Дело № 2-41/2025
УИД № 36RS0006-01-2024-007130-26
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Хохольский 17 февраля 2025 года
Хохольский районный суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Привалова А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Квасовой Е.А., помощником председателя Хрипушиной Н.И., с участием истца Шередеко В.В., его представителя Нечаюк Т.Н., представителя ответчика Смольяниновой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шередеко Виктора Васильевича к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области о признании права на назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы, принять для исчисления величины индивидуального пенсионного коэффициента справки о заработной плате, назначить страховую пенсию по старости, о признании права на назначение страховой пенсии по инвалидности, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
истец Шередеко В.В. обратился в суд с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области, в котором, с учетом последующего уточнения, просит признать право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», обязать ответчика засчитать в страховой стаж, в том числе для исчисления величины индивидуального пенсионного коэффициента, периоды работы на территории Республики Казахстан с 15.08.1978 по 20.12.1978 в качестве ученика автослесаря, с 18.06.1979 по 25.10.1979 в качестве водителя в Карагандинском «Автокомбинате № 1», с 15.01.1982 по 30.10.1982 в качестве водителя в Ново-Майкудукском автотранспортном предприятия производственного управления автомобильного транспорта, с 17.11.1982 по 01.06.1983 в качестве водителя в Карагандинском отделении Алма-Атинской железной дороги, с 08.09.1983 по 13.04.1988 в качестве водителя в автотранспортном предприятии треста «Карагандапромстрой», с 13.05.1988 по 30.05.1988 в качестве водителя в Карагандинском АТП, с 06.06.1988 по 02.11.1988 в качестве водителя в Карагандинском автобусном парке № 4, с 22.11.1988 по 05.06.1995 в качестве водителя в Карагандинском таксокомбинате, с 14.04.1997 по 31.08.1999 в качестве водителя в АООТ «Таксокомбинат»; обязать ответчика принять для исчисления величины индивидуального пенсионного коэффициента истца архивные справки о заработной плате от 14.09.2023 № Ш-810-ЮЛ-А, от 14.09.2023 № Ш-811-ЮЛ-А с 1983 по 1988 годы; обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости с 06.05.2024; признать за истцом право на назначение страховой пенсии по инвалидности с 03.08.2022 в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и выплатить недополученную пенсию по инвалидности с 03.08.2022 по 05.05.2024; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
В обоснование иска Шередеко В.В. указал, что с 2021 года является гражданином Российской Федерации, зарегистрирован и постоянно проживает на территории Российской Федерации, осуществляет трудовую деятельность, является <данные изъяты>. 10.04.2024 истец обратился в ОСФР по Воронежской области с целью подачи заявления о назначении страховой пенсии по старости в связи с достижением 06.05.2024 пенсионного возраста 63 лет. Решением от 23.04.2024 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия страхового стажа 15 лет и наличия величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 28,2.
Решение по вопросу установления страховой пенсии пенсионный фонд должен принимать, соблюдая права гражданина на пенсионное обеспечение, на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданином и полученных самим пенсионным органом документов. При обращении гражданина в пенсионный орган по вопросу назначения ему страховой пенсии по старости в связи с достижением возраста, дающего право на такую пенсию, независимо от формы такого обращения на пенсионный орган возложена обязанность разъяснять гражданину его права и обязанности, связанные с пенсионным обеспечением, в частности о том, имеет ли гражданин право на получение страховой пенсии, о подаче заявления о назначении страховой пенсии в письменном виде по соответствующей форме, о документах, необходимых для установления страховой пенсии и оценки его пенсионных прав, а также уведомлять гражданина об этих обстоятельствах по установленной форме.
ОСФР по Воронежской области возложенные на него обязанности не исполнило, не включило в подсчет трудового стажа периоды работы с 1978 по 1999 годы, в связи с чем приняло незаконное и необоснованное решение об отказе в назначении страховой пенсии по старости.
С 03.08.2022 Шередеко В.В. признан <данные изъяты>, и ему с указанной даты назначена социальная пенсия по инвалидности, а истец с указанной даты имел право на назначение страховой пенсии по инвалидности в соответствии с нормами Федерального закон «О страховых пенсиях». На основании части 2 статьи 26 данного закона истец имеет право на перерасчет не полученной страховой пенсии по инвалидности.
Неправомерными действиями ответчика истцу причинены моральные и нравственные страдания, компенсацию морального вреда истец оценивает в размере 50 000 руб.
Участвующие в деле лица извещены о месте и времени рассмотрения дела судебными повестками, в судебное заседание 17.02.2025 не явились.
В судебном заседании 30.01.2025 истец Шередеко В.В., его представитель Нечаюк Т.Н. поддержали заявленные уточненные исковые требования.
В судебном заседании 30.01.2025 представитель ответчика ОСФР по Воронежской области Смольянинова И.Ю. возражала против удовлетворения уточненных исковых требований. В письменных возражениях ответчик указал, что при обращении с заявлением о назначении пенсии Шередеко В.В. согласился на принятие решения на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, имеющихся в распоряжении территориального органа СФР, что подтверждается его личным заявлением. Представленные истцом в рамках судебного разбирательства справки о заработной плате в пенсионные органы не представлялись, предметом оценки при рассмотрении заявления о назначении пенсии не являлись. Назначение пенсии носит заявительный принцип и обязанность по представлению документов о периодах работы и заработной плате возложена на заявителя.
Истцу назначена социальная пенсия по инвалидности с 03.08.2022 на основании сведений о лице, признанном инвалидом, содержащихся в ГИС «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере», по наиболее выгодному варианту размера выплаты. 22.09.2022 Шередеков В.В. обратился в пенсионный орган с заявлением об оказании содействия в истребовании документов о стаже и заработной плате, представил трудовую книжку, был ознакомлен с выпиской из лицевого счета, дал согласие на учет стажа по данным персонифицированного учета. 26.09.2022 пенсионным органом были направлены запросы в рамках оказания содействия в истребовании документов, повторно запросы направлены 14.04.2023, 30.11.2023, 05.07.2024.
Заявляемые Шередеко В.В. периоды работы не включены в страховой стаж, так как не подтверждены документально. Представленная Шередеко В.В. трудовая книжка не может быть принята в качестве документа о страховом стаже, поскольку на титульном листе имеется исправление фамилии, которое внесено ненадлежащим образом. Документы, подтверждающие периоды работы на территории Республики Казахстан, Шередеко В.В. не представлялись, на запросы пенсионного органа ответы из компетентных органов Республики Казахстан на поступили.
При условии включения в страховой стаж истца спорных периодов работы, учета представленных справок о заработной плате, у Шередеко В.В. возникает право на страховую пенсию по старости с 06.05.2024.
Требование о компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению, поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, а специального закона, допускающего возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к ответственности за причинение морального вреда, не имеется.
Суд, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу, содержащемуся в части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному федеральному закону), при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не меньше 30. При этом частью 3 статьи 35 этого федерального закона предусмотрено, что с 1 января 2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины 30.
Возраст, по достижении которого граждане приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в 2021 году, подлежит увеличению на 36 месяцев и составляет для мужчин 63 года.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Судом установлено, что Шередеко В.В. является гражданином Российской Федерации и зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 6 августа 2021 года (л.д. 137).
10 апреля 2024 года Шередеко В.В. обратился в ОСФР по Воронежской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с 06.05.2024 по достижении возраста 63 лет (л.д. 124-126).
Решением ОСФР по Воронежской области от 23.04.2024 № 185599/24 Шередеко В.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием страхового стажа продолжительностью 15 лет и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 28,2. Продолжительность страхового стажа определена на основании выписки из индивидуального лицевого счета и составила 3 года 4 месяца с учетом согласия заявителя о принятии решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа СФР сведениям индивидуального персонифицированного учета без представления дополнительных документов о стаже и заработке (л.д. 119-121).
Решением пенсионного органа от 14.09.2022 № 220000046681 Шередеко В.В. назначена социальная пенсия по инвалидности с 03.08.2022 (л.д. 200).
Распоряжением от 31.08.2023 № 230000025974/М выплата Шередеко В.В. социальной пенсии по инвалидности продлена (л.д. 201).
22.09.2022 Шередеко В.В. обратился в ОПФР по Воронежской области с заявлением об оказании содействия в истребовании справок о работе в перечисленных заявителем организациях, находившихся в Карагадинской области Республики Казахстан (л.д. 204).
Из содержания данного заявления следует, что Шередеко В.В. перечислил периоды работы, подлежащие включению в подсчет страхового стажа.
Ответчиком формуляр «Запрос» о периодах работы и заработной плате Шередеко В.В. с приложением копии трудовой книжки и справки РВК направлялся в компетентный орган Республики Казахстан 26.09.2022, 14.04.2023, 30.11.2023, 05.07.2024 (л.д. 209-217).
Таким образом, ответчику с 22.09.2022 было известно о наличии у Шередеко В.В. периодов работы в Республике Казахстан, сведения о которых содержались в его трудовой книжке.
Отказывая Шередеко В.В. в назначении страховой пенсии по старости, ОСФР по Воронежской области исходил из того, что представление документов о трудовом стаже является обязанностью заявителя (гражданина, обратившегося с заявлением о назначении страховой пенсии по старости), страховая пенсия по старости назначается пенсионным органом с даты обращения лица, претендующего на ее назначение, с заявлением о назначении такой пенсии и приложением к этому заявлению всех необходимых документов.
Суд считает изложенные выводы ответчика основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Целью Федерального закона «О страховых пенсиях» согласно части 2 статьи 1 этого закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
Условия назначения страховой пенсии по старости определены статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила).
В разделе II названных правил приведены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
В соответствии с пунктом 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения регламентированы статьями 21, 22 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (часть 1 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением (часть 2 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях». Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В части 3 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» указано, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 названного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В силу пп. «в» п. 18 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н, вступивших в силу с 01.01.2022, на пенсионный орган возложена обязанность по оказанию содействия в сборе документов.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. № 16п утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению (далее - Административный регламент), согласно пункту 13 которого рассмотрение заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и принятие решения о назначении либо об отказе в назначении пенсии, о переводе с одной пенсии на другую либо об отказе в переводе с одной пенсии на другую осуществляется территориальным органом ПФР не позднее 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми для назначения пенсии (перевода с одной пенсии на другую) документами, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе.
В том случае, если к заявлению о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за назначением пенсии были приложены не все необходимые документы из числа документов, необходимых для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые он вправе представить по собственной инициативе, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и принимает решение о назначении пенсии либо об отказе в назначении пенсии не позднее чем через 10 рабочих дней со дня представления гражданином дополнительных документов в соответствии с пунктом 73 Административного регламента и поступления документов, запрошенных территориальным органом ПФР в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
Согласно пункту 22 Административного регламента, граждане при обращении за назначением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) представляют документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж.
Гражданин вправе представить документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, дополнительно к документам, необходимым для предоставления государственной услуги, подлежащим представлению гражданином.
Непредставление гражданином указанных в данном подразделе документов не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги (п. 49 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 73 Административного регламента, в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) при обращении за назначением пенсии приложены не все документы, необходимые для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа ПФР недостающие документы.
Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФР, днем обращения за назначением пенсии считается дата, указанная в абзацах третьем - пятом 90, в абзаце 9 пункта 113, в абзаце 3 пункта 134 Административного регламента.
Днем получения гражданином соответствующего разъяснения территориального органа ПФР считается:
день направления уведомления в форме электронного документа;
день выдачи уведомления гражданину непосредственно при приеме заявления;
день направления уведомления на адрес электронной почты гражданина;
день выдачи уведомления многофункциональным центром. Если указанное уведомление не выдано гражданину в связи с его неявкой в многофункциональный центр за получением уведомления, уведомление считается выданным по истечении 5 календарных дней со дня передачи уведомления территориальным органом ПФР многофункциональному центру;
дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по месту получения гражданином, а при отсутствии таких сведений - дата отправления территориальным органом ПФР указанного уведомления гражданину.
При приеме заявления территориальный орган ПФР дает гражданину разъяснение, какие документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить дополнительно по собственной инициативе.
В приложении № 3 к Административному регламенту предусмотрена форма уведомления (о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии), в пункте 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в пункте 3 - документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления страховой пенсии.
Из приведенных нормативных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный пенсионный орган, в том числе, проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам, разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно, выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным пенсионным органом, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным пенсионным органом заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
При этом, территориальный пенсионный орган принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов и в случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Также из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что при обращении с заявлением о назначении пенсии, гражданин представляет определенный перечень документов. При недостаточности данных документов, пенсионный орган обязан дать гражданину соответствующие разъяснения относительного того, какие именно документы, для каких целей и в какие сроки необходимо представить.
При этом именно на пенсионные органы возложена обязанность разъяснять гражданам, обратившимся за назначением страховой пенсии по старости, их права и обязанности, технологию индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения форм и представления сведений.
Таким образом, представлять документы гражданин должен именно на основании разъяснений, полученных от сотрудников пенсионного органа, поскольку право гражданина на предоставление недостающих документов основано на обязанности пенсионного органа предоставить соответствующие разъяснения.
При рассмотрении дела истец Шередеко В.В. привел не опровергнутые ответчиком доводы о том, что работники пенсионного органа не проинформировали его о перечне документов, которые необходимо представить в пенсионный орган для назначения страховой пенсии по старости, несмотря на то, что периоды работы, подлежащие включению в стаж подтверждались записями в трудовой книжке и полученными им архивными справками о трудовом стаже в определенные периоды.
Из формуляров «Запрос» усматривается, что Шередеко В.В. в сентябре 2022 года представлена трудовая книжка, содержащая записи о периодах работы в Республике Казахстан, оценка которой не дана ответчиком при вынесении решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, в том числе по мотиву внесения исправлений ненадлежащим образом.
В трудовой книжке <данные изъяты> имеется запись «Исправленному фамилия Шередеко верить», заверенная печатью и подписью лица, ответственного за выдачу трудовых книжек, подпись владельца книжки, выполненная как «Шередеко», что исключает сомнения в ее принадлежности истцу.
Каждая запись в трудовой книжке о спорных периодах работы Шередеко В.В. подтверждена архивными справками, имевшимися в распоряжении истца на дату обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (л.д. 40, 41, 43-48).
Архивные справки о заработной плате истца от 14.09.2023 № Ш-811-ЮЛ-А, от 14.09.2023 № Ш-810-ЮЛ-А выданы КГУ «Государственный архив города Караганды» Управления культуры, архивов и документации Карагандинской области, получены Шередеко В.В. из Министерства юстиции Российской Федерации по результатам рассмотрения его заявлений по истребованию сведений с территории Республики Казахстан (л.д. 58, 64, 162).
С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что стаж работы Шередеко В.В. и размер заработной платы подтверждается допустимыми, относимыми и достаточными доказательствами в виде трудовой книжки, архивных справок, которым пенсионным органом не было дано надлежащей оценки ввиду рассмотрения заявления о назначении страховой пенсии по старости исключительно по сведениям персонифицированного учета.
Суд отклоняет доводы пенсионного органа о том, что стаж работы может быть подтвержден только при поступлении формуляра от компетентного органа Республики Казахстан, поскольку отсутствие ответов на неоднократные запросы не должно лишать Шередеко В.В. права на пенсионное обеспечение.
С 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года, статьей 7 которого предусмотрено, что каждое государство - член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (пункт 1). В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства - члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств - членов в соответствии с законодательством каждого из государств - членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (пункт 2).
В целях реализации Соглашения решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 года № 122 утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения.
В соответствии с названным Порядком для определения права на пенсию с применением пункта 2 статьи 7 Соглашения компетентный орган государства - члена запрашивает формуляр «О стаже работы» у компетентного органа другого государства - члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы (часть 9). Компетентный орган государства - члена, получивший запрос, подтверждает стаж работы в соответствии с законодательством своего государства либо информирует о невозможности подтверждения станса путем направления формуляра «О стаже работы» в компетентный орган государства - члена, направившего запрос.
Компетентным органом в Республике Казахстан, на который возложена реализация законодательства в области пенсионного обеспечения, определено акционерное общество «Единый накопительный пенсионный фонд». По сведениям Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области компетентным органом Республики Казахстан формуляр «О стаже работы» на неоднократные запросы не представлен, по его мнению, в таком случае стаж работы истца не подтвержден.
Вместе с тем, в силу статьи 12 Соглашения от 20 декабря 2019 года, назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:
- за стаж работы, приобретенный после вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством - членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы,
- за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств - членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
В соответствии со статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения. Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации (статья 11).
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, является, прежде всего, трудовая книжка установленного образца, а при отсутствии трудовой книжки, либо в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года.
Из системного толкования приведенных норм права следует вывод о том, что не поступление в пенсионный орган формуляра «О стаже работы» в соответствии с Порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 года № 122, из компетентного органа другого государства, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы, не является препятствием для пенсионного обеспечения. Исходя из положений Соглашения от 13 марта 1992 года, которое подлежит применению к стажу работы до вступления в силу Соглашения от 20 декабря 2019 года в соответствии статьей 12, в целях оценки пенсионных прав подлежат учету сведения, содержащиеся в трудовой книжке гражданина, а также справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года.
Принимая во внимание, что сведения о трудовой деятельности истца в Республике Казахстан зафиксированы в трудовой книжке Шередеко В.В., подтверждены архивными справками, учитывая позицию ответчика о том, что при условии включения в трудовой стаж истца спорных периодов работы, учета представленных справок о заработной плате, у истца возникает право на страховую пенсию по старости с 06.05.2024, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на пенсионный орган обязанности включить в страховой стаж истца заявленные им спорные периоды работы с учетом сведений о заработной плате и назначить страховую пенсию по старости с даты возникновения права.
Рассматривая требования Шередеко В.В. в части признания за ним права на назначение страховой пенсии по инвалидности с 03.08.2022 и выплате недополученной пенсии, суд приходит к следующему.
Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы (часть 1 статьи 9 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (часть 3 статьи 9 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Следовательно, продолжительность страхового стажа на возможность назначения страховой пенсии по инвалидности не влияет, однако влияет на размер такой пенсии.
С 1 января 2022 г. вступил в силу Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым Федеральный закон «О страховых пенсиях» дополнен статьей 25.1.
В соответствии с частью 1 данной статьи страховая пенсия по инвалидности лицу, признанному инвалидом, назначается со дня его признания инвалидом без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по инвалидности на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов.
Решение о назначении страховой пенсии по инвалидности принимается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, признанного инвалидом, не позднее пяти рабочих дней со дня поступления сведений о признании лица инвалидом из федерального реестра инвалидов в распоряжение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о назначении страховой пенсии по инвалидности извещает данное лицо о назначении ему страховой пенсии по инвалидности (часть 2 статьи 25.1 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Судом установлено, что решением пенсионного органа от 14.09.2022 № 220000046681 Шередеко В.В. назначена социальная пенсия по инвалидности с 03.08.2022.
При этом из письменных возражений ответчика и приложенных к нему документов следует, что Шередеко В.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 06.08.2021, по состоянию на 03.08.2022 в страховой стаж Шередеко В.В. подлежали зачету периоды: с 13.11.1979 по 02.12.1981 – прохождение военной службы по призыву, с 09.09.2021 по 22.12.2021, с 31.12.2021 по 24.01.2022, с 26.01.2022 по 02.03.2022, с 04.03.2022 по 23.03.2022, с 25.03.2022 по 16.08.2022 – работа в ООО «Хохольский сахарный комбинат», у пенсионного органа имелись сведения о пенсионных правах истца, содержащиеся в системе индивидуального (персонифицированного) учета на момент поступления сведений о признании лица инвалидом (л.д. 137, 138).
Принимая во внимание, что у Шередеко В.В. по состоянию на 03.08.2022 имелся страховой стаж, продолжительность которого не влияет на возможность назначения страховой пенсии по инвалидности, но влияет на размер такой пенсии, то у пенсионного органа возникла обязанность назначения страховой пенсии по инвалидности на основании сведений о пенсионных правах в системе индивидуального (персонифицированного) учета на момент принятия решения о назначении пенсии по инвалидности (социальной либо страховой).
В связи с изложенным, суд признает требования истца о признании права на назначение страховой пенсии по инвалидности с 03.08.2022, выплате недополученной страховой пенсии по инвалидности с 03.08.2022 по 05.05.2024 подлежащими удовлетворению, а довод ответчика, что социальная пенсия по инвалидности назначена Шередеко В.В. по наиболее выгодному варианту размера выплаты, необоснованным.
Обстоятельства, связанные с обращением Шередеко В.В. 07.12.2023 в ОСФР по Воронежской области с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности, которое им отозвано 08.12.2023, не влияют на выводы суда об удовлетворении требований в данной части, поскольку страховая пенсия по инвалидности лицу, признанному инвалидом, назначается со дня его признания инвалидом без истребования от него заявления.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений следует, что отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага, в частности, взыскания компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.
Моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено в связи с неправомерными действиями ответчика, выразившимися в необоснованном не включении в стаж периодов работы истца и несвоевременном назначении пенсии, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, следовательно, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие общие основания ответственности за причинение вреда, применимы как к возмещению имущественного, так и причиненного неимущественного вреда.
С учетом приведенных норм, право граждан на своевременное получение пенсии и ежемесячной денежной выплаты тесно связано с личными неимущественными правами, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают истца не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
Из разъяснений, изложенных в абзаце 3 пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», следует, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Данная правовая позиция изложена в ряде определений судов кассационной инстанции, в том числе определениях Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.06.2023 № 88-16862/2023, от 22.01.2024 № 88-3308/2024.
На основании обстоятельств по делу судом установлен виновный характер бездействия ответчика, заключающийся в неисполнении пенсионным органом обязанности о разъяснении гражданину права на предоставление недостающих документов, что привело к отказу в назначении страховой пенсии по старости, длительному периоду не получения истцом положенной пенсии, не исполнения обязанности о назначении истцу страховой пенсии по инвалидности.
Принимая во внимание степень нарушения неимущественных прав истца, объем таких нарушений и их длительность, характер и степень понесенных истцом нравственных страданий, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, определив ее в размере 7 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Шередеко Виктора Васильевича к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области о признании права на назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы, принять для исчисления величины индивидуального пенсионного коэффициента справки о заработной плате, назначить страховую пенсию по старости, о признании права на назначение страховой пенсии по инвалидности, компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Возложить на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области обязанность включить в страховой стаж Шередеко Виктора Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в том числе для исчисления индивидуального пенсионного коэффициента периоды работы на территории Республики Казахстан с 15.08.1978 по 20.12.1978 в качестве ученика автослесаря, с 18.06.1979 по 25.10.1979 в качестве водителя в Карагандинском «Автокомбинате № 1», с 15.01.1982 по 30.10.1982 в качестве водителя в Ново-Майкудукском автотранспортном предприятия производственного управления автомобильного транспорта, с 17.11.1982 по 01.06.1983 в качестве водителя в Карагандинском отделении Алма-Атинской железной дороги, с 08.09.1983 по 13.04.1988 в качестве водителя в автотранспортном предприятии треста «Карагандапромстрой», с 13.05.1988 по 30.05.1988 в качестве водителя в Карагандинском АТП, с 06.06.1988 по 02.11.1988 в качестве водителя в Карагандинском автобусном парке № 4, с 22.11.1988 по 05.06.1995 в качестве водителя в Карагандинском таксокомбинате, с 14.04.1997 по 31.08.1999 в качестве водителя в АООТ «Таксокомбинат».
Возложить на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области обязанность принять для исчисления величины индивидуального пенсионного коэффициента Шередеко Виктора Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения архивные справки о заработной плате от 14.09.2023 № Ш-810-ЮЛ-А, от 14.09.2023 № Ш-811-ЮЛ-А с 1983 по 1988 годы.
Признать за Шередеко Виктором Васильевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Возложить на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области обязанность назначить Шередеко Виктору Васильевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страховую пенсию по старости с 06.05.2024.
Признать за Шередеко Виктором Васильевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на назначение страховой пенсии по инвалидности в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 03.08.2022.
Возложить на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области обязанность выплатить Шередеко Виктору Васильевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, недополученную страховую пенсию по инвалидности за период с 03.08.2022 по 05.05.2024.
Взыскать с отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области (ИНН 3664007552, ОГРН 1023601547177) в пользу Шередеко Виктора Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в размере 7 000 (семь тысяч) рублей, в остальной части данное требование оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Хохольский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня принятия его судом первой инстанции в окончательной форме.
Судья Привалов А.А.
Мотивированное решение составлено 26 февраля 2025 года.