Решение по делу № 33а-2384/2018 от 18.07.2018

Судья Скрипкина Е.Ю. Дело №33а-2384-2018 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 августа 2018 г. г. Курск

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Переверзевой И.Н.

судей Курочкиной И.А., Ягерь Е.А.,

при секретаре Шевцовой Ю.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению заместителя военного прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия по не проведению ремонтных работ, поступившее по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г. Курска от 23 мая 2018, которым постановлено:

«Административное исковое заявление заместителя военного прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия по не проведению ремонтных работ удовлетворить.

Признать бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с непроведением ремонтных работ (капитального ремонта) здания штаба в/части 11262 (инв. № 2), расположенного по адресу г. <адрес>, военный городок № 9, незаконным.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации в срок до 01 декабря 2018 года выполнить принятые обязательства по приведению здания штаба в/части 11262 (инв. № 2), расположенного по адресу г. <адрес> в соответствие с требованиями жилищного, санитарного и строительного законодательства, путем выполнения капитального ремонта указанного здания, а именно, произвести ремонт кровли с заменой деревянных элементов, заменить покрытия полов, провести отделочные работы, заменить оконные и дверные блоки, провести санитарно-технические работы и электромонтажные работы».

Заслушав доклад судьи Ягерь Е.А., выслушав объяснения представителя административного истца 56 военной прокуратуры гарнизона Сидельникова А.П., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

заместитель военного прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с административным иском (с учетом уточнения) в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным бездействия по не проведению ремонтных работ, мотивируя свои требования тем, что 56 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, выполнения работ, оказания услуг при реализации государственных контрактов на объектах Министерства обороны Российской Федерации; здание штаба в/части 11262 (инв. № 2), расположенное по адресу <адрес>, является собственностью Российской Федерации, право пользования закреплено за Министерством обороны Российской Федерации; согласно акту общего (весеннего) осмотра объектов имущественного комплекса, акту технического состояния и дефектной ведомости от 2017 года здания штаба в/части 11262 (инв. № 2), расположенного по адресу г<адрес>, деревянные конструкции кровли поражены грибком и изъедены короедом на 50-70%, в результате чего во многих местах опорные прогоны и балки разрушены; мауэрлат подвержен гнили и плесени, обрешетка в местах деформации стропил грозит обрушением кровли, кровля требует капитального ремонта, внутренние помещения имеют прогибы и просадки, местами изломы (в четвертях) отдельных досок, материал пола истерт, пробит, порван по всей площади помещения, просадки основания местами, требуется ремонт дощатых полов с заменой линолеума, имеются глубокие трещины и отпадания штукатурки, разрушение окрасочного слоя, износ сантехнических приборов, оконные переплеты 2 этажа, коробка и подоконная доска полностью поражены гнилью и жучком, створки не открываются или выпадают, все сопряжения нарушены, дверные коробки и полотна 3 этажа поражены гнилью и разрушены, имеются капельные течи в местах врезки запорной арматуры, приборов и в секциях отопительных приборов, неудовлетворительная работа отопительных приборов и запорной арматуры, их закипание, повреждение изоляции магистральных сетей и отдельных участков сетей и мест, потеря эластичности изоляции приборов, неисправность, ослабление закрепления приборов, выключателей и розеток, разрушение ступенек и входных площадок крыльца здания, система освещения находится в неудовлетворительном состоянии, коммутационные, электроустановочные изделия и электроосветительная арматура устарели, сопротивление изоляции электропроводки не соответствует нормам; в соответствии с указанными актами требуется проведение капитального ремонта здания; по сообщению начальника ЖЭ(К)О № 9 (г. Курск) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЗВО) указанное здание ранее при формировании заявочного плана капитального ремонта объектов на 2018 год подавалось для включения в планы первоочередных объектов капитального ремонта, однако до настоящего времени Минобороны России данное здание в план не включалось, денежные средства, необходимые для ремонтных работ не выделялись, ремонтные работы не проведены; длительное непринятие мер к приведению объекта недвижимости в состояние пригодное к эксплуатации по его назначению и его эксплуатация в условиях выявленных недостатков влечет нарушение прав граждан на защиту их жизни и здоровья, т.е. создает опасность причинения вреда гражданам в будущем. Просил признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с непроведением ремонтных работ (капитального ремонта) здания штаба в/части 11262 (инв. № 2), расположенного по адресу <адрес>, и возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в срок до 31 сентября 2018 года провести капитальный ремонт в здании штаба в/части 11262 (инв. № 2), расположенного по адресу г<адрес>, а именно, произвести ремонт кровли с заменой деревянных элементов, заменить покрытия полов, провести отделочные работы, заменить оконные и дверные блоки, провести санитарно-технические работы и электромонтажные работы.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении искового заявления в полном объеме.

В суд апелляционной инстанции не явились представители Минобороны России, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЗВО), командующий войсками Западного военного округа Картаполов А.В., представитель войсковой части 11262, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в связи с чем, судебная коллегия находит возможным, рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Курского областного суда находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что основанием для обращения прокурора в суд с иском к Министерству обороны РФ послужил выявленный им факт несоответствия здания штаба в/части 11262 требованиям санитарно-эпидемиологических правил, а также аварийное состояние этого здания, создающее угрозу жизни и здоровью граждан, находящихся в помещении.

Суд установил, что по результатам проверки установлено, что в здании штаба в/части 11262 (инв. № 2), расположенного по адресу <адрес>, военный городок № 9, необходимо проведение капитального ремонта. Согласно акту общего (весеннего) осмотра объектов имущественного комплекса, акту технического состояния и дефектной ведомости от 2017 года здания штаба в/части 11262 (инв. № 2), расположенного по адресу г<адрес>, <адрес>, деревянные конструкции кровли поражены грибком и изъедены короедом на 50-70%, в результате чего во многих местах опорные прогоны и балки разрушены; мауэрлат подвержен гнили и плесени, обрешетка в местах деформации стропил грозит обрушением кровли, кровля требует капитального ремонта, внутренние помещения имеют прогибы и просадки, местами изломы (в четвертях) отдельных досок, материал пола истерт, пробит, порван по всей площади помещения, просадки основания местами, требуется ремонт дощатых полов с заменой линолеума, имеются глубокие трещины и отпадания штукатурки, разрушение окрасочного слоя, износ сантехнических приборов, оконные переплеты 2 этажа, коробка и подоконная доска полностью поражены гнилью и жучком, створки не открываются или выпадают, все сопряжения нарушены, дверные коробки и полотна 3 этажа поражены гнилью и разрушены, имеются капельные течи в местах врезки запорной арматуры, приборов и в секциях отопительных приборов, неудовлетворительная работа отопительных приборов и запорной арматуры, их закипание, повреждение изоляции магистральных сетей и отдельных участков сетей и мест, потеря эластичности изоляции приборов, неисправность, ослабление закрепления приборов, выключателей и розеток, разрушение ступенек и входных площадок крыльца здания, система освещения находится в неудовлетворительном состоянии, коммутационные, электроустановочные изделия и электроосветительная арматура устарели, сопротивление изоляции электропроводки не соответствует нормам.

Согласно письма начальника управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ЗВО от 28 апреля 2018 года № 28/итн/2885 на имя военного комиссара Курской области Родионова В.А. и начальника 303 территориального отдела эксплуатации и контроля за оказанием услуг Дудкина В.А. по состоянию на 28 апреля 2018 года управлением получен доклад руководителя территориального подразделения эксплуатационного контроля и представлено тактико-техническое задание с исходно-разрешительной документацией; по итогам рассмотрения поступившее ТТЗ на капитальный ремонт штаба будет согласовано с курирующим фактического пользователя здания органом военного управления и представлено на утверждение командующему войсками Западного военного округа; по результатам здание штаба будет включено в дополнительный, утверждаемый командующим войсками Западного военного округа, перечень объектов, включаемых в титульный список капитального ремонта Министерства обороны России на 2018 год и плановый период 2019-20020 г.г. по Западному военному округу для последующего направления в адрес Департамента строительства Минобороны России для принятия решения о порядке и сроках выполнения работ, исходя из приоритетности ремонтно-строительных работ капитального характера объектов.

В силу статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ федеральными органами исполнительной власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Компетенция военного прокурора осуществлять надзор за исполнением законов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ закреплена пунктом 6 Приказа Генпрокуратуры России от 7 мая 2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур".

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд верно определил, что обязанность по обеспечению текущего и капитального ремонта здания штаба в/части 11262 законом возложена на Министерство обороны РФ, как на собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался вышеуказанными нормами права, а также положениями Конституции РФ, Федеральным законом "Об обороне", Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", представленным доказательствам дал правовую оценку и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с Указом Президента РФ от 17.11.2008 N 1624 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Министерству обороны РФ также делегированы полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом ВС РФ и подведомственных МО РФ организаций (п. 1), в связи с чем оно осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ (пп. 71 п. 7).

Министерство обороны РФ осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (подпункт 68 пункта 7 Положения).

Подпунктом 33 пункта 10 Положения на Министерство обороны РФ возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.

Аналогичные правомочия Минобороны России распоряжаться закрепленным имуществом предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом".

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.02.2014 N 110 "Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", выполнение указанных выше функций возложено на Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и его территориальные подразделения.

В силу указанных норм, а также положений статьи 210 Гражданского кодекса РФ Министерство обороны РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по проведению текущего и капитального ремонта объектов недвижимости.

Суд признал, что Министерство обороны РФ, как собственник, действия по ремонту здания не производит и ненадлежащим образом осуществляет обязанности собственника, вытекающие из бремени содержания принадлежащего ему имущества, в связи с чем имеются предпосылки к причинению вреда жизни и здоровью военнослужащих.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.

Доводы административного ответчика о том, что Министерство обороны РФ не является по делу надлежащим ответчиком судебная коллегия находит несостоятельными и соглашается с выводами суда о необходимости выполнить принятые обязательства по приведению здания штаба в/части 11262 (инв. № 2), расположенного по адресу <адрес>, в соответствие с требованиями жилищного, санитарного и строительного законодательства, путем выполнения капитального ремонта указанного здания именно на Министерство обороны РФ, как на собственника имущества от имени Российской Федерации и главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны РФ.

Поскольку при рассмотрении дела установлено бездействие государственного органа, нарушающее права неопределенного круга лиц, суд с соблюдением части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, обоснованно возложил на ответчика обязанность принять меры по организации ремонта здания.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, так как ее доводы не влияют на обоснованность и законность судебного решения, не опровергают выводов суда первой инстанции, и основанием для отмены судебного постановления не являются.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем суд апелляционной инстанции признает их несостоятельными.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда соответствуют материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.

С учетом изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь п.1 ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Ленинского районного суда г.Курска от 23 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-2384/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Зам. военного прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона Цыганков С. И.
Ответчики
Министерство обороны
Другие
Командующий войсками Западного военного округа Картаполов А.В.
командир войсковой части 11262
Филиал ФГБУ ЦЖКУ Минобороны России (по ЗВО)
Суд
Курский областной суд
Судья
Ягерь Елена Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.krs.sudrf.ru
14.08.2018[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее