Решение по делу № 33-2383/2023 от 30.03.2023

Председательствующий: Макарочкина О.Н.

Дело № 33-2383/2023

55RS0005-01-2022-004218-63

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Омск

25 мая 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе: председательствующего Чернышевой И.В., судей Павловой Е.В., Неделько О.С., при секретарях Говорун А.С., Колбасовой Ю.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3133/2022 по апелляционной жалобе Гончарова А. В. на решение Первомайского районного суда города Омска от 28 декабря 2022 года, которым постановлено: «В удовлетворении исковых требований Леонова Е. Н., Гончарова А. В., Гашева А. В. к обществу с ограниченной ответственностью «Альянс-Строй», Оркишу П. С. отказать в полном объеме», заслушав доклад судьи Павловой Е.В.,

установила:

Леонов Е.Н., Гончаров А.В., Гашев А.В. обратились в суд первоначально с исковым заявлением к ООО «Альянс-Строй» о запрете строительства парковки, обязании устранить последствия нарушений, восстановить состояние, предшествующее нарушению, в обоснование указывая, что являются собственниками квартир многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, письмом № <...> от 21 июля 2022 г. жильцы дома проинформированы о строительстве парковки на земельном участке с кадастровым номером № <...>, который непосредственно прилегает к придомовой территории земельного участка с кадастровым номером № <...>, на котором расположен указанный многоквартирный жилой дом. Согласно проекту парковки, напротив многоквартирного дома ответчик строит парковку на 42 машино-места, однако на придомовой территории жилого дома существует парковка на 22 машино-места, в случае строительства ООО «Альянс-Строй» парковки на земельном участке с кадастровым номером № <...>, прилегающем к придомовой территории, напротив многоквартирного дома будет расположена парковка на 64 машино-места. Строительство парковки нарушает санитарно-эпидемиологические правила и нормы, нарушены требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», регламентирующих норму о минимальном расстоянии открытых автостоянок и паркингов от фасадов жилых домов и торцов с окнами и от территории детских площадок. По требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.№ <...>.1200-03 расстояние такой парковки до фасада и торцов с окнами многоквартирного дома не может быть менее 25 м, более того, на придомовой территории многоквартирного дома расположена детская игровая площадка, расстояние строящейся парковки до детской игровой площадки не может быть менее 50 м. Указанные требования ответчиком при строительстве парковки нарушаются, что подтверждается заключением кадастрового инженера, расстояние от строящейся парковки до территории детской площадки составляет менее 50 м, расстояние от строящейся парковки до фасада многоквартирного жилого дома и торцов с окнами составляет менее 25 м, просили запретить ООО «Альянс-Строй» строительство парковки на земельном участке с кадастровым номером № <...> обязать ООО «Альянс-Строй» устранить последствия нарушения и восстановить разрушенные элементы благоустройства территории, в последующем требования уточнили, указав, что ответчиками по настоящему иску являются подрядчик ООО «Альянс-Строй», которое строит парковку, и заказчик постройки Оркиш П.С., данные ответчики незаконными действиями фактически лишили жильцов и собственников помещений многоквартирного дома практически всей площади озеленения придомовой территории и части площади придомовой территории, согласно проектной документации, площадь придомовой территории многоквартирного дома составляет 1,13 га (11300 кв.м), из которых площадь озеленения составляет 2211,6 кв.м. В нарушение документов, согласно которых многоквартирный дом введен в эксплуатацию, площадь земельного участка под многоквартирным домом (придомовая территория) незаконно, без согласования с собственниками многоквартирного дома уменьшена на 2726 кв.м с 11300 кв.м до 8574 кв.м. Границы земельного участка с кадастровым номером № <...>, на котором производится строительство парковки, сформированы незаконно, в нарушение закона не согласовывались с собственниками помещений многоквартирного дома. В качестве документа, подтверждающего согласование границ образуемого земельного участка с кадастровым номером № <...>, представлен протокол № <...> общего собрания ТСЖ «На Старозагородной» и собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <...>. Данным протоколом какие-либо границы земельного участка не согласовывались, в повестку дня общего собрания не включен вопрос об образовании каких-либо земельных участков и согласовании их границ, соответственно, решение по данному вопросу не принималось, в связи с изложенным, границы земельного участка с кадастровым номером № <...> являются незаконными, и, как следствие, выданные на строительство парковки документы являются также незаконными, уточнив требования, просили запретить ООО «Альянс-Строй» и Оркишу П.С. строительство парковки на земельном участке с кадастровым номером 55:36:070107:14849, обязать ответную сторону устранить последствия нарушений и восстановить состояние, предшествовавшее нарушению, в частности, восстановить благоустройство и озеленение территории согласно ранее осуществленных спутниковых снимков публичной кадастровой карты и проектной документации на многоквартирный жилой дом, согласно которой произведен ввод жилого дома в эксплуатацию с площадью озеленения 2211,67 кв.м.

В судебном заседании истец Гончаров А.В. поддержал заявленные требования, привел основания, указанные в иске. Представитель истцов в судебном заседании поддержал требования исковой стороны в полном объеме, привел аналогичные основания. Представитель ответчиков ООО «Альянс-Строй», Оркиш П.С. в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснив, что земельный участок с кадастровым номером № <...> принадлежит на основании договора купли-продажи от 05 ноября 2020 г. Оркишу П.С., вид разрешенного использования улично-дорожная сеть, для общего пользования (уличная сеть), согласно градостроительному плану земельного участка, основным видом разрешенного использования является, в том числе, размещение автотранспорта, обеспечение дорожного отдыха, разработан проект организации дорожного движения на период эксплуатации и проект «Схема планировочной организации земельного участка», который согласован в Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, 14 марта 2022 г. получен ордер на производство работ № <...>/АСАО, все проводимые работы согласованы с органами государственной власти. 28 апреля 2022 г. между ООО «Альянс-Строй» и Оркиш П.С. заключен договор подряда на производство работ, работы согласованы с Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, выполнялись в соответствии с проектом благоустройства, указанные истцами СанПиН не применимы к обустраиваемой парковке, поскольку при автостоянке возникают фактические правоотношения между исполнителем и потребителем на основании возмездного договора об оказании услуг по хранению транспорта с ответственностью исполнителя за хранение, парковка на земельном участке с кадастровым номером № <...> после завершения строительства предназначена для постановки автомобилей на безвозмездной основе, без заключения соответствующих договоров и без цели хранения, использовать ее смогут, в том числе жильцы дома по адресу: <...>, земельный участок с кадастровым номером № <...> не обладает признаками автостоянки, является парковкой, требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяются на данные правоотношения, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Истцы Леонов Е.Н., Гашев А.В., ответчик Оркиш П.С., представители Администрации САО г. Омска, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения извещены надлежащим образом. Представитель третьего лица Департамента контроля Администрации г. Омска в судебном заседании участие не принимал, просил рассматривать дело без его участия.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Гончаров А.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска, в обоснование указывая, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не применяются к объекту, который строится ответчиками, при этом данные санитарные нормы распространяются на строительство объектов, являющихся источникам воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливают требования к размеру санитарно-защитных зон, предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, таблица 7.1.1 правил имеет наименование «Разрыв от сооружений для хранения легкового автотранспорта (любых сооружений для хранения легкового автотранспорта) до объектов застройки», в том числе паркинги, законодатель не определил различия между терминами «автостоянка» и «парковка», размещение парковки в границах красных линий автомобильной дороги является незаконным, согласно генеральному плану г. Омска, утвержденному решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 г. № 43, <...> относится к магистральной улице районного значения, согласно п. 3.10 решения Омского городского Совета от 22 марта 2017 г. № 519, красные линии устанавливаются с учетом категории дорог и улиц в соответствии с таблицей 5.8.2 нормативов, санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны, проектируемые и строящиеся объекты не должны выступать за пределы красных линий. Строительство парковки осуществляется ООО «Альянс-Строй», не имеющим допуска к выполнению указанных работ, не являющемуся членом саморегулируемой организации.

