N 2-1251/2017
Решение
Именем Российской Федерации
27 марта 2017 года город Оренбург
Ленинский районный суд города Оренбурга в составе председательствующего судьи О.М. Князевой,
при секретаре судебного заседания Т.В. Стариковой,
с участием представителя истца Иванова Б. С., представителей ответчика ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» Зарубиной В. В., Петренко В. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Драбкина М. И. к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Оренбургской области", военному комиссару Оренбургской области Зеленко А. Ж. о признании незаконными действий по приостановлению выплаты уральского районного коэффициента, о возложении обязанности восстановления начисления уральского районного коэффициента,
установил:
М.И. Драбкин обратился в суд с иском, в обоснование заявленных требований указав, что на основании приказа Военного комиссара Оренбургской области А.Ж. Зеленко истец утратил право на получение пенсии с учетом коэффициента 1,15, установленного в Оренбургской области. С указанными действиями истец не согласен, считает, что они нарушают его права на получение военной пенсии в полном объеме.
С учетом изменений исковых требований истец просит суд:
признать незаконным и отменить исключение с ... военным комиссаром Оренбургской области А.Ж. Зеленко и Военным комиссариатом Оренбургской области надбавки- уральского районного коэффициента 1,15 - из состава пенсии подполковника в отставке Драбкина М. И., личное дело N;
обязать Военного комиссара Оренбургской области А.Ж. Зеленко и Военный комиссариат Оренбургской области восстановить с ... начисление надбавки- уральского районного коэффициента 1,15 - в состав пенсии подполковника в отставке Драбкина М. И..
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области".
Истец М.И. Драбкин в судебное заседание не явился, был надлежаще извещён о времени и месте его проведения, в заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие Представитель истца Б.С. Иванов, действующий на основании доверенности от ..., в судебном заседании указанные выше исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области" В.В. Зарубина, действующая на основании доверенности от ..., и В.И. Петренко, действующий на основании доверенности от ... в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, дав пояснения согласно представленному письменному отзыву.
Ответчик Военный комиссар Оренбургской области А.Ж.Зеленко в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен.
Третье лицо - представитель ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" в судебное заседание не явился, был надлежаще извещён о времени и месте его проведения, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В письменных возражениях просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании стороны пояснили, что все имеющиеся доказательства в материалы дела представлены в полном объеме, необходимость представления дополнительных доказательств отсутствует. При таких обстоятельствах, суд рассматривает дело, исходя из совокупности имеющихся в деле доказательств, с учетом положений статьи 56 ГПК РФ.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, заслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 2 п. 5 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 56 Закона РФ от 12 февраля 1993 N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", (далее –Закон от 12.02.1993 № 4468-1) выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.
Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, путем перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи и доставка пенсий по месту жительства или месту пребывания пенсионеров осуществляются за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
Согласно ст. 48 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
В силу требований ч. 10 ст. 56 Закона от 12.02.1993 № 4468-1, лица, уволенные с военной службы и члены их семей несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (часть 7 ст. 56 Закона).
В ст. 64 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 определено, что вопросы пенсионного обеспечения лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с вышеуказанными положениями основанием для начисления и выплаты районного коэффициента является проживание в местностях, определенных Правительством РФ.
В силу п. 10 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2011 № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих…» на территории Оренбургской области установлен районный коэффициент за военную службу 1,15.
В материалах дела имеется акт проверки фактического проживания пенсионера Министерства обороны Российской Федерации от ... в п. Первомайский. В соответствии с данным актом комиссия в составе председателя комиссии ФИО 1, членом комиссии ФИО 2, ФИО 3 проверили факт проживания пенсионера МО РФ по адресу: .... В результате проверки было выявлено, что пенсионер М.И. Драбкин не находился по указанному выше адресу. Со слов соседей квартиры N Драбкин в данной квартире не проживает, живет в Германии.
Из имеющегося в материалах дела рапорта следует, что при проверке ст. УУП ПП N 6 МУ МВД России «Оренбургское» капитана полиции ФИО 4 адреса: ... дверь никто не открыл. В ходе устной беседы с соседями, установлено, что М.И. Драбкин, ... на момент проверки находился за пределами Оренбургской области, возможно в Германии, точного местонахождения соседи не указали. Так же в ходе устной беседы со специалистами администрации МО Первомайский поссовет было установлено, что М.И. Драбкин с регистрационного учета по указанному адресу не снят.
Из акта проверки фактического проживания пенсионера МО РФ М.И. Драбкина от ... установлено, что комиссия в составе председателя комиссии ФИО 1, членом комиссии ФИО 2, ФИО 3 проверили факт проживания пенсионера МО РФ по адресу: .... В результате проверки было выявлено, что пенсионер М.И. Драбкин не находился по указанному выше адресу. Со слов соседей из квартиры N -М.И. Драбкин в августе месяце проживал по месту прописки (находясь в отпуске), в момент проведения проверки по прописке не проживал, убыл в Германию.
... ФКУ «Военным комиссариатом Оренбургской области» в адрес истца было направлено письмо, в котором было предложено подтвердить факт проживания в период с ... на территории Оренбургской области и право на получение районного коэффициента, обусловленного ст. 48 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
В соответствии с докладной от ... N ... было проверено фактическое проживание пенсионера МО РФ М.И. Драбкина по месту его регистрации. В результате чего было выяснено, что пенсионер по адресу регистрации не проживает. Со слов соседей убыл в Германию. В докладной начальник отдела (Военного комиссариата Оренбургской области по Оренбургскому и Сакмарскому районам) просил принять решение по пенсионному обеспечению М.И. Драбкина.
Из копии проездного документа следует, что истец с ... по ... находился за пределами Российской Федерации.
Ответом начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области ФИО 5 по вопросу выплаты пенсии М.И. Драбкину от ... было сообщено, что в соответствии с Федеральным Законом от 12.02.1993 № 4468-1 М.И. Драбкин утрачивает право на получение пенсии с учетом коэффициента 1,15, установленного в Оренбургской области. Информацию о выплате пенсии с ..., без учета районного коэффициента необходимо довести до пенсионера.
Несостоятельны доводы истца указанные в иске со ссылкой на часть 2 ст. 48 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 где указано, что за пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, поскольку истец не имеет выслуги лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Несостоятельны доводы представителя истца о том, что в обжалуемом документе «исчислении пенсии с 1.12.2016» без начисления районного коэффициента имеется незаконная ссылка на Федеральный Закон от 14.12.2015 №367, поскольку данным Законом регулируется размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона от 12.02. 1993 года N 4468-1 и не касается размера уральского районного коэффициента.
Представитель истца в судебном заседании указал, что Военный комиссар Оренбургской области А.Ж.Зеленко не имел права лишать истца уральского коэффициента, поскольку Положение о военных комиссарах содержит исчерпывающий перечень прав военного комиссара и право на лишение надбавки в Положении не прописано.
В соответствии с пунктом 10 Положения о военных комиссарах, утверждено Положение о центре социального обеспечения военного комиссариата Оренбургской области, где в гл. 2 п. 10 указано, что одной из основных задач центра социального обеспечения является организация, осуществление контроля за правильностью и своевременностью выплаты пенсий, пособий и компенсаций, правильностью получения пенсионерами пенсий, выплачиваемых с учетом условий, влияющих на размер пенсии или определяющих право на дальнейшее ее получение, осуществление мероприятий по предупреждению фактов получения пенсионерами излишних сумм пенсий, пособий и компенсаций, своевременному возмещению допущенных переплат.
Учитывая изложенное выше и учитывая, что приостановление выплаты уральского коэффициента произведено юридическим лицом в рамках осуществления контроля за правильностью выплаты пенсии и осуществлению мероприятий по предупреждению фактов получения пенсионерами излишних сумм пенсий, пособий и компенсаций, суд приходит к выводу о том, что военный комиссар Оренбургской области А.Ж. Зеленко является ненадлежащим ответчиком по делу, надлежащим ответчиком по делу является ФКУ "Военный комиссариат Оренбургской области".
С учетом того, что Военным комиссариатом Оренбургской области обнаружены обстоятельства, подвергающие сомнению достоверность сведений о постоянном месте жительства и не проживании М.И. Драбкина по месту своей регистрации, в материалах дела отсутствуют доказательства постоянного или преимущественного проживания М.И. Драбкина в 2016 году на территории Оренбургской области, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика являются правомерными и не противоречат действующему законодательству. При этом наличие у М.И. Драбкина регистрации по месту жительства на территории ... в ... не является доказательством проживания истца на территории Оренбургской области.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконными действий по приостановлению выплаты уральского районного коэффициента, о возложении обязанности восстановления начисления уральского районного коэффициента и приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ "░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░", ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ 03 ░░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░