Решение по делу № 33-5430/2023 от 02.10.2023

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

31RS0022-01-2023-002541-56                                                                                 33-5430/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород                                                                                                        21 ноября 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего                    Литвиновой А.М.

судей                                                    Богониной В.Н., Кучменко К.В.

при ведении протокола секретарем Елисеевой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Яковлевского района, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к министерству имущественных и земельных отношений Белгородской области, министерству жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, ГУП «Белоблводоканал», администрации Яковлевского района о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе ГУП «Белоблводоканал»

на решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 4 августа 2023 г.

Заслушав доклад судьи Литвиновой А.М., объяснения представителя                         ответчика ГУП «Белоблводоканал» Запорожец А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Мелиховой Н.Н., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор города Белгорода обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил обязать ГУП «Белгородский областной водоканал», министерство имущественных и земельных отношений, администрацию Яковлевского городского округа в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу установить зону санитарной охраны (ЗСО) и ограждения на водозаборных скважинах по следующим объектам: <адрес> - установку ЗСО и ограждение водозаборной скважины.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Яковлевского района проведена проверка состояния законности в сфере водоснабжения и водоотведения на территории <адрес>, в ходе которой установлено, что на указанных скважинах в нарушение требований п.п. 1.4, 1.15, 1.17, 3.2.1.1., 3.2.1.2 СанПиН 2.1.3.1110-02 не установлены ЗСО и ограждения.

Решением Свердловского районного суда г. Белгорода от 4 августа 2023 г. исковые требования удовлетворены в части.

Суд возложил на ГУП «Белоблводоканал» обязанность в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу установить ЗСО и ограждения на водозаборных скважинах по следующим объектам: <адрес> - установку ЗСО и ограждение водозаборной скважины.

В удовлетворении требований в остальной части отказано.

В апелляционной жалобе представитель ГУП «Белоблводоканал», указывая на незаконность и необоснованность решения суда, просит отменить решение суда, отказав в удовлетворении исковых требований.

Представители администрации Яковлевского городского округа Белгородской области, Министерства имущественных и земельных отношений Белгородской области, Министерства финансов Белгородской области в лице УФК по Белгородской области в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом электронными заказными письмами, согласно требованиям статьи 113 ГПК РФ, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в судебную коллегию не представили.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке                    статьи 327.1 ГПК РФ, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции, суд первой инстанции, установив обстоятельства настоящего дела, пришел к выводу, что ГУП «Белоблводоканал» является надлежащим ответчиком по делу и обязано провести мероприятия по установке ЗСО и ограждений на водозаборных скважинах <адрес>.

Согласно п. п. 2, 3 постановления Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2003 № 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Обоснованным решение является тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судебная коллегия полагает, что данным требованиям постановленное судом решение не отвечает.

Судом не учтено и не дано должно оценки следующим обстоятельствам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Водного кодекса Российской Федерации мероприятия по изучению, использованию, охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (далее - водохозяйственные мероприятия) осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом используют водные объекты и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по осуществлению таких мероприятий.

В силу пункта 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится, в том числе, осуществление мер по охране таких водных объектов.

Возражая против заявленных прокурором требований, ГУП «Белоблводоканал» указывало, что возложение судом обязанности выполнения мероприятий по организации ЗСО только на организацию, фактически эксплуатирующую источники централизованного водоснабжения, является необоснованным, поскольку в силу требований СанПиН 2.1.4.11110-02 санитарные мероприятия должны выполняться в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов, а также не нарушать права третьих лиц.

В этой связи отсутствие постановки скважин на кадастровый учет, отсутствие сформированных земельных участков, на законном основании переданных в пользование «ГУП «Белоблводоканал», не позволяет установить зоны санитарной охраны, а также установить ограничительные мероприятия в пределах ЗСО, затрагивающие права третьих лиц землепользователей смежных участков, поскольку уполномоченный орган, осуществляющий утверждение проектов ЗСО, в своём решении должен указать сведения о правообладателе водозаборных скважин, обязанного возместить убытки, причиненные в связи с установлением зоны санитарной охраны, в соответствии с требованиями ст. 57.1 ЗК РФ, а также срок наступления обязанности по возмещению убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон санитарной охраны в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Указанные доводы ответчика со стороны суда в нарушение требований статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации надлежащей оценки не получили.

Денежные средства в соответствии с преамбулой постановления №510-пп предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе из областного бюджета в целях частичного возмещения затрат, связанных с производственной деятельностью, в пределах бюджетных ассигнований на предоставление субсидий, предусмотренных законом Белгородской области о бюджете Белгородской области на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации до главного распорядителя средств - министерства жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области как получателя бюджетных средств (далее - главный распорядитель) в рамках и в целях реализации мероприятий подпрограммы "Развитие и модернизация коммунального комплекса Белгородской области" государственной программы Белгородской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Белгородской области", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 года № 441-пп (далее - подпрограмма).

Финансирование (ресурсное обеспечение) развития н модернизации коммунального комплекса Белгородской области (подпрограмма 4) в 2023- 2025 годах производится за счет средств областного, федерального бюджета, консолидированных бюджетов муниципальных образований.

Пообъектный перечень мероприятий по строительству и модернизации (реконструкции) объектов водоснабжения и водоотведения Белгородской области на 2023-2025 годы в рамках государственной программы Белгородской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Белгородской области» (в ред. постановления №841-пп от 30.12.2022 года, №167-пп от 03.04.2023 года) не включает мероприятия по установке ЗСО и ограждения водозаборных скважин на территории Яковлевского городского округа, в том числе и за счёт субсидий из областного бюджета.

Разработка же инвестиционных программ осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 №641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность з сфере водоснабжения и водоотведения». В соответствии с п. 6 постановления №641-ПП проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации. Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления. При этом в соответствии с п. 9. №641-ПП орган самоуправления поселения (городского округа) до 1 марта года, предшествующего году начало планируемого срока действия инвестиционной программы, утверждает техническое задание не позднее 3 дней со дня его утверждения направляет его в регулируемую организацию для разработки инвестиционной программы.

За период с 01.01.2019 года по настоящее время техническое задание на разработку проекта инвестиционной программы на территории Яковлевского городского содержащее мероприятия по установке ЗСО и ограждения водозаборных скважин в адрес ГУП «Белоблводоканал» из администрации Яковлевского городского округа не поступало.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные прокурором требования, не учел, что исполнить решение суда первой инстанции в рамках инвестиционной программы, рамках государственной программы Белгородской области «Обеспечение доступным и комфортным коммунальными услугами      жителей Белгородской области, утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 28 октября N 441-пп, в том числе за счет субсидирования, не представляется возможным.

В настоящем случае судом первой инстанции при постановлении решения не были соблюдены требования о законности и обоснованности судебного акта, а потому допущенные нарушения являются существенными,

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении искового заявления.

Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329, п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского районного суда г. Белгорода от 4 августа 2023 г. по делу по иску прокурора Яковлевского района поданному в интересах неопределенного круга лиц () к министерству имущественных и земельных отношений Белгородской области (), министерству жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области (), ГУП «Белоблводоканал» (), администрации Яковлевского района (ИНН3121000018) о возложении обязанности отменить.

Принять по делу новое решение, которым в иске прокурору Яковлевского района, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к министерству имущественных и земельных отношений Белгородской области, министерству жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, ГУП «Белоблводоканал», администрации Яковлевского района о возложении обязанности, отказать.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Мотивированный текст изготовлен 05.12.2023.

Председательствующий

Судьи

33-5430/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Яковлевского района поданному в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ГУП «Белоблводоканал»
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области
Администрация Яковлевского района Белгородской области
Министерство имущественных и земельных отношений Белгородской области
Другие
Запорожец Анна Витальевна
Жарикова Анна Ивановна
Министерство финансов Белгородской области в лице УФК по Белгородской области
Яготинцева Галина Анатольевна
Осетров Михаил Юрьевич
Суд
Белгородский областной суд
Судья
Литвинова Анна Михайловна
Дело на сайте суда
oblsud.blg.sudrf.ru
02.10.2023Передача дела судье
31.10.2023Судебное заседание
21.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2023Передано в экспедицию
21.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее