РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2018 года Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе судьи Роменской В.Н.,
при секретаре Помендюковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «СПРИНТЕР» о признании объектов – объектами транспортной инфраструктуры, об обязании прекратить эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры,
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «СПРИНТЕР» об обязании прекратить эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры, которые впоследствии уточнил, мотивировав их следующими доводами.
Прокуратурой <адрес> Cамарской области была проведена проверка соблюдения ООО «СПРИНТЕР» законодательства о транспортной безопасности на объектах, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>
В ходе проверки установлено, что по адресу: <адрес>, восточнее <адрес>, ООО «СПРИНТЕР» заключило договор аренды модульного павильона б/н от ДД.ММ.ГГГГ с целью продажи билетов по агентским договорам в рамках осуществления деятельности по организации перевозок пассажиров и багажа по междугородним сообщениям в соответствии с установленным расписанием рейсов.
В соответствии с минимальными требованиями к оборудованию автовокзалов и автостанций, утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № в целях оказания услуг пассажирам и водителям на территории автовокзала, автостанции размещаются: билетная(ые) касса(ы) или автомат(ы) для продажи билетов; зал ожидания; туалет; пункт общественного питания. Перроны (площадки) для посадки и высадки пассажиров, а также залы ожидания должны оборудоваться системами громкой связи и информационными табло.
В ходе выездной проверки прокуратурой города установлено, что по адресу: <адрес>, восточнее <адрес>, фактически имеется модульный павильон, в котором находятся две кассы для продажи билетов, места ожидания для пассажиров, платный туалет, автомат для продажи кофейных напитков, стенд с информацией о расписании и рейсах, система громкой связи.
Также проверкой установлено, что с адреса: <адрес>, восточнее <адрес>, в качестве отправного пункта осуществляется отбытие и прибытие автобусов по всем 38 междугородним и межрегиональным рейсам согласно расписанию, кроме №, №, № и №д.
Таким образом, исходя из установленных требований к оборудованию автовокзалов, автостанций, очевидно, что ООО «СПРИНТЕР» по адресу: <адрес>, восточнее <адрес>, фактически организовал деятельность по организации перевозок пассажиров и багажа по междугородним сообщениям в качестве объекта транспортной инфраструктуры, а именно автовокзала. Данный факт также подтверждается объяснениями гражданки ФИО3, согласно которым последняя, с целью отбытия в <адрес>, прибыла ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанному адресу, приобрела в кассе модульного павильона билет на ДД.ММ.ГГГГ по маршруту следования: <адрес> (Новый город) - <адрес>, с местом отправления по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что на момент проверки ООО «СПРИНТЕР» по адресу: <адрес>, восточнее <адрес>, не осуществило процедуру категорирования объекта транспортной инфраструктуры.
Установлено, что по адресу: <адрес>, ТРЦ Аврора», ООО «СПРИНТЕР» заключило договор аренды №-д от ДД.ММ.ГГГГ с целью размещения терминалов для продажи билетов в рамках осуществления деятельности по организации перевозок пассажиров и багажа по междугородним сообщениям в соответствии с установленным расписанием рейсов.
По указанному адресу фактически имеется нежилое помещение, в котором находится одна касса для продажи билетов, места ожидания для пассажиров, платный туалет, автомат для продажи кофейных напитков, стенд с информацией о расписании и рейсах.
В качестве отправного пункта осуществляется отбытие и прибытие автобусов по междугороднему рейсу №д.
Таким образом, исходя из установленных требований к оборудованию автовокзалов, автостанций, установлено, что ООО «СПРИНТЕР» по адресу: <адрес>, ТРЦ «Аврора», фактически организовал деятельность по организации перевозок пассажиров и багажа по междугородним сообщениям в качестве объекта транспортной инфраструктуры, а именно автовокзала.
В ходе проверки установлено, что на момент проверки ООО «СПРИНТЕР» но адресу: <адрес>, ТРЦ «Аврора», не осуществило процедуру категорирования объекта транспортной инфраструктуры.
Установлено, что по, адресу: <адрес> «Г», ООО «СПРИНТЕР» заключило договор субаренды нежилого помещения № б/н от ДД.ММ.ГГГГ с целью размещения кассовых пунктов.
По указанному адресу фактически имеется нежилое помещение, в котором находятся две кассы для продажи билетов, платный туалет, буфет, стенд с информацией о расписании и рейсах.
В качестве отправного пункта осуществляется отбытие и прибытие автобусов по межрегиональным рейсам №№, 692, 751 согласно расписанию (приложение №).
Таким образом, исходя из установленных требований к оборудованию автовокзалов, автостанций, очевидно, что ООО «СПРИНТЕР» по адресу: <адрес> «Г», фактически организовал деятельность по организации перевозок пассажиров и багажа по междугородним сообщениям в качестве объекта транспортной инфраструктуры, а именно автовокзала.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что на момент проверки ООО «СПРИНТЕР» по адресу: <адрес> «Г», не осуществило процедуру категорирования объекта транспортной инфраструктуры.
Таким образом, не проводимые ООО «СПРИНТЕР» по адресам: <адрес>, восточнее <адрес>; <адрес> мероприятия по категорированию объектов транспортной инфраструктуры, не позволяют контролирующим органам в полной мере оценить степень общественной опасности для граждан на указанных объектах.
По факту выявленных нарушений прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя ООО «СПРИНТЕР» внесено представление об устранении нарушений закона.
Согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком требования прокурора оставлены без удовлетворения, а выявленные нарушения не устранены, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, а также создает угрозу их жизни и здоровью.
На основании изложенного, прокурор <адрес> просит суд признать объект, расположенный по адресу: <адрес>, восточнее <адрес>, на котором осуществляется деятельность ООО «СПРИНТЕР», объектом инфраструктуры; обязать ООО «СПРИНТЕР» прекратить эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры, расположенного по адресу: <адрес>, восточнее <адрес>; признать объект, расположенный по адресу: <адрес> ТРЦ «Аврора», на котором осуществляется деятельность ООО «СПРИНТЕР», объектом инфраструктуры; обязать ООО «СПРИНТЕР» прекратить эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры, расположенного по адресу: <адрес> ТРЦ «Аврора»; признать объект, расположенный по адресу: <адрес> «Г», на котором осуществляется деятельность ООО «СПРИНТЕР», объектом инфраструктуры; обязать ООО «СПРИНТЕР» прекратить эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры, расположенного по адресу: <адрес> «Г».
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора – ФИО4 поддержал уточненные исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представители ответчика – ФИО5, ФИО6, действующие на основании доверенности, уточненные исковые требования не признали, поддержали письменные возражения (л.д. 66-69, 11-112), просили суд в удовлетворении уточненных исковых требований отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица Средне-Волжскго межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – ФИО7, действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования не поддержал, поддержал письменные возражения (л.д. 113-116).
Представитель третьего лица министерства транспорта и автомобильных дорог <адрес> в судебное заседание не явился, о дне и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В материалы дела предоставил письменный отзыв (л.д. 117-119).
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, изучив письменные материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Как следует из материалов гражданского дела, прокуратурой <адрес> Cамарской области была проведена проверка соблюдения ООО «СПРИНТЕР» законодательства о транспортной безопасности на объектах, расположенных по адресам: <адрес>, восточнее <адрес>, ТРЦ «Аврора», <адрес> «Г». В ходе проверки установлено, что на момент проверки ООО «СПРИНТЕР» не осуществило процедуру категорирования объектов транспортной инфраструктуры. По факту выявленных нарушений прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя ООО «СПРИНТЕР» внесено представление об устранении нарушений закона (л.д. 60-62).
Согласно ответу ООО «СПРИНТЕР» на представление от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком требования прокурора оставлены без удовлетворения, а выявленные нарушения не устранены (л.д. 63).
Истец считает, что выявленные нарушения приводят к нарушению прав неопределенного круга лиц, а также создают угрозу их жизни и здоровью, в связи с чем, обратился в суд с данным иском.
Суд не соглашается с указанными доводами истца по следующим основаниям.
Согласно п. 1 Положения «О федеральной службе по надзору в сфере транспорта», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта», Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» на основании настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
Исходя из п. 18 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» остановочные пункты, из которых осуществляется отправление более чем 100 пассажиров в сутки, за исключением остановочных пунктов, расположенных на территории автовокзалов, автостанций, обустраиваются защитными средствами от атмосферных осадков, если это позволяют земельные участки, примыкающие к остановочному пункту. Таким образом, нормативноправовой акт не запрещает осуществлять посадку и высадку пассажиров в местах, остановка на которых не запрещена Правилами дорожного движения.
Пунктом 50 указанных Правил предусмотрено, что продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов, автостанций или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» остановочные пункты по межрегиональному маршруту регулярных перевозок должны быть расположены на территориях автовокзалов или автостанций. Использование иных остановочных пунктов допускается в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены эти остановочные пункты.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 220-ФЗ регистрация остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок осуществляется при соблюдении следующих условий:
1) соответствие оборудования остановочного пункта требованиям, установленным Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, - в отношении остановочного пункта, расположенного вне территории автовокзала или автостанции, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
Согласно п. 14 «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров.
В соответствии с п. 15 данного акта на указателях (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов, автостанций) размещается следующая информация:
а) условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа;
б) наименование остановочного пункта;
в) номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт;
г) наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок;
д) расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;
е) надпись «По требованию» в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;
ж) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Пунктами 16, 17 настоящих Правил предусмотрено: на указателях помимо информации, предусмотренной пунктом 15 настоящих Правил, может быть размещена ругая информация, связанная с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа. Конечные остановочные пункты маршрутов регулярных перевозок, в которые прибывают транспортные средства и которые не совпадают с пунктами отправления, оборудуются указателями «Посадки нет».
2) соответствие оборудования автовокзала, автостанции минимальным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, существляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере транспорта, - в отношении остановочного пункта, расположенного на территории автовокзала или автостанции.
Пунктом 2 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 220-ФЗ предусмотрено, что регистрация остановочного пункта в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании заявления в письменной форме владельца остановочного пункта (в отношении остановочных пунктов, расположенных на территориях автовокзалов или автостанций) или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен остановочный пункт (в отношении иных остановочных пунктов).
В <адрес> «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом на территории <адрес>, о внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес> о признании утратившими силу отдельных законодательных актов <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД определены полномочия органов государственной власти субъекта в сфере регулирования перевозок пассажиров и багажа. При этом полномочия по подаче заявления о регистрации остановочного пункта в данном акте не имеется.
Судом установлено, что ООО «СПРИНТЕР» является арендатором помещений, расположенных по адресу: <адрес> «Г», <адрес> ТК «Аврора», <адрес>, восточнее <адрес>. По адресам: <адрес> «Г», 70 лет Октября, 3 ТК «Аврора» за ООО «Вектор» зарегистрированы остановочные пункты. По указанным адресам ООО «СПРИНТЕР» имеет билетные кассы, через которые производится продажа билетов. Указанное подтверждается заключенными ООО «СПРИНТЕР» агентскими договорами, согласно условиям которых ООО «СПРИНТЕР» обязуется за вознаграждение совершать по поручению принципала от своего имени, но за счет принципала или от имени и за счет принципала юридические и иные действия по организации продажи билетов на проезд пассажиров и провоз багажа на маршруты, указанные в договоре (л.д. 7-8, 11-19, 27-30, 39-41, 42-45, 48-50).
Однако как установлено судом, деятельности по перевозке пассажиров и багажа ООО «СПРИНТЕР» не организует и не ведет.
Кроме того, в соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 220-ФЗ автовокзал, автостанция - объекты транспортной инфраструктуры, включающие в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок и оборудование которых соответствует установленным требованиям.
Объекты, размещенные по адресам <адрес> <адрес>, указанным требованиям не соответствуют, поскольку как установлено судом, по указанным адресам расположены билетные кассы, принадлежащие ООО «СПРИНТЕР». Оказать влияние на действия перевозчиков по остановке транспортных средств по адресу <адрес>, ООО «СПРИНТЕР» неправомочно.
Также установлено, что по адресам: <адрес> за ООО «Вектор» зарегистрированы остановочные пункты.
Пункт 11 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» определяет остановочный пункт как место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств.
Согласно п. 10, 11 ст. 3 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным, транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 220-ФЗ начальный остановочный пункт - первый по времени отправления транспортного средства остановочный пункт, который указан в расписании; конечный остановочный пункт - последний остановочный пункт, который указан в расписании. Следовательно, нормативное определение остановочного пункта предполагает использование его в качестве отправного пункта, с которого осуществляется отбытие и прибытие автобусов. Однако ООО «СПРИНТЕР» занимается исключительно реализацией билетов.
Согласно статье 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий подлежат Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства.
В пункте 5 ст.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ 16-ФЗ закреплено понятие объекта транспортной инфраструктуры, в соответствии с которым объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя:
а) железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции;
б) метрополитены;
в) тоннели, эстакады, мосты;
г) морские терминалы, акватории морских портов;
д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, ко согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения;
е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения;
ж) аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;
з) участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации;
Следовательно, остановочные пункты, на которых ООО «СПРИНТЕР» осуществляет продажу билетов на провоз пассажиров и багажа, объектами транспортной инфраструктуры не являются, требования по категорированию к ним не предъявляются.
Кроме того, ФЗ «О транспортной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ не относит остановочные пункты к объектам транспортной инфраструктуры. <адрес>, остановочный пункт не находится, что подтверждается выпиской из реестра остановочных пунктов. Законодательство не содержит требований по размещению билетных касс непосредственно на территории объекта транспортной инфраструктуры.
Таким образом, системное толкование законодательства позволяет сделать вывод о том, что предъявление требований о категорировании объекта транспортной инфраструктуры к организации, не осуществляющей деятельности по организации перевозок пассажиров и багажа по междугородним сообщениям, а осуществляющей исключительно продажу билетов с остановочных пунктов, не относимых к объектам транспортной инфраструктуры в соответствии с действующим законодательством, не является правомерным.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что деятельность ООО «СПРИНТЕР» по продаже билетов на провоз пассажиров и багажа не запрещена действующим законодательством, а подача заявления на регистрацию остановочного пункта не входит в обязанности субъектов, осуществляющих продажу билетов либо перевозки пассажиров. В связи с чем, в удовлетворении исковых требований прокурора г. Тольятти следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Тольятти Самарской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «СПРИНТЕР» о признании объектов – объектами транспортной инфраструктуры, об обязании прекратить эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти.
Решение изготовлено в окончательной форме 03.12.2018 года.
Судья В.Н.Роменская