Дело №2-2531/2016
копия
РЕШЕНИЕ (Заочное)
Именем Российской Федерации
31 мая 2016 года Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Смирновой И.С.,
при секретаре Карпий О.В.,
с участием истца Кузнецовой Л.В.,
представителя истца Кузнецовой Л.В. М.Т.В., по определению суда,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белаша С.И., Кузнецовой Л.В. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об обязании предоставить муниципальную услугу по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
УСТАНОВИЛ:
Белаш С.И., Кузнецова Л.В. обратились в суд с исковым заявлением (с учетом произведенных ДД.ММ.ГГГГ уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ) к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об обязании предоставить муниципальную услугу по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обосновывая свои требования тем, что являются на праве общей долевой собственности собственниками домовладения, расположенного в одноэтажном жилом бревенчатом доме с надворными постройками по адресу: <адрес>, <данные изъяты> долей в праве собственности принадлежат Белаш С.И., <данные изъяты> долей – Кузнецовой Л.В. ДД.ММ.ГГГГ между Белашом С.И. и ООО «<данные изъяты>» заключен договор подряда № на выполнение кадастровых работ. С целью реализации своих прав истцы в ДД.ММ.ГГГГ обратились в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>. Департамент от подписи в акте согласования местоположения границ земельного участка отказался, мотивируя тем, что размещение объекта недвижимости не соответствует проекту планировки территории, утвержденному Постановлением администрации г. Красноярска от 05.12.2011 года № 564/1 «Об утверждении проекта планировки и межевания жилого района Николаевского в городе Красноярске». Считая данные действия Департамента нарушающими их права, из-за чего дальнейшее оформление права собственности на спорный земельный участок не представляется возможным, просят обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> утвердить схему расположения земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории.
В судебном заседании истец Кузнецова Л.В., ее представитель М.Т.В., по определению суда, заявленные требования с учетом произведенных уточнений поддержали в полном объеме, суду пояснили, что жилой <адрес> находится в собственности истцов, в связи с чем последние имеют право приобрести спорный земельный участок в собственность, для чего были собраны все необходимые документы, кроме схемы его расположения на кадастровом плане территории, в чем Департаментом заявителям было отказано, поскольку земельный участок не соответствует проекту планировки территории. На рассмотрении дела в порядке заочного производства согласны.
Истец Белаш С.И. в зал суда не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Ответчик Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, третье лицо Муниципальное образование город Красноярск в лице администрации г. Красноярска в зал суда своих представителей не направили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили, возражения относительно заявленных требований не представили.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
В этой связи, полагая, что ответчик, третье лицо, не приняв мер к явке в судебное заседание, определили для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд с учетом приведенных выше норм права, с согласия стороны истца, рассмотрел дело в отсутствие ответчика, третьего лица, в порядке заочного производства, в силу ст. ст. 167, 233 ГПК РФ.
Заслушав доводы истца Кузнецовой Л.В., ее представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. ст. 58, 59 Устава города Красноярска (принятого Решением Красноярского городского Совета от 24 декабря 1997 года № В-62), распоряжению администрации города Красноярска от 22 декабря 2006 года № 270-р, издание распоряжений о предоставлении земельных участков в собственность относится к компетенции заместителя Главы города - руководителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
Согласно положениям Устава г. Красноярска, администрация г. Красноярска осуществляет свои функции через свои органы, к которым вышеназванным документом отнесены соответствующие департаменты, управления, комитеты, которые образуются для реализации полномочий, возложенных на администрацию города. Последние осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями об этих органах и финансируется за счет средств бюджета города (ст. 46 Устава).
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в соответствии с Положением о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, утвержденным распоряжением администрации г. Красноярска от 23 мая 2013 г. N 110-р, является органом администрации города Красноярска, осуществляющим управление и распоряжение муниципальной собственностью города Красноярска, в том числе земельными и лесными участками, а также земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Красноярска, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством. Во исполнение указанных функций департамент наделен полномочием по контролю над пользованием земельными участками на территории г. Красноярска.
Как установлено в судебном заседании, Белаш С.И. является собственником <данные изъяты> долей в праве собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., на земельном участке с кадастровым номером №, площадь земельного участка <данные изъяты> кв.м. Кузнецова Л.В. является собственником <данные изъяты> долей в праве собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м. Права собственности истцов зарегистрированы в установленном порядке, о чем выданы свидетельства серии № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
В материалах дела имеется нотариально удостоверенный договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что П.Ф.Ф. продал Кузнецовой Л.В. принадлежащие П.Ф.Ф. на основании договора купли-продажи, удостоверенного <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ по реестру за № и справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> долей целого домовладения, находящегося в <адрес> в доме под №, заключающегося в одном одноэтажном бревенчатом жилом доме с надворными постройками, общеполезной площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., расположенного на участке земли мерой <данные изъяты> кв.м.
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Белаш С.И. приобрел принадлежащие З.А.А. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> долей домовладения, расположенного в <данные изъяты> по адресу: <адрес>, общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.
Таким образом, судом установлено, что Кузнецова Л.В. в ДД.ММ.ГГГГ, Белаш С.И. в ДД.ММ.ГГГГ, а предыдущий собственник З.А.А. в ДД.ММ.ГГГГ, на основании договоров купли-продажи приобрели в общую долевую собственность указанный жилой дом на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. С момента приобретения недвижимости продолжали использовать земельный участок по назначению в соответствии с разрешенным порядком пользования.
Из имеющейся поквартирной книги на жилой дом № по ул. <адрес> видно, что указанный одноэтажный жилой дом, ДД.ММ.ГГГГ постройки, по данным технической инвентаризации на ДД.ММ.ГГГГ имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м, в том числе жилую <данные изъяты> кв.м., состоит из <данные изъяты> квартир: <данные изъяты>; №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., состоящей из <данные изъяты>; находится на земельном участке площадью по документам <данные изъяты> кв.м., в фактическом пользовании – <данные изъяты>., из которых <данные изъяты> кв.м. застроенной площади.
Согласно выписке из технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ указанное домовладение по <адрес> состоит из <данные изъяты>
Из заключения Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что земельный участок по адресу: <адрес>, огражден, проезд к участку автономный, используется для размещения жилого дома, состояние земельного участка удовлетворительное.
В целях уточнения границ и площади земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на местности истец Белаш С.И., действующий в лице представителя Т.Е.С. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, обратился в ООО «<данные изъяты>» о проведении землеустроительных работ в отношении указанного участка, подготовке межевого плана. Кадастровым инженером ООО «<данные изъяты>» Ч.А.С. был изготовлен план границ земельного участка по указанному адресу с категорией земель – <данные изъяты>, видом разрешенного использования – <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с указанием характерных координат точек поворота границ участка.
Белаш С.И. и Кузнецова Л.В. обратились в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка, на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>.
Письмом Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, было отказано, с указанием, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект планировки и межевания территории Постановлением администрации г. Красноярска от 05.12.2011 года № 564/1 «Об утверждении проекта планировки и межевания жилого района Николаевского в городе Красноярске». Размещение объекта недвижимости (жилого дома), расположенного по <адрес>, не соответствует утвержденному проекту планировки.
Как следует из п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации на орган местного самоуправления возложена обязанность по утверждению и предоставлению схемы границ земельного участка.
В силу ст. 8 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Как следует из ст. 36 Конституции РФ, граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
К числу основных принципов земельного законодательства отнесены платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 25 ЗК РФ).
В статье 14 Закона Красноярского края "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае" от 04.12.2008 года N 7-2542 урегулированы вопросы бесплатного предоставления в собственность граждан и юридических лиц земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе в пункте 1 предусмотрено право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданами Российской Федерации, к которым право собственности на жилые дома перешло в результате совершения сделок, в случае, если до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на основании решений органов местного самоуправления земельные участки были предоставлены в аренду прежним собственникам жилых домов;
Согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (ред. от 08.03.2015) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно пп. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (ред. от 08.03.2015), предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу абз. 3, 4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ вступившим в действие с 01.03.2015) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Согласно части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
В силу положений ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка установлены в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ. В частности п. п. 1 приведенной нормы предусматривает, что если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в. п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, то данное обстоятельство является основанием для отказа в согласовании.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (пп. 4 п. 16 ст. 11.10).
Частью 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень земельных участков, ограниченных в обороте.
В силу ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В силу п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с п. 15 административного регламента предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, за исключением земельных участков, предоставляемых под строительство и реконструкцию, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 07.11.2011 года № 1311-ж, основаниями для отказа в предоставлении услуги являются в том числе: несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Основанием для отказа Белашу С.И. и Кузнецовой Л.В. в предоставлении земельного участка под жилым домом в собственность явилось не соответствие размещения жилого дома проекту планировки территории, утвержденному постановлением администрации г. Красноярска от 05.12.2011 года № 564/1 «Об утверждении проекта планировки и межевания жилого района Николаевского в городе Красноярске».
Как установлено судом, следует из топографического плана, фактически на спорном земельном участке в настоящее время не расположены никакие зоны общего пользования, земельный участок предоставлен под строительство жилого дома. Кроме того, на момент предоставления земельного участка в ДД.ММ.ГГГГ он был предоставлен для строительства и эксплуатации домовладения.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами
Доказательств того, что спорный земельный участок находится в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, а также в составе земель общего пользования, суду не представлено. Планировка и межевание жилого района «Николаевский» только планируется в будущем, сроки не определены, участок не зарезервирован. Каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется, расположен лишь жилой дом, который находится в собственности истцов.
Отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска со ссылкой на п.п. 4 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ суд находит необоснованным, так как данный пункт регулирует вопросы предоставления услуги по утверждению схемы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и допускает отказ в предоставлении указанной услуги в случае несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
В данном же случае к отношениям сторон следует применять положения ст. 39.1 ЗК РФ о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения
При таких обстоятельствах, учитывая, что на спорном земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий на праве общей долевой собственности Белашу С.И., Кузнецовой Л.В., отсутствия доказательств нахождения на нем объектов, которые свидетельствовали об отнесении данного участка к земельным участкам общего пользования, а также того, что данный земельный участок не изъят из оборота, и не зарезервирован в установленном законном порядке, суд приходит к выводу об отсутствии у Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска законных оснований для отказа в предоставлении заявителям услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и принимает решение о возложении на Департамент обязанности утвердить схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане территории в соответствии с действующим законодательством, в срок месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233 - 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска предоставить муниципальную услугу утвердить схему расположения земельного участка по адресу: г. Красноярск, <адрес>, на кадастровом плане территории, в соответствии с действующим законодательством, в срок месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в суд, принявший заочное решение, в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий И.С. Смирнова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна
Судья И.С. Смирнова