Дело № 2-433/2023
РЕШЕНИЕ
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
30 июня 2023г. п. Весёлый
Багаевский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Васильева А.А.
с участием старшего помощника Ростовского межрайонного природоохранного прокурора Землянова Г.Н.
при секретаре: Кузьменко Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ к Веселовскому МУП ЖКХ, 3 лицо: Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия об обязании устранить нарушение законов в сфере обращения с отходами при эксплуатации полигона отходов, суд
УСТАНОВИЛ:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов РФ к Веселовскому МУП ЖКХ, ссылаясь на то, что прокуратурой была проведена проверка исполнения законов в сфере обращения с отходами, в частности по вопросу размещения отходов производства и потребления при эксплуатации полигона по адресу: <адрес>, примерно в 1,5 км по направлению на северо-запад от <адрес>.
Данный объект размещения отходов входит в зону деятельности регионального оператора ООО «Экоград-Н» и относится к Новочеркасскому межмуниципальному экологическому отходоперерабатывающему комплексу (далее, МЭОК).
Объект размещения отходов расположен на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 39600 кв.м, эксплуатируемом Веселовским МУП ЖКХ на основании договора аренды, заключенного с администрацией Веселовского района.
Полигон ТКО поставлен на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду с присвоением II категории и номера 60-0161 -001531 -П.
Во исполнение требований приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № в ДД.ММ.ГГГГ году Веселовским МУП ЖКХ проведена инвентаризация объектов размещения отходов, по итогам которой составлена характеристика объекта размещения отходов с вместимостью 90000 м3 (18000 т), количество размещенных отходов на объекте составляло 72000 м3 (14000 т), площадь объекта размещения отходов составляла 39600 кв.м.
Информация, содержащаяся в характеристике объекта размещения отходов, составленная по результатам проведения инвентаризации в ДД.ММ.ГГГГ году, послужила основанием для включения объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов (далее, ГРОРО) с присвоением кода №.
Веселовское МУП ЖКХ имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ серия № (виды работ: сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов III-IV классов опасности, размещение отходов IV класса опасности), выданную Департаментом Росприроднадзора по ЮФО. Срок действия - бессрочно.
Проведенной природоохранной прокуратурой совместно с Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия проверкой ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Веселовским МУП ЖКХ допущен ряд нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе эксплуатация объекта размещения отходов, исчерпавшего проектную мощность.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Согласно ст. 34, ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее, Закон об отходах) юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В ходе проверки произведены линейно-измерительные работы для определения площади и объема размещенных на объекте отходов, по результатам которых, согласно информации Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия, установлено следующее: фактическая площадь размещенных отходов составляет 20.344,29 кв.м, объем размещенных отходов на объекте – 66.410,73 м3, что составляет 53.128,584 т.
Вместе с тем, согласно характеристике объекта размещения отходов, составленной Веселовским МУП ЖКХ по итогам инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ года, вместимость объекта размещения отходов - 90000 м3, что составляет 18000 т.
В Территориальной схеме обращения с отходами Ростовской области, утвержденной постановлением министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № П-34, содержится информация о проектной мощности полигона объекта размещения отходов, эксплуатируемого Веселовским МУП ЖКХ, составляющей 90000 м3 или 18000 т.
Таким образом, полученные в ходе проверки результаты измерительных работ значительно превышают заявленные проектные данные по вместимости объекта размещения отходов - на 35.128,584 т. и свидетельствуют об исчерпании проектной мощности полигона ТКО.
Кроме того, согласно информации, полученной из формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», захоронило в ДД.ММ.ГГГГ 1179,17 т, в ДД.ММ.ГГГГ -112,71 т, в ДД.ММ.ГГГГ - 113,73 т, в ДД.ММ.ГГГГ - 122,8 т, в ДД.ММ.ГГГГ - 128,4 т, в ДД.ММ.ГГГГ - 5 150 т, в ДД.ММ.ГГГГ -5216 т отходов.
Исходя из изложенного, Веселовское МУП ЖКХ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ разместило на объекте ТКО 10.843,64 т, при этом, на момент составления характеристики объекта размещения отходов на полигоне ТКО в 2014 году уже было размещено 14000 т отходов, что также свидетельствует о превышении проектной мощности полигона, за что постановлением Багаевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № юридическое лицо Веселовское МУП ЖКХ привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ с наказанием в виде административного приостановления деятельности на 15 суток в отношении полигона размещения отходов.
При этом согласно информации Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия превышения размещенных отходов согласно отчетности 2-ТП (отходы) составляет 13.344,338 т.
Кроме того, согласно характеристике объекта размещения отходов в Веселовском районе, последний введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, при этом, согласно проектной документации, разработанной ОАО «Озон» в ДД.ММ.ГГГГ году и получившей положительное заключение государственной экспертизы в ДД.ММ.ГГГГ году, срок эксплуатации полигона - 10 лет с момента введения в эксплуатацию.
Таким образом, указанные факты влекут за собой невозможность дальнейшей эксплуатации объекта размещения отходов - полигона в Веселовском районе, что подтверждается, в том числе, информацией Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1657 установлены Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов (далее, Требования), в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений.
В силу пункта 32 Требований объект размещения твердых коммунальных отходов подлежит выводу из эксплуатации, в том числе после заполнения объекта размещения твердых коммунальных отходов до проектной вместимости, установленной проектной документацией на строительство или реконструкцию этого объекта.
Вывод объекта из эксплуатации и его ликвидация предусмотрен пунктом 33 Требований.
Так, вывод из эксплуатации объекта размещения твердых коммунальных отходов включает следующие мероприятия:
-прекращение приема и размещения отходов собственником и (или) эксплуатирующей организацией;
-проведение мероприятии по сохранению объекта размещения твердых коммунальных отходов в безаварийном состоянии, изоляции захороненных отходов, исключающей их негативное воздействие на окружающую среду, контролю состояния объекта размещения твердых коммунальных отходов и состояния окружающей среды в месте его размещения.
В силу пункта 22 приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» исключение объектов размещения отходов из ГРОРО производится правовыми актами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Исключение объектов размещения отходов из ГРОРО осуществляется в случае, в том числе, получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в уведомительном порядке от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов, заявления о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов.
Пунктом 4 статьи 12 Закона об отходах установлено, что собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, которым утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее, Правила).
Таким образом, в соответствии с изложенными нормами законов объекты размещения отходов после окончания их эксплуатации и по результатам вывода из эксплуатации подлежат обязательной рекультивации, а земли - восстановлению.
Согласно пункту 2 Правил под рекультивацией земель понимаются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
В соответствии с пунктом 3 Правил, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В силу пунктов 6, 8 Правил, рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Кроме того, согласно пункту 23 Правил в случаях, установленных федеральными законами, проект рекультивации земель до его утверждения подлежит государственной экологической экспертизе.
Пунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» установлено, что объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня является, в том числе проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе, которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.
Согласно пунктам 11.1, 11.5 раздела 11 книги № проектной документации объекта размещения отходов закрытие полигона осуществляется после отсыпки его на проектную отметку, превышение проектной отметки свыше 10 % не допускается. Проектная документация на закрытие в целях последующего использования территории полигона обезвреживания ТБО должна разрабатываться дополнительно.
Таким образом, в нарушение ч. 4 ст. 12 Закона об отходах, п. п. 32, 33 Требований Веселовским МУП ЖКХ осуществляется размещение отходов производства и потребления на полигоне ТКО в Веселовском районе, исчерпавшем проектную мощность за пределами сроков эксплуатации, и не выведенном из эксплуатации.
Кроме того, Веселовским МУП ЖКХ в нарушение п. п. 1, 2 ст. 19 Закона об отходах допущены искажения заполнения сведений отчетности, при ведении учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, что повлекло несоответствие между объемами размещенных отходов на полигоне, полученными по результатам измерительных работ, произведенных природоохранной прокуратурой и объемами размещенных отходов на полигоне в Веселовском районе, содержащихся в отчетности 2-ТП (отходы), предоставляемой в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия.
Данная правовая позиция подтверждается следующей судебной практикой: определением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № по делу №, постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ № по делу №, постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от ДД.ММ.ГГГГ № по делу №
Наличие фактов нарушений законов подтверждается материалами проверки, справкой Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГ.
С целью устранения нарушений закона Ростовским межрайонным природоохранным прокурором директору МУП Веселовское ЖКХ ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. Вместе с тем, по результатам его рассмотрения нарушения законов фактически не устранены.
По постановлениям природоохранного прокурора Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия по данным фактам нарушений природоохранного законодательства привлечены должностные лица Веселовского МУП ЖКХ, в том числе по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.
Региональным оператором по обращению с отходами ООО «ЭКОГРАД-Н» организовано строительство очередного объекта Новочеркасского МЭОКа в Кагальницком районе. Строительство объекта Новочеркасского МЭОКа, расположенного в Кагальницком районе, в соответствии с пунктом 110 плана реализации государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование» на ДД.ММ.ГГГГ год, являющегося приложением к приказу министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от № № ввод в эксплуатацию Новочеркасского МЭОКа запланирован ДД.ММ.ГГГГ, что позволит обеспечить транспортирование ТКО на новый объект и прекратить транспортирование на полигон, исчерпавший проектную мощность.
Учитывая изложенное, с ДД.ММ.ГГГГ размещение отходов возможно на новом объекте Новочеркасского МЭОКа.
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия должно быть привлечено в качестве третьего лица на стороне прокурора в связи с тем, что Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор, осуществляет прием деклараций о воздействии на окружающую среду объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору) (п. п. 1, 4.17 Положения о Межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ №).
Исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений, рассматриваются и разрешаются судами общей юрисдикции (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ).
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции РФ одним из таких прав является право каждого на благоприятную окружающую среду.
Нарушения законов при размещении отходов производства и потребления создает реальную угрозу загрязнения и засорения почвы, как компонента окружающей среды, что нарушает права неопределенного круга лиц, а также интересы Российской Федерации, осуществляющей государственную политику в данном направлении.
Просит суд обязать Веселовское МУП ЖКХ (ИНН №) прекратить с ДД.ММ.ГГГГ прием и размещение твердых коммунальных отходов на объекте размещения отходов - полигоне, расположенном по адресу: <адрес>, примерно в 1,5 км по направлению на северо-запад от <адрес>, и обеспечить в срок до ДД.ММ.ГГГГ вывод его из эксплуатации.
Обязать Веселовское МУП ЖКХ (ИНН №) ДД.ММ.ГГГГ направить в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования заявление о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов - полигона, расположенного по адресу: <адрес>, примерно в 1,5 км по направлению на северо-запад от <адрес>, для исключения последнего из государственного реестра объектов размещения отходов.
Обязать Веселовское МУП ЖКХ (ИНН №) обеспечить в срок до ДД.ММ.ГГГГ рекультивацию объекта размещения отходов - полигона, расположенного по адресу: <адрес>, примерно в 1,5 км по направлению на северо-запад от <адрес>, в соответствии с проектом, соответствующим требованиям Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, и получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В подготовительной части судебного заседания и в ходе рассмотрения дела судом в качестве соответчика привлечена Администрация Веселовского района Ростовской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – ООО «Экоград-Н».
В судебном заседании ст. помощником Ростовского межрайонного природоохранного прокурора Земляновым Г.Н. доводы искового заявления поддержаны, просил суд удовлетворить исковые требования, пояснив, что доводы представителя МУП ЖКХ и ООО «Экоград-Н» являются несостоятельными, так как противоречат установленным фактам.
Представители Веселовского МУП ЖКХ Кучерова М.В. (по доверенности), Беличко Л.А. (директор), каждый в отдельности, не согласились с п.3 исковых требований, пояснив, что они не обязаны обеспечить рекультивацию полигона, так как не являются его собственниками. Не согласны со сроками закрытия полигона, так как неизвестно будет ли к этому времени построен новый МЭОК.
Представитель Администрации Веселовского района (по доверенности) Коденко В.И. суду пояснил, что они не возражают принимать участие в рекультивации полигона, если суд примет такое решение.
Представитель Межренгионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия Костенко С.С. (по доверенности) с доводами искового заявления согласилась, поддержала их.
Представитель ООО «Экорад-Н» Топилина Н.Ю. (по доверенности) с доводами иска не согласилась по основания, изложенным в письменном отзыве (т.2 л.д.189-191), пояснив, что сроки введения в эксплуатацию нового МЭОК на территории Кагальницкого района предполагается лишь с ДД.ММ.ГГГГ., региональному оператору будет необходимо перераспределить потоки отходов, что приведет к увеличению стоимости услуги для населения. Кроме того, истцов не предоставлено доказательств реальности наступления опасности причинения вреда окружающей среде дальнейшим использованием данного полигона.
Выслушав представителей, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции РФ одним из таких прав является право каждого на благоприятную окружающую среду.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 5 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способ которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами; иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
В силу статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощения, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (ч. 3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации)
На основании п. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ст. 34, ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1657 установлены Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений.
В силу пункта 32 Требований объект размещения твердых коммунальных отходов подлежит выводу из эксплуатации, в том числе после заполнения объекта размещения твердых коммунальных отходов до проектной вместимости, установленной проектной документацией на строительство или реконструкцию этого объекта.
Вывод объекта из эксплуатации и его ликвидация предусмотрен пунктом 33 Требований.
Так, вывод из эксплуатации объекта размещения твердых коммунальных отходов включает следующие мероприятия:
- прекращение приема и размещения отходов собственником и (или) эксплуатирующей организацией;
- проведение мероприятий по сохранению объекта размещения твердых коммунальных отходов в безаварийном состоянии, изоляции захороненных отходов, исключающей их негативное воздействие на окружающую среду, контролю состояния объекта размещения твердых коммунальных отходов и состояния окружающей среды в месте его размещения.
В силу пункта 22 приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» исключение объектов размещения отходов из ГРОРО производится правовыми актами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Исключение объектов размещения отходов из ГРОРО осуществляется в случае, в том числе, получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в уведомительном порядке от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов, заявления о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов.
Пунктом 4 статьи 12 Закона об отходах установлено, что собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, которым утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель.
Таким образом, в соответствии с изложенными нормами законов объекты размещения отходов после окончания их эксплуатации и по результатам вывода из эксплуатации подлежат обязательной рекультивации, а земли – восстановлению.
Согласно пункту 2 Правил под рекультивацией земель понимаются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
В соответствии с пунктом 3 Правил, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В силу пунктов 6, 8 Правил, рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.
Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.
Кроме того, согласно пункту 23 Правил в случаях, установленных федеральными законами, проект рекультивации земель до его утверждения подлежит государственной экологической экспертизе.
Пунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» установлено, что объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня является, в том числе проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе, которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления.
Судом установлено, что природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения законов в сфере обращения с отходами, в частности по вопросу размещения отходов производства и потребления при эксплуатации полигона по адресу: <адрес>, примерно в 1,5 км по направлению на северо-запад от <адрес>.
Данный объект размещения отходов входит в зону деятельности регионального оператора ООО «Экоград-Н» и относится к Новочеркасскому МЭОК.
Объект размещения отходов расположен на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 39600 кв.м, эксплуатируемом Веселовским МУП ЖКХ на основании договора аренды, заключенного с администрацией Веселовского района.
Полигон ТКО поставлен на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду с присвоением II категории и номера 60-0161 -001531 –П, что никем не оспаривается.
Веселовским МУП ЖКХ проведена инвентаризация объектов размещения отходов, по итогам которой составлена характеристика объекта размещения отходов с вместимостью 90000 м3 (18000 т), количество размещенных отходов на объекте составляло 72000 м3 (14000 т), площадь объекта размещения отходов составляла 39600 кв.м.
Информация, содержащаяся в характеристике объекта размещения отходов, составленная по результатам проведения инвентаризации в ДД.ММ.ГГГГ году, послужила основанием для включения объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов (далее, ГРОРО) с присвоением кода №.
Веселовское МУП ЖКХ имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ серия № (виды работ: сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов III-IV классов опасности, размещение отходов IV класса опасности), выданную Департаментом Росприроднадзора по ЮФО. Срок действия - бессрочно.
Проведенной природоохранной прокуратурой совместно с Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия проверкой ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Веселовским МУП ЖКХ допущен ряд нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе эксплуатация объекта размещения отходов, исчерпавшего проектную мощность.
В ходе проверки произведены линейно-измерительные работы для определения площади и объема размещенных на объекте отходов, по результатам которых, согласно информации Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия, установлено следующее: фактическая площадь размещенных отходов составляет 20.344,29 кв.м, объем размещенных отходов на объекте – 66.410,73 м3, что составляет 53.128,584 т.
Вместе с тем, согласно характеристике объекта размещения отходов, составленной Веселовским МУП ЖКХ по итогам инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ года, вместимость объекта размещения отходов - 90000 м3, что составляет 18000 т.
В Территориальной схеме обращения с отходами Ростовской области, утвержденной постановлением министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №, содержится информация о проектной мощности полигона объекта размещения отходов, эксплуатируемого Веселовским МУП ЖКХ, составляющей 90000 м3 или 18000 тонн.
Таким образом, полученные в ходе проверки результаты измерительных работ значительно превышают заявленные проектные данные по вместимости объекта размещения отходов - на 35.128,584 тонн и свидетельствуют об исчерпании проектной мощности полигона ТКО.
Веселовское МУП ЖКХ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ разместило на объекте ТКО 10.843,64 т, при этом, на момент составления характеристики объекта размещения отходов на полигоне ТКО в ДД.ММ.ГГГГ уже было размещено 14000 т отходов, что также свидетельствует о превышении проектной мощности полигона, за что постановлением Багаевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № юридическое лицо Веселовское МУП ЖКХ привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ с наказанием в виде административного приостановления деятельности на 15 суток в отношении полигона размещения отходов.
При этом согласно информации Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия превышения размещенных отходов согласно отчетности 2-ТП (отходы) составляет 13.344,338 т.
Согласно характеристике объекта размещения отходов в Веселовском районе, последний введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ, при этом, согласно проектной документации, разработанной ОАО «Озон» в ДД.ММ.ГГГГ году и получившей положительное заключение государственной экспертизы в ДД.ММ.ГГГГ, срок эксплуатации полигона - 10 лет с момента введения в эксплуатацию.
Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором внесено представление в адрес Веселовского МУП ЖКХ, однако нарушение законов фактически ответчиком не устранены.
По постановлениям природоохранного прокурора Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия по данным фактам нарушений природоохранного законодательства привлечены должностные лица Веселовского МУП ЖКХ, в том числе по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.
Все постановления о привлечении Веселовского МУП ЖКХ к административной ответственности вступили в законную силу, как не обжалованные.
Региональным оператором по обращению с отходами ООО «ЭКОГРАД-Н» организовано строительство очередного объекта Новочеркасского МЭОКа в <адрес>. Строительство объекта Новочеркасского МЭОКа, расположенного в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год, ввод в эксплуатацию Новочеркасского МЭОКа запланирован ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы ответчика о том, что при составлении в ДД.ММ.ГГГГ характеристики объекта размещения отходов в <адрес> допущена арифметическая ошибка, несостоятелен.
Так, согласно материалам дела, Веселовским МУП ЖКХ в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования неоднократно направлялись информации о наличии ошибки в характеристики объекта в целях продления срока эксплуатации полигона, вместе с тем, проектная документация, обосновывающая такое продление, является объектом государственной экологической экспертизы.
Таким образом, как указано федеральным органом исполнительной власти характеристика объекта размещения отходов, в которой отсутствует информация о наличии проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта размещения отходов, заключения государственной экологической экспертизы проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта размещения отходов, подтверждающая продление срока эксплуатации, не может являться основанием для внесения изменений в государственный реестр объектов размещения отходов.
Аналогичная позиция содержится в иных ответах Росприроднадзора в адрес Веселовского МУП ЖКХ.
Довод Веселовского МУП ЖКХ о том, что полигон размещения отходов не исчерпал проектную мощность опровергается материалами проверки Ростовской межрайонной природоохранной прокуратуры, проведенными линейно-измерительными работами, по результатам которых, согласно информации Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия, установлен факт превышения объема и массы размещенных отходов на объекте относительно проектной вместительности.
В соответствии с пунктом 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Таким образом, судом установлено, что фактически предприятие осуществляет свою деятельность по эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов с превышением основных технико-экономических показателей полигона по мощности размещения отходов, что привело к невозможности его дальнейшей эксплуатации, а также повлекло ухудшение качества земель и их деградацию, при этом, Веселовское МУП ЖКХ не провело работы по рекультивации земель, а также не восстановило плодородие почв.
Касательно довода ответчика и третьего лица о преждевременности закрытия объекта размещения отходов в <адрес> установлено, что региональным оператором по обращению с отходами ООО «ЭКОГРАД-Н» организовано строительство очередного объекта Новочеркасского МЭОКа в <адрес>.
Строительство объекта Новочеркасского МЭОКа, расположенного в <адрес> запланировано на ДД.ММ.ГГГГ, ввод в эксплуатацию на ДД.ММ.ГГГГ, что позволит обеспечить транспортирование ТКО на новый объект и прекратить транспортирование на полигон, исчерпавший проектную мощность. Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что с ДД.ММ.ГГГГ размещение отходов возможно на новом объекте Новочеркасского МЭОКа.
Кроме того, в соответствии со ст. 203 ГПК РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из статьи 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В силу п. 24 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» от имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляли органы местного самоуправления, в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 10 и 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что строительство, реконструкция, консервация, ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы, проводимой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, проектной документации указанных объектов. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из Устава МО «Веселовский район» следует, что к вопросам местного значения Веселовского района относятся: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Веселовского района.
Из ст. 37 этого же Устава следует, что Администрация Веселовского района под руководством главы Администрации Веселовского района: - участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Веселовского района; организует мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Из постановления Администрации Веселовского района от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с исполнением договоров аренды муниципального имущества и земельных участков МО «Веселовский район» следует, что предоставляется лицам, указанным в пункте 2 настоящего постановления (арендаторы), по договорам аренды муниципального имущества Веселовского района (в том числе земельных участков) меры поддержки.
Договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. за № с кадастровым номером №, находящегося в муниципальной собственности МО «Веселовский район» и переданного в хозяйственное ведение Веселовскому МУП ЖКХ, в обязанность Веселовского МУП ЖКХ не вменена ответственность по разработке проекта рекультивации и культивации объекта размещения отходов - полигона.
При вышеизложенных обстоятельствах, учитывая, что локальные нормативные акты не предусматривает выделение денежных средств унитарному предприятию для вышеуказанных целей, что администрация района не возражала об их привлечении в качестве соответчика по настоящему делу, а также поддержала доводы ответчика относительно исполнения именно ими 3 пункта исковых требований, суд полагает возможным возложить эту обязанность, как на арендатора, так и на арендодателя земельного участка.
Иные доводы третьего лица и ответчика относительно сроков строительства нового полигона и цены коммунальных услуг, правового значения не имеют.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Веселовское МУП ЖКХ (ИНН №) прекратить с ДД.ММ.ГГГГ прием и размещение твердых коммунальных отходов на объекте размещения отходов - полигоне, расположенном по адресу: <адрес>, примерно в 1,5 км по направлению на северо-запад от <адрес>, и обеспечить в срок до ДД.ММ.ГГГГ вывод его из эксплуатации.
Обязать Веселовское МУП ЖКХ (ИНН № ДД.ММ.ГГГГ направить в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования заявление о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов - полигона, расположенного по адресу: <адрес>, примерно в 1,5 км по направлению на северо-запад от <адрес>, для исключения последнего из государственного реестра объектов размещения отходов.
Обязать Веселовское МУП ЖКХ (ИНН №), Администрацию Веселовского района Ростовской области (ИНН №) обеспечить в срок до ДД.ММ.ГГГГ рекультивацию объекта размещения отходов - полигона, расположенного по адресу: <адрес>, примерно в 1,5 км по направлению на северо-запад от <адрес>, в соответствии с проектом, соответствующим требованиям Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800, и получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Багаевский районный суд Ростовской области в течение 1 месяца.
Мотивированный текст решения изготовлен 3.07.2023г.
Судья: