Дело № 2а-206/13-2021 г.
46RS0030-01-2020-010199-97
46RS0030-01-2020-010191-24
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2021 года г.Курск
Ленинский районный суд г.Курска в составе:
председательствующего судьи: Авериновой А.Д.,
при секретаре: Коршунове А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каракулина Анатолия Павловича, Васильевой Ольги Сергеевны, Вытовтова Виктора Николаевича, Разиньковой Елены Викторовны, Чаплыгина Сергея Александровича, Шульга Нины Ивановны к государственному регистратору Марченко М.Е., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об оспаривании решений,
У С Т А Н О В И Л:
Административные истцы Васильева О.С., Вытовтов В.Н., Разинькова Е.В., Чаплыгин С.А., Шульга Н.И. обратились в Ленинский районный суд г. Курска с вышеназванным административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Курской области, государственному регистратору Марченко М.Е. При этом указав, что ими было подано заявление в Управление Росреестра по Курской области о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права долей из земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>. Однако, решением государственного регистратора осуществление государственной регистрации и кадастрового учета было приостановлено, поскольку площадь исходного земельного участка меньше площади образуемого. Впоследствии было принято решение об отказе в государственной регистрации. Считает, что решение о приостановлении и решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права является незаконным и нарушает права административных истцов, поскольку выдел земельного участка был осуществлен административными истцами в соответствии с требованиями действующего законодательства, все необходимые документы были предоставлены административными истцами. Просили признать незаконными действия Управления Росреестра по Курской области, выразившиеся в сообщении об отказе в государственной регистрации от 19.06.2020 г. № № и обязать Управление Росреестра по Курской области осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию прав на земельный участок, образованный путем выдела из земельного участка с кадастровым номером № на основании документов предоставленных Васильевой О.С., Шельге Н.И., Чаплыгину С.А., Разиньковой Е.В., Вытовтову В.Н. на кадастровый учет и регистрации права собственности вместе с заявлением №, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением от 12.11.2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Пристенская зерновая компания».
Административный истец Каракулин А.П. обратился в Ленинский районный суд г. Курска с вышеназванным административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Курской области, государственному регистратору Марченко М.Е. При этом указав, что им было подано заявление в Управление Росреестра по Курской области о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права долей из земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>. Однако, решением государственного регистратора осуществление государственной регистрации и кадастрового учета было приостановлено, поскольку площадь исходного земельного участка меньше площади образуемого. Впоследствии было принято решение об отказе в государственной регистрации. Считает, что решение о приостановлении и решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права является незаконным и нарушает права административных истцов, поскольку выдел земельного участка был осуществлен административным истцом в соответствии с требованиями действующего законодательства, все необходимые документы были предоставлены административным истцом. Просил признать незаконными действия Управления Росреестра по Курской области, выразившиеся в сообщении об отказе в государственной регистрации от 19.06.2020 г. № № и обязать Управление Росреестра по Курской области осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию прав на земельный участок, образованный путем выдела из земельного участка с кадастровым номером № на основании документов предоставленных Каракулиным А.П. на кадастровый учет и регистрации права собственности вместе с заявлением №, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением от 12.11.2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Пристенская зерновая компания».
Определением от 09.12.2020 г. административное дело №2а-6636/32-2020 г. по административному иску Каракулина А.П. к Управлению Росреестра по Курской области, государственному регистратору Управления Росреестра по Курской области Марченкго М.Е. об оспаривании решения и административное дело № 2а-6635/32-2020 г. по административному иску Васильевой О.С., Шельге Н.И., Чаплыгину С.А., Разиньковой Е.В., Вытовтову В.Н. к Управлению Росреестра по Курской области, государственному регистратору Управления Росреестра по Курской области Марченкго М.Е. об оспаривании решения объединены в одно производство с присвоением административному делу № 2а-6635/32-2020 г.
Определением от 21.01.2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области.
Определением от 26.02.2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен кадастровый инженер Чайковская Л.В.
В судебное заседание не явились административные истцы Васильева О.С., Вытовтов В.Н., Разинькова Е.В., Чаплыгин С.А., Шульга Н.И., Каракулин А.П. О слушании дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела им заявлено не было.
Представитель административного истца Каракулина А.П. по доверенности Борзенков Р.Э. в судебном заседании заявленные требования с учетом дополнения поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по изложенным в административном иске основаниям.
В судебное заседание не явился административный ответчик государственный регистратор Марченко М.Е. О слушании дела извещена надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела ею заявлено не было.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Курской области по доверенности Милюкина Е.И. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, т.к. оспариваемые решения соответствуют требованиям действующего законодательства. Оснований для признания их незаконными и отмене не имеется. Правовая экспертиза государственным регистратором проведена в соответствии с Федеральным законом №218-ФЗ.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО «Пристенская зерновая компания» по доверенности Брежнев А.В. просил в удовлетворении заявленных требований отказать. При этом указав, что Общество уточняет границы земельного участка с кадастровым номером, выделенного в счет невостребованных земельных долей из исходного земельного участка с кадастровым номером №. На публикацию о согласовании проекта межевания были поданы возражения.
Представитель заинтересованного лица филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курской области в судебное заседание не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом. Предоставил пояснение, в которых просил рассмотреть дело в их отсутствие и в удовлетворении заявленных требований административным истцам отказать.
В судебном заседании кадастровый инженер Чайковская Л.В. просила удовлетворить заявленные требования, поскольку проект межевания был составлен в соответствии с действующим законодательством. Фактически земля для выдела имеется.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
В ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 настоящего Кодекса по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Анализ приведенной нормы свидетельствует о том, что для признания оспариваемого действия или решения государственного, муниципального органа или должностного лица незаконным необходимо наличие двух условий одновременно: противоречия его закону и нарушения им прав и свобод административного истца.
В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются земельные участки.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с Федеральными законами.
Следовательно, для признания земельного участка объектом земельных отношении необходимо, чтобы он был индивидуализирован, т.е. определены его размер, границы и местоположение.
Согласно п. 1 ст. 246 и п. 1 ст. 247 ГК РФ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В соответствии со ст. 252 п. 2 ГК РФ участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.
На основании части 5 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 - 6 статьи 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи. Если решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей (пункт 4 статьи 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определено, что извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.Извещение, указанное в пункте 10 настоящей статьи, должно содержать сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункт 8 настоящей статьи, а также сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами обоснованных возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (пункт 11 статьи 13.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). В случае если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с пунктами 9 - 11 настоящей статьи от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным. Кадастровый инженер обязан составить заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (пункт 12 статьи 13.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка. Споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде (пункт 14 статьи 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ст. 1 вышеназванного Закона Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 35 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если объект недвижимости, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.
Положениями статьи 47 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» закреплены особенности государственной регистрации прав на земельную долю, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 47 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, являются документ или документы, которые подтверждают право собственности на земельную долю или земельные доли и к которым должны быть приложены перечисленные в данном пункте документы.
В силу п.п. 3 п.3 ст. 41 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости соответственно являются: соглашение о выделе доли в натуре в праве общей собственности на объект недвижимого имущества либо заверенная уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копия протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении проекта межевания земельных участков, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки в случае образования земельного участка на основании решения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения - при выделе земельного участка в счет доли в праве общей собственности.
Межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, является одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета (пункт 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В силу пункта 1 части 2 статьи 22 названного Федерального закона, межевой план представляет собой документ, в котором указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 13 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. № 921 утверждены требования к подготовке межевого плана.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 12 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, декларированной площадью 117800 кв.м., категория земель- земли сельскохозяйственного назначения-для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> находиться в общей долевой собственности. Так, Васильева О.С. является собственником 4,91 га (на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 18.09.2009 г.), Вытовтов В.Н. ( на основании договора дарения от 18.03.2010 г.) соответственно 4,91 га, Разинькова Е.В. (на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 28.02.2012 г.)-4,91 га, Чаплыгин С.А. (на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 15.10.2008 г.) - 4,91 га, Шульга Н.И. (на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 13.11.2004 г.) -4,91 га, Каракулин А.П. ( на основании договора купли-продажи от 13.05.2018 г., заключенного между ФИО19 и Каракулиным А.П., на основании договора купли-продажи от 06.07.2018 г., заключенного между ФИО17 и Каракулиным А.П., на основании договора купли-продажи от 01.06.2018 г., заключенного между ФИО18 и Каракулиным А.П.) -14,73 га.
03.03.2020 г. Васильева О.С. обратилась в Управление Росреестра по Курской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на 1/5 долю земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Кроме того, 03.03.2020 г. Вытовтов В.Н. обратился в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на 1/5 долю земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Также, 03.03.2020 г. Разинькова Е.В. обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на 1/5 долю земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>. Кроме того, 03.03.2020 г. Чаплыгин С.А. обратился в Управление Росреестра по Курской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на 1/5 долю земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, приложив: квитанции об уплате госпошлины, извещение о согласовании местоположения границ выделенного земельного участка, решение участника долевой собственности об утверждении проекта межевания земельного участка от 13.07.2018 г., решение участника долевой собственности об утверждении проекта межевания земельного участка от 29.08.2019 г., соглашение об определении размера земельных долей от 29.08.2019 г., проект межевания земельных участков от 29.08.2019 г., межевой план от 05.02.2020 г., заключение кадастрового инженера.
Решением Управления Росреестра по Курской области от 19.03.2020 г. осуществление государственной регистрации было приостановлено до 18.06.2020 г., посколькуплощадь образуемого объекта недвижимости меньше площади исходного земельного участка с кадастровым номером №, содержащихся в сведениях ЕГРН. Кроме того, было сообщено, что при формировании ЗУ1 происходит наложение границ с земельным участком с кадастровым номером №, было рекомендовано переоформить межевой план в соответствии с требованиями, предусмотренные законодательством, о чем было сообщено Вытовтову В.Н., Васильевой О.С., Разиньковой Е.В., Чаплыгину С.А., Шульга Н.И. уведомлением от 19.03.2020 г. за №.
19.06.2020 г. Управлением Росреестра по Курской области Вытовтову В.Н., Васильевой О.С., Разиньковой Е.В., Чаплыгину С.А., Шульга Н.И. отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации, т.к. не устранены препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации причины, о чем ему было сообщено уведомлением № №, №.
Также, 03.03.2020 г. Каракулин А.П. обратился в Управление Росреестра по Курской области с заявлением о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, приложив: квитанцию об уплате госпошлины, извещение о согласовании местоположения границ выделенного земельного участка, решение участника долевой собственности об утверждении проекта межевания земельного участка от 04.10.2019 г., проект межевания земельного участка от 04.10.2019 г., межевой план от 05.02.2020 г., заключение кадастрового инженера.
Решением Управления Росреестра по Курской области от 19.03.2020 г. осуществление государственной регистрации было приостановлено до 18.06.2020 г., посколькуплощадь образуемого объекта недвижимости меньше площади исходного земельного участка с кадастровым номером №99, содержащихся в сведениях ЕГРН. Кроме того, было сообщено, что при формировании ЗУ1 происходит наложение границ с земельным участком с кадастровым номером №, было рекомендовано переоформить межевой план в соответствии с требованиями, предусмотренные законодательством, о чем было сообщено Каракулину А.П. уведомлением от 19.03.2020 г.
19.06.2020 г. Управлением Росреестра по Курской области Каракулину А.П. отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации, т.к. не устранены препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации причины, о чем ему было сообщено уведомлением № Ф46/20-12825.
Как следует из предоставленных материалов, решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права Управления Росреестра по Курской области от 22.05.2020 г. по заявлению Разиньковой Е.В. было принято решение об отклонении решения о приостановлении.
Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права Управления Росреестра по Курской области от 22.05.2020 г. по заявлению Каракулина А.П. было принято решение об отклонении решения о приостановлении.
Установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> был сформирован из земельного участка с кадастровым номером № в счет невостребованных земельных долей (109 долей участников общей долевой собственности).
По состоянию на 07.05.2020 г. из указанного земельного участка были образованы земельные участки общей площадью 5251200 кв.м. (107 земельных долей).
Кроме того, из земельного участка с кадастровым номером № был сформирован земельный участок с кадастровым номером № был сформирован в счет земельных долей ранее выделенных.
Участники общей долевой собственности в количестве 338 человек (в том числе: наследодатель Васильевой О.С., наследодатель Чаплыгина С.А., наследодатель Шульги Н.И., наследодатель ФИО19 и наследодатель Гнездиловой (Кандауровой) Г.В. заключили договор от 24.05.2001 г. аренды земельного участка площадью 1956,03 га с ООО «Агрофирма Любостань».
Данный договор был зарегистрирован в ЕГРН.
Установлено и не отрицалось сторонами в судебном заседании, указанные земельные доли (Васильевой О.С., Чаплыгина С.А., Шульги Н.И., ФИО19 и Гнездиловой (Кандауровой) Г.В.) фактически должны находятся в земельном участке с кадастровым номером № в связи с наличием договора аренды.
Ошибки, указанные в ЕГРН в части нахождения земельных долей Васильевой О.С., Чаплыгина С.А., Шульги Н.И., ФИО19 и Гнездиловой (Кандауровой) Г.В. до настоящего времени не исправлены.
Данные обстоятельства подтверждаются: материалами регистрационных дел, решениями о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права Управления Росреестра по Курской области от 22.05.2020 г., договором аренды земель сельскохозяйственного назначения от 24.05.2001 г., свидетельством о праве на наследство по закону от 18.09.2009 г., договором дарения от 18.03.2010 г., свидетельством о праве на наследство по закону от 28.02.2012 г., свидетельством о праве на наследство по закону от 15.10.2008 г., свидетельством о праве на наследство по закону от 13.11.2004 г., договором купли-продажи от 13.05.2018 г., договором купли-продажи от 06.07.2018 г., договором купли-продажи от 01.06.2018 г., а также иными материалами дела.
Довод представителя административного истца о том, что площадь земельного участка является декларированной, не является основанием для удовлетворения заявленных требований.
Предоставленный представителем Каракулина А.П. ответ на обращение от 16.07.2020 г. № не имеет правового значения при рассмотрении настоящего дела, т.к. дан в отношении иного земельного участка.
Утверждение о том, что в решении о приостановлении неверно указано о наложении границ с земельным участком с кадастровым номером №, является состоятельным, но не являются основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку решение о приостановлении не было самостоятельно оспорено административными истцами. Так, действительно, пересечение границ образуемых земельных участков с земельным участком с кадастровым номером № в ЕГРН не было установлено, однако, данное основание не явилось основанием для отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права от 19.06.2020 г.
Частями 9 и 11 статьи 226 КАС Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС Российской Федерации, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Поскольку в рамках рассмотрения настоящего дела не предоставлено доказательств того, что решения о приостановлении государственной регистрации от 19.03.2020 г. были отменены либо о том, что орган регистрации прав снял приостановление, то по истечении срока приостановления осуществления государственной регистрации и при неустранении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решений о приостановлении, Управлением Росреестра по Курской области правомерно на основании ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ приняты оспариваемые решения об отказе в осуществлении государственной регистрации от 19.06.2020 г.
При таких обстоятельствах, оспариваемые решения приняты уполномоченным лицом в рамках предоставленной компетенции, порядок принятия решения соблюден, содержания решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, прав и законных интересов административных истцов не нарушает, а потому оснований для удовлетворения требований как о признании незаконными действий, выразившихся в сообщении об отказе в государственной регистрации от 19.06.2020 г. №№ и от 19.06.2020 №№, так и обязании Управление Росреестра по Курской области осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию прав на земельный участок образованный путем выдела из земельного участка с кадастровым номером № на основании документов представленных Васильевой О.С., Шульга Н.И., Чаплыгиным С.А., Разиньковой Е.В., Вытовтовым В.Н. на кадастровый учет и регистрацию права собственности с заявлением №, № от 03.03.2020 г., и предоставленных Каракулиным А.П. на кадастровый учет и регистрацию права собственности с заявлением №, № от 03.03.2020 г., не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления Каракулина Анатолия Павловича, Васильевой Ольги Сергеевны, Вытовтова Виктора Николаевича, Разиньковой Елены Викторовны, Чаплыгина Сергея Александровича, Шульга Нины Ивановны к государственному регистратору Марченко М.Е., Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области о признании незаконными действий, выразившихся в сообщении об отказе в государственной регистрации от 19.06.2020 г. №№ и от 19.06.2020 №№ и обязании Управление Росреестра по Курской области осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию прав на земельный участок образованный путем выдела из земельного участка с кадастровым номером № на основании документов представленных Васильевой О.С., Шульга Н.И., Чаплыгиным С.А., Разиньковой Е.В., Вытовтовым В.Н. на кадастровый учет и регистрацию права собственности с заявлением №, № от 03.03.2020 г., и предоставленных Каракулиным А.П. на кадастровый учет и регистрацию права собственности с заявлением №, № от 03.03.2020 г., отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г.Курска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с мотивированным решением стороны могут ознакомиться 31.03.2021 г.
Судья