Судья Хайбуллина И.З. дело № 33а-19850/2018
учет 019а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 декабря 2018 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Гафиятуллина Ш.Ш., Сибгатуллиной Л.И.,
при секретаре судебного заседания Акбашевой А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе ОМВД России по Буинскому району Республики Татарстан на решение Буинского городского суда Республики Татарстан от 24 сентября 2018 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Маммадзада Рухангиз Аладдин кызы о признании незаконным решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации от 21 июля 2018 года.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Маммадзада Р.А., возражавшую ее удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Маммадзада Р.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения от 21 июля 2018 года о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации и от 6 июля 2018 года о запрете въезда в Российскую Федерацию.
В обоснование заявленных требований указано, что решением отдела по вопросам миграции МВД России по Буинскому району от 21 июля 2018 года административному истцу сокращен срок временного пребывания на территории Российской Федерации. С данным решением Маммадзада Р.А. не согласна, в Российской Федерации проживает длительное время, в настоящее время со своим супругом Валеевым А.Р., который является гражданином Российской Федерации. Считает, что решение вынесено по формальному основанию, применение такой санкции в отношении нее не является необходимым.
В судебном заседании административный истец Маммадзада Р.А. уточнила заявленные требования, просила признать также незаконным решение о запрете въезда в Российскую Федерацию сроком на 3 года до 6 июля 2021 года. Дополнительно суду пояснила, что она уже давно проживает на территории Российской Федерации, замужем за гражданином России, получила здесь высшее образование, работала, никогда не нарушала закон. В настоящее время она беременна, что подтверждается медицинской справкой, она планирует постоянно проживать в России, не желает разлучаться со своей семьей, желает родить ребенка в России, чтобы он стал полноправным гражданином. Решение от 6 июля 2018 года ей не было вручено, она ознакомилась с ним только в судебном заседании, полагает его незаконным и нарушающим ее права на семейную жизнь.
Административный ответчик – начальник ОВМ ОМВД России по Буинскому району Республики Татарстан Загидуллина Г.Х., представляющая свои интересы и интересы административного ответчика ОВМ ОМВД России по Буинскому району Республику Татарстан, в судебном заседании с административным иском не согласилась. В возражение указала, что Маммадзада Р.А. нарушила режим пребывания на территории Российской Федерации в связи с чем на законных основаниях в отношении Маммадзада Р.А. принято решение о запрете въезда в Российскую Федерацию сроком на три года и сокращении срока пребывания в Российской Федерации.
Представитель административного ответчика - Министерства внутренних дел по Республике Татарстан - в суд не явился, извещен.
Суд принял решение об удовлетворении заявленных требований.
С решением суда не согласился ОМВД России по Буинскому району Республики Татарстан, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене. В обоснование указывает на то, что при принятии оспариваемых решений должностное лицо компетентного органа действовало в пределах компетенции в соответствии с действующим миграционным законодательством. Вместе с тем, интерпретация правовых норм Европейским Судом по правам человека не препятствует государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранных граждан, а равно их пребывание на совей территории.
В суде апелляционной инстанции Маммадзада Р.А. просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранным гражданам и лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с этим Федеральным законом.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Положениями пункта 12 статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусмотрено, что въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации превысили срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, - в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года № 12, решение о неразрешении въезда принимается федеральным органом исполнительной власти, предусмотренным перечнем федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года № 12 «О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства» (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), в срок не более 1 месяца со дня выявления соответствующих обстоятельств.
Из материалов административного дела следует, что Маммадзада Р.А. является гражданкой Республики Азербайджан, неоднократно въезжала в Российскую Федерацию, въезд оформлялся выдачей миграционной карты. С 27 февраля 2018 года состояла на миграционном учете по адресу: <адрес>, сроком до 27 мая 2018 года.
23 мая 2018 года покинула Российскую Федерацию и 21 июня 2018 года вновь въехала. С 25 июня 2018 года по настоящее время пребывает на территории Российской Федерации.
В период своего предыдущего нахождения в Российской Федерации Маммадзада Р.А. превысила срок пребывания в 90 суток суммарно в течение последнего периода в 180 суток, и ее въезд в Российскую Федерацию 21 июня 2018 года произведен с нарушением закона.
На основании указанных обстоятельств в отношении Маммадзада Р.А. должностным лицом ОВМ ОМВД России по Буинскому району Республики Татарстан принято решение о неразрешении ей въезда в Российскую Федерацию сроком до 6 июля 2021 года и решение от 21 июля 2018 года о сокращении срока временного пребывания.
Согласно свидетельству о заключении брака, Маммадзада Р.А. с 5 мая 2018 года состоит в зарегистрированном браке с гражданином Российской Федерации Валеевым А.Р.
Как следует из справки № 70 от 14 сентября 2018 года Маммадзада Р.А., 28 декабря 1991 года рождения, состоит на учете у акушера-гинеколога с диагнозом «беременность, срок 7 недель».
Суд первой инстанции принял решение об удовлетворении заявленных требований с учетом положений норм международного права.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он сделан при правильной оценке обстоятельств по делу.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
На основании части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Статьей 27 Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом, закрепляя право каждого на свободный выезд за пределы Российской Федерации, Конституция Российской Федерации предоставляет право на беспрепятственный въезд в Российскую Федерацию только гражданам Российской Федерации (статья 27, часть 2).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Иностранцы и лица без гражданства при установленных федеральным законом условиях могут быть ограничены во въезде в Российскую Федерацию.
Согласно части 4 статьи 15, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 8 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом
Как следует из положений частей 1, 2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Принимая во внимание приведенные положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции Российской Федерации, учитывая установленные по делу обстоятельства, а именно, наличие у Маммадзада Р.А. наличие устойчивых семейных и родственных связей с супругом, являющимся гражданином Российской Федерации, судебная коллегия полагает принятое решение компетентного органа создающим препятствия для реализации прав и свобод административного истца на личную семейную жизнь, общение с родственниками.
Апелляционная жалоба ОМВД России по Буинскому району Республики Татарстан сводится к иной трактовке обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, оснований для переоценки имеющихся по делу доказательств судебная коллегия при этом не усматривает.
Апелляционная жалоба не содержат каких-либо доводов, которые могли бы быть основанием к отмене постановленного по делу решения, так как заявлены по формальным основаниям, следовательно, отклоняются судебной коллегией.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Буинского городского суда Республики Татарстан от 24 сентября 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ОМВД России по Буинскому району Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи