Дело № 2-828/2023
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«28» февраля 2023 г. г. Арзамас
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Годзевича В.О., при секретаре Костылевой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арзамасского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г.о.г.Арзамас Нижегородской области, администрации Арзамасского муниципального района об обязании принять меры к соблюдению требований безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Арзамасский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Арзамасского муниципального района об обязании принять меры к соблюдению требований безопасности дорожного движения, указывая, что Арзамасской городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
В рамках проведенной проверки установлено, что на <адрес> в <адрес> около МБОУ Балахонихинская СШ отсутствует нерегулируемый пешеходный переход:
- на <адрес> около МБОУ Балахонихинская ОШ отсутствует оборудованный пешеходный переход, вблизи МБОУ Балахонихинская ОШ, а именно:
- отсутствуют пешеходные ограждения по 50 метров в каждую сторону от пешеходного перехода по <адрес>;
- отсутствует на подъезде к пешеходному переходу оборудованная «Искусственная неровность» по <адрес> за 10-15 метров перед «Пешеходным переходом»;
- отсутствует дорожный знак 1.23 «Дети» из специальной флуорисцентной пленки - нарушение п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2019;
- отсутствует светофор Т – 7;
- отсутствует дорожная разметка 1.24.1 «Дети» - в нарушение п. 6.2.29 ГОСТ Р 52289-2019;
Администрация Арзамасского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Арзамасского района и осуществляет функции владельца автомобильных дорог местного значения соответствующего муниципального образования.
Ненадлежащее обустройство пешеходных переходов вблизи образовательных учреждений может повлечь тяжкие последствия, связанные с жизнью и здоровьем несовершеннолетних, в том числе обучающихся в вышеуказанных образовательных учреждениях.
В связи с чем прокурор вынужден обратиться в суд с иском.
Просит суд обязать администрацию Арзамасского муниципального района Нижегородской области принять меры к соблюдению требований безопасности дорожного движения и провести следующие работы на <адрес> вблизи МБОУ Балахонихинская ОШ:
- установить пешеходные ограждения по 50 метров в каждую сторону от пешеходного перехода по <адрес>;
- на подъезде к пешеходному переходу оборудовать «Искусственную неровность» по <адрес> за 10-15 метров перед «Пешеходным переходом»;
установить дорожный знак 1.23 «Дети» из специальной флуорисцентной пленки,
- установить светофор Т - 7,
- нанести дорожную разметку 1.24.1 «Дети»
В процессе рассмотрения дела определением суда от <дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г.о.г.Арзамас Нижегородской области.
В судебном заседании помощник прокурор Сухарева О.Ю. исковые требования поддержала, дала пояснения по существу.
Представители ответчиков и третьего лица в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Под обеспечением безопасности дорожного движения в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. В соответствии со ст. 5 Закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе в виде материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорог местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона N 196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.
В силу пп.3 ч.1 ст.7 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.
На основании ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ организация дорожного движения осуществляется на основе комплексного использования технических средств организации дорожного движения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно ч. 10 ст. 5 №257-ФЗ автомобильными дорогами местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Частью 1 ст.34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В силу п.5 ч.1 ст.7 Устава Арзамасского района Нижегородской области к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах района, организация дорожного движения, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из положений п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утвержденного Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст (далее - ГОСТ Р 52289-2019), перильные ограничивающие пешеходные ограждения применяют на газонах шириной 1 м и менее, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766), или тротуарах - на протяжении не менее 50 м в каждую сторону:
1) от всех регулируемых наземных пешеходных переходов;
2) нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц проходящих вдоль детских учреждений.
В соответствии с п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 светофоры Т.7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов в случаях, если:
- интенсивность движения транспортных средств и пешеходов составляет не менее половины от ее значений для условий 1 и 2 по 7.2.1;
- не обеспечена видимость для остановки транспортного средства, движущегося со скоростью, разрешенной на участке дороги перед перекрестком или пешеходным переходом;
- пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений;
- по техническим обоснованиям невозможно применение светофорного регулирования с применением. вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе.
Согласно п.6.2 ГОСТ Р 52605-2006. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения, утвержденного и введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 № 295-ст, искусственную неровность устраивают за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений.
Судом установлено, что Арзамасской городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
В рамках проведенной проверки установлено, что на <адрес> в <адрес> около МБОУ Балахонихинская СШ отсутствует нерегулируемый пешеходный переход:
- на <адрес> около МБОУ Балахонихинская ОШ отсутствует оборудованный пешеходный переход, вблизи МБОУ Балахонихинская ОШ, а именно:
- отсутствуют пешеходные ограждения по 50 метров в каждую сторону от пешеходного перехода по <адрес>;
- отсутствует на подъезде к пешеходному переходу оборудованная «Искусственная неровность» по <адрес> за 10-15 метров перед «Пешеходным переходом»;
- отсутствует дорожный знак 1.23 «Дети» из специальной флуорисцентной пленки - нарушение п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2019;
- отсутствует светофор Т – 7;
- отсутствует дорожная разметка 1.24.1 «Дети» - в нарушение п. 6.2.29 ГОСТ Р 52289-2019.
Как следует из письма Врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Арзамасскому району К. № от <дата> <адрес> отсутствует пешеходный переход, владелец автодороги Администрация Арзамасского муниципального района. Кроме того, факт принадлежности вышеуказанной дороги Администрации Арзамасского муниципального района подтверждается ответом главы администрации Балахонинского сельсовета № от <дата>.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Администрация Арзамасского района Нижегородской области является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и осуществляет функции владельца автомобильных дорог местного значения соответствующего муниципального образования.
Законом Нижегородской области от 04.05.2022 года №55-з и решением Городской Думы городского округа город Арзамас Нижегородской области администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области преобразована, путем объединения с городским округом город Арзамас Нижегородской области и с <дата> полномочия администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области как исполнительно-распорядительного органа прекращаются.
Таким образом, именно Администрация г.о.г.Арзамас Нижегородской области в силу вышеуказанных норм права будет являться надлежащим ответчиком по делу.
Ненадлежащее обустройство пешеходного перехода может повлечь тяжкие последствия, связанные с жизнью и здоровьем граждан.
Кроме того, указанный факт является нарушением прав граждан на безопасные условия движения по дорогам, закрепленных ч.1 ст.24 Федерального закона N 196-ФЗ.
В материалы дела ответчиком не представлены сведения об устранении указанных нарушений. Также указанные нарушения подтверждаются фотоматериалами, представленными в материалы дела.
При изложенных обстоятельствах, суд находит заявленные требования к Администрации г.о.г.Арзамас Нижегородской области подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию г.о.г.Арзамас Нижегородской области принять меры к соблюдению требований безопасности дорожного движения и провести следующие работы на <адрес> вблизи МБОУ Балахонихинская ОШ:
- установить пешеходные ограждения по 50 метров в каждую сторону от пешеходного перехода по <адрес>;
- на подъезде к пешеходному переходу оборудовать «Искусственную неровность» по <адрес> за 10-15 метров перед «Пешеходным переходом»;
установить дорожный знак 1.23 «Дети» из специальной флуорисцентной пленки,
- установить светофор Т - 7,
- нанести дорожную разметку 1.24.1 «Дети».
В удовлетворении исковых требований к администрации Арзамасского муниципального района отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья В.О. Годзевич
Мотивированное решение изготовлено <дата>.