Решение от 07.04.2022 по делу № 2-63/2022 от 21.02.2022

УИД: 19RS0013-01-2022-000085-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сорск                                                                                                07 апреля 2022 г.

Сорский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи                                                         Козулиной Н.Ю.,                  

при секретаре судебного заседания                                               Кузнецовой О. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-63/2022 г. по исковому заявлению Кременского Ю.К., Ильина В.Е., Маскайкина А.В., Сусликова Д.А., Гусева В.В. к ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат» о признании приказа № УД-912 от 06 декабря 2021 г. незаконным, обязании произвести выплату денежных средств за период отстранения от работы, исходя из размера среднемесячной заработной платы, взыскании компенсации морального вреда, суд

УСТАНОВИЛ:

Кременский Ю. К., Ильин В. Е., Маскайкин А. В., Сусликов Д. А., Гусев В. В., каждый из них, обратились в суд с исковыми заявлениями, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с приказом администрации ООО «Сорский ГОК» от 06.12.2021 г. были отстранены от работы без сохранения заработной платы. Основанием для отстранения от работы явился их отказ от прохождения обязательной вакцинации от короновирусной инфекции.

Проведение обязательной вакцинации обусловлено приказом управляющего директора ООО «Сорский ГОК» ФИО от 01.12.2021 г., а 30.11.2021 г. по требованию администрации предприятия истцы подписали письменный отказ от прохождения вакцинации, подготовленный заранее на бланке.

На момент подписания отказа от вакцинации, истцы не были ознакомлены с приказом и не могли знать о последствиях, наступивших для них после вынесения приказа. Из изложенного следует, что приказ администрации ООО «Сорский ГОК» от 06.12.2021 г. об отстранении истцов от работы без сохранения заработной платы, является незаконным. Приказы вынесены с нарушением норм законодательства.

На основании изложенного, каждый из истцов просит: 1) признать действие приказа № УД-912 от 06.12.2021 г. незаконным; 2) произвести выплату денежных средств в пользу истцов за период их отстранения от работы, исходя из размера их месячной заработной платы; 3) взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. каждому.

В судебном заседании истцы: Кременский Ю. К., Ильин В. Е., Маскайкин А. В., Сусликов Д. А., Гусев В. В. исковые требования поддержали в полном объеме, пояснения относительно исковых требований давал их представитель Кралев П. Г.

Истец Кременский Ю. К. дополнительно суду пояснил, что письменный отказ от прохождения вакцинации он написал 30.11.2021 г. Медицинский отвод от вакцинации передал 21.03.2022 г.работодателю, но ему было отказано в допуске к работе, так как медицинская справка не соответствует требованиям закона. Считает, что представленный стороной ответчика расчёт его заработной платы за период отстранения от работы произведен неверно, поскольку из него исключили начисление за профмастерство, самостоятельного расчёта не имеет.

Истцы Гусев В. В., Маскайкин А. В. дополнительно суду пояснили, что писали письменный отказ от прохождения вакцинации.

Истец Сусликов Д. А. дополнительно суду пояснил, что письменный отказ от прохождения вакцинации он писал 26.11.2021 г., до издания приказа о прохождении вакцинации.

Истец Ильин В. Е. также дополнительно пояснил, что он письменный отказ от прохождения вакцинации написал 30.11.2021 г.

Представитель истцов - Кралев П. Г. в судебном заседании исковые требования своих доверителей поддержал в полном объеме, указывая на то, что его доверители подписали отказ от прохождения вакцинации до издания приказа о прохождении вакцинации, а так же были ознакомлены с приказом об отстранении от работы. Подписывая отказ от прохождения от вакцинации, истцам не было известно о последствиях такого отказа. Профессии истцов в перечень работ,установленных постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 82, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требуют обязательного проведения профилактических прививок, не входят.

Гусев В.В. вакцинировался 25.01.2022 г., допущен к работе с 28.01.2022 г., Ильин В.Е. имеет медицинский отвод, допущен к работе с 26.01.2022 г., у Сусликова Д.А. антитела, допущен к работе с 12.03.2022 г., Кременский Ю.К. имеет медицинский отвод, в настоящее время допущен к работе. Время, которое истцы не работали, является вынужденным прогулом. Время вынужденного прогула у Гусева В.В. с 06.12.2021 г. по 21.01.2022 г., всего 53 дня, у Кременского Ю.К. с 06.12.2021 г. по 26.01.2022 г. всего108 дней, у Ильина В.Е. с 06.12.2021 г. по 26.01.2022 г., всего 51 день, у Маскайкина А.В. с 06.12.2021 г. по 10.03.2022 г., всего 94 дня, у Сусликова Д.А. с 06.12.2021 г. по 11.03.2022 г., всего 95 дней. В ООО «Сорский ГОК» более 90 % вакцинированных работников, что выше параметра, установленного главным санитарным врачом.

Представитель ответчика ООО «Сорский ГОК» Струков Е.В., действующий на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, относительно заявленных исковых требований суду пояснил, что было известно об издании 01.12.2021 г. приказа о прохождении вакцинации от COVID-19, 30.11.2021 г. с работников, которые не пожелали прививаться, отобрали заявления об отказе от прохождения вакцинации. Законом не предусмотрен обязательный письменный отказ от прохождения вакцинации. Ответчик правомерно отстранил от работы истцов, которые не прошли вакцинацию, не представили медицинские отводы от вакцинации.

Выслушав стороны, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В силу ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, перечисленных в указанной статье, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и следует из материалов дела, а также не отрицается сторонами:

- Гусев В.В. на основании трудового договора № 6/515 от 26.09.2017 г. и на основании приказа № ГОК 519 л/с от 26.09.2017 г. принят в ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат» на должность водителя БелАЗ на выгрузке руды и породы из карьера (т. 1 л.д. 110-112);

- Маскайкин А.В. на основании трудового договора № 4/41 от 10.02.2016 г. и на основании приказа № ГОК 49 л/с от 10.02.2016 г. принят в ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат» на должность помощника машиниста экскаватора 4 разряда (т. 1 л.д.126-128);

- Ильин В.Е. на основании приказа № 35 от 26.01.2000 г., распоряжения № 6/462, дополнительного соглашения от 26.10.2021 г. к трудовому договору № ГОК 4/21 от 27.01.2010 г. принят в ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат» на должность водителя БелАЗ на выгрузке руды и породы из карьера (т.1 л.д.143-145);

- Сусликов Д.А. на основании трудового договора № 6/324, приказа № ГОК 442 л/с от 29.07.2011 г. принят в ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат» на должность водителя БелАЗ (т.1 л.д.160-161);

- Кременский Ю.К. на основании трудового договора № 6/435 от 29.09.2014 г., приказа № ГОК 541 л/с от 29.09.2014 г. принят в ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат» на должность водителя БелАЗ на выгрузке руды и породы из карьера (т. 1 л.д.176-178).

ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат» является юридическим лицом и действует на основании Устава, осуществляет свою деятельность в сфере промышленности (т.1 л.д.179-188).

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с последующими изменения и дополнениями) предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними (пункты 2 и 3 статьи 12).

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (с последующими изменениями и дополнениями).

Государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней (часть 1 статьи 4 Федерального закона № 157-ФЗ).

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.03.2020 N 102 (с последующими изменениями и дополнениями) на территории Республики Хакасия введен режим повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с последующими изменениями и дополнениями) профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Статьей 9 Федерального закона № 157-ФЗ предусмотрено, что национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа.

Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ, профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 3 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ).

Из смысла приведенных норм следует, что в Российской Федерации существуют два вида прививок: профилактические прививки и профилактические прививки по эпидемическим показаниям.

Приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 г. N 125н утвержден национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (зарегистрирован в Минюсте России 25 апреля 2014 г. N 32115) (далее - Приказ N 125н).

Данный документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава России от 06.12.2021 г. N 1122н.

Приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 3 февраля 2021 г. N 47н в календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям позиция, касающаяся вакцинации против новой коронавирусной инфекции, изложена в следующей редакции: "К приоритету 1-го уровня относятся: лица в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более. К приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг. К приоритету 3-го уровня относятся: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу.

Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава России от 06.12.2021 N 1122н. Данным приказом в календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям позиция, касающаяся вакцинации против новой коронавирусной инфекции, изложена в следующей редакции: К приоритету 1-го уровня относятся: лица в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн и более. К приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг. К приоритету 3-го уровня относятся: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу. Дети от 12 до 17 лет (включительно) (вакцинация проводится добровольно при наличии письменного заявления одного из родителей (или иного законного представителя).

В силу части 2 статьи 10 Федерального закона №157-ФЗ решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

Пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

В соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 июля 2012 г. N 728 (далее - Положение), территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия (далее - Управление), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Управление осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 8.1 Положения).

Руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом по Республике Хакасия (пункт 11 Положения).

Пунктом 8.34.3 Положения предусмотрено, что с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности должностные лица Управления имеют право при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от COVID-19 Минздравом РФ внесена в национальный календарь профилактических прививок. При этом прививки от коронавируса отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания. Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов. Если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.

