Дело № 2-969/ 2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Старая Русса 16 октября 2018 года
Старорусский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Семеновой Н.В., с участием истца Гайнетьянова Р.А., представителя ответчика Государственного Учреждения Управления Пенсионного Фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) по доверенности Акулаевой С.Д., при секретаре Михайловой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Старорусского районного суда гражданское дело по иску
Гайнетьянова Р.А. к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области ( межрайонное) о назначении пенсии и пересчете ее размера,
УСТАНОВИЛ :
Гайнетьянов Р.А. обратился в Старорусский районный суд с иском к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области ( межрайонное) ( далее по тексту ГУ-УПФ РФ в Старорусском районе Новгородской области) о назначении пенсии и пересчете ее размера. В обоснование требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление в ГУ - Управление ПФ РФ в Валдайском районе Новгородской области на установление страховой пенсии по старости с приложением необходимых документов. Однако, решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ в установлении пенсии было отказано, со ссылкой на недостаточность продолжительности страхового стажа. Так в страховой стаж не был включен период трудового стажа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не в полном объёме учтены и суммы страховых взносов, уплаченные им в ПФР и используемые для подсчётов индивидуального пенсионного коэффициента и расчётного пенсионного капитала. С ДД.ММ.ГГГГ но настоящее время он является индивидуальным предпринимателем и деятельность свою не прерывал, а также за это время в разные периоды работал по найму в различных организациях, что подтверждается записями в Трудовой книжке и Сведениями о состоянии индивидуального лицевого счёта застрахованного лица. Уплачивал страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также взносы на обязательное медицинское страхование в полном объёме, что подтверждается соответствующими квитанциями и чеками. В течение ... года он неоднократно повторно обращался к ответчику с копиями квитанций, подтверждающих факт уплаты им страховых взносов и страхового стажа, с просьбой: а) установить страховую пенсию, а также б) внести уточнения в Сведения о состоянии индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, что является прямой обязанностью регионального отделения ПФР: в) на основании п.1 ст. 13 Закона "О страховых пенсиях" № 400-ФЗ при исчислении трудового стажа, а также расчётов ИПК и пенсионного капитала в совпадающие периоды, необходимо использовать корректные данные на основании всех уплаченных страховых взносов и использовать их наибольшие суммы. Однако, этого не было сделано. И только ДД.ММ.ГГГГ, после очередного обращения ДД.ММ.ГГГГ, было вынесено решение о назначении ему страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Полагая, что его пенсионные права нарушены ответчиком истец просил суд обязать ГУ-УПФ РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ и произвести перерасчет ее размера в соответствии с фактически уплаченными страховыми взносами.
В дополнительно поданном заявлении истец просил суд решение УПФ РФ в Валдайском районе об установлении ему пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ отменить как не соответствующее требованиям закона. Обязать ГУ-УПФ РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное): а) установить ему пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, б) перерасчет размера страховой пенсии произвести с даты назначения с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец поддержал свои требования и пояснил, что на основании сведений о состоянии индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, имеющихся в ГУ-УПФ РФ в Старорусском районе Новгородской области, ему учтён в страховой стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общей продолжительностью 1 год. Решением Комиссии УПФР по Валдайскому району по реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № на основании уплаченных им страховых взносов ему был учтён период осуществления трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. ещё 3 месяца. Таким образом, на день исполнения ему 60 лет (ДД.ММ.ГГГГ), его страховой стаж составил 8 лет 2 месяца и 16 дней, при необходимых 8 годах, следовательно, его право на страховую пенсию по старости возникло ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он повторно письменно обратился с заявлением в УПФР по Валдайскому району с просьбой установить страховую пенсию. Данное заявление учтено в УПФР за вх. № от ДД.ММ.ГГГГ При его обращении в УПФР по Валдайскому району ДД.ММ.ГГГГ были представлены все необходимые документы для назначения страховой пенсии в соответствии с установленными требованиями и на день повторного обращения, ДД.ММ.ГГГГ, находились в УПФР по Валдайскому району. В этом заявлении он просил пересмотреть решение об отказе и установить ему положенную по закону страховую пенсию по старости. При этом, никто и никакие документы у него не запрашивал. Он неоднократно, как полагает 6 раз, до подачи иска, обращался письменно к ответчику с просьбой фактически назначить пенсию с даты первоначального обращения за нею, применяя слово «установить» как официально употребляемый в нормативных документах термин, и пересчитать ее размер, исходя из сумм уплаченных им страховых взносов.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Старорусском районе Новгородской области в настоящее время правопреемник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Валдайском районе Новгородской области (межрайонное) по доверенности Акулаева С.Д. просила в удовлетворении иска отказать. Пояснила, что на момент обращения истца, данные персонифицированного учета в момент их передачи от Пенсионного фонда в налоговую за ... год в отношении Гайнетьянова где-то затерялись, а потому и не были ими учтены. Запросы по этому поводу видимо никуда не делались. Но если бы весь страховой стаж зачли вместе с ... годом, то не хватило бы 14 дней. За первый квартал ... года страховой стаж мог быть учтен, однако оплатил страховые взносы истец только ДД.ММ.ГГГГ и с такой просьбой он не обращался. В последующих заявлениях он просил отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ, но не просил назначить пенсию, и заявление установленного образца не оформлял. В части перерасчета размера пенсии фактически ими в настоящее время перерасчет сделан.
Поддержала возражения, где указано, что решение об отказе в установлении страховой пенсии по старости истцу было вынесено в связи с отсутствием у него на момент обращения требуемого для этого страхового стажа - 8 лет. В сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета истца, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указан стаж 10 лет 3 месяца 29 дней. При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности (Закон от 12.02.1993г. № 4468-1) в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо период службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. Одновременное включение в выслугу лет и в страховой стаж указанных периодов не допускается. При назначении пенсии за выслугу лет истцу уже был учтен стаж службы с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, указанный в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета период с ... года по ДД.ММ.ГГГГ зачету не подлежит. По представленным документам на момент подачи заявления о назначении страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ и на день достижения Гайнетьяновым возраста 60 лет (ДД.ММ.ГГГГ) его страховой стаж составлял по данным персонифицированного учета 6 лет 11 месяцев 16 дней и отказано ему в назначении пенсии было правомерно. Повторно он обратился ДД.ММ.ГГГГ, когда пенсия и была назначена.
Выслушав стороны, проверив материалы гражданского дела, суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 35 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 Федерального закона, начиная с 1 января 2016 г. ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статье 8 настоящего Федерального закона.
В силу требований, изложенных в приложении 3 продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона в 2017 году составляет 8 лет.
Как следует из требований ч. 3 ст. 35 Федерального закона 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии (в 2017 году коэффициент составляет 11,4).
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа, периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 г. N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. А при отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы и др.
В соответствии с действующим пенсионным законодательством, если трудовой стаж не может быть подтвержден документально (вследствие небрежного хранения документов, умышленного уничтожения и тому подобных причин), он может быть установлен на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. В случае если один из свидетелей дает показания о работе гражданина за больший период, чем другой свидетель, установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями. (Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015)
Первоначально к ГУ - Управлению ПФ РФ в Валдайском районе Новгородской области, с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, что следует из материалов (отказного) пенсионного дела №. Куда им было представлено заявление соответствующего образца, паспорт, справка о получении пенсии за выслугу лет и действующее пенсионное удостоверение.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ ГУ - Управлению ПФ РФ в Валдайском районе Новгородской области в назначении пенсии на указанных условиях истцу было отказано на тех основаниях, что в страховой стаж было засчитано только 6 лет 11 месяцев 16 дней. Решение было принято на основании справки военного комиссариата; пенсионного удостоверения военнослужащего и выписки из индивидуального лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ. Какие-либо дополнительные документы у истца, либо в других организациях, государственных органах и т.п. сотрудниками пенсионного фонда не запрашивались. Разъяснения о преодолении сложившейся не по вине истца ситуации сотрудниками ПРФ также не давались.
Оплатив страховые взносы за период с января по ДД.ММ.ГГГГ заранее (ДД.ММ.ГГГГ), истец ДД.ММ.ГГГГ вновь обратился в ГУ - Управлению ПФ РФ в Валдайском районе Новгородской области с письменным заявлением, в котором указал что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 1 год 03 месяца) ему необоснованно не зачли в страховой стаж так как за этот период им оплачивались страховые взносы, о чем у него имеются чеки по операциям их перечисления. Просил установить (по сути назначить) ему страховую пенсию по старости. С аналогичным заявлением истец обратился в ГУ - Управлению ПФ РФ в Валдайском районе Новгородской области в том числе ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, где он указал, что ДД.ММ.ГГГГ на портале госуслуг его стаж, учтенный для назначения страховой пенсии по старости составил более 10 лет. Просил установить положенную ему пенсию и откорректировать данные персонифицированного учета, так как они не соответствуют имеющимся у него документам.
Указанные заявления должностными лицами ответчика были истолкованы как частные обращения Гайнетьянова Р.А. и на них ему давались различные ответы о том, что решение от ДД.ММ.ГГГГ управлением ПФ РФ в Валдайском районе Новгородской области принято обоснованно и верно, поскольку согласно выписке из лицевого счета, сформированной ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о начислении и уплате страховых взносов ( ответ от ДД.ММ.ГГГГ №).
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ указано в том числе, что Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ не предусмотрено предоставление физическими лицами самостоятельно уплачивающими страховые взносы в территориальный орган ПФР сведений об уплаченных страховых взносах. Такие сведения предоставляются в территориальный орган ПФР налоговым органом в силу положений п. 1 ст. 11.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
Пунктом 35 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 года № 766н определено, что территориальный орган ПФР ежегодно, в течение месяца со дня получения территориальным органом ПФР сведений о физических лицах, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представленные налоговым органом, проверяет индивидуальные сведения и вносит их в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считает дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.
Заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
При этом, в случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по местожительства лица, обратившегося за страховой пенсией, (ст. 21 Федерального закона N 400-ФЗ).
Примечательно, что ни один из вышеназванных законов не предусматривает, что заявление о назначении ( синоним установлении) страховой пенсии может быть подано только в какой-то одной строго-определенной форме, несоблюдение которой аннулирует обращение за назначением пенсии.
Право на пенсию у истца возникло, когда он достиг возраста 60 лет, то есть, ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данным пенсионного дела № ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было принято решение о назначении истцу страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Размер пенсии неоднократно пересчитывался и увеличивался по обращениям истца с отдельными заявлениями.
Пункт 23 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 г. N 884н "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2014 N 35498) ( далее по тексту Приказ Минтруда РФ N 884н ) территориальным органам Пенсионного фонда РФ принадлежит право принимать решения и распоряжения об установлении либо об отказе в ее установлении, перерасчета на основе всестороннего объективного рассмотрения всех представленных документов.
Пункт 32 названного приказа Минтруда РФ N 884н предусматривает, что гражданин имеет право до обращения за пенсией знакомиться со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В силу пунктов 17-18 приказа Минтруда РФ N 884н истец, как лицо, пенсия которому была установлена в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" имел право в любое время обратиться за назначением страховой пенсии по старости, даже при отсутствии на нее права, поскольку исходя из анализа правовых норм наличие права предопределяет установление (назначение) пенсии, тогда как отсутствие права не препятствует обращению за ней.
На основании пунктов 20, 22 приказа Минтруда РФ N 884н при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации выполняет прописанные в Правилах действия, в том числе оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения.
Как следует из ст.2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424 "О накопительной пенсии" ст. 5, Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации. С целью осуществления индивидуального (персонифицированного) учета на каждое лицо, застрахованное в системе обязательного пенсионного страхования открывается индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 30 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 14 декабря 2009 г. N 987н (действовавшей до 19 февраля 2017 г. - даты вступления в силу приказа Министерства труда России от 21 декабря 2016 г. N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах"), сведения о трудовом (страховом) стаже представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица, а также данных бухгалтерского учета о начислении и уплате страховых взносов. Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ). При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно пункту 40 Инструкции органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений.
В соответствии с частями 1,7 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ на территории России на каждое застрахованное лицо ПФР открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, который хранится в Пенсионном фонде в течение всей жизни застрахованного лица, а после его смерти - в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ, органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляли контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями. Аналогичное положение сохранено в абзаце пятом пункта 1 указанной статьи и после принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ. При этом, в соответствии с абзацем третьим части второй статьи 16 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на органы Пенсионного фонда Российской Федерации прямо возложена обязанность осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным (Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 1153-О)
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлениях от 16 декабря 1997 N 20-П и от 18 марта 2004 года N 6-П необходимым условием достижения целей социального государства является развитие системы социального обеспечения, в рамках которой гражданам гарантируется осуществление конституционного права на социальное обеспечение, включающего право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах; при этом, как следует из ст. 39 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, не исключается и создание дополнительных форм социального обеспечения.
Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Отказ в назначении пенсии в связи утратой документов или по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника, является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Как следует из пояснений истца и материалов дела на момент обращения истца к ответчику за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, данные персонифицированного учета за ... год с января по декабрь включительно по неизвестной причине у ответчика отсутствовали, однако, у истца имелись в наличии квитанции ( оригиналы), свидетельствовавшие об уплате за упорный период им страховых взносов. Однако, у ответчика, в силу закона существовала обязанность проверить данные персонифицированного учета, сформированные им же, фактически не соответствующие действительности (то есть, на ДД.ММ.ГГГГ явно недостоверные), выяснить и дать разъяснения истцу по предоставлению дополнительных документов и причин сбоя в указанных данных при наличии у него на руках квитанций оплаты страховых взносов. Ответчик мог запросить самостоятельно необходимые документы, приостановив до выяснения обстоятельств до трех месяцев принятие решения.
Таким образом, исходя из заявительного порядка назначения пенсий, установленного федеральным законодательством, пенсия не может быть назначена ранее, чем со дня, когда органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о назначении пенсии и все необходимые документы, так как назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает необходимым удовлетворить требования истца в части назначения ему страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, когда у ответчика имелись фактически все необходимые для принятия положительного решения документы и соблюдены были все необходимые условия для ее назначения.
На основании ч.7 ст. 18 Закона №400-ФЗ в случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии.
Согласно ответу ГУ УПФ РФ в Старорусском районе Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ Гайнетьянову Р.А., произведен перерасчет размера страховой пенсии, с даты назначения, а именно, ДД.ММ.ГГГГг. в размере 18 руб. 15 коп. (0,231 х 78 руб.58 коп.). Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. величина ИПК составила 1,942.
Доплата сумм пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 189 руб. 73 коп. будет произведена Гайнетьянову Р.А.в ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 18 Закона № 400-ФЗ максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии исходя из суммы страховых взносов, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента при назначении или предыдущем перерасчете пенсии, для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» учитывается в размере 3,0. На индивидуальном лицевом счете истца отражен индивидуальный пенсионный коэффициент за ...г.. в размере 0,428. В соответствии с вышеизложенным, ответчиком истцу произведен перерасчет размера страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. в связи с увеличением ИПК за ...г.. в размере 33 руб. 63 коп.(0,428 х 78 руб. 58 коп.).
Таким образом, в части производства перерасчета размера страховой пенсии истца фактически требования ответчиком выполнены добровольно, а потому в этой части удовлетворению не подлежат.
Оплаченная истцом государственная пошлина подлежит возврату в связи с тем, что истцом оспаривались пенсионные права и размер начисленной страховой пенсии при фактическом получении им государственной пенсии, на основании п.5 ч.2 ст. 333.36. Налогового кодекса РФ.
На основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", ст. ст. 56, 98, 193 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования Гайнетьянова Р.А. удовлетворить частично: обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) назначить Гайнетьянову Р.А. ДД.ММ.ГГГГ гора рождения страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ и произвести перерасчет ее размера в соответствии с требованиями закона РФ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», используя в совпадающие периоды работы страховые взносы с наибольшими суммами.
В удовлетворении остальной части исковых требований Гайнетьянова Р.А. - отказать.
Возвратить Гайнетьянову Р.А. излишне оплаченную им государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в месячный срок со дня оглашения мотивированного решения 22 октября 2018 года, через Старорусский районный суд.
Дата изготовления мотивированного решения 09 ноября 2018 года.
Судья : Семенова Н.В.