Дело № 2-168/19
строка 068г
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«13» марта 2019 года Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Михиной Н.А.,
при секретаре Еремеевой В.Г.,
с участием:
истца Сулима И.А.,
представителя истца по устному ходатайству Цыганковой Е.М.,
представителя ответчика УПФ РФ в г. Воронеже (ГУ) по доверенности Улановой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сулима Ирины Альбертовны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже о признании решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости незаконным, признании права на назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости, взыскании расходов на оплату государственной пошлины,
установил:
Истец Сулима И.А. обратилась в суд с данным иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже, ссылаясь на то, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже от 30.07.2018 № 301281/18 ей было отказано в установлении страховой пенсии по старости по тем основаниям, что истцом не был документально подтвержден факт снятия с учёта по прежнему месту жительства либо факт регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации. Истец полагает, что ответчику при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ею были представлены все необходимые для назначения страховой пенсии документы, в том числе паспорт гражданина РФ и свидетельство о регистрации по месту пребывания, и ей, как лицу, переселившемуся на территорию РФ из государства – участника соглашения, являющейся гражданином РФ, вопрос о назначении пенсии должен решаться в соответствии с нормами пенсионного законодательства РФ на основании заявления по месту пребывания или по месту фактического проживания; каких-либо дополнительных документов от истца не требовали. Считая отказ в установлении страховой пенсии по старости незаконным, истец обратилась в суд.
Истец Сулима И.А., в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить, и пояснила, что 03.09.2014 она въехала на территорию Российской Федерации с территории <адрес> из <адрес> по программе переселения; в феврале 2018 года получила гражданство РФ; она зарегистрирована в жилом помещении по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с 20.02.2018 по 20.02.2021 и с 04.07.2016 имеет постоянное место работы. Выплата пенсии по прежнему месту жительства ей не назначалась и не производилась в связи не достижением возраста для её назначения.
Представитель истца по устному ходатайству Цыганкова Е.М. в судебном заседании полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика УПФ РФ в г. Воронеже (ГУ) по доверенности Уланова О.Ю. против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.20-21).
Выслушав объяснения присутствующих лиц, обозрев материалы отказного пенсионного дела истца, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию по старости регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ №400-ФЗ).
В соответствии с ч.3 ст. 2 ФЗ №400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
На основании ст. 8 ФЗ №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Как следует из материалов дела, 20.04.2018 истец Сулима И.А. обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д.22-25).
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Воронеже № 301281/18 от 30.07.2018 истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на том основании, что документально не подтвержден факт снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства либо факт регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации. В решении также указано, что регистрация по месту жительства Сулима И.А. на территории Российской Федерации документально не подтверждена (л.д.7-11).
В возражениях на исковое заявление ответчик также указал, что не представлен был документ, содержащий сведения, из какой территории <адрес> состоялось переселение истца в Российскую Федерацию (л.д.20-21).
На основании пункта 3 статьи 2 ФЗ N 400-ФЗ пенсионное обеспечение граждан, прибывших с территории <адрес>, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 (далее - Соглашение от 13 марта 1992, Соглашение), в соответствии с которым пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Согласно пункту 3 указаний Министерства социальной защиты населения РФ от 18 января 1996 N 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик союза ССР», согласно которому лицам, обращающимся за назначением пенсии и имеющим наряду с регистрацией по месту жительства в России прописку по месту жительства на территории другого государства, назначение пенсии может быть произведено независимо от факта выписки с места жительства на территории другого государства. Однако при этом истребуются сведения о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства или о том, что пенсия не назначалась.
Гражданам Российской Федерации, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - участников СНГ, не имеющим подтверждения постоянного проживания на территории Российской Федерации, может быть назначена пенсия по нормам российского законодательства (без применения Соглашения от 13 марта 1992 года) по месту их пребывания или месту фактического проживания на территории Российской Федерации при условии снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве.
В соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 года N 4528-1 «О беженцах», а также в связи со сложной внутриполитической ситуацией на <адрес> и продолжающимся ростом количества граждан <адрес>, прибывающих на территорию Российской Федерации в поисках убежища, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 22.07.2014 года N 690 «О предоставлении временного убежища гражданам <адрес> на территории Российской Федерации в упрощенном порядке», которым утверждены Временные правила предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданам <адрес> и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории <адрес>, прибывшим на территорию Российской Федерации в поисках убежища, в упрощенном порядке.
Исключение предусмотрено для лиц, из числа граждан Российской Федерации, вынужденно покинувших место постоянного проживания на <адрес> (<адрес> и <адрес>), не имеющих регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации и документа о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства, пенсия которым может быть назначена без применения норм Соглашения, при условии регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, подтверждаемом соответствующей отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации или свидетельством о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, выданным органами регистрационного учета Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства из пояснений истца и материалов дела, судом было установлено, что истец Сулима И.А., проживая на территории <адрес> до сентября 2014 года, с заявлением о назначении пенсии по старости не обращалась, данная пенсия ей не была назначена ввиду не достижения ею возраста, необходимого для возникновения права на её получение. Данное обстоятельство ответчиком не оспорено. Право у истца Сулима И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на получение страховой пенсии по старости возникло ДД.ММ.ГГГГ, когда она уже являлась гражданином РФ, что подтверждается копией паспорта (л.д.13).
Согласно части 1 статьи 4 ФЗ N 400-ФЗ к лицам, имеющим право на страховую пенсию, относятся граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Кроме того, часть 3 статьи 4 ФЗ N 400-ФЗ к лицам, имеющим право на страховую пенсию, относит также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Как следует из смысла приведенных норм статьи 4 ФЗ N 400-ФЗ, в отношении граждан Российской Федерации они не связывают право на пенсионное обеспечение лица с местом жительства на территории Российской Федерации. Постоянное проживание в Российской Федерации является одним из основных условий пенсионного обеспечения для иностранных граждан и других лиц, перечисленных в указанной норме.
Согласно п.2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 №958н, для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «ОГ государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Абзацем 2 п.2 Перечня установлено, что при отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации.
Во исполнение положений данного Закона Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 N 884н утверждены «Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Из пункта 5 названных Правил следует, что граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации, вправе подавать заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему месту пребывания на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец Сулима И.А. в качестве члена семьи ФИО1 - участника Государственной программы, участвовала в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, что подтверждается копией свидетельства (л.д.26-82).
Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Госпрограмма), утверждена Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 названной Госпрограммы в числе ее целей является стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Подпунктом "а" пункта 8 Госпрограммы установлено, что для достижения поставленных целей необходимо решение задач по созданию условий, в том числе политических, социально-экономических, организационных, способствующих переезду соотечественников в Российскую Федерацию на постоянное место жительства и скорейшему их включению в устойчивые позитивные социальные связи принимающего сообщества.
Решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания (пункт 13 Госпрограммы).
Факт проживания и работы истца на территории <адрес> до прибытия в Российскую Федерацию подтверждается её заявлением о назначении пенсии (л.д.22-25), а также трудовой книжкой, согласно которой 01.09.2014 она уволена из <адрес> регионального филиала ЧАО «<адрес> горно-металлургическая компания» (л.д.43-53); въехала на территорию РФ 03.09.2014 года через КПП въезда <адрес> (л.д.90). Также в заявлении от 20.07.2018 истец указала, что <адрес> паспорта не имеет (л.д.26).
Истец с 04.07.2016 по настоящее время трудоустроена, что подтверждается записью в трудовой книжке (л.д.51); доказательств обратного суду не представлено.
15.02.2018 истцу был выдан паспорт гражданина Российской Федерации (л.д.13).
20.04.2018 истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. При подаче заявления о назначении пенсии было представлено свидетельство о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес> на период с 20.02.2018 по 20.02.2021 (л.д.13).
Таким образом, при соблюдении условий, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, истец Сулина И.А. как гражданка Российской Федерации, пребывающая на территории Российской Федерации, имела право обратиться в пенсионный орган за назначением пенсии по месту своего пребывания.
В содержании ст. 1, п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7 международного Соглашения от 13 марта 1992 года отсутствует прямое указание на условие о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве при решении вопроса о пенсионном обеспечении.
Согласно положениям п. 3 указаний Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18 января 1996 года. N 1-1-У назначение пенсии без снятия с регистрационного учета в другом государстве возможно при истребовании сведений об отсутствии в этом государстве пенсионных выплат.
Как следует из материалов дела, сведений о назначении и выплате истцу страховой пенсии по старости на территории <адрес> на запросы ответчика не поступали (л.д.70). Как поясняла истец, у неё данных документов на момент обращения не требовали, что не оспаривалось представителем ответчика при рассмотрении дела.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела на запрос суда, из Пенсионного Фонда <адрес> был получен ответ, что Сулима И.А. по состоянию на 25.02.2019 на учете не состоит и за назначением пенсии не обращалась (л.д.88-89).
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, указаны возраст, страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент.
В соответствии с переходными положениями ст.35 ФЗ № 400-ФЗ, предусматривающим постепенное увеличение необходимого для назначения страховой пенсии страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента, закреплено, что для застрахованных лиц (женщин), достигших возраста 55 лет в 2018 году требуемая продолжительность страхового стажа составляет 9 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 13,8.
В решении Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже от 30.07.2018 № 301281/18 указано, что продолжительность страхового стажа Сулима И.А. по представленным документам составила 10 лет 08 месяцев 21 день. Величина индивидуального пенсионного коэффициента Сулима И.А. на дату назначения страховой пенсии по старости в соответствии с ч.9 ст.15 Федерального Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» составляет – 15,912.
На момент обращения Сулима И.А. к ответчику с заявлением о назначении пенсии (20.04.2018) она не достигла общеустановленного возраста назначения страховой пенсии по старости для женщин – 55 лет.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая все имеющиеся доказательства в совокупности, суд считает, что с учетом всех обстоятельств дела, право на назначение страховой пенсии по старости согласно ст. 8 ФЗ №400-ФЗ у истца возникло с 05.05.2018 и исковые требования в части назначения страховой пенсии по старости подлежат удовлетворению.
В тоже время требования истца о признании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже незаконным не подлежит удовлетворению, поскольку Пенсионный фонд является правоприменительным органом, и на момент вынесения оспариваемого решения не располагал достаточными доказательствами отсутствия пенсионного обеспечения на территории Республики <адрес>, прекращения <адрес> гражданства, установленными в ходе судебного разбирательства. По указанным основаниям суд отказывает в удовлетворении данной части исковых требований.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Таким образом, в пользу истца с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей (ст. 333.19 НК).
Поскольку истцом заявлены требования неимущественного характера, право на пенсию признано, суд считает расходы на оплату государственной пошлины подлежащими взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Сулима Ирины Альбертовны удовлетворить частично.
Признать за Сулима Ириной Альбертовной право на назначение страховой пенсии по старости с 5 мая 2018 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже назначить Сулима Ирине Альбертовне страховую пенсию по старости с 5 мая 2018 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже в пользу Сулима Ирины Альбертовны расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Михина Н.А.