Дело № 2-2542/2024
УИД 26RS0012-01-2024-004585-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 декабря 2024 года <адрес>
Ессентукский городской суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Новиковой В.В.,
с участием помощника прокурора <адрес> Павшенко А.Г.,
представителя ответчика администрации <адрес> ФИО5,
представителя ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> ФИО6,
при секретаре Шейрановой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>, Комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес> об устранении нарушений законодательства,
установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд с настоящим иском, в котором просил обязать администрацию <адрес> края и ФИО1 в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно:
устранить просадки на проезжей части по <адрес>;
обеспечить наличие по <адрес> от <адрес> до <адрес> тротуара с одной стороны дороги;
обеспечить наличие по <адрес> от <адрес> до <адрес> тротуаров с обеих сторон дороги;
обеспечить освещение по <адрес> от <адрес> до дома’*****;
изменить месторасположение мусорных контейнеров, расположенных на обочине дороги и частично на проезжей части по <адрес> в районе <адрес>;
обеспечить на <адрес> в районе <адрес> около опор освещения расположены на проезжей части дорожных ограждений и соответствующих дорожных знаков.
Свои требования истец мотивировал тем, что прокуратурой города по доводам обращения ФИО4 проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения. По результатам проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), Федерального закона от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности -дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ), Федерального закона от <дата> *****- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ), «Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от <дата> *****-ст (далее - ГОСТ Р 52766-2007), «ГОСТ Р 50597- 2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» утвержденного приказом Росстандарта от <дата> *****-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
В соответствии с п. 5 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 12 ст. 3, ст. 4, ст. 13, ч. 3 ст. 15, ст. 17 Закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 257-ФЗ) содержание автомобильной дороги это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации; к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления; содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения; классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В силу ст. 2 Закона № 196-ФЗ безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно- транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 196-ФЗ предусмотрено, что автомобильная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения транспортных средств и включающим в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог
Во исполнение данных правовых актов разработаны и утверждены ГОСТ Р 52766-2007 и ГОСТ Р 50597-2017.
Указанные требования действующего законодательства управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> не соблюдаются.
В ходе проверки установлено, что <адрес> располагается на 3 земельных участках с кадастровыми номерами 26:30:070103:2325, 26:30:070103:2242, 26:30:070103:2177. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 26:30:070103:2325, 26:30:070103:2242, 26:30:070103:2177 зарегистрировано за муниципальным образованием <адрес>.
Постановлением администрации <адрес> от <дата> ***** Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения <адрес> дополнили <адрес>.
В ходе выезда на место было установлено следующее: проезжая часть дороги по <адрес> имеется гравийное покрытие; на проезжей части по <адрес> в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ 50597-2017 имеются просадки; в нарушение пунктов 4.5.1.1 и 4.5.1.3 ГОСТ 52766-2007 по <адрес> от <адрес> до <адрес> отсутствует тротуар с одной стороны дороги; в нарушение в нарушение пунктов 4.5.1.1 и 4.5.1.3 ГОСТ 52766-2007 по <адрес> от <адрес> до <адрес> отсутствует тротуар с обеих сторон дороги; в нарушение пункта 4.6.1.1 ГОСТ 52766-2007 по <адрес> от <адрес> до <адрес> отсутствует освещение; отсутствует проезд (перегорожен бетонными плитами) от <адрес> до ***** по <адрес>.
Вместе с тем, несмотря на неоднократные обращения граждан меры органами местного самоуправления не принимаются.
Прокуратурой города <дата> в адрес главы <адрес> внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако до настоящего времени нарушения устранены не в полном объеме.
По требованию прокуратуры города сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по <адрес> осуществлен выезд на <адрес> по результатам которого выявлены следующие нарушения: на проезжей части по <адрес> в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ 50597-2017 имеются просадки; в нарушение пунктов 4.5.1.1 и 4.5.1.3 ГОСТ 52766-2007 по <адрес> от <адрес> до <адрес> отсутствует тротуар с одной стороны дороги; в нарушение пунктов 4.5.1.1 и 4.5.1.3 ГОСТ 52766-2007 по <адрес> от <адрес> до <адрес> отсутствуют тротуары с обеих сторон дороги; в нарушение пункта 4.6.1.1 ГОСТ 52766-2007 по <адрес> от <адрес> до <адрес> отсутствует освещение; на обочине дороги и частично на проезжей части по <адрес> в районе <адрес> нарушение требований пункта 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 находятся мусорные контейнеры; на <адрес> в районе <адрес> нарушение раздела 8 ГОСТ 52289- 2019 опоры освещения расположены на проезжей части без применения дорожных ограждений и соответствующих дорожных знаков.
Выявленные нарушения создают грозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Впоследствии истец уточнил свои исковые требования, просит суд:
Обязать администрацию <адрес> края и Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на государственный кадастровый учет и оформить право муниципальной собственности на автомобильную дорогу, расположенную на протяжении всей <адрес>.
Обязать администрацию <адрес> края и управление жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно:
устранить просадки на проезжей части по <адрес>;
обеспечить наличие по <адрес> от <адрес> до <адрес> тротуара с одной стороны дороги;
обеспечить наличие по <адрес> от <адрес> до <адрес> тротуаров с обеих сторон дороги;
обеспечить освещение по <адрес> от <адрес> до <адрес>;
изменить месторасположение мусорных контейнеров, расположенных на обочине дороги и частично на проезжей части по <адрес> в районе <адрес>;
обеспечить на <адрес> в районе <адрес> около опор освещения расположены на проезжей части дорожных ограждений и соответствующих дорожных знаков.
Истец - помощник прокурора <адрес> Павшенко А.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Иных пояснений по заявленным требованиям не дал.
Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО5 в судебном заседании возражал против заявленных требований, полагая, что администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком по иску.
Представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представила суду письменные возражения, в которых указано следующее.
<адрес> в <адрес> располагается на 3-х земельных участках с кадастровыми номерами 26:30:070103:2325, 26:30:070103:2242, 26:30:070103:2177. Согласно выписке из Единого государственного реестра вид разрешенного использования участков - под земли сельскохозяйственного использования
Согласно ч.2 ст. 78 Земельного кодекса РФ (далее-ЗК РФ) использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Согласно ч.2. ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу п. 36 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от <дата> ***** «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» доказательством права собственности на недвижимое имущество, является выписка из ЕГРП. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Управлением, в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> направлено обращение от <дата> о передаче указанных земельных участков в постоянное бессрочное пользование для подготовки необходимого пакета документов к заявке на участие в конкурсном отборе Миндор СК на предоставление и распределение субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований <адрес> на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в Министерство дорожного хозяйства и транспорта <адрес> на 2025-2026 г.г.
На основании изложенного, до постановки комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес>, вышеуказанных земельных участков на государственный кадастровый учет, определения их границ с присвоением соответствующего вида использования у Управления отсутствует возможность ремонта и обустройства тротуаров, установки освещения на вышеуказанной улице.
Пояснила, что исходя из заявленных истцом требований следует, что спорная дорога на государственный кадастровый учет не поставлена, границы дороги не определены. Тротуары, съезды являются частью дороги, а поскольку границы не определены, выполнить требование прокурора по обустройству дороги элементами дороги без установления границ не представляется возможным. Полагает, что требования истца к УЖКХ администрации <адрес> заявлены преждевременно, поскольку сначала необходимо поставить участок дороги на государственный кадастровый учет, и только потом выполнять обустройство этой дороги. Поскольку только после постановки дороги на государственный кадастровый учет они имеют право заказать проектную документацию на инфраструктурное обеспечение дороги, получить положительное заключение экспертизы и соответственно приступить к выполнению определённого вида работ. Поскольку данные виды работ являются затратными, под них необходимо соответствующее финансирование, без постановки дороги на государственный кадастровый учет, никто денежных средств выделять не будет. Кроме того, при выезде на место было установлено, что по <адрес> дороги как таковой вообще не имеется и определить имеется ли там проезжая часть невозможно, участок дороги фактически находится в лесополосе.
Настаивает, что нарушений со стороны Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> неопределенного круга лиц по обеспечению соответствующей инфраструктурой участка дороги по <адрес> не имеется, поскольку участок дороги на государственном кадастровом учете не состоит, его границы не определены.
По требованию истца обеспечить на <адрес> в районе <адрес> около опор освещения расположены на проезжей части дорожных ограждений и соответствующих дорожных знаков, необходимо отметить, что вид разрешенного использования: под земли сельскохозяйственного использования. Требование прокурора не конкретизировано, какие именно дорожные знаки необходимо установить, где именно расположить дорожные ограждения.
Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений, ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствии суду не представил.
Суд с учетом положений ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело при указанной явке.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что в прокуратуру города поступило обращение ФИО4 по факту нарушения администрацией <адрес> законодательства в области безопасности дорожного движения по <адрес>.
По данному факту прокуратурой города была проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения. По результатам проверки выявлены нарушения, а именно: проезжая часть дороги по <адрес> имеется гравийное покрытие; на проезжей части по <адрес> в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ 50597-2017 имеются просадки; в нарушение пунктов 4.5.1.1 и 4.5.1.3 ГОСТ 52766-2007 по <адрес> от <адрес> до <адрес> отсутствует тротуар с одной стороны дороги; в нарушение в нарушение пунктов 4.5.1.1 и 4.5.1.3 ГОСТ 52766-2007 по <адрес> от <адрес> до <адрес> отсутствует тротуар с обеих сторон дороги; в нарушение пункта 4.6.1.1 ГОСТ 52766-2007 по <адрес> от <адрес> до <адрес> отсутствует освещение; отсутствует проезд (перегорожен бетонными плитами) от <адрес> до ***** по <адрес>.
<дата> прокуратурой города в адрес главы <адрес> внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако до настоящего времени нарушения устранены не в полном объеме, в связи с чем, по требованию прокуратуры города сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по <адрес> осуществлен выезд на <адрес> по результатам которого выявлены следующие нарушения: на проезжей части по <адрес> в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ 50597-2017 имеются просадки; в нарушение пунктов 4.5.1.1 и 4.5.1.3 ГОСТ 52766-2007 по <адрес> от <адрес> до <адрес> отсутствует тротуар с одной стороны дороги; в нарушение пунктов 4.5.1.1 и 4.5.1.3 ГОСТ 52766-2007 по <адрес> от <адрес> до <адрес> отсутствуют тротуары с обеих сторон дороги; в нарушение пункта 4.6.1.1 ГОСТ 52766-2007 по <адрес> от <адрес> до <адрес> отсутствует освещение; на обочине дороги и частично на проезжей части по <адрес> в районе <адрес> нарушение требований пункта 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 находятся мусорные контейнеры; на <адрес> в районе <адрес> нарушение раздела 8 ГОСТ 52289- 2019 опоры освещения расположены на проезжей части без применения дорожных ограждений и соответствующих дорожных знаков.
В силу положений ст. 1 Федерального закона от <дата> N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами настоящего Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статьей 5 Федерального закона от <дата> N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от <дата> N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от <дата> N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 Федерального закона от <дата> N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ст. 1, 4, 5 Федерального закона от <дата> N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.
Судом установлено, и сторонами не оспаривается, что автомобильная дорога по <адрес> на кадастровый учет как индивидуализированный объект недвижимого имущества не поставлена, проектной документации или декларации об объекте недвижимости с указанием протяженности автомобильной дороги, ее вида, степени готовности не имеется, ее границы не определены.
Постановлением администрации <адрес> от <дата> ***** Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения <адрес> дополнен <адрес>.
Статьей 6 Федерального закона от <дата> N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п. 2 ч. 2, ч. 4 ст. 50 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципального образования могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов городского округа, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", орган местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона от <дата> N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ст. ст. 3, 13, 15 Федерального закона от <дата> N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Аналогичные положения содержит п. 4 ст. 6 Федерального закона от <дата> N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", согласно которому к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Частью 10 ст. 6 Федерального закона от <дата> N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" определено, что к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Исходя из положений ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
При этом, согласно ст. 51 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от <дата> N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому в раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
В силу положений п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 3 Федерального закона от <дата> N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" автомобильная дорога относится к линейным объектам - сооружениям.
В связи с этим кадастровый учет автомобильных дорог, построенных и введенных в эксплуатацию как объект недвижимости - сооружение, осуществляется в порядке постановки на учет сооружений.
Такой порядок учета установлен Федеральным законом от <дата> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от <дата> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Исходя из системного анализа вышеприведенных положений, суд приходит к выводу о том, что постановка на кадастровый учет автомобильных дорог является обязанностью органов местного самоуправления муниципального образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от <дата> N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального округа.
Согласно ст. ст. 1, 2, 4, 5, 6, Федерального закона от <дата> N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от <дата> N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения.
Согласно пп. 20 пункта 2 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом <адрес>, утвержденного решением Думы <адрес> N 65 от <дата> "Об утверждении Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом <адрес>", в целях выполнения основных задач Комитет осуществляет функции по подачи заявлений в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей. В установленном порядке обращается в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на эти вещи.
Таким образом, Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> обеспечивает государственную регистрацию и совершает все необходимые действия, связанные с государственной регистрацией права муниципальной собственности и иных вещных прав.
Исходя из вышеприведенных положений закона, на органе местного самоуправления лежит обязанность осуществлять кадастровый учет и оформлять право муниципальной собственности как на объект недвижимости в виде автомобильной дороги, представляющей собой самостоятельный объект недвижимости в виде сооружения, так и на земельный участок, в пределах которого находится объект недвижимости в виде автомобильной дороги.
В связи с тем, что указанные обстоятельства создают угрозу нарушения бесперебойного и безопасного движения транспортных средств, а также нарушает требования действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, права неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения, суд полагает, что имеются все необходимые основания для удовлетворения требований прокурора в части возложения обязанности на администрацию <адрес> края и Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на государственный кадастровый учет и оформить право муниципальной собственности на автомобильную дорогу, расположенную на протяжении всей <адрес>.
По указанным выше основаниям суд признает несостоятельными доводы представителя администрации <адрес>, что администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу.
Разрешая требования истца в части возложения обязанности на администрацию <адрес> края и управление жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: устранить просадки на проезжей части по <адрес>; обеспечить наличие по <адрес> от <адрес> до <адрес> тротуара с одной стороны дороги; обеспечить наличие по <адрес> от <адрес> до <адрес> тротуаров с обеих сторон дороги; обеспечить освещение по <адрес> от <адрес> до <адрес>; изменить месторасположение мусорных контейнеров, расположенных на обочине дороги и частично на проезжей части по <адрес> в районе <адрес>; обеспечить на <адрес> в районе <адрес> около опор освещения расположены на проезжей части дорожных ограждений и соответствующих дорожных знаков, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от <дата> "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2.9 "Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>", утвержденного Решением совета <адрес> от <дата> N 105, к основным задачам управления относится, в том числе, реализация, в пределах своей компетенции, полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам гражданских прав относятся вещи.
Как следует из п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Таким образом, право собственности может быть зарегистрировано в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав. При этом индивидуализация недвижимого имущества осуществляется в процессе кадастрового учета, в результате чего объект получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других вещей.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что автомобильная дорога по <адрес> на кадастровый учет как индивидуализированный объект недвижимого имущества не поставлена, проектной документации или декларации об объекте недвижимости с указанием протяженности автомобильной дороги, ее вида, степени готовности не имеется, ее границы не определены, право муниципальной собственности на объект не зарегистрировано, а при таких обстоятельствах суд приходит к выводу, о том, что возложение обязанности на администрацию <адрес> и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>" совершить определенные действия по содержанию и обустройству <адрес> в <адрес>, заявлены преждевременно. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Суд также считает необходимым обратить внимание на следующее.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от <дата> N 655, внесены изменения в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от <дата> N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина". В частности приказано прокурорам городов, районов, другим территориальным и приравненным к ним специализированным прокурорам при подготовке проектов исковых заявлений, содержащих требования, которые могут повлечь финансовые затраты органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, предварительно проводить оценку необходимых бюджетных расходов с привлечением компетентных органов и в случае, если они превышают 1 млн. рублей, в том числе по нескольким аналогичным проектам исковых заявлений, согласовывать с аппаратами соответствующих прокуратур данные проекты, а также проекты решений о возбуждении производств об административных правонарушениях в отношении глав муниципальных образований и глав местных администраций.
Вместе с тем, при обращении в суд с настоящим исковым заявлением (потупило <дата>) в части возложения обязанности на администрацию <адрес> края и управление жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: устранить просадки на проезжей части по <адрес>; обеспечить наличие по <адрес> от <адрес> до <адрес> тротуара с одной стороны дороги; обеспечить наличие по <адрес> от <адрес> до <адрес> тротуаров с обеих сторон дороги; обеспечить освещение по <адрес> от <адрес> до <адрес>; изменить месторасположение мусорных контейнеров, расположенных на обочине дороги и частично на проезжей части по <адрес> в районе <адрес>; обеспечить на <адрес> в районе <адрес> около опор освещения расположены на проезжей части дорожных ограждений и соответствующих дорожных знаков, прокурором <адрес> не выполнено требование названного Приказа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес>, Комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес> об устранении нарушений законодательства, удовлетворить частично.
Обязать администрацию <адрес> края и Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на государственный кадастровый учет и оформить право муниципальной собственности на автомобильную дорогу, расположенную на протяжении всей <адрес>.
В удовлетворении требований прокурора <адрес> о возложении обязанности на администрацию <адрес> края и Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно:
устранить просадки на проезжей части по <адрес>;
обеспечить наличие по <адрес> от <адрес> до <адрес> тротуара с одной стороны дороги;
обеспечить наличие по <адрес> от <адрес> до <адрес> тротуаров с обеих сторон дороги;
обеспечить освещение по <адрес> от <адрес> до <адрес>;
изменить месторасположение мусорных контейнеров, расположенных на обочине дороги и частично на проезжей части по <адрес> в районе <адрес>;
обеспечить на <адрес> в районе <адрес> около опор освещения расположены на проезжей части дорожных ограждений и соответствующих дорожных знаков, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ессентукский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено <дата>.
Судья В.В. Новикова