Решение по делу № 2-527/2011 от 05.04.2011

Решение по гражданскому делу

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Мировой судья Пушкинского  судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми Кристелева С.А.,

при секретаре Филипповой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре,

05 апреля 2011 года гражданское дело по иску Мишариной <ФИО1> к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о взыскании денежной компенсации  и компенсации морального вреда, 

УСТАНОВИЛ:

        Мишарина В.Ю. обратилась к мировому судье с иском к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о взыскании денежной компенсации в сумме 9194,70 руб.  и компенсации морального вреда в размере 10000,00руб.    

          В обоснование иска указала, что ее бабушка (мать отчима) - <ФИО2> являлась инвалидом 1 группы и согласно программы реабилитации нуждалась в обеспечении памперсами. В связи с отсутствием у Фонда возможности предоставить такие средства, истец приобретала их за счет собственных средств.  В апреле 2010 года истец обратилась к ответчику за возмещением понесенных ею расходов, с приложением фискальных и товарных чеков. Часть  денежных средств за приобретенные  памперсы и пеленки она получила по почте на основании доверенности, выданной <ФИО2> на имя  истца.  По заявлениям, направленным ею в ФСС  по РК в сентябре и октябре 2010 года,  денежные средства на счет не поступили.  16 ноября 2010 года <ФИО2> умерла, в связи с чем в выплате указанной в иске суммы было отказано. Считает действия регионального отделения незаконными, поскольку право на получение компенсации возникло у <ФИО2> при жизни. Полагает, что имеет право на получение невыплаченных, полагавшихся инвалиду, платежей, поскольку является лицом, которое понесло  фактические затраты.

          Истец в судебное  заседание не явилась.

         Представитель ответчика Прудникова Н.А, действующая по доверенности, исковые требования не признала и указала, что  истцу необходимо отказать в их удовлетворении. Суду пояснила, что заявления на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации от истца действительно поступали и были приняты ответчиком при жизни <ФИО2>  Однако 16 ноября 2010г. <ФИО2> умерла,  почтовый перевод, направленный 23.11.2010г на адрес умершей, был возвращен  ФГУП «Почта России» на счет ФСС по причине смерти инвалида. Средства денежной компенсации, причитавшиеся при жизни <ФИО2>, не  включаются в наследственную массу и также не выплачиваются представителю инвалида.

          Суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося истца в порядке ст.167 ГК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

          <ФИО2> была установлена 1 группа инвалидности бессрочно, в связи с чем, на основании индивидуальной программы реабилитации она была поставлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации в ГУ - региональном отделении Фонда социального страхования РФ по Республике Коми.

         16.11.2010г. <ФИО2> умерла, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.7).

13.09.2010г., 21.09.2010г. и  18.10.2010г. <ФИО2>  обращалась к ответчику с заявлениями о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные памперсы и абсорбирующего белья. На основании приказов Регионального отделения Фонда от 03.11.2010г. №3483-ТС и от 09.11.2010г. №3521-ТС по адресу проживания <ФИО2> 23.11.2010г.  был направлен почтовый перевод на общую сумму 8257,70руб., однако денежные средства возвращены на счет Фонда по причине смерти инвалида.

22.12.2010г. ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми отказало истице в выплате денежной компенсации на приобретение средств реабилитации, в связи с тем, что право на выплату является субъективным правом инвалида и после смерти инвалида переход права требования выплаты суммы компенсации к другому лицу не допускается.

          Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий из числа ветеранов,  протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008г. №240, определен порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами, техническими средствами реабилитации, а именно на основании заявления инвалида, индивидуальной программы реабилитации в пределах ассигнований, предусмотренных на обеспечение  техническими средствами реабилитации.

В соответствии с п.7 Правил в случае,  если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением).

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства (изделия), а также программы реабилитации (заключения) и документов, подтверждающих эти расходы.

Согласно п. 14 вышеназванных Правил, предусмотренная выплата осуществляется в месячный срок со дня принятия решения.

В судебном заседании 21.03.2010г., истец указала, что с заявлением о принятии наследства после умершей к нотариусу не обращалась, <ФИО2> являлась ее бабушкой - матерью отчима.

Согласно ответа, направленного в адрес суда  нотариусом Корткеросского нотариального округа Республики Коми <ФИО3>, наследственное дело к имуществу умершей <ФИО2> не заводилось.

В соответствии со ст. 1183 ГК РФ право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.

По смыслу ст. 1183 ГК РФ следует, что право на получение соответствующих денежных сумм  наследники имеют только тогда, когда эти суммы подлежали выплате самому наследодателю, но при жизни не были им получены.

Получение (выплата) причитающихся гражданину сумм пособий является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением права на получение сумм пособий конкретного вида и в определенном размере, что и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего денежную выплату.

Выплате денежных средств, предоставляемых гражданину в рамках заявленных правоотношений о взыскании  денежных сумм, предшествует принятие решения (акта) о выплате, начислении органом, рассматривающим заявление.

Наследники, поскольку они не являются субъектами конкретного вида правоотношения по получению денежных сумм, не вправе требовать предоставления им материального обеспечения, предусмотренного в рамках данного правоотношения, - природа и содержание их прав носят иной характер, их права производны от прав наследодателя только в части получения денежных сумм, полагающихся ему к выплате, но не полученных им при жизни. Не обладая всеми иными правами наследодателя, которые в соответствии с законом он мог реализовать в результате вступления в имущественные правоотношения, они не вправе совершать  действия, направленные на признание за умершим  права на получение денежных сумм и возложение в связи с этим на орган, осуществляющий выплаты, обязанности произвести выплату.

В соответствии с ч.2 ст.418 ГК РФ обязательство прекращается смертью кредитора, если исполнение предназначено лично для кредитора либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью кредитора. Федеральный закон  от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусматривает выплату компенсации иному лицу, поскольку в соответствии со ст.11 вышеназванного Закона компенсационные выплаты предназначены исключительно инвалиду и неразрывно с ним связаны.

          Судом достоверно установлено, что подлежащая <ФИО2> денежная компенсация за обеспечение средствами реабилитации - памперсами и абсорбирующим бельем,  была начислена к выплате при ее жизни. Заявленные истицей требования не подлежат удовлетворению, поскольку данная компенсация относится к суммам, полагающихся  выплате непосредственно инвалиду.

Довод истца о том, что <ФИО2> оформляла на нее доверенность по которой она получала денежные средства и действовала в ее интересах, не может быть принят судом во внимание, поскольку в соответствии с ч.1 ст. 188 ГК РФ действие доверенности прекращается вследствие  смерти гражданина, выдавшего доверенность.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Мишариной В.Ю.  о взыскании денежной компенсации не имеется.

Истцом также заявлено требование о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ответчиком и связанного с ее нервными переживаниями, ухудшением состояния здоровья и  одалживанием денег у знакомых.

В соответствии со ст. 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса РФ и статьей 151 Гражданского кодекса РФ.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежат компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ, под моральным вредом понимаются нравственные и физические страдания, причиненные действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

Действующее законодательство, регулирующее рассматриваемые правоотношения, не содержит норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина, поэтому иск в части взыскания компенсации морального вреда заявлен необоснованно и в его удовлетворении следует отказать.

          Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Мишариной <ФИО1> к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о взыскании денежной компенсации  и компенсации морального вреда,  отказать.

          Решение может быть обжаловано в Сыктывкарский городской суд через мирового судью в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

         

Мировой судья                                                                                                      С.А.Кристелева

Мотивированное решение изготовлено 08 апреля 2011 года

2-527/2011

Категория:
Гражданские
Суд
Пушкинский судебный участок г.Сыктывкара
Судья
Кристелева Светлана Алексеевна
Дело на странице суда
pushkinsky.komi.msudrf.ru
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее