№2-5158/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2016 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Запаровой Я.Е.
при секретаре Денисенко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.Т. к Главному управлению сельского хозяйства Алтайского края о выплате компенсации,
УСТАНОВИЛ:
В.Т. обратился в суд с требованиями к Главному управлению сельского хозяйства Алтайского края (также – Управление, ГУ сельского хозяйства Алтайского края) о выплате компенсации.
В обоснование требований указал на то, что проживает в с.Усть-Ануйское Быстроистокского района Алтайского края по .... с 2005 года. В период с 30 мая по 14 июня 2014 года на территории Быстроистокского района Алтайского края имело место чрезвычайная ситуация – паводок, вследствие которого были затоплены три населенных пункта: с.Быстрый Исток, с.Верх-Озерное, с.Усть-Ануй. После поводка при обследовании частных подворий граждан с целью установления количества животных, утерянных гражданами в результате паводка 19 августа 2015 года, КГБУ «Управление ветеринарии государственной ветеринарной службы Алтайского края по Быстроистокскому району» составлен акт №2 с описью, которым установлена утрата им (истцом) 20 пчелосемей из личного подворного хозяйства. 09 октября 2014 года комиссией, возглавляемой заместителем главы администрации Быстроистокского района Алтайского края, составлен акт №39 обследования объектов животноводства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в отношении его (истца) личного подсобного хозяйства, которым также установлена гибель 20 пчелосемей, ущерб оценен в сумме 44 000 руб. 15-16 октября 2014 года он (истец) обратился с заявлением в отдел сельского хозяйства администрации Быстроистокского района Алтайского края. В списках, подготовленных на выплату в Управлении ветеринарной службы в с.Быстрый Исток, обнаружил, что находится в списках с.Верх-Озерное, указал на ошибку. 16 марта 2016 года получил письмо о том, что в списках на выплату, направленных в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации значится, однако денежные средства по настоящее время не получил. В отделе крестьянских и фермерских хозяйств Управления по телефону сообщено, что в соответствующих списках не значится, документы из района не поступали. Просил возложить на ответчика обязанность включить его (истца) в список граждан на выплату компенсации ущерба, как гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство и понесшему ущерб в результате чрезвычайной ситуации.
Истец В.Т. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Главного управления сельского хозяйства Алтайского края Е.Д. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала. В ходе рассмотрения дела поясняла, что В.Т. произведена выплата в связи с причинением ущерба насаждениям на земельном участке истца, документы, касающиеся права В.Т. на выплату в связи с гибелью объектов животноводства, в Главное управление не поступали, следовательно, в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации не передавались.
Представитель третьего лица администрации Быстроистокского района Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил письменные возражения, в которых требования полагал не подлежащими удовлетворении, поскольку доказательства утраты или гибели личного подсобного хозяйства истцом не представлено, оценка размера ущерба нецелесообразна по прошествии длительного времени. Заявление истца в администрацию не поступало, между тем, имеется пакет документов, в том числе акт обследования, который подписан не всеми должностными лицами, что может свидетельствовать о несвоевременной сдаче документов для получения выплаты. Иные компенсационные выплаты истцу произведены в соответствии с действующим законодательством. Срок на включение в реестр пропущен.
В соответствии со ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на возмещение ущерба причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении». Аналогичные положения содержит Закон Алтайского края от 17 марта 1998 года №15-ЗС «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Порядок, условии, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации (п.2 этой же статьи).
С этой целью Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2014 года №1441 утверждены «Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера».
Постановлением администрации Алтайского края №133 от 10 апреля 2015 года утвержден Порядок предоставления из краевого бюджета средств на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера в 2014 года (далее – Порядок №133), утративший силу в связи с принятием постановления Администрации Алтайского края от 16 февраля 2016 года.
В соответствии с п.п.4-5 указанного Порядка №133 средства на компенсацию ущерба предоставляются получателям при условии включения их невозмещенных затрат в акты, принятые в результате проведенного федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский сельскохозяйственный центр» анализа материалов о гибели объектов растениеводства и животноводства, пострадавших от чрезвычайных ситуаций (от наводнения для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство). Гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, средства на компенсацию ущерба предоставляются в размере 70% (до 15 мая 2015 года – 60%) невозмещенных затрат, подтвержденных актами Россельхозцентра.
В силу п.6 Порядка №133 основанием для предоставления средств на компенсацию ущерба является заявление получателя и акты Россельхозцентра. Для получения средств на компенсацию ущерба пострадавшие сельскохозяйственные товаропроизводители (включая граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) не позднее 15 мая текущего года представляют в Главное управление заявления по формам, утвержденным Главным управлением. В качестве основания для предоставления средств на компенсацию ущерба гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, рассматриваются также заявления, поступившие от данных сельхозтоваропроизводителей в Главное управление в 2014 году.
В соответствии с п.8 Порядка №133 основанием для отказа в предоставлении средств на компенсацию ущерба, в том числе является отсутствие получателя в реестре сельскохозяйственных товаропроизводителей Алтайского края.
Законом Алтайского края от 17 марта 1998 года №15-ЗС «О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что решение администрации Алтайского края о возмещении из средств краевого бюджета ущерба территориям, организациям и гражданам, нанесенного стихийными бедствиями, принимается на основании документов, представляемых органами местного самоуправления и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Оценка ущерба, причиненного личному подсобному хозяйству в результате наводнения, производилась в соответствии с Методическими рекомендациями по определению прямых затрат на восстановление объектов сельского хозяйства, пострадавших от чрезвычайных ситуаций природного характера в агропромышленном комплексе, включая личное подсобное хозяйство, утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в 2014 году.
Указанными рекомендациями утверждены формы акта обследования, в том числе объектов животноводства, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации (Приложение №3).
После отмены Постановления от 10 апреля 2015 года №133 иной нормативный правовой акт, регулирующий порядок выплаты компенсации, отсутствует.
Как установлено судом, В.Т. проживает в с. Усть-Ануй Быстроистокского района Алтайского края, земельные участки в котором пострадали в результате паводка в мае-июне 2014 года, имевшего место на территории Алтайского края, является собственником земельного участка общей площадью 3 847 кв.м.
Режим чрезвычайной ситуации в Быстроистокском районе снят постановлением Администрации Алтайского края от 09 апреля 2015 года №127.
Из представленных ответчиком платежных поручений усматривается перечисление В.Т. сумм 4 080 руб. и 680 руб., назначение платежа – компенсация пострадавшим от чрезвычайных ситуаций по Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2014 года №1441. Как пояснил представитель ответчика, компенсация перечислена за поврежденные объекты растениеводства (насаждения, огород).
В подтверждение причинения ущербу объектам животноводства В.Т. к исковому заявлению приложен акт обследования от 09 октября 2014 года, не подписанный всеми (большинством) членами комиссии и не утвержденный в установленном порядке. Такой же по содержанию акт приложен к возражениям администрации Быстроистокского района Алтайского края.
Справка КГБУ «Управление ветеринарии государственной ветеринарной службы Алтайского края по Быстроистокскому району» о том, что в описи к акту от 19 августа 2015 года числятся утерянными 20 пчелосемей, не является допустимым доказательством причинения ущерба в результате паводка, поскольку не предусмотрена вышеприведенными нормативными правовыми актами. Кроме того, в справке имеется ссылка на акт от 19 августа 2015 года, который в материалах дела отсутствует.
Поскольку отсутствует составленный в соответствии с требованиями закона акт обследования, доводы В.Т. о причинении ему ущерба не могут быть признаны обоснованными.
К возражениям третьим лицом приложен реестр о лицах, которым причинении материальный ущерб от гибель сельскохозяйственных животных и птицы, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации от наводнения в весеннее – летний период 2014 года. В.Т. в данном списке отсутствует.
По запросу суда Министерством сельского хозяйства Российской Федерации представлены сведения о том, что документы о выплате В.Т. компенсации в связи с гибелью объектов животноводства (пчел) от паводка в 2014 году не поступали.
Указанные в ответе администрации Быстроистокского района от 16 марта 2016 года на имя В.Т. сведения о включении данных об истце в основные сведения опровергаются иными представленными документами (непосредственно основными сведениями, пояснения ответчика об отсутствии документов и ответом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации).
Поскольку у истца отсутствуют надлежащие доказательства размера материального ущерба в результате паводка 2014 года, а также в связи с истечением установленных Порядком сроков обращения за выплатой компенсации, правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
.
.
.