Дело № 2а-95/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 февраля 2022 года г. Котельниково

Котельниковский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Жаркова Е.А.,

при секретаре Лысенко О.А.

рассмотрев административное дело № 2а-95/2022 по административному иску Ростовской таможни к Хуснутдинову Р. Р. о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей, пени,

установил:

Ростовская таможня обратилась в Котельниковский районный суд Волгоградской области с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование иска указано, что 10 ноября 2015 года через таможенный пост МАПП Куйбышево Таганрогской таможни гражданином Украины Хуснутдиновым Р.Р. было временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС для личного пользования ТС «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, объемом двигателя <данные изъяты> куб. см., ДД.ММ.ГГГГ года выпуска. Срок временного ввоза вышеуказанного ТС до 09 ноября 2016 года, однако по истечении названного срока ТС с таможенной территории ЕАЭС вывезено не было.

Административный истец проси суд восстановить ему процессуальный срок для обращения с настоящим административным исковым заявлением; взыскать с Хуснутдинова Р.Р. сумму задолженности по уплате таможенных платежей в размере 667 288,12 рублей, пени в размере 667 288,12 рублей.

Представитель административного истца Ростовской таможни в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Хуснутдинов Р.Р., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил возражения на административный иск, в котором просил применить срок исковой давности.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Часть 6 статьи 289 данного Кодекса предусматривает, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Действия, совершаемые должностными лицами Крымской таможни при обнаружении фактов неуплаты таможенных пошлин, налогов, а также меры, принимаемые при исполнении функций таможенного органа по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в отношении физических лиц-плательщиков таможенных пошлин, в связи с наступлением сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, осуществляются в рамках действующего таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Порядок ввоза физическими лицами на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств (автомобилей) для личного пользования определен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовавшим на момент возникновения указанных правоотношений), Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение), Федеральным законом от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

При этом в соответствии со статьей 277 Таможенного кодекса таможенного союза временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечению установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза (часть 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза).

В соответствии со статьей 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения; обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.

При неуплате в установленный срок таможенных пошлин, налогов начисляются пени (часть 4 статьи 91 Таможенного кодекса таможенного союза).

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 71 Федерального закона № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акта Российской Федерации», меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются, если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.

Статьей 150 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (в редакции на момент направления административному истцу уведомления об уплате таможенных платежей) установлено, что принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В силу подпунктов 1 и 9 статьи 136 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате таможенных платежей возникает с момента регистрации декларации на товары и подлежит исполнению до выпуска товаров, если иной срок не установлен в соответствии с Кодексом.

Таким образом, уведомление о не уплаченных в срок суммах таможенных платежей может быть направлено, а меры по взысканию могут быть приняты только лишь в пределах трех лет: со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, либо со дня наступления события (наступления обстоятельств), влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством.

При этом установленный пресекательный срок распространяется также на обращение таможенного органа за принудительным взысканием в суд.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 10 ноября 2015 года через таможенный пост МАПП Куйбышево Таганрогской таможни гражданином Украины Хуснутдиновым Р.Р. было временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС для личного пользования ТС «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, объемом двигателя <данные изъяты> куб. см., ДД.ММ.ГГГГ года выпуска. Срок временного ввоза вышеуказанного ТС до 09 ноября 2016 года, однако по истечении названного срока ТС с таможенной территории ЕАЭС вывезено не было.

27 сентября 2017 года таможенным органом было сформировано требование № об уплате таможенных платежей Хуснутдиновым Р.Р. в размере таможенной пошлины 667 288,12 рублей и пени.

Однако, вышеуказанное требование (уведомление) от 27 сентября 2017 года об уплате таможенных платежей выставлено таможенным органом с нарушением трехлетнего срока, установленного пунктом 1 частью 5 статьи 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ и пункта 1 части 8 статьи 71 Федерального закона № 289-ФЗ, нормы которого подлежали применению на момент обращения таможенного органа в суд с настоящим исковым заявлением.

При этом под обращением в суд следует также понимать обращение таможенного органа с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье.

К мировому судье судебного участка № 123 Котельниковского судебного района Волгоградской области с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Хуснутдинова Р.Р. Ростовская таможня обращалась 24 июня 2021 года.

Уплата пеней является дополнительной обязанностью плательщиков таможенных платежей (помимо обязанности по уплате самих таможенных платежей). С учетом того, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, то с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному обязательству; разграничение процедуры взыскания страховых таможенных платежей и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от основного.

Таким образом, если срок взыскания задолженности по таможенным платежам истек, то пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по его уплате.

При таких обстоятельствах, с учетом пропуска таможенным органом установленных законом сроков на принудительное взыскание таможенных платежей, то у суда не имеется оснований для взыскания с Хуснутдинова Р.Р. суммы задолженности по уплате таможенных платежей в размере 667 288,12 рублей, пени в размере 667 288,12 рублей.

При этом ходатайство таможенного органа о восстановлении срока на принудительное взыскание таможенных платежей и пени не подлежит удовлетворению, поскольку уважительных причин пропуска срока для принудительного взыскания таможенным органом не представлено. То обстоятельство, что о месте жительства Хуснутдинова Р.Р. таможенному органу стало известно в 2021 году, не может являться основанием для восстановления пропущенного срока, поскольку данные сведения могли быть получены таможенным органом из органов, осуществляющих регистрационный учет граждан по месту жительства или пребывания.

Выдача мировым судьей судебного приказа на взыскание таможенных платежей и пени не свидетельствует о соблюдении таможенным органом сроков, установленных законом для принудительного взыскания, равно как и о проверке мировым судьей таких сроков.

Кроме того, в соответствии со статьей 12 Соглашения таможенные платежи не уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложениях 3 и 4 к настоящему Соглашению.

Пунктом 24 Приложения № 3 Соглашения в числе товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных платежей, указан автомобиль, находящийся в собственности физических лиц, признанных в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающих (переселяющихся) в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительства, - при одновременном выполнении следующих условий:

- их ввоз на таможенную территорию таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза;

- такой автомобиль должен находиться в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированным на третьих лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительства.

Из материалов дела следует, что 03 октября 2014 года УФМС России по Волгоградской области Хуснутдинову Р.Р. выдано свидетельство о предоставлении временного убежища; 13 февраля 2015 года УФМС России по Волгоградской области Хуснутдинову Р.Р. выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; 15 сентября 2015 года УФМС России по Волгоградской области Хуснутдинову Р.Р. выдано разрешение на временное проживание иностранного гражданина; 13 января 2016 года Хуснутдинов Р.Р. приобрел гражданство Российской Федерации.

Как отмечалось ранее, автомобиль «<данные изъяты>» был ввезен Хуснутдиновым Р.Р. на территорию Российской Федерации 10 ноября 2015 года, то есть не позднее 18 месяцев с момента выдачи разрешения на временное проживание. Согласно сведений о вышеуказанном ТС, срок его эксплуатации составляет 27, то есть не менее 6 месяцев.

Данные обстоятельства свидетельствуют о соответствии ввезенного для личного пользования Хуснутдиновым Р.Р. транспортного средства условиям, установленным пунктом 24 Приложения № Соглашения и, как следствие, о распространении на него действующего таможенного законодательства об освобождении от уплаты таможенных платежей.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                      ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 02 ░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░                      ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-95/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Ростовская таможня
Ответчики
Хуснутдинов Роман Рамазанович
Суд
Котельниковский районный суд Волгоградской области
Судья
Лунёв А.В.
Дело на сайте суда
kotel.vol.sudrf.ru
17.01.2022Регистрация административного искового заявления
17.01.2022Передача материалов судье
20.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
21.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2022Судебное заседание
02.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее