Дело № 2-612/2021
УИД: 37RS0022-01-2020-004573-67
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2021 года г. Иваново
Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи: Орловой С.К.,
при секретаре: Лепорской Е.А.,
с участием:
истца Мачнева В.Е. и его представителя Мачневой С.С.,
представителя ответчика Мишагиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мачнева ФИО8 к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Иваново Ивановской области (межрайонное) о защите пенсионных прав,
у с т а н о в и л :
Мачнев Виктор Емельянович обратился в суд с указанным выше иском, измененным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Иваново Ивановской области (межрайонное) указав, что он начал работать в Казахстане на работах по профессии и втяжелых условиях,дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по Списку № 1 от 1991 года - подземные работы. В Казахстане ему с 11.11.1994 года была назначена досрочная страховая пенсия по старости, так как у него имелся специальный стаж. При переезде в 1994 г. в Россию, с 01.06.2002 г. ему была назначена страховая пенсия с определением специального стажа. Однако, при назначении пенсии ответчиком необоснованно исключен при подсчете его специального стажа с тяжелыми условиями труда период его работы с 27.08.1976 г. по 22.04.1979 г. в должности подземного горнорабочего, с чем он не согласен. Полагает, что указанный период работы подлежит учету как период работы с тяжелыми условиями труда. Истец получал пенсию в Республике Казахстан. При этом спорный период ему был включен пенсионным органом Республики Казахстан в льготный стаж. Несмотря на то, что документов о количестве его спусков в шахту в спорный период времени не имеется, истец в данный период работал под землей полный рабочий день в вышеуказанной должности, отвлечений от работы не имел. Мачнев В.Е. обратился в пенсионный фонд с заявлением об уточнении его пенсионных прав с учетом стажа подземной работы. Из ответа пенсионного фонда РФ от февраля 2020 года следует, что спорный период не подлежит включению в специальный стаж, поскольку документально не подтверждена полная занятость в течение рабочего дня. Вместе с тем, по мнению истца, он уже приобрел право на досрочную страховую пенсию на основании ранее действовавшего законодательства еще в Казахстане, ему была назначена досрочная страховая пенсия по старости, и оснований оспаривать его право у пенсионного фонда не имеется, поэтому отказ во включении периодов работы и перерасчете пенсии считает необоснованным и незаконным. Учитывая изложенное, истец, с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Иваново Ивановской области (межрайонное) включить в его специальный стаж, дающий право надосрочное назначение страховой пенсиипо старости в связи с тяжелыми условиями труда, период работы в должности подземного горнорабочего с 27.08.1976 г. по 22.04.1979 г. и обязать ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии с учетом данного периода.
Истец Мачнев В.Е. и его представитель Мачнева С.С. суду пояснили, что исковые требования поддерживают в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просят иск удовлетворить.
Представитель ответчика – ГУ-УПФ РФ в городском округе Иваново Ивановской области (межрайонное) Мишагина Е.Ю. суду пояснила, что исковые требования не признает в полном объеме, поддержав доводы представленных возражений на иск. Просит в иске отказать.
Более подробно позиция представителя ответчика изложена в письменных возражениях на исковое заявление.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39). Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать, как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии, в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (далее по тексту – ФЗ № 400-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Частью 1 ст. 4 ФЗ № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 ФЗ № 400-ФЗ, в соответствии с которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
По смыслу ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» право на получение досрочной пенсии носит льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения, а, следовательно, требует неукоснительного соблюдения дополнительных условий для получения возможности применения такого права.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
Пунктом 2 ст. 11 ФЗ № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Пункт 3 ст. 2 указанного Федерального закона устанавливает, что в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Аналогичные правила были предусмотрены в п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в РФ из государств - Республик бывшего СССР, утвержденных Письмом Министерства социальной защиты населения РФ № 1-369-18 от 31 января 1994 года, а также Распоряжением Правления Пенсионного Фонда РФ № 99-р от 22 июня 2004 года "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств - Республик бывшего СССР" указано, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом, трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России № 203-16 от 29 января 2003 года). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года).
Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 года усматривается, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Согласно статье 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства (часть 1 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
При переселении пенсионера в пределах государств - участников указанного Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных п. 3 ст. 6 названного Соглашения (ст. 7 Соглашения).
Таким образом, приведенная норма ст. 7 Соглашения связывает сохранение права на пенсию в государстве нового места жительства с наличием пенсии того же вида в законодательстве государства, куда гражданин переехал на постоянное жительство.
В соответствии со статьей 10 Соглашения от 13.03.1992 г. компетентные учреждения (органы) государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Из изложенного следует, что при новом установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выносится на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы.
В соответствии с ч. 2 указанной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Списку № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденному Постановлением Совета министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 при решении вопроса о праве на пенсию предъявлялось обязательное требование о занятости на подземных работах в течение полного рабочего дня.
Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 г., в разделе I. "Горные работы. Добыча полезных ископаемых. Геолого-разведочные работы. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение и капитальный ремонт шахт, рудников, приисков, метрополитенов, подземных каналов, тоннелей и других подземных сооружений" в пункте 1. "Подземные работы: в шахтах, рудниках и на приисках по добыче полезных ископаемых; в геологоразведке; на дренажных шахтах; на строительстве шахт, рудников, приисков" под кодом 1010100а, в подпункте а) предусмотрены все рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах, в подпункте б) предусмотрены руководители и специалисты подземных участков (позиция 1010100б), а также рабочие, руководители, специалисты и служащие, занятые на подземных работах 50% и более рабочего времени в году (в учетном периоде).
Таким образом, предусмотренная законодательством занятость на подземных работах является основным условием для предоставления права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с указанными Списками, как утвержденными в 1956 г., так и в 1991 г. и устанавливается на основании любых документов, содержащих требуемые сведения.
В соответствии с п. 9 ст. 21 ФЗ № 400-ФЗ, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
В силу пунктов 11, 37 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Из пенсионного дела на имя Мачнева В.Е. следует, что решением заседания комиссии по назначению пенсий при исполкоме Кировского района г. Караганды Казахстана по представлению Администрации и комитета профсоюзов шахты им. 50-летия Октябрьской революции ему впервые была назначена страховая пенсия по возрасту бессрочно с 11.11.1994 г., что подтверждается удостоверением пенсионера, выданным Кировским районным (городским) отделом социальной защиты населения Карагандинской области Министерства социальной защиты населения Республики Казахстан 23.11.1995 г., и протоколом – представления комиссии по назначению пенсий при исполкоме Кировского района г. Караганды Казахстана от 20.01.1995 г.
Из расчета пенсии, рассчитанной в Казахстане, усматривается, что по состоянию на момент назначения пенсии в 1994 г. общий стаж Мачнева В.Е. был определен - 25 лет 1 месяц 18 дней, стаж по Списку 1 - 25 лет 2 месяца 26 дней.
Письмом филиала Советского ОТСЗН г. Караганды от 16.11.1998 в адрес территориального органа ПФР Ивановской области было направлено пенсионное дело Мачнева В.Е., с указанием на то, что ему выплачена пенсия по 31.07.1996 г. в размере 6017-29 тенге.
Переехав на территорию Российской Федерации на постоянное место жительство, в своем заявлении в адрес пенсионного фонда от 15.10.1998 г. Мачнев В.Е. просил назначить страховую пенсию по инвалидности.
Решением Ленинского ОСЗН (Иваново, Россия) от 16.10.1998 г. Мачневу В.Е. была назначена пенсия по инвалидности (с 20.05.1998 г. на срок по 31.05.1999 г.).
Кроме того, как следует из пенсионного дела, с 01.02.2002 г. Мачнев В.Е. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 173-ФЗ).
При этом в специальный стаж истца не был включен период его работы с 27.08.1976 г. по 22.04.1979 г. в должности подземного горнорабочего участка ОКР-3 в Шахте имени 50-летия Октябрьской революции, поскольку документально не подтвержден льготный характер работы истца.
23.09.2020 г. Мачнев В.Е. обращался к ответчику с претензией и просил включить в его специальный стаж спорный период работы.
Согласно ответу ГУ – УПФ РФ в городском округе Иваново Ивановской области (межрайонное) от 21.10.2020 г. № 11-45/М-1004, спорный период не подлежит включению по аналогичным основаниям, указанным выше.
Из копии трудовой книжки от 20.07.1969 г., представленной истцом, которая в соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, является основным документом о трудовом стаже и деятельности работника, следует, что Мачнев В.Е. 01.07.1972 г. зачислен в число учащихся Горпрофучилище № 110 г. Караганды, с 25.05.1973 г. Мачнев В.Е. работал в Специализированном шахтомонтажном управлении комбината «Карагандауголь» электрослесарем третьего разряда, 01.02.1974 г. истцу присвоен второй разряд подземного электрослесаря, 01.03.1974 г. переведен подземным горнорабочим по второму разряду, где истец работал по 18.08.1976 г. Также из данной трудовой книжки следует, что Мачнев В.Е. 27.08.1976 г. принят подземным горнорабочим участка ОКР-3 2 разряда в Шахту имени 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции, 23.04.1979 г. истец переведен подземным электрослесарем 4 разряда, с 01.08.1983 г. участок ОКР-3 переименован в УПР-3, 01.09.1985 истец переведен подземным эл. слесарем и направлен на УПР-3, 01.11.1994 г. Мачнев В.Е. переведен подземным электрослесарем по пятому разряду и направлен на участок УПР-3, где истец проработал по 22.11.1994 г.
Факт работы Мачнева В.Е. в должности подземного горнорабочего на вышеуказанной Шахте также подтверждается материалами пенсионного дела, а также приказами о приеме на работу № 278-к от 27.08.1976 г., о переводе № 157/к от 23.04.1976 г., личной карточкой формы Т-2 № 103, сведениями, представленными филиалом по личному составу угольной отрасли коммунального государственного учреждения «Государственный архив Карагандинской области» Управления культуры, архивов и документации Карагандинской области от 29.03.2021 г. № М-156юл, от 04.05.2021 г. № М-226ЮЛ, из которых следует, что в документах архивного фонда шахты имени 50-летия Октябрьской революции Карагандинского производственного объединения по добыче угля «Карагандауголь» имеются приказы о приеме истца на работу, о переводе истца на должность подземного электрослесаря, а также личная карточка. В просмотренных документах архивного фонда: приказах по личному составу, лицевых счетах по начислению заработной платы работникам шахты, личной карточке Мачнева В.Е., уволенного в 1994 г., сведений о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы, административных отпусков, простоях, прогулах и других отвлечений от основной работы не имеется. Вместе с тем, из представленных сведений также следует, что информации о продолжительности полного рабочего дня, полной рабочей недели архив не располагает. Табеля учета спусков в шахту и подъемов шахты имени 50-летия Октябрьской революции за 1976-1985 годы, март-июль, октябрь, декабрь 1990 г. в архив на хранение не поступали. Табеля учета спусков в шахту и подъемов сданы на государственное хранение в Филиал по личному составу угольной отрасли с 1986 г., в которых следует, что Мачнев В.Е. спускался в шахту и поднимался.
Аналогичные сведения об отсутствии информации о количестве спусков Мачнева В.Е. в шахту и подъемов указаны в справке, представленной истцом № М-18ФЛ от 12.02.2020 г.
Проанализировав ответы, представленные на запросы суда, суд считает, что, условия работы Мачнева В.Е. в спорный период в особых условиях труда, предусмотренные Списком 1, в них не отражены.
Так, согласно сведениям, представленным ГУ «Архив Президента Республики Казахстан» от 26.02.2021 г. № 01-78/ЗТ-О-18, документы шахты имени 50-летия Октябрьской революции в Архив Президента Республики Казахстан не поступали.
Согласно сведениям, представленным Коммунальным государственным учреждением «Государственный архив Карагандинской области» Управления культуры, архивов и документации Карагандинской области от 17.05.2021 г. № Н-1088ЮЛ, подтвердить стаж работы, размер заработной платы Мачнева В.Е. на шахте им. 50-летия Октябрьской Революции Карагандинского производственного объединения «Карагандауголь» на хранение в КГУ «Государственный архив Карагандинской области» не поступали.
Из ответа Коммунального государственного учреждения «Государственный архив города Караганды» Управления культуры, архивов и документации Карагандинской области от 10.03.2021 г. № М-396-ЮЛ на запрос суда следует, что подтвердить факт работы и предоставить сведения о начислении заработной паты Мачнева В.Е., 01.01.1952 г.р., с 27.08.1976 г. по 22.04.1979 г. на шахте имени 50-летия Октябрьской революции не имеют возможности.
Следовательно, суд приходит к выводу, что спорный период не может быть засчитан в специальный стаж работы истца.
Кроме того, суд учитывает, что назначение пенсионных выплат на льготных основаниях действующим законодательством Республики Казахстан в настоящее время не предусмотрено.
Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 года № 136 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», действовавшим до принятия Закона Республики Казахстан от 21 июня 2013 года № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», также не предусматривалось установление досрочных пенсий.
Назначение пенсии на льготных условиях работникам, занятым полный рабочий день на подземных работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (Список № 1), и работникам, занятым полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (Список № 2), производилось в Республике Казахстан до вступления в силу с 1 января 1998 года Закона № 136 по условиям и нормам Закона Казахской ССР от 17 июня 1991 года № 675-XII «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР» и согласно Спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.
С 1 января 2000 года в Республике Казахстан вступил в силу Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 года № 414 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда».
Согласно Закону № 414 право на государственное специальное пособие имеют граждане Республики Казахстан, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (Список № 1 утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 1999 года № 1930): мужчины - по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах. Право на указанное пособие устанавливается при полном соответствии наименованию профессии, указанной в утвержденных Списках № 1. Назначение государственного специального пособия по Списку № 1 производится в соответствии с Правилами предоставления государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, а также назначения и осуществления пенсионных выплат по возрасту, государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца, государственных специальных пособий (приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 14 апреля 2015 года № 223). Согласно пункту 10 Правил для назначения государственного специального пособия заявителем представляется справка организации, подтверждающая характер работы или условий труда (по установленной форме в приложении к Правилам). В случае ликвидации организации представляется архивная справка с указанием места работы, занимаемой должности, профессии, периодов работы, номера архивного дела, его страницы, заверенная печатью и подписью директора архива и архивариуса. Администрация предприятия (организации) и архивные учреждения несут полную ответственность за выдачу представленных документов.
Таким образом, периоды работы в Республике Казахстан до 1 января 1998 года, дающие право на государственное специальное пособие на основании Списка № 1 могут рассматриваться при назначении досрочной страховой пенсии по старости по законодательству Российской Федерации при их соотнесении с соответствующими Списками Российской Федерации и надлежащем подтверждении компетентным органом Республики Казахстан.
Учитывая, что истцом документы, подтверждающие особые условия труда в спорный период работы в Республике Казахстан представлены не были, на запросы пенсионного фонда и суда в компетентный орган Республики Казахстан о подтверждении включения спорного периода работы в стаж, дающий право на досрочную пенсию по законодательству данного государства также данных не представлено, суд приходит к выводу, что ответчик обоснованно отказал истцу во включении спорного периода работы истца на территории Республики Казахстан в специальный стаж для перерасчета страховой пенсии в связи с работой с особыми условиями труда.
Доводы истца о том, что спорный период был включен пенсионным органом Республики Казахстан в льготный стаж истца, не являются основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку как следует из акта о несчастном случае на производстве № 12 от 1988 г., общий стаж работы по основной профессии Мачнева В.Е. составил 19 лет, стаж работы, при выполнении которой произошел несчастный случай, - 9 лет. Таким образом, проанализировав содержание данного акта, суд приходит к выводу, что исчисление работодателем стажа работы истца, при выполнении которой произошел несчастный случай, началось с 1979 г., а не с 1976 г., как указывает истец.
При этом, суд также учитывает, что протокол – представление от 20.01.1995 г., в котором указано, что спорный период подлежит включению в специальный стаж, составлен комиссией по назначению пенсий при исполкоме Кировского района г. Караганды Казахстана. Тогда как, акт о несчастном случае на производстве, указанный выше, составлен непосредственно самим работодателем истца.
Также, суд принимает во внимание, что в материалах дела отсутствуют уточняющие справки работодателя о льготном характере труда в спорный период. Вместе с тем, в материалах дела имеется справка работодателя, уточняющая льготный характер труда Мачнева В.Е. также с 23.04.1979 г.
Ссылку истца и его представителей о том, что факт работы в тяжелых условиях труда нашел подтверждение в представленных истцом приказах, справках о заработной пате, суд отклоняет, поскольку данные документы не могут являться доказательствами, свидетельствующими о работе истца в спорный период в тяжелых условиях труда.
Следовательно, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Мачнева В.Е. в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Мачнева Виктора Емельяновича к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Иваново Ивановской области (межрайонное) о защите пенсионных прав отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: /С.К. Орлова/
Решение изготовлено в окончательной форме 08 июня 2021 года
Судья: /С.К. Орлова/