Дело №2-745/2024
УИД: 51RS0002-01-2024-000258-12
Мотивированное решение составлено 6 марта 2024 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 марта 2024 г. город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Романюк С.О.,
при секретаре Бирюлевой У.А.,
с участием:
представителя истца помощника прокурора Кольского района
Мурманской области Мурманска Мазнева Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кольского района Мурманской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург-Мурманск Федерального дорожного агентства» о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Кольского района Мурманской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург-Мурманск Федерального дорожного агентства» (далее - ФКУ Упрдор «Кола») о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной проверки исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения установлено, что автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-21 «Кола» - участок дороги Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск-Печенга – граница с Королевством Норвегия, подъезд к МАПП «Лотта» находится в оперативном управлении ФКУ Упрдор «Кола».
По результатам проведенной совместно с сотрудником ОГИБДД ОМВД России по Кольскому району проверки установлено, что на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-21 «Кола» Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск - Печенга - граница с Королевством Норвегия, подъезд к МАПП «Лотта» (далее автодорога «Лотта») 25 км + 490м; на участке автомобильной дороги «Лотта» 26км + 910м; на участке автомобильной дороги «Лотта» 28км + 700м; на участке автомобильной дороги «Лотта» 30км + 700м; на участке автомобильной дороги «Лотта» 35км + 600м; на участке автомобильной дороги «Лотта» 37км + 500м; на участке автомобильной дороги «Лотта» 45км + 380 отсутствует стационарное наружное освещение пешеходного перехода.
Считает, что указанные участки автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-21 «Кола» Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск - Печенга - граница с Королевством Норвегия, подъезд к МАПП «Лотта», должны быть приведены в соответствие с п. 4.5.2.4. ГОСТ Р 52766-2007.
*** прокуратурой Кольского района в адрес ФКУ Упрдор «Кола» внесено представление №***, которое *** рассмотрено, принято решение о включении установки элементов освещения на указанных участках автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-21 «Кола» Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск - Печенга - граница с Королевством Норвегия, подъезд к МАПП «Лотта» в программу работ в случае доведения лимитов бюджетных ассигнований, что оставляет неопределенность в отношении фактического устранения выявленных нарушений.
Истец просит суд обязать ответчика в срок до *** выполнить работы по устройству стационарного наружного освещения пешеходных переходов на участках автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р- 21 «Кола» Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск - Печенга - граница с Королевством Норвегия, подъезд к МАПП «Лотта» 25км + 490м, 26км + 910м, 28км + 700м, 30км + 700м, 35км + 600м, 37км + 500м в соответствии с пунктом 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Представитель истца помощник прокурора Кольского района Мурманской области Мазнев Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФКУ Упрдор «Кола» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом по юридическому адресу и адресу нахождения филиала в г. Мурманске, представил письменные возражения на иск, в котором указал, что в 2022-2023 годах проведены необходимые диагностические обследования автомобильной дороги, установлена необходимость оборудования пешеходных переходов на спорных участках электрическим освещением. С учетом объемом работ, проведенных в пределах доведенных бюджетных лимитов в 2022 и 2023 годах, а также объемов работ, запланированных на 2024 год никакого бездействия со стороны ФКУ Упрдор «Кола» не допущено. Просит суд учесть, что ответчик надлежащим образом исполняет возложенную на него государственную функцию по организации обеспечения соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Представитель третьего лица ПАО «Россети Север-Запад» Мурманский филиал в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные пояснения, в которых указал, что при условии заключения договора на технологическое присоединение, выполнение сторонами взятых на себя обязательств, а также внесение заявителем полной оплаты, срок осуществления мероприятий технологического присоединения составляет 1 год с даты заключения договора.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Настоящий иск предъявлен в защиту интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд приходит к выводу, что иск подан прокурором в пределах своих полномочий.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
На территории Российской Федерации утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 23 октября 2007 г. № 270-ст ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», указанный нормативно правовой акт устанавливает правила обустройства автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городских и сельских поселений, устанавливает общие требования к ним и правила их применения.
В соответствии с пунктом 4.5.2.4 указанного стандарта, пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-21 «Кола» - участок дороги Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск-Печенга – граница с Королевством Норвегия, подъезд к МАПП «Лотта» находится в оперативном управлении ФКУ «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург-Мурманск Федерального дорожного агентства». На территории Мурманской области указанное учреждение осуществляет свою деятельность в лице филиала Упрдор «Кола» в Мурманской области.
В соответствии с Уставом ФКУ «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург-Мурманск Федерального дорожного агентства» управление является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Согласно пункту 1.3 Устава функции и полномочия учредителя Управления осуществляет Федеральное дорожное агентство.
В силу пункта 2.5 Устава управление обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Управление отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами.
Прокуратурой Кольского района Мурманской области с привлечением государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Кольскому району проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-21 «Кола» Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск - Печенга - граница с Королевством Норвегия, подъезд к МАПП «Лотта» 25 км + 490м; на участке автомобильной дороги «Лотта» 26км + 910м; на участке автомобильной дороги «Лотта» 28км + 700м; на участке автомобильной дороги «Лотта» 30км + 700м; на участке автомобильной дороги «Лотта» 35км + 600м; на участке автомобильной дороги «Лотта» 37км + 500м; на участке автомобильной дороги «Лотта» 45км + 380 отсутствует стационарное наружное освещение пешеходного перехода, что подтверждается актом проверки от ***
*** прокуратурой Кольского района в адрес ФКУ Упрдор «Кола» внесено представление №***, которое *** рассмотрено, принято решение о включении установки элементов освещения на указанных участках автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-21 «Кола» Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск - Печенга - граница с Королевством Норвегия, подъезд к МАПП «Лотта» в программу работ в случае доведения лимитов бюджетных ассигнований.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела. Факт неисполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
На дату рассмотрения дела требования истца о выполнении обязанности выполнить работы по устройству стационарного наружного освещения пешеходных переходов ответчиком не исполнены, выявленные нарушения законодательства не устранены. Доказательств обратного, в соответствии с положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороной ответчика не представлено.
Принимая во внимание установленный факт ненадлежащего исполнения ФКУ Упрдор «Кола» требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В соответствии со статьёй 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истец просит обязать ответчика произвести указанные в иске действия в срок до ***
Учитывая социальную значимость автомобильной дороги общего пользования федерального значения -21 «Кола» Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск - Печенга - граница с Королевством Норвегия, подъезд к МАПП «Лотта», объем и характер выявленных нарушений, суд находит указанный прокурором срок для исполнения ответчиком заявленных требований разумным и достаточным, поскольку отсутствие обязательных элементов на указанных участках автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-21 «Кола» Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск - Печенга - граница с Королевством Норвегия, подъезд к МАПП «Лотта», создает реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, либо причинения имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.
При этом суд учитывает, что доказательств невозможности проведения указанных в иске действий, в указанный срок ответчиком не представлено.
Принимая во внимание изложенное, суд устанавливает срок исполнения в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации до ***
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░░░ №***, ░░░░ №***) ░ ░░░░ ░░ *** ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░-21 «░░░░» ░░░░░-░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ - ░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░» 25░░ + 490░, 26░░ + 910░, 28░░ + 700░, 30░░ + 700░, 35░░ + 600░, 37░░ + 500░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4.5.2.4 ░░░░ ░ 52766-2007 «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░░░ №***, ░░░░ №***) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░