Судья Скрипкина Е.Ю. Дело №33а-2384-2018 г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 августа 2018 г. г. Курск
Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:
председательствующего Переверзевой И.Н.
судей Курочкиной И.А., Ягерь Е.А.,
при секретаре Шевцовой Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению заместителя военного прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия по не проведению ремонтных работ, поступившее по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г. Курска от 23 мая 2018, которым постановлено:
«Административное исковое заявление заместителя военного прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия по не проведению ремонтных работ удовлетворить.
Признать бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с непроведением ремонтных работ (капитального ремонта) здания штаба в/части 11262 (инв. № 2), расположенного по адресу г. <адрес>, военный городок № 9, незаконным.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации в срок до 01 декабря 2018 года выполнить принятые обязательства по приведению здания штаба в/части 11262 (инв. № 2), расположенного по адресу г. <адрес> в соответствие с требованиями жилищного, санитарного и строительного законодательства, путем выполнения капитального ремонта указанного здания, а именно, произвести ремонт кровли с заменой деревянных элементов, заменить покрытия полов, провести отделочные работы, заменить оконные и дверные блоки, провести санитарно-технические работы и электромонтажные работы».
Заслушав доклад судьи Ягерь Е.А., выслушав объяснения представителя административного истца 56 военной прокуратуры гарнизона Сидельникова А.П., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
заместитель военного прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с административным иском (с учетом уточнения) в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия по не проведению ремонтных работ, мотивируя свои требования тем, что 56 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выполнения работ, оказания услуг при реализации государственных контрактов на объектах Министерства обороны Российской Федерации; здание штаба в/части 11262 (инв. № 2), расположенное по адресу <адрес>, является собственностью Российской Федерации, право пользования закреплено за Министерством обороны Российской Федерации; согласно акту общего (весеннего) осмотра объектов имущественного комплекса, акту технического состояния и дефектной ведомости от 2017 года здания штаба в/части 11262 (инв. № 2), расположенного по адресу г<адрес>, деревянные конструкции кровли поражены грибком и изъедены короедом на 50-70%, в результате чего во многих местах опорные прогоны и балки разрушены; мауэрлат подвержен гнили и плесени, обрешетка в местах деформации стропил грозит обрушением кровли, кровля требует капитального ремонта, внутренние помещения имеют прогибы и просадки, местами изломы (в четвертях) отдельных досок, материал пола истерт, пробит, порван по всей площади помещения, просадки основания местами, требуется ремонт дощатых полов с заменой линолеума, имеются глубокие трещины и отпадания штукатурки, разрушение окрасочного слоя, износ сантехнических приборов, оконные переплеты 2 этажа, коробка и подоконная доска полностью поражены гнилью и жучком, створки не открываются или выпадают, все сопряжения нарушены, дверные коробки и полотна 3 этажа поражены гнилью и разрушены, имеются капельные течи в местах врезки запорной арматуры, приборов и в секциях отопительных приборов, неудовлетворительная работа отопительных приборов и запорной арматуры, их закипание, повреждение изоляции магистральных сетей и отдельных участков сетей и мест, потеря эластичности изоляции приборов, неисправность, ослабление закрепления приборов, выключателей и розеток, разрушение ступенек и входных площадок крыльца здания, система освещения находится в неудовлетворительном состоянии, коммутационные, электроустановочные изделия и электроосветительная арматура устарели, сопротивление изоляции электропроводки не соответствует нормам; в соответствии с указанными актами требуется проведение капитального ремонта здания; по сообщению начальника ЖЭ(К)О № 9 (г. Курск) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЗВО) указанное здание ранее при формировании заявочного плана капитального ремонта объектов на 2018 год подавалось для включения в планы первоочередных объектов капитального ремонта, однако до настоящего времени Минобороны России данное здание в план не включалось, денежные средства, необходимые для ремонтных работ не выделялись, ремонтные работы не проведены; длительное непринятие мер к приведению объекта недвижимости в состояние пригодное к эксплуатации по его назначению и его эксплуатация в условиях выявленных недостатков влечет нарушение прав граждан на защиту их жизни и здоровья, т.е. создает опасность причинения вреда гражданам в будущем. Просил признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с непроведением ремонтных работ (капитального ремонта) здания штаба в/части 11262 (инв. № 2), расположенного по адресу <адрес>, и возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в срок до 31 сентября 2018 года провести капитальный ремонт в здании штаба в/части 11262 (инв. № 2), расположенного по адресу г<адрес>, а именно, произвести ремонт кровли с заменой деревянных элементов, заменить покрытия полов, провести отделочные работы, заменить оконные и дверные блоки, провести санитарно-технические работы и электромонтажные работы.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении искового заявления в полном объеме.
В суд апелляционной инстанции не явились представители Минобороны России, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЗВО), командующий войсками Западного военного округа Картаполов А.В., представитель войсковой части 11262, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в связи с чем, судебная коллегия находит возможным, рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Курского областного суда находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что основанием для обращения прокурора в суд с иском к Министерству обороны РФ послужил выявленный им факт несоответствия здания штаба в/части 11262 требованиям санитарно-эпидемиологических правил, а также аварийное состояние этого здания, создающее угрозу жизни и здоровью граждан, находящихся в помещении.
Суд установил, что по результатам проверки установлено, что в здании штаба в/части 11262 (инв. № 2), расположенного по адресу <адрес>, военный городок № 9, необходимо проведение капитального ремонта. Согласно акту общего (весеннего) осмотра объектов имущественного комплекса, акту технического состояния и дефектной ведомости от 2017 года здания штаба в/части 11262 (инв. № 2), расположенного по адресу г<адрес>, <адрес>, деревянные конструкции кровли поражены грибком и изъедены короедом на 50-70%, в результате чего во многих местах опорные прогоны и балки разрушены; мауэрлат подвержен гнили и плесени, обрешетка в местах деформации стропил грозит обрушением кровли, кровля требует капитального ремонта, внутренние помещения имеют прогибы и просадки, местами изломы (в четвертях) отдельных досок, материал пола истерт, пробит, порван по всей площади помещения, просадки основания местами, требуется ремонт дощатых полов с заменой линолеума, имеются глубокие трещины и отпадания штукатурки, разрушение окрасочного слоя, износ сантехнических приборов, оконные переплеты 2 этажа, коробка и подоконная доска полностью поражены гнилью и жучком, створки не открываются или выпадают, все сопряжения нарушены, дверные коробки и полотна 3 этажа поражены гнилью и разрушены, имеются капельные течи в местах врезки запорной арматуры, приборов и в секциях отопительных приборов, неудовлетворительная работа отопительных приборов и запорной арматуры, их закипание, повреждение изоляции магистральных сетей и отдельных участков сетей и мест, потеря эластичности изоляции приборов, неисправность, ослабление закрепления приборов, выключателей и розеток, разрушение ступенек и входных площадок крыльца здания, система освещения находится в неудовлетворительном состоянии, коммутационные, электроустановочные изделия и электроосветительная арматура устарели, сопротивление изоляции электропроводки не соответствует нормам.
Согласно письма начальника управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ЗВО от 28 апреля 2018 года № 28/итн/2885 на имя военного комиссара Курской области Родионова В.А. и начальника 303 территориального отдела эксплуатации и контроля за оказанием услуг Дудкина В.А. по состоянию на 28 апреля 2018 года управлением получен доклад руководителя территориального подразделения эксплуатационного контроля и представлено тактико-техническое задание с исходно-разрешительной документацией; по итогам рассмотрения поступившее ТТЗ на капитальный ремонт штаба будет согласовано с курирующим фактического пользователя здания органом военного управления и представлено на утверждение командующему войсками Западного военного округа; по результатам здание штаба будет включено в дополнительный, утверждаемый командующим войсками Западного военного округа, перечень объектов, включаемых в титульный список капитального ремонта Министерства обороны России на 2018 год и плановый период 2019-20020 г.г. по Западному военному округу для последующего направления в адрес Департамента строительства Минобороны России для принятия решения о порядке и сроках выполнения работ, исходя из приоритетности ремонтно-строительных работ капитального характера объектов.
В силу статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ федеральными органами исполнительной власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Компетенция военного прокурора осуществлять надзор за исполнением законов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ закреплена пунктом 6 Приказа Генпрокуратуры России от 7 мая 2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур".
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд верно определил, что обязанность по обеспечению текущего и капитального ремонта здания штаба в/части 11262 законом возложена на Министерство обороны РФ, как на собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался вышеуказанными нормами права, а также положениями Конституции РФ, Федеральным законом "Об обороне", Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", представленным доказательствам дал правовую оценку и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с Указом Президента РФ от 17.11.2008 N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Министерству обороны РФ также делегированы полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом ВС РФ и подведомственных МО РФ организаций (п. 1), в связи с чем оно осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ (пп. 71 п. 7).
Министерство обороны РФ осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (подпункт 68 пункта 7 Положения).
Подпунктом 33 пункта 10 Положения на Министерство обороны РФ возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.
Аналогичные правомочия Минобороны России распоряжаться закрепленным имуществом предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом".
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.02.2014 N 110 "Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", выполнение указанных выше функций возложено на Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и его территориальные подразделения.
В силу указанных норм, а также положений статьи 210 Гражданского кодекса РФ Министерство обороны РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по проведению текущего и капитального ремонта объектов недвижимости.
Суд признал, что Министерство обороны РФ, как собственник, действия по ремонту здания не производит и ненадлежащим образом осуществляет обязанности собственника, вытекающие из бремени содержания принадлежащего ему имущества, в связи с чем имеются предпосылки к причинению вреда жизни и здоровью военнослужащих.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы административного ответчика о том, что Министерство обороны РФ не является по делу надлежащим ответчиком судебная коллегия находит несостоятельными и соглашается с выводами суда о необходимости выполнить принятые обязательства по приведению здания штаба в/части 11262 (инв. № 2), расположенного по адресу <адрес>, в соответствие с требованиями жилищного, санитарного и строительного законодательства, путем выполнения капитального ремонта указанного здания именно на Министерство обороны РФ, как на собственника имущества от имени Российской Федерации и главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны РФ.
Поскольку при рассмотрении дела установлено бездействие государственного органа, нарушающее права неопределенного круга лиц, суд с соблюдением части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, обоснованно возложил на ответчика обязанность принять меры по организации ремонта здания.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, так как ее доводы не влияют на обоснованность и законность судебного решения, не опровергают выводов суда первой инстанции, и основанием для отмены судебного постановления не являются.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем суд апелляционной инстанции признает их несостоятельными.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда соответствуют материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.
С учетом изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п.1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Ленинского районного суда г.Курска от 23 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи