дело №2-2794/2022
УИД:23RS0003-01-2022-004710-75
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город-курорт Анапа "20" октября 2022 года
Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Аулова А.А.
при секретаре Засеевой О.В.
с участием: истца Потеряевой В.С. и её представителя Колесниковой Н.С., действующей на основании доверенности 23АВ 2655128 от 24 июня 2022 года,
представителя ответчика – администрации муниципального образования город-курорт Анапа Яценко Л.С., действующей на основании доверенности №103-07-3521/22 от 31 марта 2022 года,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - управления по делам семьи и детей администрации муниципального образования город-курорт Анапа Назаренко Е.А., действующего на основании доверенности №103-07-1805/22 от 24 февраля 2022 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потеряевой В. С. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, пригодного для проживания, в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Потеряева В.С. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, пригодного для проживания, в состоянии, отвечающим требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, взыскании судебных расходов, сославшись на то, что она относится к категории детей-сирот и имеет право на предоставление мер социальной поддержки. Так, в соответствии с решением Промышленного районного суда г. Курска от 16 ноября 2017 года она признана лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Льговского районного суда Курской области от 26 апреля 2005 года ее мать П. Л.В. и отец П. С.А. были лишены родительских прав. В период с 31 августа 2005 года по 31 августа 2015 года она находилась в ОКОУ "Пензенская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями", согласно справке №395 от 06 сентября 2017 года с 31 августа 2016 года она обучалась в ОБПОУ "САТТ им. К.К. Рокоссовского". Указанным решением суда удовлетворены требования Потеряевой В.С. об обязании Комитета социального обеспечения Курской области включить Потеряеву В.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат однократному обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Курской области по договорам найма специализированных жилых помещений. На Комитет социального обеспечения Курской области возложена обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории Золотухинского района Курской области за счет средств, выделяемых из бюджета Курской области, с последующим включением данного жилого помещения в реестр государственного имущества Курской области, и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения. Вместе с тем, решение суда исполнено не было. Между тем, с 2019 года она постоянно проживает на территории Анапского района Краснодарского края, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> В соответствии с приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края №2024-жс от 09 сентября 2019 года она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. При этом жилого помещения на праве собственности она не имеет, также ей не предоставлено жилое помещение по договору социального найма, до настоящего времени она не обеспечена жилым помещением, в связи с чем она обратилась в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о предоставлении жилого помещения. Однако согласно ответа администрации муниципального образования город-курорт Анапа она состоит в списке под номером 134, при этом предоставление жилых помещений лица, относящимся к категории детей-сирот, осуществляется строго в соответствии с очередностью по утвержденному списку, в зависимости от даты и времени подачи заявления. Между тем, администрацией муниципального образования город-курорт Анапа нарушены требования действующего законодательства, поскольку по достижении лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 18 лет, ему должно быть предоставлено жилое помещение, при этом она достигла 18 лет, окончила обучение на очной форме обучения по профессии повар-кондитер, однако жилым помещением не обеспечена, а согласно позиции Верховного Суда РФ жилое помещение в таком случае предоставляется вне очереди. Таким образом, отказ администрации муниципального образования город-курорт Анапа о предоставлении жилого помещения в соответствии с очередностью не отвечает требованиям законодательства и нарушает ее право на обеспечение жилым помещением. В связи с чем истец Потеряева В.С. обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями и просит возложить на администрацию муниципального образования город-курорт Анапа обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным, техническим нормам, не аварийным, в соответствии с учетными нормами площади из жилищных помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, взыскать с ответчика -администрации муниципального образования город-курорт Анапа в её пользу расходы по оплате юридических услуг в размере 10 000 рублей, расходы по оформлению нотариально удостоверенной доверенности на представителя в размере 1 930 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Истец Потеряева В.С. и её представитель Колесникова Н.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали по изложенным доводам и основаниям.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования город-курорт Анапа Яценко Л.С. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, сославшись на то, что 15 октября 2019 года Потеряева В.С. обратилась в жилищный отдел администрации муниципального образования город-курорт Анапа с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, обносившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. На основании приказа министерства труда и социального развития Краснодарского края №2024-жс от 09 декабря 2019 года Потеряева В.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. По состоянию на 12 октября 2022 года истец Потеряева В.С. состоит в списке под номером 118. При этом предоставление жилых помещений лицам, относящимся к категории детей-сирот, осуществляется строго в соответствии с очередностью по утвержденному министерством труда и социального развития Краснодарского края списку, в зависимости от даты и времени подачи заявления. Согласно ст.5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ. На основании п.24 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопроса социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Часть 5 ст.19 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ предусматривает, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. В соответствии со ст.6 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №805-КЗ органы государственной власти Краснодарского края при передаче отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления обязаны предусматривать ежегодно в краевом бюджете субвенции раздельно по каждому из передаваемых органам местного самоуправления полномочий, производить определение размеров субвенций и распределение субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления по единой методике, производить передачу субвенций в местные бюджеты на осуществление отдельных государственных полномочий в соответствии с утвержденной бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств. Аналогичное положение отражено в ст.7.1 Закона Краснодарского края от 06 июня 2009 года №1748-КЗ, согласно которой расходы на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет краевого бюджета. Формирование муниципального специализированного жилищного фонда жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем приобретения, строительства, в том числе участия в долевом строительстве жилых помещений за счет средств краевого бюджета. В соответствии со ст.2 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №805-КЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в данном законе, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. Размеры субвенций, предоставляемых из краевого бюджета конкретным муниципальным образованиям на осуществление отдельных государственных полномочий, определяются законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Таким образом, субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот муниципальному образованию город-курорт Анапа предоставляется в пределах средств, предусмотренных в Законе Краснодарского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, на соответствующие цели, в соответствии с методикой, в которой не заложен заявочный принцип. Следовательно, истец Потеряева В.С. будет обеспечена жилым помещением по договору специализированного найма в порядке очередности при поступлении в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа финансовых средств в виде субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений из соответствующего бюджета. Действующим законодательством РФ внеочередное обеспечение жилым помещением не предусмотрено. В связи с чем просила отказать в удовлетворении заявленных Потеряевой В.С. исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - управления по делам семьи и детей администрации муниципального образования город-курорт Анапа Назаренко Е.А. в судебном заседании заявленные исковые требования Потеряевой В.С. не поддержал по доводам и основаниям, изложенным представителем ответчика - администрации муниципального образования город-курорт Анапа.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерства труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, что подтверждается отчётом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 35344061351258, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие либо об уважительности причин неявки в судебное заседание в адрес суда не представил, в связи с чем суд в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя указанного лица.
В отзыве на заявленные исковые требования, ранее направленном в адрес суда, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерства труда и социального развития Краснодарского края указал, что в разрешении заявленных требований полагается на усмотрение суда, поскольку истец Потеряева В.С. обратилась с заявлением о включении в список в лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа 15 октября 2019 года, приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края №2024-жс от 09 декабря 2019 года Потеряева В.С. включена в список и по состоянию на 22 сентября 2022 года состоит в списке по муниципальному образованию город-курорт Анапа под номером 118, при этом Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №805-КЗ органы местного самоуправления наделены отдельными полномочиями по решению вопросов обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан в соответствии с Законом Краснодарского края №1784-КЗ в части приобретения, строительства (в том числе участия в долевом строительстве) и предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные исковые требования, подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании положений пункта 1 статьи 8 названного выше федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года №1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение), по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
В соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону по решению следующих вопросов:
- обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа), в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" в части:
- приобретения, строительства (в том числе участия в долевом строительстве) жилых помещений и включения таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Статьей 2 указанного Закона Краснодарского края установлено, что финансовое обеспечение указанных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.
Как следует из материалов дела, Потеряева В.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот, так как отец П. С.А. на основании решения Льговского районного суда Курской области от 26 апреля 2005 года лишен родительских прав, мать П. Л.В. лишена родительских прав на основании решения Льговского районного суда Курской области от 26 апреля 2005 года, на основании постановления главы муниципального образования Сурговский сельсовет Льговского района Курской области от 12 августа 2005 года №14 Потеряева В.С. направлена в учреждение интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Льговскую школу-интернат, что подтверждается справкой управления по делам семьи и детей администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 03 декабря 2018 года.
Согласно справки ОБПОУ "Свободинский аграрно-технический техникум им. К.К. Рокоссовского" от 05 апреля 2017 года Потеряева В.С. обучается на очной форме обучения по профессии "повар, кондитер", срок обучения: с 01 сентября 2016 года по 30 июня 2018 года.
Решением Промышленного районного суда г. Курска от 16 ноября 2017 года, вступившим в законную силу 22 декабря 2017 года, удовлетворены исковые требования Потеряевой В.С. к Комитету социального обеспечения Курской области о предоставлении жилого помещения. На Комитет социального обеспечения Курской области возложена обязанность по включению Потеряевой В.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат однократному обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Курской области по договорам найма специализированных жилых помещений. На Комитет социального обеспечения Курской области возложена обязанность предоставить Потеряевой В.С. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории Золотухинского района Курской области за счет средств, выделяемых из бюджета Курской области, с последующим включением данного жилого помещения в реестр государственного имущества Курской области, и заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения.
Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 02 сентября 2022 года сведения о зарегистрированных правах Потеряевой В.С. в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Согласно справки ГБУЗ "Городская больница г. Анапа" Потеряева В.С. наблюдается у врача психиатра ВППО ГБ г. Анапа с 10 июля 2020 года в группе "<данные изъяты> до 2019 года являлась <данные изъяты>
На основании приказа министерства труда и социального развития Краснодарского края №2024-жс от 09 декабря 2019 года Потеряева В.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Согласно сообщения заместителя главы муниципального образования город-курорт Анапа от 09 июня 2022 года, адресованного Потеряевой В.С., последней разъяснено, что предоставление жилых помещений лицам, относящимся к категории детей-сирот, осуществляется строго в соответствии с очередностью, по утвержденному министерством труда и социального развития Краснодарского края списку, в зависимости от даты и времени подачи заявления.
Вместе с тем, в данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка (определение перечня документов, органа, в который должны быть представлены документы, и т.п.). По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Формирование списка может иметь своей целью также определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8, ни иные статьи Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 названого Закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Кроме того, Закон субъекта Российской Федерации о порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда не может устанавливать очередность при обеспечении указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями, поскольку на основании ч.5 ст.76 и ч.2 ст.120 Конституции Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к каковым относятся социальная защита и жилищное законодательство, в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации применению подлежит федеральный закон.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, в силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Суд, содействуя сторонам в реализации этих прав, осуществляет, в свою очередь, лишь контроль за законностью совершаемых ими распорядительных действий, основывая решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Таким образом, поскольку истец Потеряева В.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края №2024-жс от 09 декабря 2019 года включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, проживает на территории муниципального образования город-курорт Анапа, жилых помещений в собственности не имеет, до настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования город-курорт Анапа ей не предоставлено, при этом предоставление истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в порядке очередности не соответствуют требованиям закона и нарушает права и законные интересы истца Потеряевой В.С., и указанная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 08 декабря 2020 года №16-КГ20-25-К4, при таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Потеряевой В.С. исковых требований.
На основании статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, помимо прочего относятся расходы на оплату услуг представителей (абзц.5 ст.94 названного кодекса).
При подаче искового заявления Потеряевой В.С. была оплачена государственная пошлина в сумме 300 рублей, что подтверждается чек-ордером от 30 июня 2022 года.
Согласно договора оказания услуг юриста № от 04 июля 2022 года Потеряева В.С. поручила Колесниковой Н.С. оказать юридические услуги: консультирование, подготовка и сдача искового заявления в Анапский городской суд, представление интересов в Анапском городском суде по исковому заявлению об обязании администрации муниципального образования город-курорт Анапа заключить договор специализированного найма жилого помещения.
Пунктом 1.2. договора установлен размер вознаграждения исполнителя за оказание услуг в размере 10 000 рублей.
Согласно чека №2002mmmb6b от 15 июля 2022 года Колесниковой Н.С. получена денежные средства в размере 5 000 рублей за консультирование, подготовку и сдачу искового заявления Потеряевой В.С. в Анапский городской суд; денежные средства в размере 5 000 рублей за представление интересов Потеряевой В.С. по гражданскому делу по иску к администрации муниципального образования город-курорт Анапа.
В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из системного толкования статей 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возмещение судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, на основании приведенных норм осуществляется только той стороне, в пользу которой вынесено решение суда. Гражданское процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Данная норма регулирует отношения, связанные с уплатой или взысканием государственной пошлины в соответствующий бюджет.
Распределение судебных расходов между сторонами урегулировано ст.98 указанного Кодекса, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 данного Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в этой статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано (ч.1).
Часть 2 статьи 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает в виде исключения возмещение судебных расходов за счет средств соответствующего бюджета, если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и другие действия, подлежащие оплате, осуществляются по инициативе суда или мирового судьи.
Таким образом, действующее процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины и указанная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 07 апреля 2015 года №46-КГ15-2.
Таким образом, поскольку суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Потеряевой В.С. исковых требований, с ответчика - администрации муниципального образования город-курорт Анапа в пользу истца Потеряевой В.С. в соответствии с положениями ст.98 ГПК РФ подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Исходя из положений ст.100 ГПК РФ, и руководящих разъяснений, данных в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года №1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", учитывая объем и сложность рассмотренного дела, содержание и объем подготовленных представителем истца в подтверждение своей правовой позиции процессуальных документов и фактические результаты рассмотрения дела, количество судебных заседаний в суде первой инстанций с участием представителя истца Потеряевой В.С. - Колесниковой Н.С. (2 судебных заседания), то обстоятельство, что данные расходы истца были необходимы и подтверждены документально, учитывая, что именно действия ответчика повлекли возникновение спора, вынудили истца обратиться за юридической помощью с целью защиты своих прав и охраняемых законом интересов, исходя из принципа соразмерности, разумности при определении размера расходов на оплату юридических услуг, суд находит требования истца Потеряевой В.С.о возмещении расходов на оплату юридических услуг из средств ответчика - администрации муниципального образования город-курорт Анапа, в размере 10 000 рублей, подлежащими удовлетворению, и не находит оснований для снижения размера заявленных к взысканию расходов по оплате услуг представителя, поскольку указанная сумма является обоснованной и разумной, учитывает баланс интересов участников процесса, с учетом позиций сторон и их процессуального поведения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 3 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года №1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Принимая во внимание вышеприведенные разъяснения вышестоящей судебной инстанции, суд не находит оснований для взыскания с ответчика -
администрации муниципального образования город-курорт Анапа расходов по оформлению нотариально удостоверенной доверенности 23АВ 2655128 от 24 июня 2022 года в размере 1 930 рублей, поскольку доверенность, удостоверенная нотариусом Анапского нотариального округа М. И.В., действительна в течение трёх лет и выдана на представление интересов Потеряевой В.С. по индивидуально неопределенным категориям дел, а не в данном конкретном деле, и не только в судебных органах, а предусматривает возможность представления интересов истца, в том числе в прокуратуре, правоохранительных и административных органах и других организациях, в связи с чем истец Потеряева В.С. имеет возможность и далее пользоваться указанной доверенностью.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 98, 100, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Потеряевой В. С. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, пригодного для проживания, в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, взыскании судебных расходов - удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа предоставить Потеряевой В. С. (серия и номер документа, удостоверяющего личность, - <данные изъяты>) благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже нормы предоставления.
Взыскать с администрации муниципального образования город-курорт Анапа в пользу Потеряевой В. С. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере 10 000 рублей, всего 10 300 рублей.
В удовлетворении остальной части требований Потеряевой В. С. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа взыскании судебных расходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Анапский городской суд.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 26 октября 2022 года