Дело № 2-767\2023
36RS0005-01-2023-000063-21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Воронеж 2 марта 2023 года
Советский районный суд г. Воронежа в составе председательствующего
судьи Таниной И.Н.,
при секретаре Сычевой Е.В.,
с участием истца Попова С.Г.,
представителя ответчика Позднякова Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Попова Сергея Геннадьевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Воронежской области о взыскании задолженности по денежному содержанию, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Попов С.Г. обратился в суд с иском к инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Воронежской области о взыскании задолженности по денежному содержанию, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указал, что с 2012 года он осуществлял трудовую деятельность в Государственной налоговой инспекции по Советскому району г. Воронежа (с 30.11.2020 переименована в Межрайонную инспекцию ФНС №16 по Воронежской области. 31.05.2016 с ним был заключен служебный контракт № 343-к (продлялся ежегодно) о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности гражданской службы РФ в инспекции ФНС по Советскому району г. Воронежа. 31.05.2021 с ним был заключен служебный контракт № 500-к о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности гражданской службы РФ в Межрайонной инспекции ФНС № 16 по Воронежской области. Далее заключались служебные контракты № 593-к от 17.03.2022 и № 595-к от 01.04.2022 с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 16 по Воронежской области. Согласно условиям Служебного контракта гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, состоящее из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, за особые условия гражданской службы, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Приказом от 04.05.2022 №03-01-03/086 служебный контракт был расторгнут с 13.05.2022 по инициативе гражданского служащего по п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Основание: личное заявление истца от 29.04.2022 года. В течение 2019-2021 ему было выплачено денежное содержание в связи с нахождением в оплачиваемом отпуске:
- в январе 2019 года (30 дней) в сумме 27 406,80 руб.,
- в январе 2020 (19 дней) в сумме 17 651,19 руб.,
- в феврале 2020 (3 дня) в сумме 2 791,62 руб.,
- в марте 2020 (5 дней) в сумме 4 433,10 руб.,
- в июне 2020 (11 дней) в сумме 9 361,66 руб.,
- в январе 2021 (19 дней) в сумме 18 509,04 руб.,
- в феврале 2021 (3 дня) в сумме 2 941,08 руб.,
- в марте 2021 (5 дней) в сумме 4 901,80 руб.,
- в июне 2021 (11 дней) в сумме 11 951 руб.,
- в январе 2022 (21день) в сумме 24 181,50 руб.,
- в мае 2022 (3 дня) в сумме 3 265,17 руб.,
Также ему была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск (2,66 дня) в сумме 2 893,12 руб.
Однако при расчете оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, а также при расчете суммы компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, Инспекцией не были учтены при расчете среднего заработка для их оплаты разовые премии и ежеквартальные премии (материальное стимулирование), выплаченные за расчетный период по дням отпуска.
А именно Инспекцией не учтены следующие суммы начисленных и выплаченных сумм премий и материального стимулирования:
Для расчета отпускных выплат в 2019 году: материальное стимулирование за 1,2, 3, 4 квартал в сумме 103 328 руб. (начислены и выплачены в 2018), премия разовая вне ФОТ в общей сумме 111 630,14 руб. (начислены и выплачены в 2018).
Для расчета отпускных выплат в 2020 году: материальное стимулирование за 1,2, 3, 4 квартал в сумме 138 667 руб. (начислены и выплачены в 2019), премия разовая вне ФОТ в общей сумме 228 379,64 руб. (начислены и выплачены в 2019), премия разовая в сумме 13 329,16 руб. (начислены и выплачены в 2020).
Для расчета отпускных выплат в 2021 году: материальное стимулирование за 1,2, 3, 4 квартал в сумме 196 050 руб. (начислены и выплачены в 2020), премия разовая вне ФОТ в общей сумме 215 368,78 руб. (начислены и выплачены в 2020), премия разовая в сумме 14 467,51 руб. (начислены и выплачены в 2020).
Для расчета отпускных выплат в 2022 году: материальное стимулирование за 1,2, 3, 4 квартал в сумме 157 702 руб. (начислены и выплачены в 2021), премия разовая вне ФОТ в общей сумме 270 718 руб. (начислены и выплачены в 2021), премия разовая в сумме 29 883,59 руб. (начислены и выплачены в 2021).
Для расчета отпускных выплат за май 2022 года и выплат в связи с увольнением: материальное стимулирование за 1,2, 3, 4 квартал в сумме 157 702 руб. (начислены и выплачены в 2021), премия разовая вне ФОТ в общей сумме 334 186,03 руб. (начислены и выплачены в 2021-2022), премия разовая в сумме 29 883,59 руб. (начислены и выплачены в 2021-2022).
Данный факт подтверждается записками-расчетами об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях, приказами Межрайонной инспекции ФНС №16 по Воронежской области, справками 2-НДФЛ за 2018-2022 года, справками о полученных суммах начислений за 2018-2022 годы.
Истец полагает, что при включении вышеуказанных премий в расчет среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, а также для расчета компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, суммы оплаты денежного содержания на период нахождения в отпуске и суммы компенсации за неиспользованный отпуск должны составлять следующие величины:
- оплата отпуска в январе-феврале 2019 (30 дней) должна быть в сумме 45 740,10 руб., разница составляет 18 333,30 руб. (45 740,10-27 406,80),
- оплата отпуска в январе 2020 (19 дней) должна быть в сумме 38 206,15 руб., разница составляет 20 554,96 руб., (38 206,15-17 651,19),
- оплата отпуска в феврале 2020 (3 дня) должна быть в сумме 6 037,14 руб., разница составляет 3 245,52 руб., (6 037,14 -2 791,62),
- оплата отпуска в марте 2020 (5 дней) должна быть в сумме 9 842,30 руб., разница составляет 5 409,20 руб., (9 842,30 -4 433,10),
- оплата отпуска в июне 2020 (11 дней) должна быть в сумме 22 593,78 руб., разница составляет 13 232,12 руб., (22 593,78 -9 361,66),
- оплата отпуска в январе 2021 (19 дней) должна быть в сумме 41 523,17 руб., разница составляет 23 014,13 руб., (41 523,17 -18 509,04),
- оплата отпуска в феврале 2021 (3 дня) должна быть в сумме 6 574,92 руб., разница составляет 3 633,84 руб., (6 574,92-2 941,08),
- оплата отпуска в марте 2021 (5 дней) должна быть в сумме 11 174,70 руб., разница составляет 5 118,30 руб., (11 174,70-5 118,30),
- оплата отпуска в июне 2021 (11 дней) должна быть в сумме 23 804,88 руб., разница составляет 11 853,82 руб., (23 804,88 -11 951,06),
- оплата отпуска в январе-феврале 2022 (21 день) должна быть в сумме 51 554,58 руб., разница составляет 27 373,08 руб., (51 554,58 -24 181,50),
- оплата отпуска в мае 2022 (3 дня) должна быть в сумме 7 717,14 руб., разница составляет 4 451,97 руб., (7 717,14 -3 265,17),
Компенсация за неиспользованный отпуск (2,66 дня) должна быть в сумме 6 842,53 руб., разница составляет 3 947,41 руб. (6 842,53-2 895,12).
Таким образом, недоплаченная сумма денежного содержания на период нахождения в отпуске и при увольнении составляет 141 105,75 руб.
Незаконные действия ответчика принесли истцу нравственные страдания и нанесли моральный вред, который истец оценивает в 5000 руб.
Истец Попов С.Г. в судебном заседании поддержала иск поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель МИФНС России № 16 по Воронежской области по доверенности Поздняков Ю.В. возражал против заявленного иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д.117-119). Просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы. Представленный истцом расчет не оспаривал.
Изучив материалы дела, исследовав представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается, что истец с 2012 года осуществлял трудовую деятельность в Государственной налоговой инспекции по Советскому району г. Воронежа.
31.05.2016 с ним был заключен служебный контракт № 343-к о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности гражданской службы РФ в инспекции ФНС по Советскому району г. Воронежа (л.д.11-14).
Дополнительным соглашением от 31.05.2018 срок действия служебного контракта № 343-к от 31.05.2016 продлен с 01.06.2018 по 31.05.2019 (л.д.34).
Дополнительным соглашением от 31.05.2019 срок действия служебного контракта № 343-к от 31.05.2016 продлен с 01.06.2019 по 31.05.2020 (л.д.35).
Дополнительным соглашением от 28.05.2020 срок действия служебного контракта № 343-к от 31.05.2016 продлен с 01.06.2020 по 31.05.2021 (л.д.36).
31.05.2021 с Поповым С.Г. был заключен служебный контракт № 500-к о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности гражданской службы РФ в Межрайонной инспекции ФНС № 16 по Воронежской области (л.д.15-20)..
17.03.2022 с Поповым С.Г. был заключен служебный контракт № 593-к (л.д.21-26).
01.04.2022 с Поповым С.Г. был заключен служебный контракт № 595-к (л.д.27-32).
ИФНС по Советскому району г. Воронежа с 30.11.2020 переименована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 16 по Воронежской области (л.д.37).
Согласно выписке из приказа № 02-04\-65 от 31.05.2016 Попов С.Г. был переведен с должности заместителя начальника правого отдела ИФНС по Советскому району г. Воронежа на должность начальника правового отдела (л.д.38-39).
Приказом № 03-01-03\055 от 17.03.2022 Попов С.Г. назначен Главным государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок (л.д.40-41).
Приказом № 03-01-03\065 от 01.04.2022 Попов С.Г. переведен с должности Главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок на должность заместителя начальника правого отдела (л.д.42-43).
Приказом № 03-01-03\086 от 04.05.2022 с Поповым С.Г. был расторгнут служебный контракт, он освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен с государственной гражданской службы Российской Федерации с должности заместителя начальника правого отдела по инициативе гражданского служащего по п. 3 ч. 1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (л.д.44).
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч. 1).
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2). К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5).
В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 утверждены "Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих" (далее – Правила), которые, в том числе, определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно п. 6 Правил, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 30.12.2021 N 437-ФЗ) фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч. 2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Сделанные выводы соответствуют правоприменительной позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Судебной коллегии по гражданским делам от 22.07.2019 № 34-КГ19-4 и др.
Не оспаривалось ответчиком и подтверждается записками-расчетами среднего заработка, справками о полученных суммах начислений, справкой о выплатах, учитываемых при исчислении денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, что при расчете оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, а также при расчете суммы компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, Инспекцией не были учтены при расчете среднего заработка для их оплаты отраженные в справках 2-НДФЛ, расчетных листках разовые премии и ежеквартальные премии (материальное стимулирование), выплаченные на основании приказов о материальном стимулировании за период с января 2019 по май 2022 (л.д. 76-88, 89-93, 94-98, 120-166, 167, 168-189, 190-192, 193-199).
В частности, ответчиком не учтены следующие суммы начисленных и выплаченных сумм премий и материального стимулирования:
Для расчета отпускных выплат в 2019 году: материальное стимулирование за 1,2, 3, 4 квартал в сумме 103 328 руб. (начислены и выплачены в 2018), премия разовая вне ФОТ в общей сумме 111 630,14 руб. (начислены и выплачены в 2018).
Для расчета отпускных выплат в 2020 году: материальное стимулирование за 1,2, 3, 4 квартал в сумме 138 667 руб. (начислены и выплачены в 2019), премия разовая вне ФОТ в общей сумме 228 379,64 руб. (начислены и выплачены в 2019), премия разовая в сумме 13 329,16 руб. (начислены и выплачены в 2020).
Для расчета отпускных выплат в 2021 году: материальное стимулирование за 1,2, 3, 4 квартал в сумме 196 050 руб. (начислены и выплачены в 2020), премия разовая вне ФОТ в общей сумме 215 368,78 руб. (начислены и выплачены в 2020), премия разовая в сумме 14 467,51 руб. (начислены и выплачены в 2020).
Для расчета отпускных выплат в 2022 году: материальное стимулирование за 1,2, 3, 4 квартал в сумме 157 702 руб. (начислены и выплачены в 2021), премия разовая вне ФОТ в общей сумме 270 718 руб. (начислены и выплачены в 2021), премия разовая в сумме 29 883,59 руб. (начислены и выплачены в 2021).
Для расчета отпускных выплат за май 2022 года и выплат в связи с увольнением: материальное стимулирование за 1, 2, 3, 4 квартал в сумме 157 702 руб. (начислены и выплачены в 2021), премия разовая вне ФОТ в общей сумме 334 186,03 руб. (начислены и выплачены в 2021-2022), премия разовая в сумме 29 883,59 руб. (начислены и выплачены в 2021-2022).
Возражая против учёта этих денежных сумм, ответчик ссылался на Постановление Правительства Российской Федерации от 25.09.2007 N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и разработанный в соответствии с названным постановлением (во исполнение его п. 4) "Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы", утвержденный Приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2007 N 90н.
Однако материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и выплачивалось в соответствии с вышеназванным Порядком, осуществлялось в 2007-2013 г.г. (о чем прямо указано в п. 1 постановления Правительства от 25.09.2007 N 611) за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2007 - 2010 годы (п. 2 названного постановления Правительства, п. 2 Порядка).
Тем самым, к правоотношениям по выплате истцу материального стимулирования в 2019-2022 (как в пределах средств федерального бюджета, выделенных для материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, так и за счет дополнительных объемов бюджетных ассигнований) не применимы постановление Правительства от 25.09.2007 N 611 и "Порядок… ", утвержденный Приказом Минфина РФ от 17.10.2007 N 90н.
При этом в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 N 14-04-05/34482 разъяснено, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
Согласно пункту 8 служебного контракта № 24-к от 31.08.2005, заключенного между истцом и ответчиком, гражданскому служащему (истцу) устанавливается денежное содержание, которое состоит, в том числе, из других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (л.д. 19-24), что в полной мере соотносится со ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ.
Ответчиком не доказано, что выплаченное истцу в период работы в 2019, 2020, 2021 и 2022 годах материальное стимулирование не должно учитываться при расчёте среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также при расчете компенсаций за неиспользованный отпуск.
При этом работник (гражданский служащий) является более слабой стороной в споре, а потому все сомнения толкуются в его пользу.
По расчету истца, при включении сумм материального стимулирования в расчет среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, а также для расчета компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, суммы оплаты денежного содержания на период нахождения в отпуске и суммы компенсации за неиспользованный отпуск должны составлять:
- оплата отпуска в январе-феврале 2019 (30 дней) должна быть в сумме 45 740,10 руб., разница составляет 18 333,30 руб. (45 740,10-27 406,80),
- оплата отпуска в январе 2020 (19 дней) должна быть в сумме 38 206,15 руб., разница составляет 20 554,96 руб., (38 206,15-17 651,19),
- оплата отпуска в феврале 2020 (3 дня) должна быть в сумме 6 037,14 руб., разница составляет 3 245,52 руб., (6 037,14 -2 791,62),
- оплата отпуска в марте 2020 (5 дней) должна быть в сумме 9 842,30 руб., разница составляет 5 409,20 руб., (9 842,30 -4 433,10),
- оплата отпуска в июне 2020 (11 дней) должна быть в сумме 22 593,78 руб., разница составляет 13 232,12 руб., (22 593,78 -9 361,66),
- оплата отпуска в январе 2021 (19 дней) должна быть в сумме 41 523,17 руб., разница составляет 23 014,13 руб., (41 523,17 -18 509,04),
- оплата отпуска в феврале 2021 (3 дня) должна быть в сумме 6 574,92 руб., разница составляет 3 633,84 руб., (6 574,92-2 941,08),
- оплата отпуска в марте 2021 (5 дней) должна быть в сумме 11 174,70 руб., разница составляет 5 118,30 руб., (11 174,70-5 118,30),
- оплата отпуска в июне 2021 (11 дней) должна быть в сумме 23 804,88 руб., разница составляет 11 853,82 руб., (23 804,88 -11 951,06),
- оплата отпуска в январе-феврале 2022 (21 день) должна быть в сумме 51 554,58 руб., разница составляет 27 373,08 руб., (51 554,58 -24 181,50),
- оплата отпуска в мае 2022 (3 дня) должна быть в сумме 7 717,14 руб., разница составляет 4 451,97 руб., (7 717,14 -3 265,17),
Компенсация за неиспользованный отпуск (2,66 дня) должна быть в сумме 6 842,53 руб., разница составляет 3 947,41 руб. (6 842,53-2 895,12).
Таким образом, недоплаченная сумма денежного содержания на период нахождения в отпуске и при увольнении составляет 141 105,75 руб.
Расчет истца выполнен в виде таблиц (л.д. 99-110), указанные в нем суммы материального стимулирования соответствуют справкам 2-НДФЛ (л.д. 94-98), расчетным листкам (л.д.76-88).
Расчет проверен судом, признан правильным, он является арифметически верным, согласуется с имеющимися в деле доказательствами, ответчиком по существу не оспаривается.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение доводы истца о том, что недоплаченная сумма денежного содержания на период нахождения в отпуске за 2019, 2020, 2021, 2022 годы и при увольнении составляет 141 105,75 руб., из них сумма денежного содержания на период нахождения в отпуске составляет 137 158,34 руб., недоплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении составляет 3 947,41 руб.
При таких обстоятельствах являются обоснованными и подлежат удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика задолженности по денежному содержанию на период нахождения в оплачиваемом отпуске в размере 137 158,34 руб. и задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 3 947,41 руб.
Согласно ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда.
В силу ст. 237 ТК Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В абз. 2-4 п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Неправомерное исключение ответчиком из расчета выплат денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, а также из расчета компенсации за неиспользованный отпуск, сумм материального стимулирования значительно уменьшило причитающиеся истцу выплаты, чем ему причинены нравственные переживания. Исходя из фактических обстоятельств, при которых истцу причинен моральный вред, с учетом характера возникших нравственных страданий, суд считает, что заявленная в иске сумма компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей отвечает принципам соразмерности, разумности и справедливости.
Тем самым, с ответчика в пользу истца следует взыскать компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Поскольку в силу подпунктов 1 и 19 пункта 1 статьи 333,36 Налогового кодекса РФ и истец, и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении государственной пошлины судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 16 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 3665047950, ░░░░ 1043600195847) ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 137 158,34 ░░░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 947,41 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5000 ░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07.03.2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░