УИД 74RS0017-01-2022-002567-25 Дело № 2-2185/2022
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 августа 2022 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе
председательствующего судьи Максимова А.Е.,
при секретаре Еникеевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа Челябинской области к Егорову Василию Валерьевичу о взыскании денежных средств в связи с неисполнением обязательств по социальному контракту,
у с т а н о в и л:
Управление социальной защиты населения Златоустовского городского округа (далее – УСЗН ЗГО) обратилось в суд с иском к Егорову В.В. о взыскании в бюджет Челябинской области денежных средств, выплаченных на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, использованных не по целевому назначению в размере 188 771 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что между УСЗН ЗГО и Егоровым В.В. ДД.ММ.ГГГГ. был заключен социальный контракт сроком на 1 год на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 16.07.2014 №332-П «О порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта». Согласно социальному контракту ответчику ДД.ММ.ГГГГ. было перечислено социальное пособие в размере 250 000 рублей. По условиям социального контракта получатель пособия обязан зарегистрироваться (встать на учет) в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления предпринимательской деятельности или зарегистрироваться в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, а также имущественные обязательства на праве аренды (не более 15 процентов назначаемой выплаты) - для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и предоставить истцу подтверждающие документы. В период действия контракта ответчик предоставил документы о приобретении материально-производственных запасов для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности на общую сумму 61 229 руб. ДД.ММ.ГГГГ. срок действия контракта истек, однако до настоящего времени ответчик не предоставил документы о целевом использовании 188 771 руб. Сотрудники УСЗН ЗГО неоднократно напоминали ответчику о необходимости предоставления документов, подтверждающих расходование средств социального контракта. ДД.ММ.ГГГГ. проведено комиссионное обследование мастерской, где ответчик осуществляет предпринимательскую деятельность, установлено наличие инструментов и оборудования и отсутствие документов о их приобретении. ДД.ММ.ГГГГ. ответчику направлено письменное уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих расходование средств социального контракта. До настоящего времени документы не предоставлены (л.д. 4, 42).
Представитель истца УСЗН ЗГО Отческих С.В., действующая на основании доверенности (л.д.52), в судебном заседании на удовлетворении уточненных требований настаивала.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ. представитель истца УСЗН ЗГО Осокин С.В., действующий на основании доверенности (л.д.45) пояснил, что ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в установленном законом порядке, до настоящего времени осуществляет предпринимательскую деятельность и предоставил документы о целевом расходовании части социального пособия. По поводу целевого использования оставшейся части пособия предоставлял различные договоры, счета-фактуры, но не предоставил финансовые документы, подтверждающие оплату по договорам на приобретение оборудования и инструментов, в связи с чем УСЗН ЗГО не может сделать вывод о целевом расходовании части социального пособия в размере 188 771 руб.
Ответчик Егоров В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 49 - расписка), не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, заявлений об отложении судебного заседания, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ., от него не поступало.
При таких обстоятельствах, суд с учетом мнения представителя истца, положений ст.ст.233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования УСЗН ЗГО подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
В силу преамбулы к Федеральному закону от 17.07.1999г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон «О государственной социальной помощи») данный федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным данным федеральным законом.
В соответствии со ст. 2 Закона «О государственной социальной помощи» законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 1 Закона «О государственной социальной помощи» содержит основные понятия, которые используются для целей настоящего Федерального закона, а именно:
социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин – реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации;
программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.
В соответствии с ч.2 ст.5 Закона «О государственной социальной помощи» оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Как следует из положений ст.7 Закона «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.8.1 Закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия (ч.3 ст.8.1 Закона «О государственной социальной помощи»). К таким мероприятиям, в частности, относятся:
1) поиск работы;
2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;
4) ведение личного подсобного хозяйства;
5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (ч.5 ст.8.1 Закона «О государственной социальной помощи»).
Отношения, возникающие при предоставлении за счет средств областного бюджета государственной социальной помощи проживающим в Челябинской области малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» регулируются Законом
Челябинской области от 02.07.2020г. N 187-ЗО «О государственной социальной помощи в Челябинской области» (далее – Закон Челябинской области «О государственной социальной помощи в Челябинской области»).
В целях реализации Федерального закона «О государственной социальной помощи» и Закона Челябинской области «О государственной социальной помощи в Челябинской области» постановлением Правительства Челябинской области от 16.07.2014г. №332-П утвержден Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта (далее – Порядок № 332-П).
Из анализа положений Порядка № 332-П следует, что государственная социальная помощь на основании социального контракта представляется в виде единовременного и (или) ежемесячного социального пособия. Единовременное социальное пособие в размере не более 250 000 рублей предоставляется, в том числе, на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (п. 12 Порядка № 332-П).
Назначение указанного социального пособия производится при обращении заявителя, который представляет в форме электронного документа либо письменной форме в орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг среди прочего следующие документы: заявление о предоставлении государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта, документы, подтверждающие доход семьи (одиноко проживающего гражданина) за последние три месяца, либо документы, подтверждающие отсутствие дохода; бизнес-план, составленный в соответствии с требованиями к форме и содержанию, установленными Министерством социальной защиты (п.6 Порядка № 332-П).
Программа социальной адаптации получателей государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта разрабатывается органом социальной защиты населения совместно с получателем указанной государственной социальной помощи на срок действия социального контракта (п.8 Порядка № 332-П).
Основанием для выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта являются решение органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя о назначении и размере государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта и подписанный сторонами социальный контракт (п.11 Порядка № 332-П).
В силу п. 13 Порядка № 332-П государственная социальная помощь в виде социального пособия на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. По решению органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя срок оказания государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта продлевается в случае наступления у заявителя не зависящих от него событий, влияющих на выполнение социального контракта (стационарное лечение в медицинской организации, смерть близких родственников, чрезвычайная ситуация, рождение ребенка).
УСЗН ЗГО ДД.ММ.ГГГГ. принято решение № о назначении Егорову В.В. единовременного социального пособия (социальный контракт) в размере 250 000 руб. (л.д. 28).
Егоровым В.В. представлен бизнес-план по осуществлению предпринимательской деятельности, связанной с установкой и изготовлением светопрозрачных алюминиевых конструкций, согласно производственно-финансовому разделу которого расчетный объем начальных инвестиций за счет государственных субсидий составляет 250 000 руб. (л.д. 19-25).
ДД.ММ.ГГГГ. между Егоровым В.В. и УСЗН ЗГО заключен социальный контракт на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (л.д.13-14), по условиям которого УСЗН ЗГО обязалось в соответствии с программой социальной адаптации и бизнес-планом выплатить Егорову В.В. единовременное социальное пособие 250 000 рублей, а Егоров В.В. - зарегистрироваться (встать на учет) в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления предпринимательской деятельности или зарегистрировать в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, а также имущественные обязательства на праве аренды (не более 15 процентов назначаемой выплаты) - для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и предоставить истцу подтверждающие документы; осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течение срока действия контракта с предоставлением соответствующих сведений в УСЗН ЗГО; возвратить единовременное социальное пособие, полученное в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действий контракта по собственной инициативе), либо денежные средства, потраченные нецелевым образом (п.3.2. контракта).
В соответствии с пунктом 4.1 социального контракта срок его действия один год с момента его подписания, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Сторонами при заключении социального контракта согласована программа социальной адаптации (л.д.15-18), которой предусмотрен следующий план мероприятий по социальной адаптации:
ДД.ММ.ГГГГ – зарегистрироваться (встать на учет) в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления предпринимательской деятельности или зарегистрировать в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность; предоставлять документы, подтверждающие приобретение основных средств и материально-производственных запасов для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности;
ДД.ММ.ГГГГ – осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность, предоставлять документы, подтверждающие приобретение основных средств и материально-производственных запасов для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности.
Согласно отметке в программе специалиста УСЗН ЗГО Бондаренко О.В. ДД.ММ.ГГГГ. Егоровым В.В. предоставлены чеки на покупку оборудования (л.д. 18).
Ожидаемым результатом проводимых мероприятий являлось осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в течение срока действия социального контракта и повышение денежных доходов гражданина (семьи) по истечении сроков действия социального контракта (п.14 программы социальной адаптации - л.д. 18 оборот).
С условиями социального контракта и программой социальной адаптации Егоров В.В. был ознакомлен лично, о чем свидетельствуют его подписи (л.д.14 оборот, 18 оборот).
В соответствии со ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, обязательства по социальному контракту истцом исполнены в полном объеме, денежные средства были перечислены на лицевой счет ответчика по реестру № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 250 000 рублей (л.д.29). Факт получения Егоровым В.В. социального пособия в сумме 250 000 руб. в ходе рассмотрения дела не оспорен.
Как следует из искового заявления, в период действия контракта ответчик предоставил документы о приобретении материально-производственных запасов для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности на общую сумму 61 229 руб.
Вместе с тем, за период действия социального контракта и до настоящего времени ответчиком не исполнены в полном объеме обязательства, предусмотренные абзацем 3 пункта 3.2. социального контракта, а именно: не предоставлены платежные документы о расходовании средств социального контракта на сумму 188 771 рублей.
С целью контроля за расходование бюджетных средств ДД.ММ.ГГГГ. комиссией сотрудников УСЗН ЗГО был составлен акт обследования по ведению самозанятости и предпринимательской деятельности (л.д. 30), из которого видно, что по адресу: <адрес> Егоров В.В. осуществляет изготовление алюминиевых конструкций, инструменты приобретены согласно бизнес-плану, производится 2 заказа в неделю.
В ходе судебного разбирательства ответчик пояснил, что не согласен с исковыми требованиями, так как израсходовал социальное пособие в полном объеме по целевому назначению, а именно: на приобретение оборудования, которое закупил в <адрес> и <адрес>, а также на рекламу, которая была предусмотрена в бизнес-плане (печатал визитки, объявления). На сумму около 62 000 руб. им был закуплен листогибочный станок. Эти расходы были приняты УСЗН ЗГО. Всего фактические затраты составили около 248 000 руб., что подтверждается движением денежных средств по его лицевому счету в банке. Предоставить доказательства понесенных расходов в УСЗН ЗГО у него нет времени, так как работает один.
Таким образом, судом установлено, что Егоровым В.В. в УСЗН ЗГО не представлено документов, подтверждающих расходование части социального пособия на реализацию мероприятий, предусмотренных в программе социальной адаптации, несмотря на то, что УСЗН ЗГО направлялось ответчику соответствующее уведомление, в котором был зафиксирован конечный срок для предоставления документов – до ДД.ММ.ГГГГл.д. 31).
Доказательства о целевом расходовании части социального пособия, отвечающие требованиям относимости, допустимости и достоверности, в опровержение доводов истца, Егоровым В.В. не предоставлены в нарушение ст. 56 ГПК, несмотря на то, что судом ему предоставлялась такая возможность, для чего судебное разбирательство откладывалось.
Пунктом 21 Порядка № 332-П предусмотрено, что гражданин обязан возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме в случае выявления органом социальной защиты населения факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.
В связи с реализацией фискальных задач государства, при рассмотрении настоящего спора суд полагает необходимым применить нормы гражданского законодательства, касающиеся неосновательного обогащения, так как получение ответчиком имущественных благ из бюджета при отсутствии для этого законных оснований означало бы, по существу, неосновательное обогащение за счет бюджетных средств, приводило бы к нарушению публичных интересов в сфере социального обеспечения.
Гражданский кодекс Российской Федерации содержит правовые нормы, образующие институт неосновательного обогащения, который призван предотвратить необоснованное приобретение участниками правоотношений каких-либо имущественных благ за счет других лиц (глава 60).
Содержащееся в главе 60 ГК правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения, предусматривающее в рамках его статьи 1102 возложение на лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретателя) за счет другого лица (потерпевшего), обязанности возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса (пункт 1), а также применение соответствующих правил независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2), по существу, представляет собой конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 марта 2017 года N 9-П, содержащееся в главе 60 ГК Российской Федерации правовое регулирование отношений по обязательствам, возникающим вследствие неосновательного обогащения, не исключает возможность использования института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечения с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Предоставление ответчику социального пособия по социальному контракту, право на которое предполагает безусловное соблюдение оснований, порядка и условий его получения, в нарушение предусмотренных законом требований, в частности вследствие несоблюдения ответчиком обязательств по контракту, приводит к образованию имущественных потерь бюджета, что ставит вопрос о необходимости изъятия в бюджет соответствующих сумм, причитающихся государству
Как следует из п. 3 ст. 307 ГК при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм, то есть на истце. Бремя доказывания юридически значимых по делу обстоятельств, касающихся целевого использования социального пособия, в свою очередь, должно быть возложено на приобретателя имущества, то есть ответчика по делу.
Поскольку при заключении социального контракта Егоров В.В. был осведомлен о необходимости предоставления документов, подтверждающих целевое использование пособия, что не оспаривалось им в ходе судебного разбирательства, суд исключает возможность добросовестно заблуждения с его стороны относительно имеющейся у него обязанности их предоставления. При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для освобождения ответчика от обязанности возврата задолженности перед бюджетом. В свою очередь, государство в лице уполномоченных органов должно эффективно и своевременно решать вопросы контроля за использованием средств бюджетной системы, а граждане, действующие добросовестно, не могут быть поставлены в ситуацию недопустимой неопределенности возможностью получения социальных пособий с нарушением закона.
УСЗН ЗГО в соответствии с Положением о нём является органом местного самоуправления ЗГО, входящим в единую систему социальной защиты населения Челябинской области, осуществляющим среди прочего функции по исполнению отдельных государственных полномочий в сфере социальной защиты населения на территории ЗГО (л.д. 9). Следовательно, УСЗН ЗГО имеет право обратиться в суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что Егоровым В.В. в полном объеме не исполнены обязательства по социальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ. (не предоставлены документы, подтверждающие расходование части социального пособия на мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации), что свидетельствует о нецелевом использовании части социального пособия, полученного ответчиком по условиям социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности. В добровольном порядке денежные средства в бюджет Челябинской области ответчиком не возращены.
При таких обстоятельствах, исковые требования УСЗН ЗГО подлежат удовлетворению в полном объеме, с Егорова В.В. в бюджет Челябинской области подлежит взысканию часть социального пособия, выплаченного по социальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ., в сумме 188 771 руб.
В соответствии со статьей 103 ГПК, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию в бюджет Златоустовского городского округа государственная пошлина в размере 4 975,42 руб., от уплаты которой истец освобожден при подаче иска.
Руководствуясь ст.ст. 12, 198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Управления социальной защиты населения Златоустовского городского округа Челябинской области удовлетворить.
Взыскать с Егорова Василия Валерьевича (паспорт гражданина Российской Федерации №) в пользу бюджета Челябинской области социальное пособие, выплаченное по социальному контракту на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 188 771 (сто восемьдесят восемь тысяч семьсот семьдесят один) рубль.
Взыскать с Егорова Василия Валерьевича государственную пошлину в бюджет Златоустовского городского округа Челябинской области в размере 4 975 (четыре тысячи девятьсот семьдесят пять) рублей 42 копейки.
Ответчик, не присутствовавший в судебном заседании, вправе подать в Златоустовский городской суд Челябинской области заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда, истцом - в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий А.Е. Максимов