Дело № 33-1506/2025
УИД 77RS0002-02-2024-011993-94
Строка 2.219 г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 марта 2025 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего: Зелепукина А.В.
судей: Безрядиной Я.А., Пономаревой Е.В.,
при секретаре: Афониной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зелепукина А.В. гражданское дело № № 2-5775/2024 по исковому заявлению Воронежского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «РЖД» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности
по апелляционной жалобе ОАО «РЖД» на решение Центрального районного суда г.Воронежа от 20.12.2024
(судья Багрянская В.Ю.),
У С Т А Н О В И Л А :
Воронежский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «РЖД» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции «Масловка». Воронежской транспортной прокуратурой Московской межрегиональной транспортной прокуратуры проведен анализ состояния законности в сфере обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, в ходе которого выявлены нарушения, требующие устранения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для ОТИ железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию. Срок исполнения требований истёк 16.04.2022.В пределах Юго-Восточной железной дороги находится ОТИ – железнодорожная станция Масловка, которая относится к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию, на которой осуществляется обслуживание пассажиров. Паспорт ОТИ утверждён 30.06.2021. Установлено, что в нарушение требований законодательства на указанном ОТИ - железнодорожная станция Масловка не образованы и не привлечены для защиты объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортами транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, не реализованы мероприятия, предусмотренные паспортами объектов транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры, не ограничен доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в ее границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры; станция не оснащена техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям ч. 8 ст. 12.2 Федерального Закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», а также не выделены и не оборудованы в соответствии с паспортами объектов транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры; не оснащены пункты управления обеспечением транспортной безопасности средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие. Ранее Воронежским транспортным прокурором начальнику Юго-Восточной дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» вносилось представление, однако указанные в нем нарушения не устранены, требования законодательства о транспортной безопасности не выполнены, в связи с чем создается угроза совершения актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта. Поскольку указанные нарушения до настоящего времени не устранены, истец обратился в суд с настоящим иском, просит обязать ответчика устранить нарушения о транспортной безопасности в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда путем обеспечения защиты объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции «Масловка» подразделениями транспортной безопасности и техническими средствами, инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта.
Решением Центрального районного суда г.Воронежа от 20.12.2024 исковые требования Воронежского транспортного прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ОАО «РЖД» по доверенности ФИО5 просила изменить решение Центрального районного суда г.Воронежа от 20.12.2024 в части увеличения срока для исполнения решения до 3 лет с момента вступления решения в законную силу (л.д. 67-68).
В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» по доверенности ФИО5 доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Воронежского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры ФИО6 просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ. С учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления, и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Проверив материалы гражданского дела, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на балансе ОАО «РЖД» находится объект транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, который не подлежит категорированию - железнодорожная станция Масловка.
Из материалов дела следует, что Воронежской транспортной прокуратурой Московской межрегиональной транспортной прокуратуры проведен анализ состояния законности в сфере обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, в ходе которого выявлены нарушения, требующие устранения.
Проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства на указанном ОТИ - железнодорожная станция Масловка не образованы и не привлечены для защиты объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортами транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, не реализованы мероприятия, предусмотренные паспортами объектов транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры, не ограничен доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в ее границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры; станция не оснащена техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям ч. 8 ст. 12.2 Федерального Закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», а также не выделены и не оборудованы в соответствии с паспортами объектов транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры; не оснащены пункты управления обеспечением транспортной безопасности средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие.
Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ
"О транспортной безопасности" транспортная безопасность представляет собой состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (пункт 1).
Соблюдение транспортной безопасности - выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством Российской Федерации (пункт 1.2).
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ
"О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ
"О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя, в том числе железнодорожные станции, о чем указано в пункте 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ "О транспортной безопасности".
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ
"О транспортной безопасности" оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств, за исключением объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, не проводится. Персонал специализированных организаций, непосредственно осуществляющий оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, а также судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, подлежит подготовке и аттестации в порядке, установленном для сил обеспечения транспортной безопасности.
В части 1 статьи 8 Закона N 16-ФЗ предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение пункта 1 статьи 8 Закона N 16-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1635 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, которые в соответствии с пунктом 3 Требования N 1635 вступили в силу 15.04.2021.
В соответствии с подпунктами «г», «е» пункта 5 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов; реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры.
В подпунктах «б», «в», «г», «д» пункта 6 Требований закреплено, что субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, обязан:
- ограничить доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры
- оснастить объект транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона "О транспортной безопасности" и обеспечивающими:
видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;
видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах;
обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время;
хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих необходимыми для этого конструктивными и техническими возможностями, в течение не менее 30 дней;
- выделить и оборудовать в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры (далее - пункт управления обеспечением транспортной безопасности);
- оснастить пункт управления обеспечением транспортной безопасности средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 №1635 Требования вступили в силу 15 апреля 2021 г. (пункт 3 постановления). Согласно пункту 4 Требований N 1635 настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры. В соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Требований N 1635 субъект транспортной инфраструктуры обязан реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры.
Таким образом, требования постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 1635 должны были быть исполнены ответчиком в срок до 16.04.2022, однако до настоящего времени не исполнены.
Правительством Российской Федерации принято Постановление от 29.12.2020
N 2344 "Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)", согласно которому уровень N 1 - степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
Пунктом 2 Постановления №2344 установлено, что первый уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.
17.05.2024 начальнику Юго-Восточной дирекции управления движением -структурного подразделения Центральной дирекции управления движением-филиала ОАО «РЖД» Воронежской транспортной прокуратурой Московской межрегиональной транспортной прокуратуры вносилось представление №.
Из сообщения заместителя начальника дирекции (по безопасности движения) ФИО7 от 05.04.2024 №2437/ЮВОСГД следует, что оборудование инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности ОТИ производится в соответствии с инвестиционной программой ОАО «РЖД», утверждаемой центральным аппаратом ОАО «РЖД», по проекту «Транспортная безопасность» с учетом финансовых возможностей Компании.
С учетом установленных выше обстоятельств, приведенного правового регулирования спорных правоотношений, учитывая то обстоятельство, что до настоящего времени ответчиком не устранены нарушения на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, что создает угрозу безопасной деятельности транспортного комплекса, причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также материального ущерба, что в ходе рассмотрения дела стороной ответчика не оспаривалось, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования Воронежского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При этом суд первой инстанции дал надлежащую оценку доводам ответчика о невыполнении представления об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности от 17.05.2024 в связи с недостаточностью финансирования, а также о поэтапном устранении нарушений в первую очередь в отношении наиболее важных объектов железнодорожного транспорта как несостоятельным, поскольку указанные в представлении подлежащие устранению нарушения могут повлечь осуществление противоправных действий, в том числе совершение террористического акта, создает угрозу безопасности транспортного комплекса, причинение вреда жизни и здоровью граждан, материального ущерба при нахождении на указанной станции. Обеспечение транспортной безопасности должно осуществляться непрерывно в течение всего времени эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры.
Кроме того, статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ "О противодействии терроризму" установлено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на одном из таких принципов, как приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом изложенного суд первой инстанции признал разумным срок для устранения выявленных прокуратурой нарушений в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что ОАО "РЖД" следует рекомендациям распоряжению Правительства от 21 апреля 2022 г. N 974-р, не являются основанием для отмены судебных постановлений.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, установленных частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в части оснащения технические средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется поэтапно в сроки, установленные соответствующими планами (паспортами) обеспечения транспортной безопасности, до 1 марта 2020 г., за исключением объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО "РЖД" или используемых этим обществом на ином законном основании, при условии, что оснащение указанных объектов и сооружений техническими средствами обеспечения транспортной безопасности осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 статьи 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение.
Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного следует, что постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г., которым утверждены Требования N 1635, является актом нормативного характера в отличии от распоряжения Правительства от 21 апреля 2022 г.
N 974-р, а, соответственно, рекомендаций.
Сроки оснащения объектов транспортной инфраструктуры и сооружений техническими средствами обеспечения транспортной безопасности установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 1635, которое было принято в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности". Поэтому, вопреки доводам апелляционной жалобы, в данном случае необходимо руководствоваться именно положениями, установленными указанными Требованиями N 1635, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г.
Ссылка на распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2022 г. N 974-р является несостоятельной также и в связи с тем, что обеспечение объектов транспортной инфраструктуры транспортной безопасностью необходимо во все время эксплуатации объектов транспортной безопасности.
Указанная выше правовая позиция изложена в определении четвертого КСОЮ от
1 августа 2024 г. по делу N 88-24337/24.
При изложенных выше обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, по существу принятого при правильном определении имеющих значение для дела обстоятельств. Нарушения норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, поскольку направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, основаны на субъективном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, при этом не содержат ссылок на обстоятельства, подтверждающие наличие оснований, предусмотренных законом для отмены или изменения решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 20.12.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «РЖД» - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме составлено 05.03.2025.
Председательствующий:
Судьи коллегии: