Решение по делу № 66а-978/2020 от 18.08.2020

№ 66а-978/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сочи                                                                                         21 августа 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Фомина М.В.,

судей Демидчик Н.В., Рассказовой Г.В.,

с участием прокурора Екимцова М.Н.

при ведении протокола помощником судьи Щелкуновой В.В.

    рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кияшко Романа Владимировича об оспаривании постановления избирательной комиссии о числе депутатов представительных органов муниципальных образований и числе внутригородских муниципальных образований для поддержки выдвижения на должность губернатора, постановления об отказе в регистрации кандидатом на должность губернатора,

    по апелляционной жалобе Кияшко Романа Владимировича на решение Севастопольского городского суда от 10 августа 2020 г.

    Заслушав доклад судьи Рассказовой Г.В., судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Постановлением II сессии II созыва Законодательного Собрания города Севастополя от 10 июня 2020 г. № 196 «О назначении досрочных выборов Губернатора города Севастополя» на 13 сентября 2020 г. назначены досрочные выборы Губернатора города Севастополя. Постановление опубликовано в газете «Севастопольские известия» № 19 (2017) от 10 июня 2020 г.

Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от 12 июня 2020 г. «О числе депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора города Севастополя и числе внутригородских муниципальных образований города Севастополя, в которых должен быть поддержан кандидат на должность Губернатора города Севастополя при проведении досрочных выборов Губернатора города Севастополя 13 сентября 2020 г.» определено число депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, чьи подписи должны быть собраны в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора города Севастополя при проведении досрочных выборов Губернатора города Севастополя 13 сентября 2020 г. – 9 (пункт 1).

Определено число внутригородских муниципальных образований города Севастополя, в которых кандидат на должность Губернатора города Севастополя должен быть поддержан депутатами представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя при проведении досрочных выборов Губернатора города Севастополя 13 сентября 2020 г. – 8 (пункт 2).

Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от 29 июля 2020 г. Кияшко Роману Владимировичу, выдвинутому Севастопольским городским отделением Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», отказано в регистрации кандидатом на должность Губернатора города Севастополя.

Кияшко Р.В. обратился в Севастопольский городской суд с административным иском о признании незаконным и отмене пункта 2 Постановления Севастопольской городской избирательной комиссии от 12 июня 2020 г. «О числе депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора города Севастополя и числе внутригородских муниципальных образований города Севастополя, в которых должен быть поддержан кандидат на должность Губернатора города Севастополя при проведении досрочных выборов Губернатора города Севастополя 13 сентября 2020 г.», признании незаконным и отмене Постановления Севастопольской городской избирательной комиссии от 29 июля 2020 г. об отказе в регистрации кандидатом на должность Губернатора города Севастополя.

В обоснование административного иска истец указал, что на момент принятия решения о назначении выборов Губернатора города Севастополя судом вынесены решения о признании неправомочными составов Советов депутатов двух из десяти муниципальных округов города Севастополя – Гагаринского и Ленинского муниципальных округов. Принятие таких решений влечет досрочное прекращение полномочий всех депутатов названных представительных органов. Полагает, что в связи с указанными обстоятельствами два внутригородских муниципальных образования (Гагаринский и Ленинский муниципальные округа) не могли учитываться при определении числа муниципальных образований, депутаты которых должны поддержать выдвижение кандидата. Административным ответчиком число муниципальных образований было определено как <данные изъяты> от 10 внутригородских округов, тогда как должно было быть определено как <данные изъяты> от 8 внутригородских округов, в которых имеются действующие представительные органы. Таким образом, число муниципальных образований должно составлять 6. В качестве основания для отказа в регистрации кандидатом на должность Губернатора города Севастополя избирательной комиссией указано на нарушение положений пункта 8 части 6 статьи 31 Закона города Севастополя от 17 марта 2017 г. № 330-ЗС «О выборах Губернатора города Севастополя» и на нарушение положений подпункта «д.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Административный истец полагает, что названные положения законодательства к нему неприменимы, поскольку им представлены девять из необходимых девяти подписей депутатов. Указывает, что на заседании комиссии было изложено особое мнение члена избирательной комиссии ФИО6, однако его доводы комиссией не были приняты во внимание, особое мнение в нарушение положений части 17 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вместе с постановлением не опубликовано. Полагает, что принятые избирательной комиссией постановления нарушают его пассивное избирательное право на участие в выборах Губернатора города Севастополя.

Решением Севастопольского городского суда от 10 августа 2020 г. Кияшко Р.В. в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Кияшко Р.В. просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое, которым удовлетворить его административные исковые требования. Полагает, что при разрешении спора суд неправильно применил нормы материального права. Указывает, что установленное частью 2 статьи 28 Закона города Севастополя от 17 марта 2017 г. № 330-ЗС «О выборах Губернатора города Севастополя» правило, в силу которого число депутатов муниципального образования, в котором на день принятия решения о назначении выборов представительный орган не сформирован, не учитывается при установлении числа лиц, необходимого для поддержки кандидата, должно распространяться и на число муниципальных образований, в которых должен быть поддержан депутат. Полагает, что определенное таким образом число муниципальных образований, в котором должен получить поддержку кандидат, должно соответствовать <данные изъяты> от 8 муниципальных образований, в которых имелись представительные органы на момент принятия решения о проведении выборов губернатора, и составляет 6 муниципальных образований. Полагает, что суд неверно истолковал положения пункта 8 части 6 статьи 31 Закона города Севастополя от 17 марта 2017 г. № 330-ЗС «О выборах Губернатора города Севастополя» и положения подпункта «д.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку в них не содержится требование считать достоверными только те подписи, которые получены в <данные изъяты> представительных органов муниципальных образований. Представленные кандидатом 9 подписей депутатов в его поддержку соответствуют установленному комиссией количеству необходимых подписей и признаны достоверными.

Севастопольской городской избирательной комиссией и Прокуратурой города Севастополя поданы возражения на апелляционную жалобу.

Изучив материалы дела, заслушав административного истца, представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, заключение прокурора, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

    В силу положений пункта 17 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

    Абзацем 10 пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что в городах федерального значения число лиц, необходимое для поддержки кандидата (от 5 до 10 процентов), устанавливается законами этих субъектов Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований, предусмотренного уставами внутригородских муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав внутригородских муниципальных образований города федерального значения. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях внутригородских муниципальных образований города федерального значения. С учетом особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения законами этих субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные требования к поддержке кандидата в городе федерального значения.

    Абзацем 12 пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что если на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представительный орган муниципального образования не сформирован и (или) глава муниципального образования не избран, в том числе в связи с досрочным прекращением соответствующих полномочий, число депутатов такого представительного органа, определенное уставом муниципального образования, и (или) глава этого муниципального образования не учитываются при установлении числа лиц, необходимого для поддержки кандидата.

    Пунктом 2 статьи 28 Закона города Севастополя от 17 марта 2017 г. № 330-ЗС «О выборах Губернатора города Севастополя» установлено, что если на день принятия решения о назначении выборов Губернатора представительный орган внутригородского муниципального образования города Севастополя не сформирован, в том числе в связи с досрочным прекращением соответствующих полномочий, число депутатов такого представительного органа, определенное уставом муниципального образования, не учитывается при установлении числа лиц, необходимого для поддержки кандидата.

    В силу пункта 3 статьи 28 Закона города Севастополя от 17 марта 2017 г. № 330-ЗС «О выборах Губернатора города Севастополя» кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя не менее чем в трех четвертях внутригородских муниципальных образований города Севастополя.

    Законом города Севастополя от 3 июня 2014 г. № 17-ЗС «Об установлении границ и статусе муниципальных образований в городе Севастополе» образовано 10 внутригородских муниципальных образований (статья 3).

    Законом города Севастополя от 3 июня 2014 г. № 25-ЗС «О структуре и наименовании органов местного самоуправления в городе Севастополе, численности, сроках полномочий и дате проведения выборов депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований первого созыва в городе Севастополе» установлена численность депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований в городе Севастополе, избираемых на муниципальных выборах, - 120 депутатов, в том числе в Совете Гагаринского муниципального округа – 15 депутатов, в Совете Ленинского муниципального округа – 15 (статья 5).

    Решением Севастопольского городского суда от 9 июня 2020 г. по административному делу признан неправомочным состав Совета депутатов Гагаринского муниципального округа второго созыва, избранный на муниципальных выборах, состоявшихся 18 сентября 2016 г. решение судом обращено к немедленному исполнению.

     Решением Севастопольского городского суда от 9 июня 2020 г. по административному делу признан неправомочным состав Совета депутатов Ленинского муниципального округа второго созыва, избранный на муниципальных выборах, состоявшихся 18 сентября 2016 г. Решение судом обращено к немедленному исполнению.

    Указанные решения вступили в законную силу 11 августа 2020 г.

    Пунктом 2 постановления Севастопольской городской избирательной комиссии от 12 июня 2020 г. определено число внутригородских муниципальных образований города Севастополя, в которых кандидат на должность Губернатора города Севастополя должен быть поддержан депутатами представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя при проведении досрочных выборов Губернатора города Севастополя 13 сентября 2020 г. – 8. Данное число составляет <данные изъяты> от общего числа внутригородских муниципальных образований города Севастополя с учетом установленных пунктом 4 статьи 28 Закона города Севастополя от 17 марта 2017 г. № 330-ЗС «О выборах Губернатора города Севастополя» правил округления дробного числа в большую сторону (<данные изъяты> от 10).

    Приводимые административным истцом доводы о необходимости распространения установленного положениями пункта 2 статьи 28 Закона города Севастополя от 17 марта 2017 г. № 330-ЗС «О выборах Губернатора города Севастополя» правила об исключении несформированных на день принятия решения о назначении выборов представительных органов, в том числе по причине досрочного прекращения соответствующих полномочий, на механизм определения числа муниципальных образований, где должен получить поддержку кандидат, судом первой инстанции правильно отклонены. Как верно отмечено судом, такая методика подсчета необходимого числа голосов депутатов в поддержку кандидата положениями федерального и регионального законодательства распространена лишь на определение числа депутатов представительных органов и не может распространяться на установленное законом число муниципальных образований, где должен получить поддержку кандидат.

    Доводы административного истца о возможности применения к спорным правоотношениям аналогии закона судебной коллегией во внимание не принимаются как основанные на неверном понимании положений законодательства. К спорным правоотношениям аналогия права не применима ввиду их урегулирования положениями законодательства.

    Приведенные в апелляционной жалобе доводы о нарушении прав административного истца при определении числа муниципальных образований, где должен получить поддержку кандидат, без исключения из их числа тех муниципальных образований, где досрочно прекращены полномочия депутатов представительных органов, судебной коллегией признаются несостоятельными. Из материалов дела следует, что досрочно прекращены полномочия представительных органов двух из десяти муниципальных образований, в силу чего кандидат имел возможность получить поддержку депутатов восьми действующих представительных органов муниципальных образований.

      В такой ситуации суд пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований о признании незаконным пункта 2 Постановления Севастопольской городской избирательной комиссии от 12 июня 2020 г. о числе внутригородских муниципальных образований города Севастополя, в которых должен быть поддержан кандидат на должность Губернатора города Севастополя при проведении досрочных выборов 13 сентября 2020 г.

    Судом установлено, что в избирательную комиссию Кияшко Р.В. представлены 9 подписей депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, собранных в 6 внутригородских муниципальных образованиях. Избирательной комиссией проверены и признаны достоверными все 9 подписей депутатов.

Постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от 29 июля 2020 г. Кияшко Роману Владимировичу отказано в регистрации кандидатом на должность Губернатора города Севастополя со ссылкой на положения подпункта «д.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 8 части 6 статьи 31 Закона города Севастополя от 17 марта 2017 г. № 330-ЗС «О выборах Губернатора города Севастополя». Доводы апелляционной жалобы о том, что указанные нормы не могли быть применены к административному истцу, поскольку все представленные им подписи депутатов признаны достоверными, судебной коллегией отклоняются. Приведенные нормы законодательства надлежит применять в их системном толковании с положениями пункта 17 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», абзацев 10 и 12 пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пунктов 2 и 3 статьи 28 Закона города Севастополя от 17 марта 2017 г. № 330-ЗС «О выборах Губернатора города Севастополя». Системное толкование указанных положений законодательства позволяет прийти к выводу о возможности регистрации кандидата в случае представления им в избирательную комиссию необходимого числа достоверных подписей, отвечающих определенным критериям, в том числе принципу представительства не менее <данные изъяты> внутригородских муниципальных образований города Севастополя.

Поскольку Кияшко Р.В. были представлены 9 подписей депутатов, представляющих 6 внутригородских муниципальных образований города Севастополя, что менее установленного законом минимального числа – 8 (<данные изъяты> от 10), суд первой инстанции пришел к верному выводу о соответствии положениям закона постановления избирательной комиссии об отказе Кияшко Р.В. в регистрации кандидатом на должность Губернатора города Севастополя.

В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что оспариваемые административным истцом постановления приняты уполномоченным органом, в пределах его компетенции, в соответствии с установленной законом процедурой, принятые избирательной комиссией постановления соответствуют положениям закона. В такой ситуации суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Кияшко Р.В. требований.

Постановленное судом решение основано на правильной оценке фактических обстоятельств дела и соответствует положениям норм материального права. Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены решения, судом первой инстанции не допущено. В такой ситуации постановленное судом первой инстанции решение подлежит оставлению без изменения.

    Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Севастопольского городского суда от 10 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кияшко Романа Владимировича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Председательствующий                        М.В. Фомин

Судьи                                     Г.В. Рассказова                                                                                                 Н.В. Демидчик

66а-978/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор города Севастополя
Кияшко Роман Владимирович
Ответчики
Севастопольская городская избирательная комиссия
Другие
Гутман Виктор Милентьевич
Севастопольское городское отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации"
Суд
Третий апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Рассказова Галина Владимировна
Дело на сайте суда
3ap.sudrf.ru
18.08.2020Передача дела судье
21.08.2020Судебное заседание
24.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2020Передано в экспедицию
21.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее