заявленный период истец содержался в камерах ШИЗО 395 дней (1 год 1 месяц), за период нахождения истца в камерах ШИЗО ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республики Коми размещение осужденного осуществлялось с учетом количества спальных мест в камерах.

Ненадлежащие, по мнению заявителя, условия его содержания в камерах ШИЗО явились поводом обращения в суд с настоящим иском.

Общие положения и принципы исполнения наказаний устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом РФ, задачами которого являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, их прав, свобод и законных интересов (часть 2 статьи 1, часть 2 статьи 2 названного Кодекса).

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 10 поименованного кодекса).

На основании части 10 статьи 12 Уголовно – исполнительного кодекса РФ порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом, а также иными правовыми актами.

При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (часть 11 статьи 12 Уголовно – исполнительного кодекса РФ).

Аналогичные указанным требования отражены в пункте 15 утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 №295 Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).

Аналогичные указанным требования отражены в пунктах 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно – исполнительной системы. Правила проектирования», утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно – техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Обеспечение горячим водоснабжением предусматривалось также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП.

В силу положений части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах – двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях – трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях – трех квадратных метров, в лечебно – профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы – пяти квадратных метров.

Согласно положениям пункта 14.4.1 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно – исполнительной системы. Правила проектирования», утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, предусмотрена возможность размещения в ИК общего, строгого режима ПКТ и ШИЗО, их следует размещать сблокировано в одном здании.

В соответствии с пунктом 9.4 Свода Правил режимная, жилая, изолированная жилая, производственные зоны исправительного учреждения (кроме производственной зоны КП) разделяются на локальные изолированные участки и территорию вне локальных изолированных участков. По границе локального изолированного участка устанавливаются ограждения.

В жилой зоне, в том числе, выделяются локальные участки с общежитиями для проживания осужденных на обычных, облегченных, строгих условиях отбывания наказания, по каждому в отдельности, со зданием карантина для временного содержания вновь прибывших осужденных, со зданием ПКТ с ШИЗО (пункт 9.5 Свода Правил).

Оборудование, оснащение мебелью и инвентарем помещений общежитий с различными условиями отбывания наказания осужденных в исправительном учреждении, равно как и помещений ШИЗО, ПКТ согласно пунктам 14.3.7, 14.4.8 Свода правил следует предусматривать согласно приложению А и требованиям ведомственных нормативных актов, регламентирующих оснащение соответствующих объектов ФСИН.

Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 утверждена Номенклатура, нормы обеспечения и сроки эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно – исполнительной системы. В соответствии с установленным порядком камера ШИЗО обеспечивается откидной металлической кроватью с деревянным покрытием на каждого, столом для приема пищи, тумбой для сидения на каждого, умывальником (рукомойником) из расчета 1 на камеру.

Согласно требованиям Приказа ФСИН России от 27.07.2006 №512 камеры ШИЗО, ПКТ оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 м, и умывальник), окно – форточкой. Для оборудования одиночных камер исправительных учреждений такие требования вышеуказанным Приказом не предусмотрены. В камерных помещениях на двух и более мест напольные чаши (унитаз) следует размещать в кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабинки должны иметь перегородки высотой 1 м от пола уборной.

Пунктом 14.53 Инструкции, утвержденной Приказом Минюста РФ от 02.03.2003 №130-ДСП, предусматривалось, что в режимных зданиях штрафные изоляторы, помещения камерного типа и т.п. следует оборудовать унитазами (напольными чашами) и умывальниками. В камерах на 2 и более мест напольные чаши (унитазы) и умывальники следует размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабины должны иметь перегородки высотой 1 м от пола уборной. Допускается в камерах на 2 и более мест в кабине размещать только напольные чаши (унитазы), умывальники – за пределами кабины.

В соответствии с пунктом 126 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста России от 16.12.2016 №295, в исправительных учреждениях обеспечивается выполнение санитарно – гигиенических и противоэпидемических норм и требований.

На основании требований пункта 19.3.5 Свода правил в помещениях зданий исправительного учреждения в зависимости от их назначения следует предусматривать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим и естественным побуждением.

Во всех спальных комнатах и спальных помещениях следует предусматривать приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны и другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием; вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением.

Согласно требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010, действовавшего до 01.03.2021, системы вентиляции должны обеспечивать допустимые условия микроклимата и воздушной среды помещений. Естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы. Вытяжные отверстия каналов должны предусматриваться на кухнях, в ванных комнатах, туалетах и сушильных шкафах. Устройство вентиляционной системы должно исключать поступление воздуха из одного помещение в другое. Вентиляция объектов, размещенных в жилых зданиях, должна быть автономной.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.09.2006 №279 утверждено Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, которое в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, Европейскими пенитенциарными правилами, утвержденными Рекомендацией Reс (2006) 2 Комитета Министров Совета Европы, а также стандартами Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, устанавливает требования по оборудованию объектов уголовно-исполнительной системы инженерно-технических средств охраны и надзора.

Положения настоящего Наставления распространяются в том числе на исправительные колонии (пункт 2).

В соответствии с пунктом 3 Наставления инженерно-технические средства охраны и надзора (ИТСОН) применяются с целью создания условий для предупреждения и пресечения побегов, других преступлений и нарушений установленного режима содержания осужденными и лицами, содержащимися под стражей, повышения эффективности надзора за ними и получения необходимой информации об их проведении, а также для обеспечения выполнения других служебных задач, возложенных на учреждения и органы УИС (пункт 3), обеспечивают необходимые условия для выполнения служебных задач минимальной численностью караула и дежурной смены в любое время суток и года, повышение эффективности несения службы подразделениями УИС для поддержания установленного режима содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, раздельное содержание и изоляцию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в соответствии с установленными режимными требованиями; безопасность осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории охраняемого объекта (пункт 4).

Выполнение поставленных задач обеспечивается созданием комплексов ИТСОН на объектах охраны УИС.

В камерах устанавливаются металлические решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер (подпункт 10 пункта 20 Наставления).

В соответствии с пунктами 20.10 и 32.8 вышеназванного Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы в камерах устанавливаются металлические решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер; окна в камерах ШИЗО с двойными оконными переплетами оборудуются форточкой, открывающейся вовнутрь. С внешней стороны устанавливаются металлические сварные решетки. Со стороны камер окна отгораживаются решеткой, исключающей доступ к стеклу.

Из пункта 16.2.1 Свода правил следует, что на всех оконных проемах режимных зданий, общежитий со строгими условиями наказания, здания для проведения длительных и краткосрочных свиданий, первого этажа административного здания, а также помещений, коридоров, переходов, через которые осуществляется конвоирование, в том числе, осужденных отбывающих наказание в ПКТ, ЕПКТ, ШИЗО, с наружной стороны следует устанавливать металлические оконные решетки, отвечающие требованиям.

В соответствии с пунктом 17.14 Свода правил размеры со стороны помещения оконных проемов в камерах ПКТ, ШИЗО должны составлять 0,6 м по высоте и 0,9 м по ширине. Оконные проемы следует располагать максимально приподнятыми к потолку камер. Допускается верх оконного проема выполнять ниже уровня потолка камеры на высоту перемычки над оконным проемом в несущих наружных стенах здания. В оконных проемах камер, спальных комнат и спальных помещений общежитий со строгими условиями отбывания наказания вместо подоконников следует устраивать откосы с закругленными углами.

Согласно пункту 34.2 Свода правил с внутренней стороны на оконных проемах камер устанавливаются отсекающие оконные решетки.

Металлические конструкции на окнах камеры установлены таким образом, чтобы преграждать доступ к окнам со стороны камер, и с учетом особенностей содержания осужденных в камере сконструированы так, чтобы препятствовать перебросам в камеру. Металлические конструкции обеспечивают поступление свежего воздуха и естественного (дневного) света, достаточного для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете.

В соответствии с пунктом 8 Наставления технические средства (видеокамеры) и системы (подсистемы) охранного телевидения относятся к техническим средствам охраны и надзора.

Согласно части 1 статьи 83 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.

Положениями пункта 30 раздела 4 Наставления регламентируется оборудование инженерно-техническими средствами охраны и надзора постоянных объектов исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений, в том числе оборудование инженерно-техническими средствами надзора жилой зоны указанных объектов.

Подпункт 4 пункта 30 Наставления содержит указание на то, что жилые и коммунально-бытовые объекты оборудуются видеокамерами.

В соответствии с пунктом 8 вышеназванного Наставления технические средства (видеокамеры) и системы (подсистемы) охранного телевидения относятся к техническим средствам охраны и надзора.

Надзор в колонии направлен на обеспечение порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных в местах их размещения и работы, предупреждения и пресечения их противоправных действий, обеспечения изоляции, а также безопасности осужденных, персонала и иных граждан.

В соответствии с пунктом 19.4.5 Свода Правил в зданиях и сооружения ИУ следует предусматривать искусственное освещение: рабочее, аварийное (эвакуационное и резервное) и дежурное.

В спальных комнатах и спальных помещениях, камерах следует предусматривать рабочее и дежурное освещение (пункт 19.4.7 Свода Правил).

Управление дежурным освещением должно быть предусмотрено из помещения младшего инспектора здания, управление рабочим освещением камер, - выключателями, устанавливаемыми вне этих помещений. Для дежурного освещения используются светильники (патроны) с компактными люминесцентными или светодиодными лампами, устанавливаемые над дверью, в камерах, палатах зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденным ПЛС и ЕПКТ, одноместных помещениях безопасного места – в нишах над дверным проемом.

Для рабочего освещения предусматриваются светильники, устанавливаемые на потолке.

В подпункте 9 пункта 32 вышеназванного Наставления отражено, что светильники общего и дежурного освещения устанавливаются в нишах и ограждаются со стороны камер решетками. Выключатели размещаются у дверей каждой камеры в коридоре.

В соответствии со статьей 93 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, отбывающие лишение свободы в запираемых помещениях, штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах, если они не работают на открытом воздухе, имеют право на прогулку, продолжительность которой устанавливается статьями 118, 121, 123, 125, 127, 131, 137 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (часть 1).

Статья 118 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусматривает, что осужденные к лишению свободы, водворенные в штрафной изолятор, имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час.

Прогулка осужденных к лишению свободы проводится в дневное время на специально оборудованной части территории исправительного учреждения.

Из положений пункта 9.13 Свода Правил следует, для каждого локального изолированного участка применяется расчет 2,0 кв.м. на одного осужденного.

Согласно таблице 14.4 Свода Правил площадь прогулочных дворов для помещений ПКТ с ШИЗО исправительных колоний общего и строгого режимов следует предусматривать из расчета 6,0 кв.м. на одного осужденного, но не менее 20,0 кв.м. Вместимость прогулочных дворов следует принимать с учетом покамерного вывода осужденных на прогулку, не допуская одновременного пребывания в прогулочном дворе осужденных, содержащихся в разных камерах.

Наружные и внутренние стены прогулочных дворов следует выполнять из селикатного керамического кирпича, керамических камней, бетонных блоков, железобетона (пункт 17.11. Свода Правил).

Высота стен прогулочных дворов согласно пункту 17.4 Свода Правил должна составлять не менее 3,0 кв.м.

Для защиты от атмосферных осадков в прогулочных дворах со стороны наружной стены следует предусматривать козырек (навес) с выносом его на 1,5 м внутрь двора с учетом обеспечения полного обзора прогулочного двора. В каждом прогулочном дворе под козырьком (навесом) стационарно устанавливается (надежно крепится к полу или стене) скамейка для сиденья (пункт 17.5 Свода правил). Подстилающие слои полов в прогулочных дворах должны выполняться бетонными толщиной не менее 100мм, покрытия полов следует выполнять из непылящих, нескользких, морозостойких и водостойких материалов с учетом требований СП 29.13330. Конструкция полов прогулочных дворов должна обеспечивать отвод атмосферных осадков (17.3 Свода правил).

Согласно пункту 16.3.7 Свода Правил по верху прогулочных дворов следует устанавливать решетку из стального прутка диаметром не мерее 10мм и размерами ячейки не более 170х170. Над решеткой следует устанавливать металлическую тканую сетку размерами ячейки не более 50х50.

В силу части 3 статьи 101 Уголовно – исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно – гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Конституция РФ презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность и осуществление своих функций и полномочий (статья 10).

Приказом Минюста России от 03.12.2013 года № 216 утверждены Нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах.

Согласно приложению № 1 к названному Приказу осужденным мужчинам, отбывающим наказание в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, в числе прочего, положена выдача нательного белья в количестве 2 комплектов сроком носки 3 года. Предусмотренные Приложением № 1 предметы одежды, при наличии, возможности могут дополнительно отпускаться в качестве инвентарного довольствия для переодевания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, одиночных камерах и комнатах длительного свидания.

При проверке доводов административного иска, с учетом приведенных в его обоснование оснований, судом по результатам оценки представленных административным ответчиком доказательств установлено, что в здании ШИЗО/ПКТ действует централизованное отопление, централизованное холодное и горячее водоснабжение, централизованная канализация, функционирует вытяжная вентиляция с механическим побуждением, а также естественная вентиляция через регулируемые оконные проемы (форточки). Отопление и горячее водоснабжение осуществляется от собственной котельной. Каждая камера оснащена санитарным узлом с чашей Генуя и умывальником. Санитарный узел выполнен в виде запираемой кабинки со стенами сплошного заполнения и дверцей. Смыв производится водой под давлением путем открывания запорного устройства.

С внутренней стороны на оконных проемах камер установлены отсекающие решетки, что отвечает установленным и приведенным выше требованиям законодательства.

Освещенность камер ШИЗО/ПКТ обеспечена установкой светодиодных светильников в антивандальном исполнении и через оконные проемы. Освещенность камер ШИЗО/ПКТ составляет более 100-150 лк, что соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к освещению для данной категории помещений (п.3.1.7, 3.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03).

Ежегодно с участием ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России производятся замеры параметров микроклимата (освещенность, влажность, температурный режим), по результатам которых установлено, что параметры микроклимата в камерах ШИЗО/ПКТ соответствует требованиям СанПиН.

По акту ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России №43 от 07.05.2018 нарушений условий обеспечения микроклимата не установлено, как и не установлено по актам №122 от 20.09.2019, №18 от 16.03.2020 и №17 от 19.03.2021, справкой от 18.08.2016 и актом от 08.05.2014.

Согласно акту ЦГСЭН МСЧ-11ФСИН России № 18 от 16.03.2020 при выборочной проверке жилых помещений в общежитиях, ШИЗО/ПКТ установлено, что температура окружающей среды поддерживается на уровне допустимых показателей, что фиксируется в специальных журналах. Вентиляционная система естественная - на приток (через форточки), механическая – на вытяжку (через вытяжные отверстия с камер в коридор, далее – по трубам – из здания). В отрядах и камерах ШИЗО/ПКТ возможность проветривания через форточки обеспечена. Отраженные в акте результаты обследования камер ШИЗО-ПКТ указывают о том, что требования к освещенности, влажности и температурному режиму в камерах соблюдены.

Уровень освещенности, как указано ранее, отвечает требованиям п.3.1.7, 3.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. Температура воздуха в камерах не ниже 18 градусов Цельсия, что предусмотрено п.4.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Допустимых уровень влажности воздуха в жилых помещениях в соответствии с пунктом 4.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» не превышает 60%.

Согласно названным актам по состоянию на 2018 год камеры находятся в удовлетворительном состоянии, обеспечены достаточным искусственным освещением, параметры климата соответствуют гигиеническим требованиям. При визуальном осмотре наличие грибка, плесени на поверхностях стен и потолков в камерах ШИЗО/ПКТ не установлено.

В акте 2019 года отражено, что в корпусе ШИЗО/ПКТ полы выполнены из дерева (материал ДВП), покрыты краской, стены оштукатурены и покрыты краской потолок побелен. Также отражено, что обеспечена возможность проветривания камер за счет форточек и вентиляционных каналов. Камеры оборудованы умывальником, санитарным узлом, оснащенным перегородкой, что позволяет посещать его в условиях приватности. В душевой комнате выполнен ремонт. Имеется 6 леек с подводом холодного и горячего водоснабжения. Санитарное состояние удовлетворительное.

В 2020 году при проверке санитарного состояния камер было установлено, что практически во всех камерах отделка поверхности стен требует обновления, также требует обновления покрытие раковин. Ограждения от пола до потолка между жилым помещением и туалетом имеется практически во всех камерах. Двери в туалетах, выполненные из дерева и ДСП, обеспечивают приватность содержащихся в камерах в допустимой степени.

По акту 2021 года установлено, что все камеры обеспечены горячим водоснабжением. Напольное покрытие в камерах ШИЗО/ПКТ выполнено в деревянном исполнении (фанера) и крепится дюбелями к бетонному основанию полов камер, данное половое покрытие полностью отвечает всем функциональным и санитарным гигиеническим требованиям. На период проверки санитарно-техническое состояние камер ШИЗО/ПКТ удовлетворительное, но при этом практически во всех камерах отделка поверхности стен имеет дефекты (за исключением камеры № 2). В камерах ШИЗО/ПКТ предусмотрена естественная приточная вентиляция (через форточки в оконных проемах) и вытяжная – с механическим побуждением, осуществляемая через вентиляционные отверстия над дверными проемами камер. Санитарный узел в камерах оборудован напольными унитазами и металлическими раковинами, изготовленными в учреждении. Туалетные комнаты разделены полноразмерными перегородками до потолка и дверными полотнами высотой 1,5 метра, обеспечивающими необходимую степень приватности.

При наличии установленных по результатам оценки обстоятельств санитарной обеспеченности условий содержания в исправительном учреждении в камерах ШИЗО, суд находит доводы иска в части отсутствия вентиляции в камерах, нарушений условий освещенности, приватности, а также температурного режима как основание для взыскания в пользу Жемухова М.В. денежной компенсации безосновательными. Возможность обустройства в камерах вентиляции с естественными побуждением (через форточки) не противоречит установленным требованиям. Вопреки доводам, иска нарушений условий освещенности как естественного, так и дежурного, температуры, в помещениях камер ШИЗО не допущено. Условия приватности путем обустройства дверных полотен, высотой 1,5 м., что предусмотрено установленными требованиями к обеспеченности обустройства санитарных узлов в камерах ШИЗО, соблюдены. Расположение санитарных узлов в камерах ШИЗО обеспечивает необходимую степень изолированности, при использовании обеспечивает необходимую степень приватности.

Видеонаблюдение, что с учетом приведенного нормативного обоснования правомерно, не может расцениваться как действие, унижающее человеческое достоинство лиц, содержащихся под стражей, а напротив, направлено на предотвращение возникновения либо своевременное выявление каких-либо ситуаций, составляющих угрозу, как для административного истца, так и иных лиц, недопущение нарушение прав сотрудниками учреждения.

Оборудование камер видеокамерами регламентировано на законодательном уровне, предусмотрено в Наставлении по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста России от 04 сентября 2006 года №279.

Само по себе использование исправительными учреждениями технических средств контроля и надзора является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность осужденных и персонала соответствующего учреждения, режим содержания осужденных, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей. В этой связи ведение видеонаблюдения не может расцениваться как действие, унижающее человеческое достоинство истца как лица, отбывающего в спорный период уголовное наказание, напротив, направлено на предотвращение возникновения либо своевременное выявление каких-либо ситуаций, составляющих угрозу как для истца, так и иных лиц, недопущение нарушения прав сотрудниками учреждения.

Данных, указывающих о том, что при осуществлении видеонаблюдения нарушаются условия приватности, не установлено. Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о наличии видеонаблюдения в помещениях, предназначенных и используемых в качествах санузла. Действия по установке системы видеонаблюдения в камерах совершены при неукоснительном выполнении предписания закона и подзаконных нормативно-правовых актов, с соблюдением конституционно-правовых принципов, международных норм права, допускающих применение к лицу, совершившему преступление и отбывающему наказание в виде лишения свободы, ограничений прав и свобод с учетом балансов интереса личности.

Не могут быть приняты во внимание доводы заявителя об отсутствии перегородок в душе, поскольку их обустройство не регламентировано.

В соответствии с требованиями пункта 17.13 Свода правил полы в камерах следует предусматривать дощатые беспустотные с креплением к трапецивидным деревянным лагам. Для дощатого покрытия пола в целях исключения устройства схронов следует применять шпунтовые доски, укладываемые в замок «паз-гребень». Пространство между лагами в уровень верха лаг заполняется цементно-песчаным раствором или бетоном для исключения внутренних пустот.

Судом установлено, что полы в камерах ШИЗО выполнены из фанеры, которая крепится к деревянным лагам, пространство между лагами в уровень верха заполнено цементным раствором. Конструкция полов выполнена согласно нормативной документации.

Изложенное указывает о том, что устройство полов по своим техническим характеристикам соответствуют предъявляемым к ним требованиям.

При проверке доводов административного искового заявления об отсутствии в камерах ШИЗО настенных полок для туалетных принадлежностей, столов, тумб, наглухо прикрепленных к полу, размера оконных проемов в камерах №2,13,15 меньше установленных, суд исходит из того, что указанные доводы подтверждаются материалами прокурорских проверок, в связи с чем, права Жемухова М.В. в части обеспечения надлежащих условий по указанным основаниям при его размещении в камерах нарушались. Однако, несмотря на то, что требования закона в изложенной части ответчиком не были осуществлены, суд приходит к выводу о том, что нарушения установленных требований в изложенной части не может быть достаточным для взыскания в пользу истца денежной компенсации, поскольку допущенное нарушение не может быть признано значительным, устанавливающим право истца на получение денежной компенсации.

Согласно сведениям ответчика, в здании ШИЗО/ПКТ имеется 4 прогулочных двора. Пол, стены, навес выполнены в соответствии с установленными требованиями Свода правил. Площадь прогулочного двора № 1 составляет 7,6 кв.м., прогулочного двора № 2 – 7,9 кв.м., прогулочного двора № 3 – 7,9 кв.м., прогулочного двора № 7,9 кв.м.

В прогулочных дворах ШИЗО/ПКТ согласно пункту 17.5 Свода правил для защиты атмосферных осадков предусмотрен козырек (навес) с выносом его на 1,5 м внутрь двора с учетом обеспечения полного обзора прогулочного двора. В каждом прогулочном дворе установлены скамейки.

Полы в прогулочных дворах здания ШИЗО/ПКТ выполнены с учетом требований Свода Правил. Подстилающие слои полов в прогулочных дворах выполнены из бетона толщиной не менее 100 мм. Водоотводные устройства (канавки) имеются.

По сведениям ответчика в том случае, когда сильные атмосферные осадки (ливневый дождь), при которых имеющиеся водоотводные устройства могут не справиться с отводом атмосферных осадков, прогулка осужденным предоставляется позже, без нарушения прав последних на прогулку.

В соответствии с подпунктом 3 примечания таблицы 14 пункта 9.14 Инструкции вместимость прогулочных дворов следует принимать с учетом покамерного вывода осужденных на прогулку, не допуская одновременного пребывания в одном прогулочном дворе осужденных, содержащихся в разных камерах, что отражено в пункте 20 таблицы 14.4 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр.

Ответчиком указано о том, что прогулка производится покамерно, начиная с первого порядкового номера камеры ШИЗО, затем с первого порядкового номера камеры ПКТ. Вывод на прогулку осуществляется с учетом желания осужденных.

С учетом площади прогулочных дворов и количественного размещения осужденных при размещении Жемухова М.В. в камерах ШИЗО суд исходит из того, что при выводе осужденных на прогулку площадь, приходящаяся на каждого (6 кв.м), во все дни его нахождения в камерах ШИЗО не обеспечивалась.

Разрешая требования по основанию необеспечения истца нательным бельем, суд руководствуется тем, что необеспечение им осужденных, находящихся в ШИЗО, установлено по результатам проведения прокурорской проверки. Из представления Прокуратуры Республики Коми от 26.03.2021 № 17-12-2021 следует, что при наличии остатка в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми нательного белья в количестве 702 комплекта при численности осужденных в колонии 573 человека, что указывает о возможности обеспечения осужденных, находящихся в ШИЗО, нательным бельем с подменного фонда, несмотря на наличие такой возможности, вопрос, связанный с выдачей нательного белья для переодевания осужденных в штрафных изоляторах, до апреля 2021 года не разрешался.

Действия ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, по не обеспечению Жемухова М.В. при водворении его в ШИЗО в период с 22.07.2014 по 14.04.2021 нательным бельем с подменного фонда противоречат Приказу Минюста России от 03.12.2013 №216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» (вместе с «Порядком обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах», «Правилами ношения предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях»).

Нормой №1 вещевого довольствия осужденных мужчин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях, утвержденной Приказом Минюста РФ от 03.12.13г. №216, предусмотрено обеспечение осужденных бельем нательным теплым (п.8. Примечание. Выдаются в местностях с особо холодным и холодным климатом). Предусмотренные данной нормой предметы одежды и обуви при наличии возможности могут дополнительно отпускаться в качестве инвентарного довольствия для переодевания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах и комнатах длительного свидания.

Между тем, довод административного истца о не обеспечении его в исправительном учреждении вещевым довольствие в идее свитера опровергается письменными материалами дела, в связи с чем суд признает его необоснованным.

Судом не могут быть оставлены без внимания доводы административного истца в части необеспечения в заявленный период помещений исправительного учреждения горячим водоснабжением.

Отсутствие обеспечения указанных помещений горячим водоснабжением установлено по результатам проверки органом прокуратуры, на основании решения суда на административного ответчика ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми возложена обязанность в соблюдение вышеназванных требований пунктов 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, и в соответствии с требованиями СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также требованиями действующих нормативных документов, в том числе пункта 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2545-10, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 обеспечить горячее водоснабжение в помещениях исправительного учреждения.

В рамках исполнения судебного решения все общежития отрядов, карантина, камер ШИЗО/ПКТ обеспечены горячим водоснабжением. В блоке ШИЗО/ПКТ подвод горячей воды в камеры завершен в феврале в 2021 году.

Наличие горячего водоснабжения в камерах непосредственным образом касается обеспечения гуманных условий для содержания лиц, в отношении которых применена мера пресечения заключения под стражу, подозреваемых и осужденных и охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитания, в связи с чем, эксплуатация объекта с нарушением указанных требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в зданиях ответчика.

Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие в актуальными требованиями обусловлено уровнем современных рисков, потребностей, правил, а равно обеспечением санитарного благополучия и безопасных условий для обитания человека.

В остальном суд приходит к выводу, что доводы административного истца являются безосновательными, ничем объективно не подтверждены, в том числе представлением прокурора, оспариваются административным ответчиком и опровергаются представленными в дело доказательствами.

На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Оценивая приведенные в обоснование иска основания нарушений условий содержания осужденных как условие взыскания денежной компенсации, суд исходит из того, что к «бесчеловечному обращению» на основании приведенных в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный вред либо глубокие физические или психические страдания; унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности; при этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания; оценка уровня страданий осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности, от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения; в некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подвергалось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 14.11.2017 № 84-КГ17-6, содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них следствие реализации механизма государственного принуждения.

Оценивая ранее озвученные и установленные по результатам проверки представленных в материалы дела доказательств нарушения с учетом доводов административного иска, на основании представленных в материалы дела доказательств, исходя из бремени доказывания, актов проверки ЦГСЭН МСЧ-11 ФСИН России, принятых мер прокурорского реагирования, суд приходит к выводу, что установленные нарушения отчасти порождают право истца на денежную компенсацию в результате их установления.

При разрешении требований суд исходит из того, что необеспечение административного истца горячим водоснабжением (300 дней), необходимой площадью при выводе его на прогулку при нахождении в запираемых помещениях (ШИЗО) на протяжении указанного периода, а также установленный в спорный период до апреля 2021 года факт невыдачи истцу нательного белья, повлекло нарушение прав Жемухова М.В., гарантированных законом, и само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что в соответствии с приведенными выше правовыми нормами является основанием для удовлетворения заявленных требований путем признании действий (бездействия) незаконными и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 КАС РФ).

В соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Согласно подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Таким образом, надлежащим административным ответчиком по выплате компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является ФСИН России.

При вынесении решения по настоящему делу, судом учитываются разъяснения, изложенные в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 №13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», согласно которым при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.

Принимая во внимание требования Жемухова М.В., фактические обстоятельства настоящего дела, наличие установленных по делу ненадлежащих условий содержания административного истца в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, характер и степень нарушения норм и правил содержания, продолжительность нарушения прав истца и значимость последствий для него, а также требования разумности и справедливости, суд, определяя размер компенсации, полагает возможным определить размер такой компенсации равной сумме 17 500 рублей, подлежащей взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░-25 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░ ░░-25 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 17 500 ░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:

...

...

...

...

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░-25 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 30.08.2022.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3675/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Жемухов Мухамед Володевич
Ответчики
ФСИН России
ФСИН России в лице УФСИН Россиии по РК
Другие
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по Республкие Коми
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Мосунова Елена Васильевна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
21.01.2022Регистрация административного искового заявления
24.01.2022Передача материалов судье
26.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
22.02.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.03.2022Предварительное судебное заседание
31.03.2022Предварительное судебное заседание
23.05.2022Предварительное судебное заседание
03.06.2022Судебное заседание
30.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2022Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
30.09.2022Судебное заседание
03.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее