Дело № 2-1548/2022
УИД 02RS0001-01-2022-004609-39
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июня 2022 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Малковой И.С.
при секретаре Назарбековой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску О.В. к МУ «Управление образования администрации МО <адрес>», комиссии администрации <адрес> по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов о признании незаконным решения, признании незаконным и отмене приказа,
УСТАНОВИЛ:
О.В. обратилась в суд с иском к МУ «Управление образования администрации МО <адрес>», комиссии администрации <адрес> по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ №, признании незаконным и отмене приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к «О дисциплинарном взыскании».
В обоснование указала, что приказом МУ «Управление образования администрации МО <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-к принята временно на муниципальную должность консультанта, заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ №. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-к переведена постоянно на вакантную муниципальную должность консультант финансово-экономического отдела МУ «Управление образования администрации МО <адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к переведена на муниципальную должность консультанта. В соответствии с должностной инструкцией консультанта от ДД.ММ.ГГГГ указанная должность относится к ведущей группе должностей муниципальной службы категории «Специалисты». Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-к истец привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившихся в несоблюдении требований об урегулировании конфликта интересов. Основанием для применения дисциплинарного взыскания послужил протокол заседания комиссии администрации <адрес> по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ № и уведомление муниципального служащего от ДД.ММ.ГГГГ о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Не согласившись с указанным решением, истец обратилась в суд.
В судебном заседании О.В. на удовлетворении исковых требований настаивала.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав истца, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
В силу ст. 14.2 указанного Федерального закона, муниципальный служащий обязан: исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам и организациям, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, организаций и граждан; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.
Частью 3 статьи 10, частью 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" на муниципальных служащих также возлагается обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 вышеназванного Федерального закона под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"). Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы (ч. 2.3 ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ч. 6 ст. 11 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" муниципальный служащий обязан уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ч.ч. 3-5 указанной статьи).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Как следует из материалов дела, приказом МУ «Управление образования администрации МО <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-к О.В. принята временно на муниципальную должность консультанта, заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ №. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-к переведена постоянно на вакантную муниципальную должность консультант финансово-экономического отдела МУ «Управление образования администрации МО <адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к переведена на муниципальную должность консультанта.
Пунктом 3.2 данного трудового договора, в том числе, предусмотрено, что работник обязуется добросовестно исполнять должностную инструкцию, обязанности, предусмотренные Положением работодателя, Правилами внутреннего трудового распорядка и действующим законодательством.
В соответствии с должностной инструкцией консультанта, с которой О.В. ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, на истца, в том числе, возлагается исполнение следующих обязанностей: организация работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений с возложением функций по обеспечению соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими требований к служебному поведению; принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на муниципальной службе (пп. «а» п. 3.1); участие в комиссиях, членом которого является; участие в проверках подведомственных образовательных организаций, курирование работы образовательных организаций <адрес>.
Распоряжениями администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О приемке муниципальных образовательных организаций <адрес> к новому 2019-2020 учебному году», от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О приемке муниципальных образовательных организаций <адрес> к новому 2020-2021 учебному году», от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О приемке муниципальных образовательных организаций <адрес> к новому 2021-2022 учебному году» О.В. включалась в состав муниципального штаба по подготовке школ города к учебному году.
Согласно планам работы муниципальным штабом рассматривались планы мероприятий по подготовке школ к учебному году, решались вопросы соответствия образовательных организаций предъявляемым требованиям, проводились заседания, готовились акты приемки с отражением в них комиссионного заключения. О.В., как следует из содержания данных планов, значилась ответственной за подготовку ряда вопросов к заседаниям муниципального штаба.
ДД.ММ.ГГГГ истец направила в адрес начальника МУ «Управление образования администрации МО <адрес>» уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов. В обоснование указано, что супруг истца Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ трудоустроен в подведомственное МУ «Управление образования администрации МО <адрес>» МАОУ «Кадетская школа № <адрес>» заместителем директора по административно-хозяйственной работе. Должностными обязанностями, на исполнение которых влияет или может повлиять личная заинтересованность: участие в работе муниципального штаба по ежегодной приемке муниципальных образовательных организаций в качестве секретаря, участие в проверках подведомственных образовательных организаций, кураторство образовательных организаций. Н.В. осуществляет руководство хозяйственной деятельностью, контролирует рациональное расходование материалов и финансовых средств, выделяемых для хозяйственных нужд.
В соответствии с должностной инструкцией заместителя директора по административно-хозяйственной работе МАОУ «Кадетская школа № <адрес>», с которой Н.В. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, в его должностные обязанности входит: руководство хозяйственной деятельностью школы, приемка материальных ценностей, имущества, мебели, инвентаря школы на ответственное хранение в порядке, установленном законодательством; обеспечение работников школы канцелярскими принадлежностями, предметами хозяйственного обихода; осуществление текущего контроля за хозяйственным обслуживанием и надлежащим техническим и санитарно –гигиеническим состоянием зданий, сооружений, классов, учебных кабинетов, мастерских, спортзала, нежилых помещений, иного имущества школы, а также столовой в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности; руководство работами по благоустройству, озеленению и уборке территории школы; направление и координация работы подчиненного ему технического и обслуживающего персонала школы, учет рабочего времени этой категории работников; организация инвентарного учета имущества школы, проведение инвентаризации имущества, составление отчетности и ведение документации по закрепленному участку работы и другие обязанности, касающиеся хозяйственной части учреждения.
По результатам рассмотрения уведомления О.В. начальником МУ «Управление образования администрации <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ утверждено мотивированное заключение о том, что личная заинтересованность О.В. не может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение служебных обязанностей. Направления уведомления не требовалось, конфликт интересов муниципального служащего О.В. не установлен.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии администрации <адрес> по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее- Комиссия), ход и результаты которого оформлены протоколом №, в отношении уведомления О.В. приняты решения:
«2.1. Признать, что муниципальный служащий О.В., консультант Управления образования, не соблюдала требования об урегулировании конфликта интересов.
2.2. Рекомендовать начальнику Управления образования О.Д. применить к муниципальному служащему конкретную меру ответственности, а именно применить к О.В. дисциплинарное взыскание в виде выговора.
2.3. Рекомендовать начальнику Управления образования О.Д. принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, посредством внесения изменений в должностную инструкцию консультанта Управления образования (О.В.), исключением ее из состава различных комиссий и штабов в отношении школы №.
2.4. Обратить внимание начальника Управления образования О.Д., что в соответствии с частями 3 и 3.1 статьи 14.1 Федерального закона № 25-ФЗ:
представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы.
Непринятие муниципальным служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего, являющегося представителем нанимателя, с муниципальной службы.».
Данная Комиссия создана в целях реализации ст. 14.1 Федерального закона № 25-ФЗ, Федерального закона №-Ф3, Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», Постановления Правительства Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка образования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Республики Алтай и урегулированию конфликта интересов» на основании постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, утвердившего также Положение о ней. Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден состав Комиссии.
Изучив протокол заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, рассмотренные при этом материалы, суд не находит оснований для признания оспариваемого решения по вопросу № незаконным, поскольку оно принято правомочным составом Комиссии, в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленного порядка проведения заседания и без нарушения права О.В. на участие в нем, поскольку истец просила о рассмотрении касающихся ее вопросов в свое отсутствие.
Кроме того, по иску О.В. не могут быть признаны незаконными решения Комиссии по п.п. 2.2-2.4, поскольку ее интересы не затрагивают, а носят рекомендательный характер и приняты в отношении начальника МУ «Управление образования администрации МО <адрес>» О.Д.
С решением Комиссии, отраженном в п. 2.1 протокола, о нарушении О.В. п. 11 ч. 1 ст. 12 Федерального закона №25-ФЗ, ч.3 ст. 10, ч. 2 ст. 11 Федерального закона №273-ФЗ и несоблюдении требований об урегулировании конфликта интересов, суд соглашается.
Занимаемые супругами О.В., Н.В. должности и предоставленные им должностные полномочия не исключают возможности получения доходов или выгоды, что соответствует понятию личная заинтересованность, изложенному в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", следовательно, возлагает на муниципального служащего обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.
Однако О.В. своевременно не уведомила работодателя о возникшем конфликте интересов, самоотвод не заявила и на протяжении нескольких лет принимала участие в работе муниципального штаба и в приемке МАОУ «Кадетская школа № <адрес>» к учебному году.
При этом показания допрошенных по ходатайству истца свидетелей Е.В., Н.Н., А.Н., О.М., Т.В., о том, что О.В. не обращалась к ним за созданием каких-либо преимуществ Н.В. по занимаемой им должности, не общалась с супругом при проведении проверки готовности МАОУ «Кадетская школа № <адрес>» к учебному году выходят за рамки разрешения возникшего спора.
Доводы истца о том, что при принятии решения о готовности образовательных организаций к учебному году голосование членов муниципального штаба не проводится, а О.В. является только его секретарем, также не принимаются судом во внимание, поскольку истец включена в состав муниципального штаба и, наряду с остальными членами, ее подпись содержится в актах приемки МАОУ «Кадетская школа № <адрес>» к началу учебного года.
С утверждениями истца о неопределенности полномочий членов муниципального штаба нельзя согласиться, поскольку О.В. принимала участие в приемке образовательных организаций к учебному году как консультант МУ «Управление образование администрации МО <адрес>» с правами и обязанностями, определенными трудовым договором и должностной инструкцией.
Обстоятельства того, что начальнику МУ «Управление образования администрации МО <адрес>» о трудоустройстве Н.В. в МАОУ «Кадетская школа № <адрес>» было известно, не снимают с истца, как с муниципального служащего обязанность, по направлению уведомления о возникновении конфликта интересов.
Согласно рекомендации Комиссии приказом начальника МУ «Управление образования администрации МО <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-к О.В. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за нарушение пп. «а» п. 3.1 должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ, п. 3.2 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №, выразившихся несоблюдении требований об урегулировании конфликта интересов.
Порядок применения работодателем дисциплинарного взыскания в отношении работника закреплен ст. 193 ТК РФ. Так, в частности, до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт. Приказ (распоряжение) о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение 3-х рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается от ознакомления с указанным приказом (распоряжением) под роспись, об этом составляется соответствующий акт. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка.
Однако объяснение по факту совершения дисциплинарного проступка у О.В., как она пояснила в судебном заседании, не запрашивалось. Материалами дела данное утверждение не опровергнуто. В связи с чем суд приходит к выводу о нарушении МУ «Управление образования администрации МО <адрес>» порядка применения дисциплинарного взыскания в отношении истца и удовлетворении, тем самым, требований о признании незаконным оспариваемого приказа.
Наряду с изложенным суд не находит оснований для отмены приказа МУ «Управление образования администрации МО <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-к, поскольку не вправе подменять соответствующую деятельность ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>» ░░ ░░.░░.░░░░ №-░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░░░░ №, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>» ░░ ░░.░░.░░░░ №-░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░