Дело № 2-1770/2022
УИД: 42RS0009-01-2022-001597-85
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кемерово 11.05.2021 года
Центральный районный суд города Кемерово в составе председательствующего судьи Родиной Е.Б.,
при секретаре Пинаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Кемерово в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Кемерово об обязании совершить действие,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Кемерово в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации г. Кемерово об обязании совершить действие.
Требования мотивированы тем, что Прокуратурой города Кемерово в рамках рассмотрения обращения Назарова В.М. и надзора за исполнением законодательства в сфере безопасности дорожного движения проведена проверка соблюдения администрацией города Кемерово указанного законодательства, в ходе которой установлено, что администрацией города Кемерово комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения на автомобильной дороге по ... не разработаны.
По результатам проведенной проверки прокурором города Главе г. Кемерово **.**.**** внесено представление.
В обоснование своей позиции об исполнении органом местного самоуправления исполнения требований действующего законодательства, последними в прокуратуру города Кемерово представлены схемы организации дорожного движения по ..., указанные схемы отображают лишь расстановку технических средств на участках автомобильных дорог и не содержат обязательной информации, регламентированной положениями Правил ###.
Представление рассмотрено Главой г. Кемерово, однако до настоящего времени выявленные нарушения закона не устранены, тем самым не обеспечивается соблюдение интересов граждан, общества и государства при осуществлении организации дорожного движения.
Вместе с тем, решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от **.**.**** ### утверждена Комплексная схема организации дорожного движения на территории Кемеровской городской агломерации.
В соответствии с вышеназванным решением под комплексной схемой организации дорожного движения (далее-КСОДД) понимается проектная документация по организации дорожного движения, формирующая набор комплексных решений по организации дорожного движения на территории одного или нескольких муниципальных образований либо их частей, с населением более 10 тыс. жителей, представляет собой целостную систему технически, экономически и экологически обоснованных мер организационного характера, взаимоувязанных с документами территориального планирования и документацией по планировке территории.
Проект организации дорожного движения (далее-ПОД) - проектная документация, содержащая инженерно-технические, технологические, конструктивные и иные решения и мероприятия по организации дорожного движения, детализирующая мероприятия КСОДД, или самостоятельный документ по ОДД без предварительной разработки КСОДД.
Из ответа администрации города Кемерово следует, что согласно постановлению Администрации города Кемерово от **.**.**** ### «О перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения города Кемерово» количество улиц и дорог на территории города Кемерово составляет 1464, на большую часть которых отсутствуют проекты организации дорожного движения.
На основании изложенного истец просит суд обязать Администрацию города Кемерово обеспечить выполнение требований Федерального закона от **.**.**** № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающих разработку и утверждение проектов организации дорожного движения в городе Кемерово в отношении автомобильной дороги ...
Обязать Администрацию города Кемерово обеспечить выполнение требований Федерального закона от **.**.**** № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающих внесение изменений в утвержденные проекты организации дорожного движения в городе Кемерово по ...
Установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до **.**.****.
Представитель истца – помощник прокурора города Кемерово Бирюкова Н.Г. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Администрации г. Кемерово Арышева А.И., действующая на основании доверенности от**.**.****, возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представитель третьего лица Управления МВД России по г. Кемерово – Соловьев А.Н., действующий на основании доверенности от **.**.****, заявленные требования поддержал.
Суд, выслушав пояснения участвующих лиц, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от **.**.**** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от **.**.**** № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно статье 5 Закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно статье 22 Закона 196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Федеральным законом от **.**.**** № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закона № 257-ФЗ) регламентированы правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 3 Закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу статьи 13 Закона №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть3 статьи 15 Закона №257-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Согласно статье 11 Устава города Кемерово дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам городского значения.
Общественные отношения, возникающие в процессе организации дорожного движения, регулирует Федеральный закон от **.**.**** № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее-Федеральный закон № 443-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона № 443-ФЗ одним из основных принципов организации дорожного движения в Российской Федерации является соблюдение интересов граждан, общества и государства при осуществлении организации дорожного движения (пункт 1).
В соответствии с положениями статьи 7 данного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относятся:
1) организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
3) установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
4) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу статьи 9 Федерального закона 443-ФЗ организация дорожного движения осуществляется на основе комплексного использования технических средств организации дорожного движения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (часть 1). Разработка мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основании документации по организации дорожного движения, разработанной и утвержденной в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов (часть 5).
Общие требования к документации по организации дорожного движения установлены статьей 16 Федерального закона № 443-ФЗ, тогда как непосредственные требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, а также к порядку их подготовки, согласования и утверждения установлены Правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от **.**.**** ### (вступили в силу с **.**.****) (далее-Правила ###).
Документация по организации дорожного движения разрабатывается в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, должна соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о техническом регулировании, а также требованиям муниципальных нормативных правовых актов (часть1 статьи 16 Федерального закона № 443-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона № 443-ФЗ в состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.
Требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, а также к порядку их подготовки, согласования и утверждения устанавливаются правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом положений настоящего Федерального закона, что закреплено в части 5 статьи 16 Федерального закона № 443-ФЗ.
Комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются в целях формирования комплексных решений об организации дорожного движения на территории одного или территориях нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, реализующих долгосрочные стратегические направления обеспечения эффективности организации дорожного движения и совершенствования деятельности в области организации дорожного движения (часть 1 статьи 17 Федерального закона № 443-ФЗ).
Частью 9 статьи 18 Федерального закона № 443-ФЗ предусмотрено, что проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона № 443-ФЗ внесение изменений в утвержденный проект организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков либо его повторное утверждение должно осуществляться не реже чем один раз в три года.
Судом установлено, что Прокуратурой города Кемерово в рамках рассмотрения обращения Назарова В.М. и надзора за исполнением законодательства в сфере безопасности дорожного движения проведена проверка соблюдения администрацией города Кемерово указанного законодательства, в ходе которой установлено, что администрацией города Кемерово комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения на автомобильной дороге по ... не разработаны.
В 2015 году разработаны проекты организации дорожного движения на следующие участки: ...
В отношении автомобильной дороги ...
...
... отсутствуют проекты организации дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ стороной ответчика не представлено доказательств опровергающих заявленные требования.
Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, нормы действующего законодательства, суд считает, что исковые требования, заявленные прокурором, в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Кемерово об обязании совершить действие подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Руководствуясь ст. 206 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, суд считает разумным установить ответчику администрации г. Кемерово срок для совершения возложенных обязанностей до **.**.****.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ **.**.**** № 443-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░ ...; ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ...
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ **.**.**** № 443-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ...
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ **.**.****.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 16.05.2022 ░░░░.