Между тем, вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства (пункт 5 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ, статья 1 Федерального закона N 157-ФЗ), следовательно, ее можно провести только с согласия гражданина (пункт 2 статьи 11 Федерального закона N 157-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 157-ФЗ предусмотрено право граждан на отказ от профилактических прививок.

Отказ от проведения медицинского вмешательства, в том числе профилактических прививок, оформляется в письменной форме (часть 7 статьи 20 Федерального закона N 323-ФЗ, пункт 3 статьи 5 Федерального закона N 157-ФЗ).

Ограничением к проведению профилактической вакцинации является наличие у работника медицинских противопоказаний (пункт 3 статьи 11 Федерального закона N 157-ФЗ).

Главным государственным санитарным врачом по Республике Хакасия 27 июня 2021 г. принято Постановление № 8 «О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-COV-2, отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», в пункте 1 которого постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19), определенным категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, в том числе, в сфере промышленности.

Постановление № 8 размещено на официальном сайте Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РХ, на сайте «Российской газеты», на официальном сайте Правительства РХ, в социальных сетях, направлено в органы исполнительной власти РХ, главам городских округов и муниципальных районов РХ.

Статьями 10,11 Федерального закона № 52-ФЗ установлены обязанности граждан и юридических лиц: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Как следует из Устава ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат», видами деятельности является: оптовая торговля рудами цветных металлов, оптовая торговля металлами и металлическими рудами, оптовая торговля металлическими рудами, оптовая торговля железными рудами; добыча и обогащение руд; автомобильные грузовые специализированные перевозки; производство общестроительных работ по возведению зданий; проектирование инженерных сооружений, включая гидротехнические сооружения; испытание и анализ состава и чистоты материалов и веществ, анализ химических и биологических свойств металлов и веществ.

Во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Хакасия N 8 от 27.06.2021 года (ред. от 13.10.2021 г.) руководством ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат» 01.12.2021 г. был издан приказ № УД-896 о прохождении работниками предприятия вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19) (т. 1 л.д.98).

Из содержания указанного приказа следует, что работники, не имеющие медицинских противопоказаний против прививки от коронавирусной инфекции, обязаны пройти вакцинацию первым компонентом или однокомпонентной вакциной до 06 декабря 2021 г., а в срок до 26 декабря 2021 г. пройти вакцинацию вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19). Сотрудникам, прошедшим вакцинацию до 06 декабря 2021 г. предоставить в отдел кадров подтверждающие документы о прохождении вакцинации, либо предоставить документы, подтверждающие наличие противопоказаний к профилактической прививке против коронавирусной инфекции (COVID-19). В случае не предоставления указанных документов, отказа работника от прохождения вакцинации без уважительных причин (при отсутствии медицинских противопоказаний) отстранить работника без сохранения заработной платы в соответствии с абзацем 8 части первой ст. 76 ТК РФ на весь период эпидемиологического неблагополучия, либо до момента: предоставления работником вышеуказанных документов; отмены постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Хакасия от 27.06.2021 г. № 8.

Гусев В. В. отказался от вакцинации (т. 1 л.д.100), 02.12.2021 г. написал письменный отказ от вакцинации (т. 2 л.д.55), с приказом ознакомился 02.12.2021 г. (т. 1 л.д.102), уведомление о вакцинации получил (т. 1 л.д.103), о чем свидетельствует его подпись в уведомлении.

Маскайкин А. В. отказался от вакцинации (т. 1 л.д.118-119), 01.12.2021 г. написал письменный отказ от вакцинации (т. 2 л.д. 54), уведомление о вакцинации получил (т. 1 л.д.120), с приказом ознакомлен.

Ильин В. Е. отказался от вакцинации (т. 1 л.д. 134-135), заявление об отказе от вакцинации написал 30.11.2021 г. (т. 1 л.д.21), с приказом о вакцинации ознакомлен 02.12.2021 г. (т. 1 л.д.136), уведомление о вакцинации получил (т. 1 л.д.137).

Сусликов Д. А. отказался от вакцинации (т. 1 л.д.151), написал письменный отказ от вакцинации (т. 2 л.д.53), приказ о вакцинации получил 02.12.2021 г. (т. 1 л.д.153), уведомление о вакцинации получил (т. 1 л.д.154).

Кременский Ю. К. отказался от вакцинации (т. 1 л.д.167-168), 30.11.2021 г. написал заявление об отказе от вакцинации (т. 2 л.д.56), с приказом был ознакомлен 05.12.2021 г. (т. 1 л.д.169), уведомление о вакцинации получил (т. 1 л.д.170).

Суд расценивает уведомление о вакцинации не как принуждение к вакцинации, а как способ разъяснения работнику действующего законодательства. За работником сохранялось право самостоятельно принять решение о своем добровольном участии в вакцинации, либо подтвердить невозможность этого по медицинским показаниям, либо отказаться по личному волеизъявлению, что и было сделано истцами.

Письменные отказы истцов от профилактических прививок, поданные до вынесения приказа о проведении вакцинации в ООО «Сорский ГОК», не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, так как истцы, будучи в последующем ознакомленными с приказом и правовыми последствиям такого отказа, свое волеизъявление выразили в письменном виде, в последующем и своими действиями подтвердили намерение не проходить вакцинацию, при отсутствии медицинский отводов к этому.

ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат» не имело полномочий исключать кого-либо из работников из состава лиц, участвующих в вакцинации, поскольку Постановлением №8 Главного государственного санитарного врача по РХ от 27.06.2021 года устанавливалась ее обязательность для всех работников организаций, осуществляющих деятельность в сфере промышленности.

06 декабря 2021 года приказом руководства ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат» № УД-912 работники не прошедшие вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19), в том числе истцы, были отстранены от работы на период с 06.12.2021 года и до момента прохождения вакцинации, либо до окончания периода эпидемиологического неблагополучия, либо до момента предоставления документа, подтверждающего наличие противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо издания Главным государственным санитарным врачом Республики Хакасия постановления об отмене Постановления Главного, государственного санитарного врача по Республике Хакасия от 27.06.2021 N 8.

Основанием для издания вышеуказанного приказа явилось: приказ «О вакцинации» от 01 декабря 2021 г. № УД-896; уведомление о вакцинации от коронавирусной инфекции; отказ от прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19); акт об отказе от ознакомления с приказом № УД-590 и с уведомлением о вакцинации от коронавирусной инфекции.

С указанным приказом истцы были ознакомлены 06.12.2021 г. под роспись.

Отказ истцов: Кременского Ю. К., Ильина В. Е., Маскайкина А. В., Сусликова Д. А., Гусева В. В. от вакцинации является их правом, предоставленным ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ.

Вместе с тем, часть 2 указанной статьи предусматривает, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Такой Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825.

Истцы указывают на то, что работа, выполняемая ими, в указанный перечень не входит.

Однако, риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Новая коронавирусная инфекция (CОVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 N 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих». Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 N 1307н.

Обязательность прививок в этом случае обуславливается вышеуказанными нормами Федерального закона №53-ФЗ. Отказ от такой прививки влечет те же последствия, что и отказ от прививки в обычных условиях работы с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (CОVID-19), в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истцов. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (CОVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.

Поскольку истцы добровольно отказались от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без уважительной причины, работодатель ООО «СорскийГОК» издал оспариваемый приказ № УД-912 от 06 декабря 2021 г. об их отстранении от работы. Приказ содержит имя и должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения и невыплаты заработной платы.

Суд приходит к выводу, что приказ УД-912 от 06 декабря 2021 г. об отстранении от работы при отказе вакцинироваться от СOVID-19 является законным. В связи с чем, требования истцов о признании указанного приказа незаконным не подлежат удовлетворению.

Трудовая функция истцами не может выполняться дистанционно, поэтому работники не могут быть временно переведены работодателем на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 312.9 Трудового кодекса РФ.

В настоящее время в Республике Хакасия режим повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не отменен.

На основании постановления Правительства Республики Хакасия от 18.03.2022 N 104 в постановление Правительства Республики Хакасия от 13.03.2020 N 102 "О введении на территории Республики Хакасия режима повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" внесены изменения, которым п. 1 постановления от 13.03.2020 N 102 изложен в следующей редакции: «Ввести в границах территории Республики Хакасия режим повышенной готовности функционирования органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Хакасия единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее соответственно - режим повышенной готовности, территориальная подсистема) с 13 марта 2020 года по 17 апреля 2022 года».

За время отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата по общему правилу работнику не начисляется (ч. 3 ст. 76 ТК РФ).

Судом установлено и не отрицается сторонами, что Гусев В.В. вакцинировался 25.01.2022 г. (т. 2 л.д.11), допущен к работе с 28.01.2022 г.; Ильин В.Е. имеет медицинский отвод до 20 мая 2022 года (т. 2 л.д.10), допущен к работе с 26.01.2022 г.; у Сусликова Д.А. антитела (т.2 л.д.9), допущен к работе с 12.03.2022 г.; Маскайкин А. В. допущен к работе с 11 марта 2022 года в связи с предоставлением медицинской справки о временном медицинском отводе (т. 2 л.д. 6); Кременский Ю.К. имеет медицинский отвод, в настоящее время допущен к работе.

Обстоятельство того, что Кременский Ю. К. не был допущен к работе в связи с предоставлением медицинского отвода от 14.03.2021 года (т. 2 л.д.6), являются правомерными, поскольку предоставленная справка не соответствует требованиям и форме, установленным приказом Минздрава России от 12.11.2021 N 1053н "Об утверждении формы медицинской документации "Справка о проведенных профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или наличии медицинских противопоказаний к вакцинации" и порядка ее выдачи, формы медицинской документации "Медицинский сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)" и порядка ее ведения, а также формы "Сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)", в ней не указан период действия срока медицинского отвода.

Из представленных стороной ответчика справок о заработной плате, в случае осуществления ими трудовой деятельности в период отстранения их от работы, расчетных листков, табелей учета рабочего времени (т. 2 л.д. 21-44) следует:

- заработная плата Маскайкина А. В. за период с декабря 2021 г. по март 2022 г. составляет 116495,48 руб., к выдаче, после вычета НДФЛ - 103534,58 руб.;

- заработная плата Гусева В. В. за период с декабря 2021 г. по январь 2022 г. составляет 130873,07 руб., к выдаче, после вычета НДФЛ - 114587,07 руб.;

- заработная плата Ильина В. Е. за период с декабря 2021 г. по январь 2022 г. составляет 127448,16 руб., к выдаче, после вычета НДФЛ - 111607,16 руб.;

- заработная плата Кременского Ю. К. за период с декабря 2021 г. по март 2022 г. составляет 243031,91 руб., к выдаче, после вычета НДФЛ - 211437,91 руб.;

- заработная плата Сусликова Д. А. за период с декабря 2021 г. по март 2022 г. составляет 199786,62 руб., к выдаче, после вычета НДФЛ - 176830,62 руб.

Несогласие истца Кременского Ю. К. о том, что у него из расчета заработной платы исключили надбавку за профмастерство, не является основанием для удовлетворения исковых требований и признании данного расчета незаконным, поскольку это обстоятельство не входит в предмет доказывания по данному делу. Своего расчета истцом Кременским Ю.К. не представлено.

Также не входит в предмет доказывания по данному гражданскому делу и общая численность лиц, прошедших вакцинацию в ООО «Сорский горно-обогатительный комбинат».

Доводы представителя истцов о том, что отказ от вакцинации был получен до издания приказа о вакцинации, что является незаконным, следует признать несостоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку письменный отказ от вакцинации должен быть получен от работников до издания приказа об отстранении от работы, а не издания приказа о вакцинации. Запрет получения письменного отказа от вакцинации до издания приказа о вакцинации действующим законодательством не установлен. Приказ о вакцинации содержит последствия отказа от вакцинации или не предоставления документов, подтверждающих медицинские противопоказания, с данным приказом истцы ознакомлены под роспись.

Доводы представителя истцов Кралева П. Г. о том, что в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Хакасия, период вакцинации должен проходить с 13.10.2021 г. по 20.12.2021 г., но в нарушение этих требований ООО «Сорский ГОК» издал приказ о прохождении вакцинации 01.12.2021 г., а необходимо было установить срок до 20.12.2021 г., не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку в данном постановлении установлен промежуток времени, в который необходимо вакцинироваться, а не конкретная дата.

Принимая во внимание все вышеизложенное, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░-912 ░░ 06 ░░░░░░░ 2021 ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                        ░░░░░░░░ ░. ░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░ 2022 ░░░░.

             ░░░░░                                                                                                     ░░░░░░░░ ░. ░.

2-63/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Гусев Владимир Владимирович
Сусликов Дмитирий Александрович
Ильин Виктор Евгеньевич
Кременский Юрий Константинович
Маскайкин Андрей Валериевич
Ответчики
ООО Сорский горно-обогатительный комбинат"
Другие
Струков Евгений Владимирович
Кралев Петр Гатамович
Суд
Сорский районный суд Республики Хакасия
Судья
Козулина Надежда Юрьевна
Дело на сайте суда
sorsky.hak.sudrf.ru
21.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.02.2022Передача материалов судье
25.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.03.2022Подготовка дела (собеседование)
09.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2022Судебное заседание
07.04.2022Судебное заседание
12.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее