Дело № 2-1523/2024
УИД 61RS0003-01-2023-003896-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2024 года г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Молошникова В.Ю.,
при секретаре Лаврентьевой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТСН «Университетский 78», Ембулаева ФИО34, Шевцовой ФИО35, Ембулаевой ФИО36, ООО «Металлургспецоборудование» к Верещагиной ФИО37, Кугинис ФИО38, Захаровой ФИО39, Ходыкиной ФИО40, Ходыкиной ФИО41, третье лицо: ООО «УК Надежная», Государственная жилищная инспекция Ростовской области о признании ничтожным решения общего собрания собственников МКД,
установил:
ТСН «Университетский 78», Ембулаев М.Е., Ембулаева Л.Е., Шевцова О.Н., ООО «Металлургспецоборудование» (далее также истцы) обратились в суд с иском к Верещагиной А.А., Кугинис В.Д., Захаровой С.О., Ходыкиной В.А., Ходыкиной В.М. (далее также ответчики) о признании решения общего собрания собственников недействительным (ничтожным).
В обоснование заявленных требований истцы ссылаются на следующие обстоятельства.
Истцы Ембулаев М.Е., Ембулаева Л.Е., Шевцова О.Н., ООО «Металлургспецоборудование» являются собственниками недвижимого имущества в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
02.11.2017 на основании решения общего собрания собственников помещений МКД Университетский 78 управляющей организацией МКД было выбрано ТСН «Университетский 78».
22.07.2023 на доске объявлений в подъезде МКД было вывешено сообщение об итогах проведения общего собрания собственников помещений проводимого с 13.06.2023 по 13.07.2023 по инициативе ответчиков Верещагиной А.А., Кугинис В.Д., Захаровой С.О., Ходыкиной В.А., Ходыкиной В.М.
Однако никаких уведомлений от инициаторов собрания истцы не получали, приложения к общему собранию (проект Договора с УК) и иные документы к ознакомлению представлены не были.
Истцы полагают (с учетом уточненных исковых требований), что все решения, принятые на данном собрании, являются недействительными (ничтожными), ввиду того, что в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, то есть в отсутствие кворума, поскольку часть учтенных бюллетеней оформлены с нарушениями, но учтены при подсчете голосов.
На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований истцы просили суд признать недействительным (ничтожным) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, проведенное в форме очно-заочного голосования в период с 13.06.2023 по 13.07.2023, оформленное протоколом № 1 от 20.07.2023.
Истцы Ембулаев М.Е., Ембулаева Л.Е., Шевцова О.Н., представитель истца ООО «Металлургспецоборудование» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель истцов Ембулаевой Л.Е., ТСН «Университетский, 78» по доверенности Карасева А.В. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчики Верещагина А.А., Кугинис В.Д., Захарова С.О., Ходыкина В.А., Ходыкина В.М. в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещались судом надлежащим образом.
Представитель ответчика Верещагиной А.А. по доверенности Рязанова Э.В. в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворении иска по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Третье лицо ГЖИ Ростовской области в судебное заседание явку представителя не обеспечило, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом.
Третье лицо ООО УК «Надежная» в судебное заседание явку представителя не обеспечило, будучи извещенным о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом.
Дело в отсутствие не явившихся лиц рассмотрено судом в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истцов Ембулаевой Л.Е., ТСН «Университетский, 78» по доверенности Карасеву А.В., представителя ответчика Верещагиной А.А. по доверенности Рязанову Э.В., исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Правоотношения по настоящему делу регулируются ст.ст. 1, 10, 421, гл. 9.1 ГК РФ «Решения собраний» с учетом разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ст.ст. 7, 36, 44, 45, 46, 48 ЖК РФ.
По смыслу п. 1 и п. 2 ст.181.1 ГК РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, то есть определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
В частности, к решениям собраний относятся решения долевых собственников, в том числе решения собственников помещений в многоквартирном доме или нежилом здании.
В частности, гл. 6 ЖК РФ установлены специальные правила о порядке проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятия ими решений, а также основания и сроки оспаривания таких решений. Нормы гл. 9.1 ГК РФ к решениям названных собраний применятся в части, не урегулированной специальными законами, или в части, конкретизирующей их положения.
В силу ст. 181.2 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества. Решение собрания может приниматься посредством заочного голосования. При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания.
Согласно п. 3 ст. 181.2 ГК РФ о принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания, а в случае принятия решения в результате заочного голосования - лицами, проводившими подсчет голосов или зафиксировавшими результат подсчета голосов.
В силу п. 4 ст. 181.2 ГК РФ в протоколе должны быть указаны:
1) дата и время проведения заседания, место проведения заседания и (или) способ дистанционного участия членов гражданского-правового сообщества в заседании, а в случаях заочного голосования - дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества, и способ отправки этих документов;
2) сведения о лицах, принявших участие в заседании, и (или) о лицах, направивших документы, содержащие сведения о голосовании;
3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, если подсчет голосов был поручен определенным лицам;
5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол;
6) сведения о ходе проведения заседания или о ходе голосования, если участник гражданско-правового сообщества требует их внести в протокол;
7) сведения о лицах, подписавших протокол.
Статьей 181.3 ГК РФ предусмотрено, что решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения. Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено (пункт 3 статьи 181.4 ГК РФ).
Пунктом 4 статьи 181.4 ГК РФ определено, что решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.
В соответствии с пунктом 5 статьи 181.4 ГК РФ решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Согласно статье 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; принято при отсутствии необходимого кворума; принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; противоречит основам правопорядка или нравственности.
По смыслу статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, которое проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся выбор способа управления многоквартирным домом, принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме и другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст. 44.1 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством: 1) очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование); 2) заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со статьей 47.1 настоящего Кодекса); 3) очно-заочного голосования.
В статье 45 ЖК РФ закреплен порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, устанавливающий, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно при наличии кворума и надлежащего сообщения (уведомления) о проведении общего собрания.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть размещено в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме этого сообщения, либо направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись, либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме (ч.4).
В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:
1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
2) форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование);
3) дата, место и время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования опросным путем или очно-заочного голосования время начала и окончания голосования (продолжительность голосования);
4) повестка дня данного собрания;
5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться (ч.5).
Согласно ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2 - 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, закон закрепляет в ст. 45 ЖК РФ порядок признания собрания правомочным, а в ст. 46 ЖК РФ - порядок признания решения принятым.
В соответствии с ч. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
По смыслу ч. 6 ст. 46 ЖК РФ в предмет доказывания по настоящему спору входит установление статуса истцов как собственников помещения; факт проведения собрания; нарушение требований Кодекса при созыве и проведении собрания, на котором приняты оспариваемые истцами решения; неучастие истца в собрании или голосование против принятия таких решений; возможность повлиять на результаты голосования в случае участия в собрании; нарушение прав и законных интересов истцов, причинение ущерба в результате принятия оспариваемых решений, а также момент, когда истец узнал или должен был узнать о принятых решениях.
Решение общего собрания, компетентного для рассмотрения вопросов его повестки, при наличии необходимого кворума, не вызывающее сомнения с точки зрения оформления волеизъявления, не может быть признано недействительным по одним лишь формальным соображениям, поскольку в таком случае нарушались бы права участников собрания и третьих лиц, и не соблюдался бы необходимый баланс интересов.
В соответствии со ст. 48 ЖК РФ правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (ч.3).
Частью 5.1. ст. 48 ЖК РФ установлено, что при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны:
1) сведения о лице, участвующем в голосовании;
2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;
3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
Рекомендации по оформлению бюллетеня даны в Письме Минстроя РФ от 05.10.2017 № 35851-ЕС/04.
Решение собственника должно быть оформлено так, чтобы можно было идентифицировать, кто голосовал и какое решение принял. Только в этом случае можно считать решение действительным.
При голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования. Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются.
Так, в судебном заседании достоверно установлено, что собственниками помещений МКД по адресу: <адрес> было проведено общее собрание, принятое по итогам которого решение оформлено протоколом № 1 от 20.07.2023.
Голосование проводилось по следующим вопросам:
1. Выбор председателя и секретаря общего собрания собственников помещений многоквартирного дома и наделение их полномочиями по подсчету голосов и формирования протокола общего собрания многоквартирного дома.
2. Изменение способа управления.
3. Выбрать ООО «УК Надежная» ИНН 6165207625 в качестве управляющей компании для управления МКД.
4. Выбор совета МКД.
5. Выбор председателя совета МКД.
6. Принятие решения об утверждении полномочий совета МКД.
7. Утверждение условий договора управления многоквартирным домом.
8. О наделении полномочиями председателя совета дома на заключение договора управления с ООО «УК Надежная» ИНН № от имени всех собственников, осуществление контроля за выполнением обязанностей по договору управления, подписание актов выполненных работ по содержанию и текущему ремонту МКД.
9. Утверждение размера платы на содержание общего имущества в многоквартирном доме (без учета затрат на электроэнергию и водоснабжение, на содержание общего имущества).
10. Определение размера расходов собственников помещений в составе платы за содержание жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребленных при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
11. О наделении ООО УК «Надежная» (ИНН №) полномочиями на заключение договоров аренды общего имущества собственников многоквартирного дома (в том числе на размещение рекламных конструкций, оборудование провайдеров) по согласованию с советом дома, оформленного протоколом собрания совета дома. Определение условий и стоимости договора аренды на собрании членов совета дома.
12. Об определении порядка расходования денежных средств, полученных за счет аренды общего имущества.
13. Об утверждении порядка и способа уведомления собственников помещений о предстоящих общих собраниях собственников МКД и о предстоящих осмотрах общего имущества МКД в том числе находящегося в жилых и нежилых помещениях МКД.
14. Утвердить официальную почту совета многоквартирного жилого дома для взаимодействия с ООО УК «Надежная» и иными организациями, для направления актов выполненных работ и иной официальной документации.
15. Об утверждении отдельных пунктов договоров управления, касающихся порядка возмещения расходов управляющей компании при выполнении работ по содержанию, текущему ремонту и иных работ не учтенных при формировании размера платы за оказываемые услуги управляющей компанией.
16. Об утверждении отдельных пунктов договора, касающихся ответственности сторон в случае не предоставления доступа управляющей компании для проведения осмотров общего имущества или проведения иных работ, связанных с содержанием общего имущества МКД.
17. Наделить совет многоквартирного дома полномочиями по рассмотрению коммерческих предложений на заключение договоров аренды общедомового имущества, выбор подрядных организаций и подписание актов выполненных работ с подрядными организациями и управляющей компанией.
18. Разрешить безвозмездное размещение на общедомовой территории домика для кота собственника <адрес> Захаровой ФИО42.
Решения по итогам собрания оформлены протоколом №1 от 20.07.2023, согласно которому, принято положительное решение по вопросам №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,12,13, 14,15,16,17,18.
По вопросу №11 решение не принято в связи с отсутствием кворума.
В соответствии с указанным протоколом, общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома составляет 7843,39 кв. м, следовательно, общее количество голосов собственников помещений многоквартирного дома составляет 7843,39 кв.м., что сторонами не оспаривается и подтверждено выписками из ЕГРН.
Число собственников, принявших участие в голосовании в оспариваемом протоколе не указано, однако отмечено, что количество голосов собственников помещений в многоквартирном доме, принявших участие в очно-заочном голосовании на общем собрании: 4383,13 кв.м. что составляет 55,88% от общего количества голосов.
Указанное собрание проводилось в очно-заочной форме. Собрание проводилось в период с 13.06.2023 по 13.07.2023, протокол составлен 20.07.2023.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 109 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» решение собрания не может быть признано недействительным в силу его оспоримости при наличии совокупности следующих обстоятельств: голосование лица, права которого затрагиваются этим решением, не могло повлиять на его принятие, и решение не может повлечь существенные неблагоприятные последствия для этого лица (п.4 ст.181.4 ГК РФ).
Оспаривая решения общего собрания собственников дома, проведенного в форме очно-заочного голосования в период с 13.06.2023 по 13.07.2023, оформленного протоколом № 1 от 20.07.2023, истцы указали на отсутствие кворума.
Статьей 20 ЖК РФ установлены полномочия органов государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.
На основании пункта 1.1 Положения о Госжилинспекции Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 № 125 (далее - Положение № 125), инспекция является органом исполнительной власти Ростовской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора (далее - жилищный надзор) лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, проведения организационных мероприятий для формирования лицензионной комиссии Ростовской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами и организационно-техническое обеспечение ее деятельности и иных функций, предусмотренных Положением № 125.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99- ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами является лицензируемым видом деятельности.
Согласно части 1 статьи 19 Закона № 99-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26.12.2018 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 статьи 19 Закона № 294-ФЗ, а также Федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 Закона № 99-ФЗ.
Пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 (далее - Положение № 1110) установлены следующие лицензионные требования к лицензиату соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 7 Закона № 99-ФЗ должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензированию имеют право: запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, соискателя лицензии и лицензиатов, получать от них сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензирования и представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации; проводить проверки соискателей лицензий и лицензиатов; выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований; принимать меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 13 Положения № 1110 при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 1 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона № 294-ФЗ и положения Закона № 99-ФЗ, с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 статьи 196 ЖК РФ.
Условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации определяются утверждённым Приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (зарегистрировано в Минюсте России 08.04.2016 № 41716) (далее – Порядок).
В силу пункта 2 Порядка изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка).
Согласно пункту 9 Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г» - «е» пункта 5 Порядка; несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «б» и «в» пункта 5 Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка.
Пунктом 5 Порядка установлено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр, содержится в пункте 3 Порядка.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (пункт 6 Порядка).
Исходя из «а» пункта 3 Порядка к заявлению прилагается копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 20 Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в МКД в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный жилищный надзор, утверждённого приказом Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр, обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;
б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;
в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) списки присутствующих и приглашенных лиц;
д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;
е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;
ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
В материалы дела представлено заключение Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 31.10.2023 о результатах проведения внеплановой проверки протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном <адрес>, согласно которому к протоколу № 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> от 20.07.2023 не приложены документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе. При этом, в протоколе указано, что очная часть собрания состоялась 13.06.2023 в 19 час 00 мин. по адресу: <адрес>. Общая площадь жилых и нежилых помещений указанного многоквартирного дома, согласно сведениям Росреестра, составляет 7842,50 кв.м. Собственники помещений № написали в Госжилинспекцию области заявления, авторизованные в ЕСИА, в которых они сообщают, что в общем собрании, оформленном протоколом №1 от 20.07.2023, они участие не принимали, решение (бюллетеня) не подписывали. Решения (бюллетени) собственников помещений №№ заполнены (подписаны) лицами, не являющимися собственниками помещений, согласно сведениям, полученным из ЕГРН. Таким образом, из подсчета голосов исключены решения собственников помещений общей площадью 439,1 кв.м. На основании изложенного, в собрании приняли участие собственники помещений общей площадью 3717,37 кв.м., что составляет 47,4% от общего числа голосов всех собственников жилых и нежилых помещений, кворум отсутствует, собрание неправомочно.
Кроме того, суд учитывает, что в материалы дела представлены обращения в ГЖИ Ростовской области следующих собственников (лично и через ГИС ЖКХ):
- собственника <адрес> Сингха ФИО43 о том, что решение от его имени заполнено неустановленным лицом и просьбой провести проверку в административном порядке по данному факту, вследствие чего площадь 83,3 кв.м. подлежит исключению из подсчета кворума;
- собственника <адрес> Полонской ФИО44 о том, что решение от его имени заполнено неустановленным лицом и просьбой провести проверку в административном порядке по данному факту, вследствие чего площадь 54,0 кв.м. подлежит исключению из подсчета кворума;
- собственника <адрес> Кирицевой ФИО45 о том, что решение от его имени заполнено неустановленным лицом и просьбой провести проверку в административном порядке по данному факту, вследствие чего площадь 54,2 кв.м. подлежит исключению из подсчета кворума;
- собственника <адрес> Чараевой ФИО46 о том, что решение от его имени заполнено неустановленным лицом и просьбой провести проверку в административном порядке по данному факту, вследствие чего площадь 83,6 кв.м. подлежит исключению из подсчета кворума;
- собственника <адрес> Алексеенко ФИО47 о том, что решение от его имени заполнено неустановленным лицом и просьбой провести проверку в административном порядке по данному факту, вследствие чего площадь 36,3 кв.м. подлежит исключению из подсчета кворума;
- собственника <адрес> Кукунова ФИО48 о том, что решение от его имени заполнено неустановленным лицом и просьбой провести проверку в административном порядке по данному факту, вследствие чего площадь 34,9 кв.м. подлежит исключению из подсчета кворума.
Таким образом, площадь, принадлежащая лицам, чьи бюллетени были учтены при подсчете кворума, которые участия в спорном голосовании не принимали, решения (бюллетени) не подписывали и заявили об этом в уполномоченный орган, составляет 346,3 кв.м.
Также, судом установлено, что решения (бюллетени) собственников помещений №№ и трех машино-мест заполнены и подписаны лицами, не являющимися собственниками помещений согласно сведениям, полученным из ЕГРН.
Так, бюллетень <адрес> заполнен Насибовым ФИО49, в то время как собственником является Насибов ФИО11, доверенность на голосование не приложена, бюллетень учету не подлежал, в связи с чем исключению подлежит площадь 83,2 кв.м.
Бюллетень <адрес> заполнен Парковским ФИО50, в то время как собственником является Парковская ФИО51, сведения о доверенности отсутствуют, бюллетень учету не подлежал, в связи с чем, исключению подлежит площадь 64,3 кв.м.
Бюллетень <адрес>, а также за три доли в нежилом помещении, подземном паркинге, заполнен Коноваловой ФИО52, в то время как собственником является Вечтомова ФИО53, доверенность на голосование не приложена, бюллетень учету не подлежал, в связи с чем, исключению подлежит площадь 83,1 кв.м. приходящиеся на квартиру и 93,57 кв.м., приходящиеся на парковку.
Ответственным за подготовку решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме является инициатор общего собрания.
К протоколу общего собрания могут быть приложены иные документы в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания.
Общая площадь помещений, заполненных лицами, не являющимися собственниками, в отсутствие подтвержденных соответствующими доверенностями полномочий, составляет 324,17 кв.м. и подлежит исключению из подсчета кворума.
Следует также признать заслуживающим внимания довод представителя истцов о том, что подлежат исключению из подсчета кворума решения, голоса по которым оформлены долевыми собственниками в отсутствие подтвержденных надлежаще полномочий либо законных оснований.
Бюллетень <адрес> заполнен Маринич ФИО54 единолично, в то время как собственниками, согласно выписки из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от 15.07.2024 № № являлись 4 человека, в связи с чем, учету подлежали только 8,975 голосов, принадлежащих непосредственно Маринич ФИО55, т.к. на доли иных сособственников никаких документов, подтверждающих право голосования на собрании, не приложено, в связи с чем исключению подлежит площадь 26,925 кв.м.
Бюллетень <адрес> заполнен Павленко ФИО56 и Павленко ФИО57 в равных долях, в то время как собственником доли квартиры является Попова ФИО58 с 09.06.2022 (рег. запись №, свидетельство о праве на наследство по закону), в связи с чем, исключению подлежит площадь 27,05 кв.м.
Таким образом, исключению подлежит площадь, принадлежащая долевым собственникам, право на голосование на собрании за которых не подтверждено соответствующими полномочиями, равная 53,975 кв.м.
Бюллетень <адрес> заполнен с ошибками машинным способом, собственником указан «Микаэлян ФИО59», в то время как собственником, согласно выписке из ЕГРН, является Микаэлян ФИО60, бюллетень учету не подлежал, в связи с чем, исключению подлежит площадь 36,5 кв.м.
Бюллетень нежилого помещения с КН №, заполненный от имени ООО «ПТБ «Форт», оригиналом не является, является цветной копией, изготовленной с помощью технических средств неустановленными лицами, в связи с чем, площадь 216,3 кв.м. подлежит исключению из подсчета кворума.
Таким образом, всего подлежит исключению площадь помещений, равная 724,445 кв.м., вследствие чего, в собрании приняли участие собственники помещений общей площадью: 4383,13 - 724,445 = 3658,68 кв.м, что составляет 46,65 % от общего числа голосов всех собственников жилых и нежилых помещений, кворум отсутствует, собрание неправомочно.
Приведенный анализ позволяет суду сделать вывод о том, что решения собственников, которые являются неотъемлемой частью протокола общего собрания, не являются действительным отражением воли собственников.
При таких обстоятельствах, установлены основания для квалификации оспариваемого решения в силу п. 2 ст. 181.5 ГК РФ, как не имеющего юридической силы (ничтожного). Оспариваемое решение принято собранием при отсутствии необходимого кворума.
Довод представителя Верещагиной А.А. по доверенности Рязановой Э.В. о том, что представленное Государственной жилищной инспекции Ростовской области заключение о результатах проведения внеплановой проверки протоколов и материалы, приложенные к ним, в том числе заявления собственников, не принимавших участие в голосовании, не является допустимым доказательством по делу, так как административный орган не наделен правом обжалования или установления признаков ничтожности решения общего собрания, подлежат отклонению, поскольку из материалов дела не усматривается, что указанное заключение направлено на определение юридической судьбы решения общего собрания собственников помещений. При этом сама ГЖИ РО с какими-либо требованиями относительно оспариваемого истцами решения общего собрания не обращалась.
Представленное заключение ГЖИ РО от 31.10.2023 о результатах проведения внеплановой проверки протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г<адрес> и представленным Инспекцией материалы, оцениваются судом в совокупности с другими доказательствами по делу на основании ст. ст. 56, 59, 60, 67 ГПК РФ.
Довод представителя Верещагиной А.А. по доверенности Рязановой Э.В. о том, что ТСН «Университетский 78» в силу ч. 3 ст. 161 ЖК РФ, не может оспаривать общее собрание собственников по изменению способа управления общим имуществом МКД судом не может быть принят во внимание как основанный на неверном толковании действующего законодательства, кроме того, иск предъявлен как ТСН «Университетский 78», так и собственниками недвижимого имущества в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> – Ембулаевым ФИО61, Шевцовой ФИО62, Ембулаевой ФИО63, ООО «Металлургспецоборудование».
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования истцов подлежат удовлетворению.
В ходе судебного заседания представителем истцов Ембулаевой Л.Е., ТСН «Университетский 78» по доверенности Карасевой А.В. было заявлено ходатайство о вынесении частного определения о передаче материалов гражданского дела в отдел полиции в связи с наличием признаков состава преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ, поскольку имеются существенные нарушения, выразившиеся во включении при подсчете кворума собрания бюллетеней от неустановленных лиц, бюллетеней, изготовленных посредством компьютерной техники, бюллетеней, оформленных от имени лиц, собственниками не являющимися.
Также, в ходе судебного заседания представителем Верещагиной А.А. по доверенности Рязановой Э.В. было заявлено ходатайство о вынесении частного определения о передаче материалов гражданского дела в соответствующие органы для привлечения к административной ответственности ТСН «Университетский 78» по ст. 5.39 КоАП РФ, за предоставление неактуального реестра собственников в МКД.
Рассмотрев заявленные ходатайства, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 226 ГПК РФ при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.
Согласно положению ч. 3 ст. 226 ГПК РФ, в случае, если при рассмотрении дела суд обнаружит в действиях стороны, других участников процесса, должностного или иного лица признаки преступления, суд сообщает об этом в органы дознания или предварительного следствия.
Из приведенной нормы следует, что частное определение - это способ реагирования суда на случаи выявления нарушения законности и правопорядка, которые не могут быть устранены им самостоятельно при рассмотрении гражданского дела предоставленными гражданско-процессуальным законом средствами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 октября 2008 года № 591-О-О, предусмотренная статьей 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возможность вынесения судом частных определений, направленных на устранение нарушений законности и выполняющих профилактическо-дисциплинирующую функцию, является правом, а не обязанностью суда и вытекает из его дискреционных полномочий при осуществлении правосудия, что не может рассматриваться как умаление процессуальных гарантий прав лиц, участвующих в деле, которые вправе использовать предусмотренные законом процедуры их защиты, в том числе путем обжалования вынесенных по их делу судебных постановлений.
При рассмотрении вопроса о необходимости вынесения частного определения суд оценивает в совокупности все обстоятельства дела, исходя из обязанности гражданского судопроизводства способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду (ст. 2 ГПК РФ).
Оценив обстоятельства дела, учитывая, что нарушений законности и правопорядка, признаков преступления в действиях стороны, других участников процесса либо иных лиц, требующих такой меры реагирования как вынесение частного определения, не обнаружено, суд считает, что оснований, предусмотренных ст. 226 ГПК РФ, для вынесения частного определения как особой формы процессуального реагирования на нарушения закона в конкретном рассматриваемом случае не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ТСН «Университетский, 78», Ембулаева ФИО64, Шевцовой ФИО65, Ембулаевой ФИО66, ООО «Металлургспецоборудование» – удовлетворить.
Признать недействительным (ничтожным) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, проведенное в форме очно-заочного голосования в период с 13.06.2023 по 13.07.2023, оформленное протоколом № 1 от 20.07.2023.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд города Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.Ю. Молошников
Мотивированный текст решения суда изготовлен 14.10.2024