Дело № 2а-5058 /2021
УИД-77RS0017-02-2021-005894-88
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2021 года г. Сергиев Посад МО
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.И., при секретаре ФИО6., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г.Сергиеву Посаду Московской области к ФИО3 о взыскании задолженности по налогам, пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г.Сергиеву Посаду МО обратилась в суд с административным иском к ФИО3 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 50 руб., пени в размере 0 руб. 21 коп., по земельному налогу за 2016 год в размере 9784 руб., пени в размере 41 руб. 83 коп. В ходе рассмотрения дела исковые требования уточнили.
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, за 2016 год не уплатил земельный налог в размере 9784 руб. Также в собственности ФИО3 находится часть жилого дома с кадастровым номером № расположенная по адресу: <адрес>, за которую не уплачен налог на имущество за 2016 г. в размере 50 руб. Административному ответчику были направлены налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ и требование № от ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет налогоплательщика, которые не исполнены. Судебный приказ был отменен по заявлению ФИО3 Административный истец просит суд взыскать с ФИО3 задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 50 руб., пени в размере 0 руб. 21 коп., по земельному налогу за 2016 год в размере 9784 руб., пени в размере 41 руб. 83 коп.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области не явился, извещен о дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Явка административного истца обязательной судом не признавалась, суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя истца.
Административный ответчик ФИО3 в судебное заседание явился, против исковых требований возражал. Пояснил, что он не получил налоговое уведомление и требование в установленном порядке, поскольку его личный кабинет налогоплательщика был заблокирован. При обращении в налоговую инспекцию по месту жительства эта неисправность не была устранена. Кроме того, кадастровая стоимость земельного участка указана неверно, поэтому не правильно был исчислен земельный налог. Также не учтена имеющаяся у него льгота по земельному налогу как пенсионера.
Изучив материалы дела, выслушав административного ответчика, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Как определено статьей 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
На основании ст. 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам и сборам.
Согласно положений ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно ст. 390-391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительских органов муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст. 397 НК РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная статьей 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 3 261 307 руб. 26 коп.
В собственности ФИО3 находится часть жилого дома с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 125 643 руб.
ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом сформировано налоговое уведомление № с расчетом, в том числе, земельного налога за 2016 г. в размере 9784 руб., налога на имущество физических лиц в размере 50 руб. за 2016 г. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-20).
В связи с неуплатой налога к установленному сроку налоговым органом в адрес ФИО3 выставлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором предложено уплатить задолженность по земельному налогу в размере 19 568 руб. и пени в размере 83,66 руб., налогу на имущество физических лиц в размере 166 руб. пени 0,70 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-16).
Однако в установленные в налоговом уведомлении и требованиях сроки обязанность по уплате ФИО3 налога и пени исполнена не была, что послужило основанием для обращения налогового органа в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней и штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней и штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней и штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Рассмотрение дел о взыскании недоимки за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налоговой задолженности может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Срок исполнения требования № по состоянию на 23.12.2019 г. установлен до 14.01.2020 г. ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области обращалось с заявлением к мировому судье судебного участка № <адрес> о выдаче судебного приказа. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № района Царицыно <адрес> был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО3 задолженности по налогам. Определением от ДД.ММ.ГГГГ на основании возражений ФИО3 судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ был отменен. Административное исковое заявление направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7,33).
Таким образом, срок на обращение в суд административным иском не нарушен.
Доказательств исполнения требования в части задолженности по земельному налогу административным ответчиком не представлено, ФИО3 оспаривал правильность начисления земельного налога и применения льготы.
Согласно справки Управления Росреестра по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, в едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость указанного земельного участка составляла 3 261 307 руб. 26 коп. Данная стоимость была применена налоговым органом при расчете земельного налога. Расчет налога производился на основании Решения Совета депутатов городского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Данным Решением установлена ставка земельного налога в отношении земельных участков для индивидуального жилищного строительства либо ведения личного подсобного хозяйства в размере 0,3% от кадастровой стоимости. Расчет земельного налога (3 261 307 руб. *0,3%) = 9784 руб. произведен правильно.
Решением Совета депутатов городского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ установлена льгота в размере 50% по земельному налогу для пенсионеров по возрасту, женщины по достижении 55 лет, мужчины – 60 лет, в отношении одного земельного участка, предоставленного для личного подсобного хозяйства, огородничества, а также дачного хозяйства; а также для пенсионеров по возрасту в отношении одного земельного участка, предоставленного для индивидуального жилищного строительства, в случае, если их доход ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для пенсионеров. Согласно п. 15 данного решения, налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы и уменьшение налогооблагаемой базы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из материалов дела следует, что ФИО3 является пенсионером по старости с ДД.ММ.ГГГГ Налоговая льгота была применена ИФНС России по г. ФИО2 с 2017 г. и последующие годы.
Поскольку земельный налог взыскивается с административного ответчика за 2016 г., налоговая льгота к нему не может быть применена, и данная сумма подлежит взысканию с ФИО3
Доводы о ФИО3 неполучении им налогового уведомления и требования суд считает подлежащим отклонению, поскольку налоговое уведомление и требование по земельному налогу за 2016 г. направлялись ФИО3 через личный кабинет налогоплательщика, зарегистрированный им в 2015 г.
Как пояснил ФИО3, в 2016 г. личный кабинет был заблокирован, в связи с этим в налоговой инспекции по месту жительства в <адрес> ему были выданы новые логин и пароль, которыми он не воспользовался из личных соображений. Более он в личный кабинет не заходил, налоговые уведомления не просматривал.
В соответствии со ст. 11.2 НК РФ налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Таким образом, ФИО3, получивший в 2015 году доступ к личному кабинету налогоплательщика, должен был получать документы только через личный кабинет. Получив новый логин и пароль, он намеренно не воспользовался своим правом получения уведомления и требования, тем самым уклонился от их получения. Поскольку у налогового органа в этом случае отсутствовала обязанность направления налогоплательщику документов на бумажном носителе, ФИО3 считается уведомленным о наличии у него обязанности по уплате налогов и пени. ФИО3 отказался получать налоговые уведомления через личный кабинет, направив письмо ДД.ММ.ГГГГ, однако оно вернулось недоставленным (л.д. 47). Кроме того, при отсутствии доступа к личному кабинету ФИО3 не был лишен права получения налогового уведомления при обращении лично в налоговую инспекцию.
При этом суд принимает во внимание, что обращаясь к мировому судье с заявлением об отмене судебного приказа административный ответчик ознакомился с материалами дела и имеющимися в нем налоговым уведомлением и налоговым требованием и знал об имеющейся задолженности, однако мер по ее погашению не принял.
Расчет земельного налога, налога на имущество физических лиц и пени судом проверен, является правильным.
Таким образом, требования ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области о взыскании задолженности с ФИО3 по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 50 руб., пени в размере 0 руб. 21 коп., по земельному налогу за 2016 год в размере 9784 руб., пени в размере 41 руб. 83 коп., всего 9876 руб. 04 коп. подлежат удовлетворению.
Поскольку налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК Российской Федерации, сумма государственной пошлины в размере 400 руб., рассчитанной на основании ст. 333.19 НК Российской Федерации, подлежит взысканию в доход бюджета Сергиево-Посадского городского округа Московской области с административного ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 45, 48 Налогового кодекса РФ, ст.ст. 175-180, 289-290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное заявление ИФНС России по г.Сергиеву Посаду Московской области к ФИО3 о взыскании задолженности по налогам, пени удовлетворить.
Взыскать с ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: ФИО2 <адрес> в пользу ИФНС России по г.Сергиеву Посаду Московской области задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 50 руб., пени в размере 0 руб. 21 коп., по земельному налогу за 2016 год в размере 9784 руб., пени в размере 41 руб. 83 коп., всего 9876 руб. 04 коп. (девять тысяч восемьсот семьдесят шесть рублей четыре копейки).
Взыскать с ФИО3 государственную пошлину в сумме 400 (четыреста) рублей в доход бюджета ФИО2-Посадского городского округа Московской области.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Сергиево-Посадский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 15.12.2021 г.
Судья А.И. Гущина