Решение по делу № 2-3670/2017 от 21.04.2017

Гражданское дело № 2-3670/2017

Мотивированное решение составлено 14 июля 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июля 2017 года                              г. Екатеринбург                

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Ардашевой Е.С.

при секретаре судебного заседания Даниловой А.Г.,

с участием истца Логинова М.В., представителя ответчика Правительства Свердловской области - Кострицкого С. И., действующего на основании доверенности от 06.02.2017.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Логинова МВ к Правительству Российской Федерации о признании незаконным, дискриминации бездействия ответчика, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Логинов М.В. обратился в Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга с иском к Правительству Свердловской области, Правительству Российской Федерации, в котором просит признать незаконным, дискриминацией бездействие выразившееся в ненадлежащем исполнении ответчиками обязанностей, по принятию должных законодательных мер, по установлению квоты, работодателям, численность работников которых составляет не менее 35 человек и не более чем 100 человек, в связи ратификацией «Конвенции о правах инвалидов» в частности: п: «а»;«б» п. 1 ст. 4 Конвенции, п. «а» п.1 ст. 9 Конвенции, ст. 27 Конвенции, взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 250 000 рублей, с каждого, для реабилитации и абилитации.

Определением Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга от 10.07.2017 производство по настоящему гражданскому делу в части требований заявленных к ответчику Правительству Свердловской области прекращено, на основании абз. 3 ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга от 09.06.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора привлечены Министерство Финансов Свердловской области, Министерство Финансов Российской Федерации, Министерство финансов Свердловской области, Департамент по труду и занятости населения по Свердловской области.

Истец Логинов М.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель Правительства Свердловской области Кострицкого С. И., действующий на основании доверенности от 06.02.2017., исковые требования не признал, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на иск. Дополнительно пояснил, что по участником «Конвенции о правах инвалидов» являются государства, Правительство Свердловской области не участник конвенции.

Третьи лица Министерство финансов Свердловской области, Департамент по труду и занятости населения по Свердловской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, Министерство финансов Свердловской области до судебного заседания представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении заявленных истцом Логиновым М.В. требований отказать.

До судебного заседания от Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, уполномоченной представлять интересы Правительства Российской Федерации в суд поступили возражения на заявление Логинова М.В., согласно которым ответчик просил в иске Логинову М.В. отказать.

Заслушав стороны, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Логинов М.В. является инвалидом второй группы. Зарегистрирован в качестве безработного с 10.11.2015, по 09.05.2016 и с 30.05.2016; получает пособие с 01.10.2016 в размере 819,84 руб.

Согласно приложенному к исковому заявлению ответам ГКУ «Екатеринбургский Центр занятости» от 03.08.2016 и от 07.11.2016 подходящих для истца Логинова М.В. вакансий в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации инвалида в базе нет.

Истец Логинов М.В. в судебном заседании пояснял, что при наличии у работодателей, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек обязанности по установлению квот для приема на работу инвалидов, истец мог быть трудоустроен а также получать заработную плату.

Правовые основы и принципы деятельности, а также полномочия Правительства Российской Федерации определены Федеральным конституционным законом от 17.12.97 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в соответствии со статьями 12, 13 которого Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, организует реализацию внутренней и внешней политики, осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, обеспечение единства системы исполнительной власти в Российской Федерации.

Вместе с тем Правительство Российской Федерации не относится к государственным органам, уполномоченным непосредственно устанавливать квоты работодателям для приема на работу инвалидов.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон).

В соответствии со ст. 20 Федерального закона инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям (ч.1).

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.Из содержания данных норм следует, что законодатель в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда инвалидов предусмотрел для них ряд гарантий трудовой занятости, в числе которых установление квоты для приема на работу. При этом работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и ее выполнения. Квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

Федеральный закон в самом общем виде закрепляет обязанность работодателей создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, а также обеспечивать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Конкретный механизм реализации квот предусматривается региональным законодательством. При этом установление квоты для работодателей, численность которых составляет менее чем 100 человек, является правом субъекта Российской Федерации, а не его обязанностью.

В связи с изложенным, исковые требования Логинова М.В., предъявленные к Правительству Российской Федерации, удовлетворению на подлежат, поскольку предъявлены истцом к ненадлежащему ответчику.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона Свердловской области от 25.03.2013 N 23-ОЗ "О содействии занятости населения в Свердловской области" работодателям, осуществляющим деятельность на территории Свердловской области, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3% среднесписочной численности работников.

В соответствии со ст. 3 Закона Свердловской области от 25.03.2013 № 23-ОЗ «О содействии занятости населения в Свердловской области» Правительство Свердловской области уполномочено с 01.01.2016 определять порядок проведения предусмотренных федеральным законом специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда.

31.05.2016 Правительством Свердловской области во исполнение требований ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принято постановление № 387-ПП «О специальных мероприятиях, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Свердловской области».

Указанным Постановлением утверждены: порядок создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов; порядок создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; порядок организации обучения инвалидов новым профессиям; порядок резервирования рабочих мест по профессиям (специальностям), наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; порядок выполнения квоты для приема на работу инвалидов в Свердловской области, а также установлено для организаций с численностью работников более 100 человек, расположенным на территории Свердловской области, минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Пунктом 2 Постановления для организаций с численностью работников более 100 человек, расположенных на территории Свердловской области, установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 10 процентов от квоты для приема на работу инвалидов, установленной Законом Свердловской области от 25.03.2013№ 23-ОЗ «О содействии занятости населения в Свердловской области».

Таким образом, ст.21 Федерального закона реализована на территории Свердловской области в установленном порядке в пределах предоставленных полномочий. Более того, как федеральным, так и региональным законодательством установлены необходимые меры по определению порядка и размеров квоты для трудоустройства инвалидов, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения требований Логинова М.В., предъявленных к Правительству Российской Федерации, не имеется.

Относительно требования истца Логинова М.В о дискриминации суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона № 181-ФЗ в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Согласно статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены данным Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

Факт отсутствия подходящих для истца Логинова М.В. вакансий в Екатеринбургском центре занятости в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитациии инвалида не является дискриминацией инвалида и препятствием в его трудоустройстве, а также не связано с отсутствием в законодательстве Свердловской области нормы предусматривающей установление квоты работодателям, численность работников, которых составляет не менее 35 человек и не более чем 100.

Порядок по выполнению квоты для приема на работу инвалидов является лишь одной из гарантий по их трудоустройству, в действующем законодательстве не содержится нормы запрещающей трудоустраивать инвалидов на другие, свободные (неквотируемые) рабочие места.

Учитывая изложенное, правовых оснований для удовлетворения требований Логинова М.В., предъявленных к Правительству Российской Федерации, не имеется.

При таких обстоятельствах, суд отказывает истцу в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия незаконным, дискриминацией, и как следствие, не подлежит удовлетворению производное требование о взыскании компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Логинова МВ к Правительству Российской Федерации о признании незаконным, дискриминации бездействия ответчика, взыскании компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области.

Судья Ардашева Е.С.

2-3670/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Логинов м.В.
Ответчики
Правительство РФ
Правительство СО
Другие
Министерство финансов Российской Федерации
Департамент по труду и занятости населения по Свердловской области
Министерство финансов Свердловской области
Суд
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
verhisetsky.svd.sudrf.ru
21.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
21.04.2017Передача материалов судье
24.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2017Судебное заседание
10.07.2017Судебное заседание
14.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее