Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 февраля 2016 года Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Ануфриевой Н.Ю., при секретаре Кондратенковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стоян Р. В. к Администрации ... муниципального района ... области о признании решения незаконным, обязании включить семью в новую подпрограмму
У С Т А Н О В И Л:
Истец, в иске уточненном в порядке ст.39 ГПК РФ, просит суд признать постановление Администрации ... муниципального района ... области № от (дата) года незаконным, обязать Администрацию ... муниципального района ... области восстановить Стоян Р. В. и его семью в составе из ... человек (Стоян Р. В., супруга Стоян Е. В. (дата) года рождения, дочь Стоян С. (дата) года рождения и сын Стоян Семён Р. (дата) года рождения в список молодых семей- участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы ... области «...» на (дата) гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, подпрограммой «обеспечение жильем молодых семей» государственной программы ... области «...», утвержденной Постановлением Правительства ... области от (дата) № по времени первичного признания семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в указанной целевой программе.
Требования мотивированы тем, что (дата) постановлением Главы сельского поселения ... муниципального района ... области № «О признании граждан нуждающимися в жилых помещениях», семья в составе из ... человек (Стоян Р. В., его супруга Стоян Е. В. (дата) года рождения, дочь Стоян С. (дата) года рождения и сын Стоян С. (дата) года рождения) признана нуждающейся в жилом помещении, так как обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, данный факт отображён в акте проверки жилищных условий от (дата). Постановлением Администрации ... муниципального района ... области № от (дата) об участии в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Молодая семья, составом из ... человек, признаны участниками Подпрограммы и поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условии в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» целевой программы «...» на (дата) гг., в соответствии с Федеральной целевой программой «...» на (дата) годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, а также Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утвержденных Постановлением (адрес) от (дата) №,в редакции от (дата). №. (дата) Администрацией ... муниципального района ... области, в адрес истца был направлен ответ №, которым ему сообщили, что он и его семья исключены из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы ... области «...». Также им было получено в Администрации района Постановление № от (дата) Администрации ... муниципального района ... области «Об исключении из подпрограммы «...» государственной программы ... области «...», в котором указано, что его семья исключена в соответствии с пп.№ № Правил подпрограммы «...» государственной программы ... области «...», утвержденной Постановлением Правительства ... области от (дата) №, в связи с отсутствием постоянной регистрации на территории ... области до (дата). у одного из членов семьи, а именно Стоян Е. В..С данным постановлением истец не согласен. Отсутствие постоянной регистрации не может служить основанием для исключения молодой семьи из участников вышеуказанной программы, так как противоречит нормам материального права. Представленными доказательствами подтверждается, что Стоян Е. В. фактически проживает на территории Рузского муниципального района с (дата) года, а именно по адресу: (адрес), что подтверждается справкой ОУФМС России по ... области по ... муниципальному району, а также характеристикой по месту жительства выданной ... отделением полиции и иными доказательствами представленными в дело. Срок непрерывного проживания Стоян Е.В. на территории (адрес) до обращения ее супруга (истца) в Администрацию Дороховского поселения с заявлением об участие в Федеральной целевой программе «...», утвержденной Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, составляет более пяти лет. Как установлено актом жилищной комиссии Стоян Р.В. и члены его семьи обеспечены общей площадью жилого помещения ... кв.м. доля в праве ..., так как в данном помещение еще проживает семья Вашутина Г.Н. его жена и дочь, которые также имеют ... долю в праве на каждого. Таким образом площадь жилого помещения на одного члена семьи Стоян Р.В. составляет ... кв.м. (...), что менее учетной нормы ....м. в сельском поселении .... При таких обстоятельствах у Администрации ... муниципального района не было законных оснований для исключения семьи истца из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» целевой программы «...» на (дата) гг., в соответствии с Федеральной целевой программой «...» на (дата) годы», утвержденной Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, а также Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утвержденных Постановлением Правительства ... области от (дата) №,в редакции от (дата). №.
Более того семья истца была включена в списки нуждающихся в жилом помещении в соответствии с п. № Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ № от (дата), которым указано, что участниками программы могут быть семьи: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет;б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Каких либо ограничений на участие в программе по причине отсутствия регистрации в регионе одного из супругов не предусмотрено. 2. Согласно п.18 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ №1050 от 17.12.2010, предусмотрены основания для отказа в признании Молодой семьи участницей программы:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил; б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15 (1)настоящих правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Основания для исключения из списка участников подпрограммы ввиду того, что у одного из членов семьи отсутствует регистрация в регионе, для исключения из списка участников вышеуказанными Правилами не предусмотрены.
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации ... муниципального района ... области с иском не согласен, считает его необоснованным, просит в удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица Министерства строительного комплекса ... области просил заседание провести без его участия, с иском не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Третье лицо Стоян Е.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Стоян С., Стоян Р.Р. просила заседание провести без ее участия, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Выслушав стороны, проверив и изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (часть 3); с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет (часть 4).
Согласно пункту 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (по тексту - Правила N 1050), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 данных Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 7 Правил N 1050 установлено, что в целях данных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
По делу установлено, что (дата) постановлением Главы сельского поселения ... муниципального района ... области № «О признании граждан нуждающимися в жилых помещениях», семья в составе из ... человек (Стоян Р. В., его супруга Стоян Е. В. (дата) года рождения, дочь Стоян С. (дата) года рождения и сын Стоян Семён Р. (дата) года рождения) признана нуждающейся в жилом помещении, так как обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением Администрации ... муниципального района ... области № от (дата) об участии в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» семья истца, составом из ... человек, признаны участниками Подпрограммы и поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условии в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» целевой программы «...» на (дата) гг., в соответствии с Федеральной целевой программой «...» на (дата) годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, а также Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утвержденных Постановлением Правительства ... области от (дата) №,в редакции от (дата). №
(дата) Администрацией ... муниципального района ... области, в адрес истца был направлен ответ №, согласно которому истец и его семья исключены из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы ... области «...».
Постановлением № от (дата) Администрации ... муниципального района (адрес) «Об исключении из подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы ... области «...», семья истца в составе ... человек исключена в соответствии с № № Правил подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» государственной программы ... области «...», утвержденной Постановлением Правительства ... области от (дата) №, в связи с отсутствием постоянной регистрации одного из членов семьи на территории ... области до (дата)., а именно супруги истца -Стоян Е. В..
Не соглашаясь с данным постановлением, истец обратился в суд с вышеуказанным иском.
Суд, проанализировав представленные доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, с учетом вышеизложенных норм закона и обстоятельств дела, приходит к выводу об обоснованности заявленных требований, поскольку отсутствие постоянной регистрации не может служить основанием для исключения молодой семьи из участников вышеуказанной программы, так как противоречит нормам материального права.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Московской области "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие в Московской области не менее пяти лет.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей или опекунов.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда). Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает - гостиница, санаторий дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница и другое, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Регистрационный учет не носит разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место жительства и место пребывания, поскольку регистрация является лишь способом учета граждан, носящим уведомительный характер.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 года по делу о проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания), тем более что государство не связано обязанностью во всех случаях обеспечивать граждан жилыми помещениями.
Кроме того, понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 ГК Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, что было подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 4 апреля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, пребывающих на постоянное жительство в названные регионы.
В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждено надлежащими доказательствами, что в (дата) Стоян Е. В., поступила в высшее учебное заведение «...» по заочной форме обучения, расположенный в (адрес), что подтверждается дипломом об окончании учебного заведения и справкой из института.
Во время учебы работала в качестве менеджера и бухгалтера в ООО «...» в (адрес) в период с (дата) по (дата), что подтверждается справкой с места работы и записью в трудовой книжке.
(дата) Стоян Е.В. вступила в брак с Торопкиным Р. В. (Стоян после заключения брака).
(дата) Стоян Е.В. родила дочь Стоян С., (дата) родила сына Стоян С.
После рождения детей Стоян Е.В. оформила государственный сертификат на материнский капитал, что подтверждается справкой из Управления по (адрес).
С (дата) года Стоян Е.В. согласно трудовой книжке с мая по (дата) года работала специалистом паспортно-визовой службы ОУФМС России по ... области в ... муниципальном районе, с (дата) года по сегодняшний день работает в должности администратора в салоне красоты, расположенном в (адрес).
Также согласно справкам из ... районной больницы ... района ... области- Стоян Е.В. стоит на учете в больнице с (дата) года, согласно выписке из амбулаторной карты Стоян Е.В. регулярно обращается за помощью к врачам и проходит медицинские осмотры с (дата) года. В вышеуказанной больнице стоят на учете и несовершеннолетние дети Стоян Е.В., что также подтверждается выписками из амбулаторных карт, согласно которым Стоян С. и Стоян С. с момента рождения и по сегодняшний день наблюдаются у врачей ежемесячно.
Стоян Е.В. водит детей в детский сад, расположенный в (адрес), Стоян С. с (дата), а Стоян С. с (дата), посещает родительские собрания и праздничные мероприятия, что подтверждается справкой, выданной заведующей детским садом ГКЗУ ТКБ № ДЗМ.
В период с (дата) года Стоян Е.В. проходила обучение по вождению транспортного средства категории «В» в автолицее «...» по адресу: (адрес), что подтверждается справкой и свидетельством об окончании обучения в связи с выдачей водительского удостоверения ОГИБДД ОВД по ... муниципальному району.
Согласно характеристике, выданной начальником ... отделения полиции ОМВД России по ... району по месту жительства с (дата) по адресу (адрес) Стоян Е.В. зарекомендовала себя с удовлетворительной стороны.
Согласно справке ОУФМС России по ... области по ... муниципальному району Стоян Е.В. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу (адрес) (дата). по (дата)., с (дата). Стоян Е.В. зарегистрирована по вышеуказанному адресу постоянно.
Таким образом, в ходе судебного заседания было с достоверностью установлено, что Стоян Е.В. фактически находится и проживает на территории ... муниципального района ... области с ... года по адресу: (адрес), пребывание Стоян Е.В. на территории (адрес) с (дата). по настоящее время не носит временный характер и свидетельствует о проживании ее на территории субъекта Российской Федерации по смыслу, определяемому в соответствии с ч.1 ст.20 ГК РФ.
Суд считает, что в ходе судебного заседания установлено, что срок непрерывного проживания Стоян Е.В. на территории (адрес) до обращения ее супруга в Администрацию ... поселения с заявлением об участие в Федеральной целевой программе «...», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) № составляет более ... лет.
Согласно материалам дела в ... (общей площадью жилого помещения ... кв.м.) (адрес) зарегистрированы и проживают ... человек: Вашутин Г.Н., Вашутина Л.П., Вашутина Ю.Г., Стоян Е.В., Стоян Р.В., Стоян С. ((дата) года рождения), Стоян С.( (дата) года рождения).
Согласно свидетельств о государственной регистрации права Стоян Р.В., Вашутин Г.Н., Вашутина Л.П., Вашутина Ю.Г. являются сособственниками вышеуказанный квартиры (доля в праве каждого составляет ...)
Как установлено и подтверждается материалами дела, в том числе актом жилищной комиссии- площадь жилого помещения на одного члена семьи Стоян Р.В. составляет ... кв.м. (...), что менее учетной нормы ... кв.м. в сельском поселении (адрес). Данный факт ответчиком не оспаривался.
При установленных обстоятельствах у Администрации ... муниципального района не было законных оснований для исключения семьи истца из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» целевой программы «...» на (дата) гг., в соответствии с Федеральной целевой программой «...» на (дата) годы», утвержденной Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, а также Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утвержденных Постановлением Правительства ... области от (дата) №,в редакции от (дата). №.
Иных оснований, свидетельствовавших об отсутствии у семьи истца права претендовать на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы ... области «...» на (дата) гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, подпрограммой «обеспечение жильем молодых семей» государственной программы ... области «...», утвержденной Постановлением Правительства ... области от (дата) № не установлено, тогда как нуждаемость семьи истца в жилом помещении была подтверждена документально.
В настоящее время предоставление мер социальной поддержки для обеспечения жильем молодых семей на территории ... района ... области осуществляется в соответствии с федеральной целевой программой «...» на (дата).»
С учетом вышеизложенного суд считает исковые требования подлежащими удовлетворнию.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Стоян Р. В. удовлетворить.
Признать постановление Администрации ... муниципального района ... области № от (дата) года незаконным.
Обязать Администрацию ... муниципального района ... области восстановить Стоян Р. В. и его семью в составе из ...) человек (Стоян Р. В., супруга Стоян Е. В. (дата) года рождения, дочь Стоян С. (дата) года рождения и сын Стоян С. (дата) года рождения в список молодых семей- участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы ... области «...» на (дата) гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) №, подпрограммой «обеспечение жильем молодых семей» государственной программы ... области «...», утвержденной Постановлением Правительства ... области от (дата) № по времени первичного признания семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в указанной целевой программе.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Рузский районный суд в течение месяца.
Решение изготовлено в окончательной форме 05 февраля 2016 года.
Судья Н.Ю.Ануфриева