Лица, участвующие в деле, о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом. Изучив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, заслушав стороны и их представителей, судебная коллегия приходит к следующему. Апелляционное производство, как один из процессуальных способов пересмотра невступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, и в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права. Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Статья 2 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет правила благоустройства территории муниципального образования, как муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами. Частью 3 ст. 43 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

В соответствии с законодательством РФ и Омской области, определяющим требования к состоянию благоустройства городских территорий, защите окружающей среды, проведению работ, нарушающих существующее благоустройство на территории г. Омска, разработаны Правила, устанавливающие единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере благоустройства городской территории для всех юридических и физических лиц, а именно, Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории г. Омска, утвержденные Решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 г. № 45. При этом, под ордером на производство работ понимается разрешение, выдаваемое специально уполномоченным структурным подразделением Администрации г. Омска на производство работ в соответствии с настоящим решением (п. 13 ст. 1 Решения № 45 от 25 июля 2007 г.). Согласно п. 3 ст. 1 Решения № 45 от 25 июля 2007 г., земляные работы - работы, связанные с выемкой, укладкой грунта, с нарушением усовершенствованного или грунтового покрытия городской территории, либо с устройством (укладкой) усовершенствованного покрытия дорог и тротуаров, планировкой территории, проведение которых должно осуществляться на основании ордера на производство работ. В порядке ст. 243 Решения № 45 от 25 июля 2007 г. оформление и выдача ордера на производство работ осуществляются специально уполномоченным структурным подразделением Администрации г. Омска в соответствии с приложением № 1 к настоящему решению, на основании представленных документов, согласованных в установленном порядке. Согласно ст. 244 Решения № 45 от 25 июля 2007 г. ордер на производство работ и акт работ, выполненных без ордера на производство работ, выдаются в течение 7 дней с момента предоставления полного пакета документов, указанных в ст.ст. 249, 250, 258.3 настоящего Решения, согласованных в установленном порядке. В силу ст. 246 Решения № 45 от 25 июля 2007 г. ордер на производство работ выдается заказчику или представителю заказчика работ при наличии оформленной в установленном законом порядке доверенности от заказчика работ. Статья 247 Решения № 45 от 25 июля 2007 г. устанавливает, что в ордере на производство работ указываются: заказчик, фамилия, имя, отчество, должность лица, непосредственно обеспечивающего ведение работ, вид и сроки проводимых работ, местонахождение объекта, особые условия проведения работ и восстановления благоустройства на объекте, данные о закрытии ордера на производство работ.

Постановлением Администрации г. Омска от 30 марта 2012 г. № 496-п утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача, продление и закрытие ордера на производство работ, определенных правилами благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска». Главой 9 административного регламента предусмотрено, что для получения ордера на производство земляных работ, связанных с проведением благоустройства и озеленения территорий, за исключением проведения работ, связанных с благоустройством: придомовых территорий многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, границы и размеры которых определены в соответствии с требованиями земельного законодательства, принадлежащих на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, территорий гаражных кооперативов, расположенных на земельных участках, границы и размеры которых определены в соответствии с требованиями земельного законодательства, принадлежащих на праве общей долевой собственности членам кооператива, требуется представить следующее: - заявка, в том числе гарантийное обязательство о восстановлении элементов благоустройства и соблюдении требований правил благоустройства, - копия документа, удостоверяющего личность заявителя, в случае, если с заявкой обращается физическое лицо; - схема организации движения, согласованная с УГИБДД полиции УМВД России по Омской области, при закрытии участка дороги, если работы будут проводиться на проезжей части дороги, тротуаре или непосредственной близости от них, что будет затруднять движение транспорта и пешеходов; - правоустанавливающие документы и (или) правоудостоверяющие документы на земельный участок, в случае производства земляных работ на земельном участке, находящемся в частной собственности, - проект благоустройства, - свидетельство о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией. Аналогичные требования предусмотрены ст. 249 Решения Омского городского Совета от 25 июля 2007 г. № 45. Из положений указанных норм следует, что права и обязанности лица, обращающегося за получением ордера на производство работ и уполномоченного органа при решении вопроса о выдаче ордера возникают и реализуются именно в сфере правоотношений, охватываемых понятием благоустройства территории, в которой полномочия осуществляются муниципальным образованием, в частности, посредством установления сроков, лиц обеспечивающих выполнение работ, особых условий их проведения и восстановления благоустройства на объекте.

Как следует из материалов дела и установлено судебным разбирательством, Леонов Е.Н., Гончаров А.В., Гашев А.В. являются собственниками жилых помещений, расположенных в жилом <...> в г. Омске, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Земельный участок с кадастровым номером № <...>, на котором расположен многоквартирный дом, поставлен на кадастровый учет согласно межевого плана от 06 октября 2014 г. с учетом протокола общего собрания членов ТСЖ «На Старозагородной» и собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Омск, <...>, от 20 февраля 2014 г. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 21 сентября 2022 г. земельный участок с кадастровым номером № <...>, площадью 1532 кв.м, местоположение которого установлено: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: улично-дорожная сеть, принадлежит на праве собственности Оркишу П.С. с 10 декабря 2020 г., согласно градостроительного плана земельного участка от 22 июля 2021 г., вид разрешенного использования земельного участка: социальное и бытовое обслуживание, размещение автотранспорта, обеспечение дорожного отдыха, в том числе земельные участки общего пользования.

Администрация г. Омска выдала Оркишу П.С. ордер на производство работ на территории г. Омска № <...>/АСАО от 14 марта 2022 г., согласно которому разрешается производство земляных работ, связанных с благоустройством территории на земельном участке с кадастровым номером № <...>, размещение парковки, по адресу: <...>, для обеспечения свободного проезда транспорта и движения пешеходов, работы определено производить в границах земельного участка с кадастровым номером № <...>, начало работ 01 апреля 2022 г., окончание работ 30 мая 2022 г., разрешение продлено по техническим причинам до 01 октября 2022 г.

Истцы, не оспаривая выдачу названного ордера на производство работ, обратились в суд с требованиями о запрете ООО «Альянс-Строй» и Оркишу П.С. вести строительство парковки на земельном участке с кадастровым номером № <...>, считая, что данным строительством нарушаются права и интересы собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...> <...>. На основании обращения собственников помещений многоквартирного жилого дома по результатам обследования земельных участков с кадастровыми номерами № <...> и № <...>, расположенных по адресу: г. <...>, подготовлено заключение кадастрового инженера № <...> от 05 августа 2022 г., согласно которому, расстояние от фасада многоквартирного жилого дома и торцов с окнами до строящейся парковки на земельном участке с кадастровым номером № <...> составляет 20,50 м, расстояние от детской площадки до строящейся парковки на земельном участке с кадастровым номером № <...> составляет 14,10 м. Заявляя настоящие требования, исковая сторона ссылается на нарушение при строительстве парковки санитарно-эпидемиологических правил и норм, предусмотренных СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03. Согласно процессуальной позиции ответной стороны, в целях обеспечения безопасного и безаварийного движения автомобилей и пешеходов, также для ликвидации проблем со стихийными парковками автотранспортных средств на проезжей части и тротуаре, Оркишем П.С., как собственником спорного земельного участка, принято решение о строительстве парковки на данном земельном участке.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 36 Жилищного кодекса РФ, ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, ст.ст. 2, 16, 43 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», решением Омского городского Совета от 25 июля 2007 г. № 45, Постановлением Администрации г. Омска от 30 марта 2012 г. № 496-п, пришел к выводу, что объект строительства автостоянкой не является, санитарно-эпидемиологические правила и нормы, предусмотренные СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, к спорным правоотношениям не применяются, разрешение на обустройство парковки выдано в установленном порядке административным органом, ордер на производство работ, выданный на имя Оркиша П.С., в установленном порядке не оспорен, действия уполномоченного органа по выдаче ордера на производство работ № <...>/АСАО от 14 марта 2022 г. не оспаривались, использование ответной стороной земельного участка соответствует градостроительному плану, факт уменьшения площади земельного участка, расположенного под многоквартирным жилым домом № <...> по <...>, в результате проведенных строительных работ, не доказан. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.

Как установлено судебным разбирательством, Оркиш П.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером № <...> основании договора купли-продажи от 05 ноября 2020 г. с видом разрешенного использования – «улично-дорожная сеть», согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером № <...>, площадью 1532 кв.м, объект недвижимости образован из земельного участка с кадастровым номером № <...>, с установлением вида разрешённого использования «улично-дорожная сеть». Из ордера на производство работ на территории г. Омска № <...>/АСАО от 14 марта 2022 г. следует, что Оркишу П.С. разрешается производство земляных работ, связанных с благоустройством территории на земельном участке с кадастровым номером № <...>, а именно, размещение парковки, по адресу: <...>. Согласно проекту благоустройства по <...>, на земельном участке запроектирована парковка для временного размещения автотранспорта, на территории проведения работ происходит организация дополнительных парковочных мест для временного размещения автотранспорта и разворотная площадка.

Из заключения кадастрового инженера по результатам обследования земельных участков с кадастровыми номерами № <...> и № <...> № <...>-АИ от 05 августа 2022 г. следует, что по результатам замеров, расстояние от фасада жилого дома по адресу: <...> до строящейся парковки составило 20,5 м, от детской площадки до парковки составило 14,10 м, что согласно выводам кадастрового инженера не соответствует п. 7.1.12 (таблица 7.1.1) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». В обоснование процессуальной позиции ответная сторона указывает, что спорная территория является автопарковкой, а не автостоянкой, в связи с чем требования вышеуказанного СанПиН к спорным правоотношениям не применимы. В указанной части судебная коллегия учитывает, что п. 2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предусмотрено, что требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, энергетики, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. При этом параметры, указанные в таблице 7.1.1 Санитарных правил, установлены для сооружений, используемых для хранения легкового автотранспорта, до объектов застройки, не для гостевых, а также временных парковок, предназначенных для временного, а не постоянного размещения автомобилей, что соответствует правовым позициям Верховного Суда РФ в указанной части. Вопреки доводам апелляционной жалобы, законодатель не предусматривает совпадение определений «автостоянка» и «парковка» в одном понятии, для установления возможности применения санитарных правил, необходимо разграничивать определения понятий «автостоянка» и «парковка», а также определить, к какому сооружению относится спорный объект. Согласно п. 21 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, под «парковкой (парковочное место)» понимается специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине или мосту либо являющееся частью иных объектов улично-дорожной сети, предназначенное для организованного размещения транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка, аналогичное определение парковки содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ. Сводом правил 113.13330.2012 «Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99», утвержденных приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. № 635/9, предусмотрено, что стоянка автомобилей квалифицируется, как здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная для хранения легковых автомобилей и других мототранспортных средств. Из приведенных положений следует, что парковка, как правило, является принадлежностью автомобильной дороги, подэстакадных или мостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий строений или сооружений, создается, как элемент благоустройства и выполняет вспомогательную роль по организованному размещению транспортных средств для временного пребывания, деятельность автостоянок регулируется Правилами оказания услуг автостоянок, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. № 795, которыми установлено, что автостоянкой являются здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств. В соответствии с п. 1 Правил оказания услуг автостоянок, данные правила, разработанные в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», регулируют отношения в сфере оказания услуг по хранению автомобилей, мотоциклов, прицепов и полуприцепов к ним на автостоянках. Согласно п. 2 Правил оказания услуг автостоянок, «автостоянка» - здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств.

С учетом изложенного при разрешении вопроса о том, является ли соответствующий объект парковкой или стоянкой, следует исходить из конкретных обстоятельств дела, свидетельствующих о назначении площадки, здания, сооружения, части здания или сооружения, в частности, из самостоятельности, обособленности данных объектов, либо из их принадлежности к другим объектам улично-дорожной сети, зданиям, строениям, сооружениям, из их обозначения на местности, ограждения, оборудования, охраняемости, организации въезда и выезда транспортных средств и их учета, также других обстоятельств, характеризующих назначение постановочного места. При этом для размещения спорной автопарковки используется земельный участок с кадастровым номером 55:36:070107:14849, площадью 1532 кв.м, с разрешенным использованием: «улично-дорожная сеть», находящийся в собственности Оркиша П.С., из представленного фотографического материала усматривается, что участок для строительства огораживается, организация парковки в настоящее время не завершена, согласно проекту благоустройства и организации дорожного движения в состав проектируемого объекта входит парковка временного размещения автотранспорта, на территории проведения работ происходит организация дополнительных парковочных мест для временного размещения автотранспорта и разворотная площадка, предусмотрено обозначение парковочных мест дорожными знаками «Парковка», таким образом данный участок не обладает признаками автостоянки на соответствующий период ее организации и рассмотрения данного гражданского дела, доказательств иного исковой стороной в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что земельный участок, на котором осуществляется строительство парковки для постановки автомобилей, является в настоящее время именно автопарковкой, ссылки на положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 приняты во внимание быть не могут, при этом, во всяком случае, организация парковки в настоящее время не завершена.

В силу ст. 176 Решения Омского городского Совета от 25 июля 2007 г. № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» на основании ордера на производство работ, выданного специально уполномоченным структурным подразделением Администрации г. Омска в соответствии с настоящим решением, осуществляются земляные работы, связанные с проведением благоустройства, в том числе устройство парковок, автостоянок, озеленения территорий, за исключением проведения работ, связанных с благоустройством придомовых территорий многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, границы и размеры которых определены в соответствии с требованиями земельного законодательства, принадлежащих на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, территорий гаражных кооперативов, расположенных на земельных участках, границы и размеры которых определены в соответствии с требованиями земельного законодательства, принадлежащих на праве общей долевой собственности членам кооператива, территорий на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. Запрещается проведение земляных работ без ордера на производство работ, полученного в порядке, установленном настоящим Решением (ст. 209 Решения), оформление и выдача ордера на производство работ осуществляются специально уполномоченным структурным подразделением Администрации г. Омска в соответствии с приложением № 1 к настоящему Решению, на основании представленных документов, согласованных в установленном порядке (ст. 243 Решения). Ордер на производство работ и акт работ, выполненных без ордера на производство работ, выдаются в течение 7 дней с момента предоставления полного пакета документов, указанных в ст.ст. 249, 250, 258.3 настоящего решения, согласованных в установленном порядке (ст. 244 Решения). В силу п. 9 ст. 249 Решения для выдачи ордера на производство земляных работ, связанных с проведением благоустройства и озеленения территорий, предусмотренных п. 9 ст. 176 настоящего Решения, необходимы следующие документы, в том числе заявка, оформленная в соответствии со ст. 251 Решения, в том числе гарантийное обязательство о восстановлении элементов благоустройства и соблюдении требований настоящего решения, проект благоустройства, согласованный со структурным подразделением Администрации г. Омска, уполномоченным Мэром г. Омска, проект организации дорожного движения на период введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств, согласованный с УГИБДД полиции УМВД России по Омской области, если работы будут проводиться на проезжей части дороги, тротуаре или непосредственной близости от них, что будет затруднять движение транспорта и пешеходов, правоустанавливающие документы и (или) правоудостоверяющие документы на земельный участок, в случае производства земляных работ на земельном участке, находящемся в частной собственности. Заявителю для устранения недостатков могут быть возвращены документы, представленные для оформления ордера на производство работ, акта работ, выполненных без ордера на производство работ, по следующим основаниям: 1) представление неполного пакета документов, 2) представление документов, полностью или частично не согласованных в установленном порядке, 3) несоответствие заявки требованиям, указанным в ст. 251 Решения, 4) несоответствие сведений, указанных в заявке на производство работ, информации, содержащейся в прилагаемых документах, 5) заказчиком не устранены нарушения требований Решения или сроков производства работ по ранее выданному ордеру на производство работ. Возврат документов по иным основаниям не допускается, в случае несоответствия представленных документов требованиям действующего законодательства, нормативных актов заявителю может быть отказано в выдаче ордера на производство работ, акта работ, выполненных без ордера на производство работ (ст. 245 Решения). Соответствующий ордер согласован и выдан ответной стороне уполномоченным административным органом.

При этом Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска 22 февраля 2022 г. № <...> по результатам комиссионного рассмотрения согласованы материалы «Проект благоустройства по <...> Советском административном округе <...>», в составе проекта благоустройства предусмотрена организация дополнительных парковочных мест для временного размещения автотранспорта, разворотная площадка на территории земельного участка с кадастровым номером № <...>, с видом разрешенного использования – улично-дорожная сеть. Согласно п. 8.2.5 Свода правил «СП 396.1322500.2018. Свод правил. Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования», утвержденных Приказом Минстроя России от 01 августа 2018 г. № 474/пр, парковки на улично-дорожной сети проектируют, в том числе для общего пользования. Согласно таблице 7.1.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74, разрыв от территории школ, детских учреждений, площадок для отдыха, игр и спорта, от автостоянок вместимостью 11-50 машино-мест, должен составлять 50 м, при этом для временных, как и гостевых, парковок разрывы не устанавливаются, что следует также из данных Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска. На данном основании не может повлечь отмену решения суда представленное суду апелляционной инстанции заключение кадастрового инженера № <...>-АИ по результатам обследования земельных участков с кадастровыми номерами № <...> и № <...>, специалиста Б.М.В., представленного, ввиду того, что первоначальное заключение от 05 августа 2022 г. подготовлено кадастровым инженером Г.С.В., являющимся истцом по делу, ввиду приведенных выше оснований.

При этом учитывая, что, во всяком случае, строительство спорной парковки не завершено, приостановлено, в связи с рассмотрением данного гражданского дела и принятием судом определением от 05 сентября 2022 г. мер обеспечения в виде запрета строительства парковки и запрета земляных работ на земельном участке, в любом случае, мероприятия по приведению в соответствие парковки в окончательном виде, в том числе по требуемым параметрам, в том числе земельного участка, с учетом дополнительных доводов апелляционной жалобы в указанной части, должны быть проведены после завершения всех строительных работ, учитывая, что согласно ст. 257 Решения № <...> после выполнения всех работ, предусмотренных проектом (рабочей документацией), включая восстановление элементов нарушенного благоустройства и представления документов, указанных в ст. 258 Решения № <...> от 25 июля 2007 г., ордер на производство работ закрывается специально уполномоченным структурным подразделением Администрации г. Омска в течение семи дней, при этом Оркишем П.С. дано соответствующее гарантийное обязательство, в том числе восстановления нарушенных элементов благоустройства по завершению работ, от 10 марта 2022 г.

Относительно доводов апелляционной жалобы о размещении парковки в границах красных линий, судебная коллегия учитывает, что Администрация г. Омска выдала ордер на производство работ № <...>/АСАО от 14 марта 2022 г., при получении ордера на производство работ подготовлены все требуемые документы, в том числе проект, схема планировочной организации земельного участка, также проект организации дорожного движения на период эксплуатации, которые согласованы Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска, во всяком случае, достоверных данных о том, что парковка, строительство которой приостановлено, выступает за пределы красных линий, не представлено, согласно градостроительному плану спорного земельного участка, координаты характерных точек красных линий отсутствуют, согласно сведениям Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска от 13 апреля 2023 г., в соответствии с обращением Оркиша П.С. от 22 июля 2021 г. департаментом подготовлен градостроительный план земельного участка, земельный участок определяется в красных линиях <...>, в границах красных линий не предусматривается размещение непосредственно объектов капительного строительства, размещение парковок осуществляется согласно Решения № <...> от 25 июля 2007 г., при этом согласно сведениям Главного управления госстройнадзора Омской области от 26 августа 2022 г. парковка не является объектом капитального строительства, иного из материалов дела не следует.

В части организации, осуществляющей строительство парковки, судебная коллегия учитывает, что в настоящее время работы по организации парковки не завершены, изначально и первоначально выполнение строительных работ для Оркиша П.С. согласовано для подрядчика ООО «Домострой», имеющего согласно выписке из реестра членов саморегулируемой организации от 25 июля 2018 г. № <...>, допуск к проведению строительных работ, директором которого являлся Оркиш П.С. в спорный период времени, строительство парковки приостановлено в настоящее время по приведенным выше основаниям, согласно договорам подряда на выполнение строительно-монтажных работ от 30 марта 2022 г. и 10 января 2023 г. подрядные работы поручены ООО «Альянс-Строй» «ООО «Домострой», завершать строительство парковки предполагается ООО «Стройподряд-Дом» на основании договора с ООО «Альянс-Строй», согласно выписке из реестра членов саморегулируемой организации от 05 сентября 2017 г. № <...>, ООО «Стройподряд-Дом» состоит в саморегулируемой организации «Союз строителей Омской области», в данной связи доводы, впервые приведенные в дополнениях к апелляционной жалобе, об отсутствии надлежащей проектной документации, осуществлении строительства парковки неуполномоченным лицом, повлечь отмену по существу верного решения суда не могут. Из изложенного следует, что строительство парковки осуществлялось ответной стороной на основании проектной документации, согласованной Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска до начала производства работ, что следует из сведений от 22 февраля 2022 г., согласно которым департаментом по результатам комиссионного рассмотрения согласован проект благоустройства, ордер на производство работ, выданный Администрацией г. Омска (Администрацией САО г. Омска), не оспорен, действия уполномоченного административного органа незаконными не признаны.

В указанной части судебная коллегия также учитывает, что согласно ст.ст. 258.1-258.3 в случае проведения работ без получения, во всяком случае, в установленном порядке ордера на производство работ, заказчик обязан оформить в специально уполномоченном структурном подразделении Администрации г. Омска акт работ, для оформления акта работ, в случае проведения работ, предусмотренных ст. 176 Решения № <...> от 25 июля 2007 г., необходимо заявление заказчика работ и документы, в число которых входит новый проект благоустройства, согласованный со структурным подразделением Администрации г. Омска, уполномоченным Мэром г. Омска.

Доводы апелляционной жалобы об уменьшении площади земельного участка с кадастровым номером № <...>, за счет увеличения площади земельного участка № <...>, повлечь отмену решения суда не могут, поскольку спор о границах земельных участков с кадастровыми номерами № <...> и № <...> не заявлен, предметом рассмотрения в настоящем деле не является, на данном основании судебная коллегия также не усматривает оснований удовлетворения требования исковой стороны о восстановлении прежнего состояния, озеленения придомовой территории, поскольку соответствующие работы ответной стороной осуществляются на принадлежащем ей земельном участке и в его неоспоренных границах.

В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Первомайского районного суда города Омска от 28 декабря 2022 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 02 июня 2023 года

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи_________Павлова Е.В.

секретарь судебного заседания

___________________

(подпись)

«02» июня 2023 года

33-2383/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Гончаров Александр Викторович
Леонов Евгений Николаевич
Гашев Алексей Владимирович
Ответчики
Оркиш Павел Сергеевич
ООО Альянс-Строй
Другие
Администрация САО г. Омска
Сагатова Диана Васильевна
Патрушев Денис Александрович
Департамент Архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска
Департамент контроля Администрации г. Омска
Суд
Омский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.oms.sudrf.ru
30.03.2023Передача дела судье
19.04.2023Судебное заседание
11.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Судебное заседание
02.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2023Передано в экспедицию
25.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее