УИД 11RS0016-01-2024-000088-04
Дело № 2-261/2024
г. Сыктывкар № 33-8351/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,
судей Перминовой Н.А., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрела в судебном заседании 16 декабря 2024 года дело по исковому заявлению Николова Ивана Николова, Николовой Оксаны Сергеевны к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании права долевой собственности на дом,
по апелляционной жалобе Николова Ивана Николова, Николовой Оксаны Сергеевны на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 12 сентября 2024 года.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Николов И.Н., Николова О.С. обратились в суд с иском к администрации муниципального района «Сыктывдинский» о признании долевой собственности на жилой дом, возведенный на принадлежащем истцам земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <Адрес обезличен>
В обоснование требований указали, что земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен> имеет разрешенный вид использования – личное подсобное хозяйство на полевых участках. На указанном участке без оформления разрешительной документации истцами был возведен жилой дом, после чего они обратились с заявлением о государственной регистрации права собственности на него, однако государственная регистрация была приостановлена по причине несоответствия вида разрешенного использования земельного участка построенному объекту. Вместе с тем, установленный ответчиком вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> не соответствует требованиям закона, в связи с чем не должны применяться установленные в связи с этим запреты на строительство жилого дома в границах населенного пункта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация СП «Выльгорт».
Решением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 12 сентября 2024 года исковые требования Николова И.Н. и Николовой О.С. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми о признании права долевой собственности на завершенный строительством объект недвижимости - жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> по адресу: <Адрес обезличен> оставлены без удовлетворения.
Решение суда оспорено истцами.
В апелляционной жалобе Николов И.Н. и Николова О.С. указывают, что расположение принадлежащего им земельного участка в границах земель населенного пункта и вид его разрешенного использования – личное подсобное хозяйство являются безусловным основанием для строительства и последующей регистрации права собственности на возведенный на участке объект жилищного строительства при том, что экспертным заключением подтверждено, что спорный дом соответствует строительным правилам, права и законные интересы иных лиц его строительством не нарушены.
В суд апелляционной инстанции стороны и третье лицо не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого ответчиком судебного акта в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения и удовлетворения иска Николовых И.Н. и О.С., как об этом заявлено в жалобе.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Николову И.Н. и Николовой О.С. на праве долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв. м, по адресу: <Адрес обезличен>
Данный участок относится к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.
В собственности истцов также находятся смежные земельные участки с кадастровыми номерами <Номер обезличен> и <Номер обезличен>.
Смежным с земельным участком истцов с кадастровым номером <Номер обезличен> также является земельный участок, которому соответствует кадастровый номер <Номер обезличен>, право муниципальной собственности на который зарегистрировано за МО СП «Выльгорт».
Истцами на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен> без получения разрешительной документации возведен объект в виде жилого дома.
В соответствии с техническим планом здания, предоставленным истцами в материалы дела, строительство дома завершено в <Дата обезличена> году, площадь дома составляет ... кв. м.
Спорный объект на кадастровый учет в установленном порядке не поставлен, регистрация права собственности на него по заявлению Николовой О.С. решением ... от 31 августа 2023 года была приостановлена с указанием на то, что установленный вид разрешенного использования земельного участка, на котором возведен жилой дом, не позволяет осуществлять строительство на нем индивидуальных жилых домов, а также отсутствие поданного на государственную регистрацию заявления второго собственника земельного участка Николова И.Н.
Согласно заключению эксперта ИП ФИО10, составленного на основании определения суда от <Дата обезличена> о назначении и проведении по делу судебной строительно-технической экспертизы, спорный объект представляет собой капитальное строение в виде одноэтажного дома, относящееся к недвижимому имуществу, перемещение которого невозможно без несоразмерного ущерба его назначению.
Капитальные элементы жилого дома возведены и готовы. Внутренняя чистовая отделка (стен, полов, электрики, столярки), а также инженерно-бытовое оборудование дома не выполнены (канализационная система отсутствует, в дом не введен водопровод центрального холодного водоснабжения, санитарно-технические приборы не подключены).
Исходя из данных Генерального плана СП «Выльгорт», строительство исследуемого объекта произведено на территории производственной зоны сельскохозяйственных предприятий – СХ-3, а также в санитарно-защитной зоне предприятий.
Согласно приложению к решению ...» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> (Порядок применения Правил землепользования и застройки и внесения в них изменений) до момента утверждения изменений в картографическую часть генерального плана СП «Выльгорт» градостроительная зона СХ-3 (производственная зона сельскохозяйственных предприятий) регламентируется градостроительными регламентами зоны СХ-2 (зона сельскохозяйственных предприятий), то есть строительство жилых домов в ней недопустимо.
На основании указанного, экспертом сделан вывод о том, что параметры возведенного истцами объекта не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, установленным на данной территории.
Нарушений санитарно-гигиенических, экологических, противопожарных требований, а также угрозы для жизни и здоровья людей в процессе и в результате возведения жилого дома экспертом не выявлено.
Отказывая при установленных обстоятельствах и собранных доказательствах Николову И.Н. и Николовой О.С. в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что совокупность условий, позволяющая в силу действующего законодательства признать в судебном порядке право собственности истцов на самовольную постройку, возведенную на принадлежащем им земельном участке, в обстоятельствах дела отсутствует. Земельный участок с КН <Номер обезличен>, на котором располагается спорное строение, относится к категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Он расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории – приаэродромная территория аэропорта г. Сыктывкар. Согласно Генеральному плану СП «Выльгорт», утвержденному решением Совета МО МР «Сыктывдинский» от 26 марта 2020 года № 48/3-3, данный земельный участок относится к зоне ..., то есть к зоне сельскохозяйственных предприятий. Земельные участки, из которых 28 марта 2023 года был образован земельный участок с КН <Номер обезличен>, также располагались на землях населенного пункта и имели вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования». Строительство спорного объекта осуществлялось не в установленном законом порядке без получения необходимых разрешений и выделения в составе земель сельскохозяйственного назначения земельного участка под строительство жилого дома. При таких обстоятельствах легализацию самовольной постройки суд признал несоответствующей положениям статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, суд указал, что по результатам проведенной судебной экспертизы было установлено, что спорный объект полностью не завершен строительством и имеет определенный процент готовности. Вместе с тем, Николовы И.Н. и О.С. заявили иск о признании права собственности на оконченный строительством объект, что без включения в требования степени готовности объекта незавершенного строительства, также исключает возможность удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, учитывая следующее.
Правовое регулирование отношений, связанных с возведением (созданием) на земельном участке объектов недвижимого имущества, осуществляется нормами гражданского, земельного, градостроительного, водного, лесного и иного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их реконструкцию или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.
Возведение (создание) здания, сооружения (далее также - объект, постройка) с нарушением установленных законодательством требований может свидетельствовать о самовольности такой постройки (пункт 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной признается постройка при наличии хотя бы одного из следующих признаков: - возведение (создание) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке; - возведение (создание) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта на дату начала его возведения и на дату выявления постройки; - возведение (создание) без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений, если требование о получении соответствующих согласований, разрешений установлено на дату начала возведения и является действующим на дату выявления постройки; - возведение (создание) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если такие нормы и правила установлены на дату начала возведения постройки и являются действующими на дату ее выявления.
Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
Земельным кодексом установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством.
Так, законом определен порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с <Номер обезличен> был образован <Дата обезличена> (л. д. 78-82) в результате последовательного преобразования земельных участков с КН <Номер обезличен> с видом разрешенного использования «пашни» (л. д. 96), с КН <Номер обезличен>, относящегося к категории земель «земли населенных пунктов» видом разрешенного использования «...», территориальных зона ... (л. д. 83-85), с КН <Номер обезличен>, относящегося к категории земель «земли населенных пунктов» видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» (л. д. 148-157) и по данным ЕГРН относится к категории «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования (ВРИ) «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» (л. д. 78-82).
Решением ...» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> был утвержден Генеральный план СП «Выльгорт», в результате чего в границы сельского поселения включены земли сельскохозяйственного назначения, они переведены и поставлены на кадастровый учет по категории земель населенных пунктов.
К числу данных участков относился и земельный участок с КН <Номер обезличен>, находящийся в зоне существующих промышленных предприятий и производственно-коммунальных объектов.
30 июня 2016 года КФХ Николова О.С. обращалась в ... с заявлением о выделении ей земельного участка с КН <Номер обезличен> в собственность с целью организации и строительства животноводческого комплекса (л. д. 86).
<Дата обезличена> земельный участок с КН <Номер обезличен> площадью ... кв. м, образованный из земельного участка с КН <Номер обезличен>, был предоставлен Николовой О.С. в собственность. При этом данный участок имел категорию «...» и разрешенное использование «...» (л. д. 91).
По результатам рассмотрения протеста прокурора ... от <Дата обезличена> с дополнениями от <Дата обезличена> решением ...» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> решение ... от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении Генерального плана сельского поселения «Выльгорт» было признано утратившим силу. Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Коми от 30 мая 2018 года по делу № 3а-3/2018 подтверждена легитимность решения ...» от <Дата обезличена> № <Номер обезличен>.
<Дата обезличена> был произведен кадастровый учет земельного участка с КН <Номер обезличен> площадью ... кв. м, относящегося к категории земель «...» видом разрешенного использования «... и образованного из земельного участка с КН <Номер обезличен>. По данным реестра собственниками данного участка являлись Николов И.Н. и Николова О.С. по ... доле в праве (л. д. 149).
Решением ...» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> были утверждены Правила землепользования и застройки МО СП «Выльгорт» МР «Сыктывдинский» (далее по тексту – ПЗЗ, Правила), распространяющиеся на всю территорию сельского поселения.
Земельный участок с КН ... был образован и поставлен на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, принадлежащего истцам, в период действия ПЗЗ от 28 июня 2018 года (28 марта 2023 года).ПЗЗ 2018 года предусматривали, что они распространяются на всю территорию СП «Выльгорт», и их требования сохраняются при изменении формы собственности на земельный участок, объект капитального строительства, при переходе прав на земельный участок, объект капитального строительства другому правообладателю (пункт 1 статьи 3).
ПЗЗ применяются при подготовке, проверке и утверждении градостроительной документации, в том числе разрешений на строительство, градостроительных планов земельных участков, выдаваемых правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства и градостроительных планов земельных участков, права на которые предоставляются по итогам торгов, принятии решений о выдаче или об отказе в выдаче разрешений на условно разрешённые виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, принятии решений о выдаче или об отказе в выдаче разрешений на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 3).
Данными ПЗЗ предусматривалось выделение на территории СП «Выльгорт» в правообладание и пользование физических лиц земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, не связанного со строительством индивидуального жилого дома (пункт 9.3 статьи 9), а также выделение земельных участков с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства для размещения жилых объектов капитального строительства с обязательным соблюдением градостроительного регламента (пункт 9.4 статьи 9), а именно: ВРИ земельных участков и объектов капитального строительства, предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешённого строительства, ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определённых Генеральным планом сельского поселения; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Пунктом 9.5.3 ПЗЗ был установлен запрет на использование земельных участков не по целевому назначению и не в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и ВРИ.
Правилами предусматривалось три вида разрешённого использования (ВРИ) земельных участков и объектов капитального строительства: основные виды разрешённого использования; условно разрешённые виды использования; вспомогательные виды разрешённого использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешённого использования и условно разрешённым видам использования и осуществляемые совместно с ними (пункт 1 статьи 20).
Для каждого земельного участка и объекта капитального строительства, признавалось разрешённым такое использование, которое соответствует градостроительному регламенту, предельным параметрам разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 20). Изменение категории, а также ВРИ земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов в установленном для этого порядке (пункт 3 статьи 20), то есть в соответствии с санитарными нормами, нормативами градостроительного проектирования Республики Коми, ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных положениями документации о планировке территорий (пункт 1 статьи 21), генеральным планом сельского поселения и данными Правилами (пункт 4 статьи 20).
Принятие решения об изменении категории, ВРИ земельного участка осуществляется органом местного самоуправления, к полномочиям которого относится данное решение по инициативе физических либо юридических лиц (пункт 5 статьи 21).
Правила 2018 года предусматривали на территории <Адрес обезличен> наличие следующих территориальных зон (статья 29): жилые зоны (Ж-1 — зона индивидуальных жилых домов с приусадебными участками, Ж-2 — зона многоквартирной малоэтажной жилой застройки, Ж-3 — зона многоквартирной средне этажной жилой застройки, Ж-4 — зона перспективного развития жилых зон), общественно-деловые зоны (ОД-1 — общественно-деловая зона), производственные зоны (П-1 — зона коммунально-складских и промышленных объектов и производств V класса по санитарной классификации, П-2 — зона коммунально-складских и промышленных объектов и производств IV класса по санитарной классификации, П-3 - зона коммунально-складских и промышленных объектов и производств III и II классов по санитарной классификации), зоны инженерной и транспортной инфраструктур (ИТИ-1 — зона объектов транспортной инфраструктуры, ИТИ-2 — зона объектов инженерной инфраструктуры), рекреационные зоны ( Р-1 — зона озелененных территорий общего пользования, Р-2 — зона рекреационного назначения), зоны особо охраняемых территорий (ООПТ — зона особо охраняемых природных территорий, зоны сельскохозяйственного использования (СХ — зона сельскохозяйственного использования, СХ-2 — зона сельскохозяйственного назначения), зоны специального назначения (С-1 — зона кладбищ), прочие зоны (Пр-1 — зона садоводств и дачных участков, Пр-2 – зона прочих территорий, Пр-3 — зона озеленения специального назначения, зона V-1 — зона водных объектов).
Зона СХ (зона сельскохозяйственного использования) в границах населенных пунктов представляла собой земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями и сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемых в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральным планами населенных пунктов.
Основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в указанной зоне допускали ВРИ «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» с целью производства сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства. При этом ни условно разрешенные, ни вспомогательные виды использования земельных участков в территориальной зоне СХ не допускали возможности размещения на землях данной зоны жилых домов.
Зона СХ-1 (зона сельскохозяйственного назначения), представляла собой земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища и проч.).
В соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в актуальной редакции, действовавшей на дату принятия ПЗЗ, градостроительный регламент для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливался, что в целом исключало возможность их использования для застройки и последующей эксплуатации.
Земельный участок с КН <Номер обезличен> находился на территории, отнесенной к зоне СХ, что следует из сведений о кадастровом учете земельных участков с КН <Номер обезличен>, относящегося к категории земель «земли населенных пунктов» видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», территориальных зона СХ (л. д. 83-85) и с КН <Номер обезличен>, относящегося к категории земель «земли населенных пунктов» видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» (л. д. 148-157).
Генеральным планом СП «Выльгорт», утвержденным решением Совета МО МР «Сыктывдинский» от 26 марта 2020 года № 48/3-3 (л. д. 160), часть поверхности земли, на которой в последующем был образован земельный участок с КН <Номер обезличен>, была отнесена к территориальной зоне ... (зона сельскохозяйственных предприятий, категория – земли населенных пунктов).
<Дата обезличена>, то есть в период строительства спорного дома, решением Совета МР «Сыктывдинский» № 29/5-7 были внесены изменения в решение Совета МО МР «Сыктывдинский» от 28 июня 2018 года № 29/6-5 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования СП «Выльгорт» МР «Сыктывдинский» (л. д. 160).
Согласно принятым изменениям зоны сельскохозяйственного использования на территории СП «Выльгорт» стали подразделяться на зоны:
СХ - 1 — зона сельскохозяйственного использования (зона сельскохозяйственного использования за границами населённого пункта - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями) с одним из основных ВРИ - ведение личного подсобного хозяйства с целью производства сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства (код ВРИ 1.16) и без установления условных и вспомогательных ВРИ, однако где в соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 299 – ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешается строительство жилого дома, не выше трех этажей и площадью не превышающей 500 кв. м до 0,25 процентов от площади земельного участка. При этом земельный участок не должен находиться в санитарно-защитных зонах, а также быть обремененным иными ограничениями;
СХ-2 — зона сельскохозяйственных предприятий - земельные участки, находящиеся в землях населенных пунктов с объектами капитального строительства, не капитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, основные ВРИ которых не предусматривают возможность возведения объектов жилищного строительства, а условные и вспомогательные ВРИ не установлены (статья 36 ПЗЗ 2023 года).
Частью 1 ПЗЗ СП «Выльгорт» 2023 года (Порядок применения Правил и внесения в них изменений) предусмотрено, что до момента утверждения изменений в картографическую часть генерального плана и карту правил землепользования и застройки зоны карты функциональных зон генерального плана регламентируются градостроительными регламентами: Зона СХ-1 (зона сельскохозяйственных угодий в границах населенного пункта) и Зона СХ-2 (зона сельскохозяйственных угодий за границами населенного пункта) регламентами Зоны СХ-1 (зона сельскохозяйственных угодий), Зона СХ-3 (производственная зона сельскохозяйственных предприятий) и Зона СХ-4 (зона сельскохозяйственного использования) регламентами Зоны СХ-2 (зона сельскохозяйственных предприятий).
То есть в соответствии с действующими на момент возведения Николовыми И.Н. и О.С. спорной постройки правилами застройки СП «Выльгорт» 2018 года земельный участок с КН <Номер обезличен> располагался в территориальной зоне СХ (зона сельскохозяйственных предприятий, категория – земли населенных пунктов); в соответствии с Генеральным планом СП «Выльгорт» от 26 марта 2020 года был отнесен к территориальной зоне СХ-3 (зона сельскохозяйственных предприятий, категория – земли населенных пунктов), для которой ПЗЗ СП «Выльгорт» от 30 мая 2023 года установлен градостроительный регламент Зоны СХ-2 (зона сельскохозяйственных предприятий), где не предусматривается возможность возведения объектов жилищного строительства ни по основным, ни по условным и вспомогательным ВРИ.
Проект планировки и межевания территории «Жилая застройка в <Адрес обезличен> в кадастровом квартале <Номер обезличен> (где территориально располагается земельный участок с КН <Номер обезличен>) не относит территорию указанного участка к перспективной застройке индивидуальными жилыми домами и зонам перспективного развития жилых зон. Земельный участок расположен за границей территории проекта планировки жилой застройки.
Ссылки стороны истцов на положения статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», устанавливающей, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок), при этом на приусадебном земельном участке может быть возведен жилой дом, а также на положения статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 года № 299 – ФЗ, допускающие возведение жилых домов на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, в данном случае правомерно и обоснованно были отклонены судом первой инстанции, поскольку при рассмотрении дела с достаточной степенью доказанности было установлено, что градостроительный регламент территориальной зоны, в которой был сформирован и расположен земельный участок с КН 11:04:0401001:9995, как на момент начала строительства жилого дома, так и на момент его окончания (2023 год), не допускали возведение на данном участке объектов жилищного строительства.
Доводы жалобы о том, что установленный ПЗЗ СП «Выльгорт» градостроительный регламент нарушает их права, поскольку устанавливает дополнительные ограничения использования принадлежащего им земельного участка, в качестве основаниями для отмены оспариваемого решения не являются, поскольку вопрос о соответствии в указанной части ПЗЗ СП «Выльгорт» закону не относился к предмету судебного разбирательства по настоящему делу.
Ввиду нахождения спорного объекта в границах принадлежащего истцам на праве собственности земельного участка сельскохозяйственного назначения истцы не лишены возможности защитить право, которое они считают нарушенным, в установленном для этого законом порядке, в том числе, с учетом положений статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 марта 2022 года), предусматривающей выделение в составе земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных угодий и земель, занятых, в том числе жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд.
Вместе с тем, как это следует из обстоятельств рассматриваемого дела, с заявлением об изменении ВРИ земельного участка и выдаче разрешения строительства жилого дома к ответчику Николовы И.Н. и О.С. не обращались, заявив в судебном порядке иск о признании права собственности на самовольную постройку в порядке статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах установив, что строительство спорного жилого дома осуществлялось не в установленном законом порядке, без получения необходимых разрешений, и признание за истцами права собственности на такую постройку не будет соответствовать положениям статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал Николовым И.Н. и О.С. в удовлетворении заявленного иска.
Приведенные заявителями в жалобе доводы о неполном исследовании всех, имеющих юридическое значение обстоятельств дела, неправильном применении закона не свидетельствуют о незаконности принятого решения. Судебной коллегией не усматривается в материалах дела неполноты, равно как и выводов, сделанных на основании недостоверных доказательств.
Оснований для иных выводов по делу у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 12 сентября 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Николова Ивана Николова, Николовой Оксаны Сергеевны – без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Мотивированное определение изготовлено 16 декабря 2024 года