Судья Гаевая В.П. № 33-1013/2019 (33-19122/2018)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 февраля 2019 года г. Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего Ванюхина Н.Н.,
судей: Грымзиной Е.В., Гулян Р.Ф.,
при секретаре Пахотиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алешечкиной С.Н. к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда в г. Фролово и Фроловском районе Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в стаж работы периодов для назначения досрочной страховой пенсии и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе и дополнению к ней Алешечкиной С.Н.
на решение Фроловского городского суда Волгоградской области от
12 ноября 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Алешечкиной С.Н. к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда в г. Фролово и Фроловском районе Волгоградской области об оспаривании решения №651028/18 от 31 августа 2018 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в стаж работы периодов для назначения досрочной страховой пенсии и назначении досрочной страховой пенсии по старости, а также взыскании судебных расходов – отказать.
Заслушав доклад судьи Грымзиной Е.В., объяснения представителя Алешечкиной С.Н. по доверенности Ф.Т.., поддержавшей доводы жалобы, представителя УПФР в г. Фролово и Фроловском районе Волгоградской области по доверенности Р.Ю.., возражавшей в удовлетворении жалобы, судебная коллегия по гражданским делам
установила:
Алешечкина С.Н. обратилась в суд с иском к УПФР в г. Фролово и Фроловском районе Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в стаж работы периодов для назначения досрочной страховой пенсии и назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указала, что истец обратилась в УПФР в г. Фролово и Фроловском районе Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, предоставив необходимые для рассмотрения настоящего вопроса документы.
31 августа 2018 года ответчиком было вынесено решение об отказе в назначении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа. При этом в специальный стаж истца не включен период трудовой деятельности в должности лаборанта химико-бактериологического анализа в АООТ «Фроловомолоко». С указанным решением истец не согласна, указывает, что, работая в должности лаборанта химико-бактериологического анализа, истец ежедневно имела дело с реактивами для проверки качества продукта в специальном оборудованном для данных действий помещении.
Просила суд признать незаконным решение УПФР в г. Фролово и Фроловском районе Волгоградской области от 31 августа 2018 года, включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы с 11 мая 1989 года по 24 ноября 1996 года, признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости с 7 августа 2018 года, а также взыскать с ответчика в ее пользу денежные средства, затраченные на оказание юридических услуг, в размере 10 780 рублей.
Фроловским городским судом Волгоградской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе и в дополнении к ней Алешечкина С.Н. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 20 августа 2018 года Алешечкина С.Н. обратилась в пенсионный фонд в г. Фролово и Фроловском районе Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии.
Решением пенсионного фонда от 31 августа 2018 года истцу в назначении досрочной страховой пенсии отказано по причине отсутствия специального стажа.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств работы истца в спорный период в условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается ввиду следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г.№ 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с п. п. 1, 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 были утверждены Список № 1 и Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, на основании которых назначается пенсия в связи с особыми условиями труда.
В Списке № 1 в разделе XXIII «Общие профессии» под кодом 12100000-1754б предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение работников, непосредственно занятых на работах с микроорганизмами 1 - 2 групп опасности, против которых не разработано эффективных средств профилактики и лечения.
В Списке № 2 в разделе XXXIII «Общие профессии» под кодом 23200000-1754б предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение работников, непосредственно выполняющим работы с микроорганизмами 1 - 2 групп опасности.
До 1 января 1992 года работники, непосредственно выполняющие работы с микроорганизмами 1 - 2 групп опасности право на льготную пенсию не имели.
Из Письма Минтруда РФ от 4 февраля 1998 года № 644-АО «О льготном пенсионном обеспечении работников, занятых на работах с микроорганизмами 1 - 2 класса опасности» следует, что правом на льготное пенсионное обеспечение по разделам Списков № 1 и № 2 «Общие профессии» могут пользоваться работники, занятые с микроорганизмами 1 - 2 групп опасности (патогенности) как в лабораториях предприятий, так и в лабораториях различных организаций и учреждений (в том числе научно-исследовательских институтов).
Таким образом, основным условием для назначения пенсии по данному основанию является характер работы, связанной с непосредственным выполнением работ с живыми микроорганизмами 1 - 2 класса опасности.
Из материалов дела следует, что Алёшечкина С.Н. была принята лаборантом хим.бак.анализа в АООТ «Фроловомолоко» 11 мая 1989 года, уволена по сокращению численности 24 ноября 1996 года. При этом доказательств, подтверждающих занятость истца в условиях труда, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требований Алешечкиной С.Н. о признании незаконным решения пенсионного фонда и назначения ей досрочной страховой пенсии у суда первой инстанции не было.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в дополнении к ней, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фроловского городского суда Волгоградской области от
12 ноября 2018 года по гражданскому делу по иску Алешечкиной С.Н. к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда в г. Фролово и Фроловском районе Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в стаж работы периодов для назначения досрочной страховой пенсии и назначении досрочной страховой пенсии по старости, оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней Алешечкиной С.Н. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: