Решение по делу № 2-295/2020 от 19.02.2020

Дело № 2-295/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Торжок 11 сентября 2020 года

Торжокский межрайонный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Нестеренко Р.Н.,

при секретаре судебного заседания Брянцевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области к Прыгоцкой Валентине Александровне об обязании иностранного гражданина произвести отчуждение земельного участка сельскохозяйственного назначения путем продажи с торгов,

установил:

Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области обратилось в суд с иском к Прыгоцкой В.А. об обязании иностранного гражданина произвести отчуждение земельного участка сельскохозяйственного назначения путем продажи с торгов, мотивируя свои требования тем, что ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, с разрешенным использованием – для ведения сельского хозяйства, расположенного по адресуДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. Статьей 5 данного закона установлена обязанность иностранного гражданина в течение года со дня возникновения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения произвести их добровольное отчуждение на торгах (конкурсах, аукционах).

Истец Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направил, в своем заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик Прыгоцкая В.А. извещена надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела в её отсутствие либо об отложении судебного заседания не просила, об уважительных причинах неявки не сообщила, возражений не представила.

В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы гражданского дела, исследовав обстоятельства по делу, оценив все имеющиеся доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, т.е. в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.

Вместе с тем, как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2004 № 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы», осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в статье 9 (часть 1), согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 (часть 1), согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, однако, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации).

Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.

Согласно п. 5 ст. 14 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства - участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств - участников, договорами между ними.

Подпунктом 5 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закона № 101-ФЗ) установлен принцип, согласно которому устанавливаются особенности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона № 101-ФЗ права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с указанным Федеральным законом.

В силу ст. 3 Закона № 101-ФЗ иностранные граждане могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статьей 5 Закона № 101-ФЗ установлено, что в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником.

Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок.

В соответствии с п. 1 ст. 238 ГК РФ если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

РџРѕ смыслу положений Рї. 2 СЃС‚. 238 ГК Р Р¤ Рё Рї. 2 СЃС‚. 5 Закона в„– 101-ФЗ РІ случае, РєРѕРіРґР° имущество РЅРµ отчуждено собственником РІ течение РіРѕРґР° СЃРѕ РґРЅСЏ возникновения права собственности РЅР° земельные участки сельскохозяйственного назначения, такие земельные участки РїРѕ решению СЃСѓРґР°, вынесенному РїРѕ заявлению органа государственной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, подлежат принудительной продаже РЅР° торгах.    

В судебном заседании установлено, что Прыгоцкая В.А. не является гражданином Российской Федерации, при этом в её собственности находится земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для иных видов сельскохозяйственного использования, с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, расположенный по адресу: ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из ЕГРН право собственности ответчика зарегистрировано 18.01.2012.

В соответствии с пп. 29 п. 8 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 73-пп, Министерство осуществляет в установленном порядке полномочия субъекта Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области поступило уведомление Управление Росреестра по Тверской области уведомлением от 29.11.2019 № 10-09/61876-19 о неисполнении ответчиком обязанности по отчуждению земельного участка сельскохозяйственного назначения.

Учитывая, что в установленный законом срок ответчиком не исполнена предусмотренная требованиями ст. 5 Закона № 101-ФЗ обязанность по отчуждению принадлежащего ему земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Исходя из требований данной нормы с ответчика Прыгоцкой В.А. подлежит взысканию в доход муниципального образования город Торжок Тверской области государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области к Прыгоцкой Валентине Александровне об обязании иностранного гражданина произвести отчуждение земельного участка сельскохозяйственного назначения путем продажи с торгов – удовлетворить.

Обязать Прыгоцкую Валентину Александровну ДД.ММ.ГГГГ произвести отчуждение земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения сельского хозяйства, с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресуДД.ММ.ГГГГ на торгах.

Взыскать с Прыгоцкой Валентины Александровны (ДД.ММ.ГГГГ государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в доход городского округа города Торжок на счёт: № 40101810600000010005, получатель – Управление Федерального Казначейства по Тверской области (ИФНС № 8 по Тверской области), банк получателя – Отделение Тверь, г. Тверь, ИНН 6915006545, КПП 691501001, ГРКЦ ГУ Банка России по Тверской области, БИК 042 809 001, КБК 18210803010011000110, ОКТМО 28750000.

Решение может быть обжаловано РІ Тверской областной СЃСѓРґ через РўРѕСЂР¶РѕРєСЃРєРёР№ межрайонный СЃСѓРґ Тверской области РІ течение месяца СЃРѕ РґРЅСЏ принятия решения СЃСѓРґР° РІ окончательной форме.    

Председательствующий     РїРѕРґРїРёСЃСЊ                 Р .Рќ. Нестеренко

Решение принято в окончательной форме 11.09.2020.

РЎСѓРґСЊСЏ                 РїРѕРґРїРёСЃСЊ                 Р .Рќ. Нестеренко

Копия верна. Подлинник хранится в деле № 2-295/2020 (УИД 69RS0032-01-2020-000462-12) в Торжокском межрайонном суде Тверской области.

Решение не вступило в законную силу

Дело № 2-295/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Торжок 11 сентября 2020 года

Торжокский межрайонный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Нестеренко Р.Н.,

при секретаре судебного заседания Брянцевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области к Прыгоцкой Валентине Александровне об обязании иностранного гражданина произвести отчуждение земельного участка сельскохозяйственного назначения путем продажи с торгов,

установил:

Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области обратилось в суд с иском к Прыгоцкой В.А. об обязании иностранного гражданина произвести отчуждение земельного участка сельскохозяйственного назначения путем продажи с торгов, мотивируя свои требования тем, что ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, с разрешенным использованием – для ведения сельского хозяйства, расположенного по адресуДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. Статьей 5 данного закона установлена обязанность иностранного гражданина в течение года со дня возникновения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения произвести их добровольное отчуждение на торгах (конкурсах, аукционах).

Истец Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направил, в своем заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик Прыгоцкая В.А. извещена надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела в её отсутствие либо об отложении судебного заседания не просила, об уважительных причинах неявки не сообщила, возражений не представила.

В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы гражданского дела, исследовав обстоятельства по делу, оценив все имеющиеся доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, т.е. в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.

Вместе с тем, как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2004 № 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы», осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в статье 9 (часть 1), согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 (часть 1), согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, однако, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации).

Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.

Согласно п. 5 ст. 14 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства - участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств - участников, договорами между ними.

Подпунктом 5 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закона № 101-ФЗ) установлен принцип, согласно которому устанавливаются особенности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона № 101-ФЗ права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с указанным Федеральным законом.

В силу ст. 3 Закона № 101-ФЗ иностранные граждане могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статьей 5 Закона № 101-ФЗ установлено, что в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником.

Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок.

В соответствии с п. 1 ст. 238 ГК РФ если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

РџРѕ смыслу положений Рї. 2 СЃС‚. 238 ГК Р Р¤ Рё Рї. 2 СЃС‚. 5 Закона в„– 101-ФЗ РІ случае, РєРѕРіРґР° имущество РЅРµ отчуждено собственником РІ течение РіРѕРґР° СЃРѕ РґРЅСЏ возникновения права собственности РЅР° земельные участки сельскохозяйственного назначения, такие земельные участки РїРѕ решению СЃСѓРґР°, вынесенному РїРѕ заявлению органа государственной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, подлежат принудительной продаже РЅР° торгах.    

В судебном заседании установлено, что Прыгоцкая В.А. не является гражданином Российской Федерации, при этом в её собственности находится земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для иных видов сельскохозяйственного использования, с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, расположенный по адресу: ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из ЕГРН право собственности ответчика зарегистрировано 18.01.2012.

В соответствии с пп. 29 п. 8 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 № 73-пп, Министерство осуществляет в установленном порядке полномочия субъекта Российской Федерации, предусмотренные Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области поступило уведомление Управление Росреестра по Тверской области уведомлением от 29.11.2019 № 10-09/61876-19 о неисполнении ответчиком обязанности по отчуждению земельного участка сельскохозяйственного назначения.

Учитывая, что в установленный законом срок ответчиком не исполнена предусмотренная требованиями ст. 5 Закона № 101-ФЗ обязанность по отчуждению принадлежащего ему земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Исходя из требований данной нормы с ответчика Прыгоцкой В.А. подлежит взысканию в доход муниципального образования город Торжок Тверской области государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области к Прыгоцкой Валентине Александровне об обязании иностранного гражданина произвести отчуждение земельного участка сельскохозяйственного назначения путем продажи с торгов – удовлетворить.

Обязать Прыгоцкую Валентину Александровну ДД.ММ.ГГГГ произвести отчуждение земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения сельского хозяйства, с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресуДД.ММ.ГГГГ на торгах.

Взыскать с Прыгоцкой Валентины Александровны (ДД.ММ.ГГГГ государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в доход городского округа города Торжок на счёт: № 40101810600000010005, получатель – Управление Федерального Казначейства по Тверской области (ИФНС № 8 по Тверской области), банк получателя – Отделение Тверь, г. Тверь, ИНН 6915006545, КПП 691501001, ГРКЦ ГУ Банка России по Тверской области, БИК 042 809 001, КБК 18210803010011000110, ОКТМО 28750000.

Решение может быть обжаловано РІ Тверской областной СЃСѓРґ через РўРѕСЂР¶РѕРєСЃРєРёР№ межрайонный СЃСѓРґ Тверской области РІ течение месяца СЃРѕ РґРЅСЏ принятия решения СЃСѓРґР° РІ окончательной форме.    

Председательствующий     РїРѕРґРїРёСЃСЊ                 Р .Рќ. Нестеренко

Решение принято в окончательной форме 11.09.2020.

РЎСѓРґСЊСЏ                 РїРѕРґРїРёСЃСЊ                 Р .Рќ. Нестеренко

Копия верна. Подлинник хранится в деле № 2-295/2020 (УИД 69RS0032-01-2020-000462-12) в Торжокском межрайонном суде Тверской области.

Решение не вступило в законную силу

1версия для печати

2-295/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области
Ответчики
Прыгоцкая Валентина Александровна
Суд
Торжокский межрайонный суд Тверской области
Судья
Нестеренко Р.Н.
Дело на сайте суда
torzhoksky.twr.sudrf.ru
11.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее