Дело № 33-1340/2024
Судья первой инстанции Лемперт И.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Топоева А.С.,
судей Прониной А.В., Хлыстак Е.В.,
при секретаре судебного заседания Кляйн И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 23 мая 2024 года гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Туманов Д.В. нарешение Абаканского городского суда Республики Хакасия отДД.ММ.ГГГГ поделу по иску прокурора <адрес> в интересах Федоровской А.Г. к Туманов Д.В. о признании утратившим право на получение страховой суммы, о признании Федоровской А.Г. фактическим воспитателем застрахованного лица.
Заслушав доклад судьи Топоева А.С., объяснения ответчика ТумановаД.В. и его представителя Раинчик Г.Д., поддержавших требования апелляционной жалобы, помощника Прокурора Республики Хакасия ТулинойО.Е., возразившей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Ширинского района в интересах Федоровской А.Г. обратился в суд с иском к Туманову Д.В. о признании его утратившим право на получение страховой суммы, о признании Федоровской А.Г. фактическим воспитателем застрахованного лица.
В основание иска указано, что Туманов В.Д. , родившийся ДД.ММ.ГГГГ, будучи мобилизованным, погиб ДД.ММ.ГГГГ при участии в специальной военной операции.
Родителями Туманова В.Д. являются Туманова Е.В., умершая ДД.ММ.ГГГГ, и Туманов Д.В., бабушкой погибшему Туманову В.Д. приходится ФедоровскойА.Г.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федерального закона от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно исполнительной системы» и статьи 1, 2, 7, 21, 35, 37, 38, 39, 41, 53 Конституции Российской Федерации прокурор Ширинского района Республики Хакасия указал, что ответчик Туманов Д.В. воспитанием и содержанием сына Туманова В.Д. не занимался, после его гибели организацией похорон занималась администрация Туимского сельсовета и Федоровская А.Г., которая являлась фактическим воспитателем погибшего.
Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечен Военный комиссариат Республики Хакасия.
В судебном заседании помощник прокурора г. Абакана Цицилина О.А., действующая по поручению прокурора Ширинского района в интересах Федоровской А.Г., исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Туманов Д.В., его представитель адвокат Раинчик Г.Д. возражали против удовлетворения исковых требований. Туманов Д.В. пояснил, что всегда принимал участие в воспитании и содержании сына, до 208 года воспитывал его с супругой, после смерти супруги воспитывал его один. В 2011 он (ответчик) переехал в <адрес>, зарегистрировал брак с нынешней супругой, сын проживал с ним. Бабушка сильно просила, чтобы сын жил с ней, с 2012 года сын жил с бабушкой в <адрес>, всегда приезжал к ним на каникулы, общался с младшим братом и другими детьми. С 2016 года сын учился в <адрес>, он приезжал к сыну интересовался его учебой, с карты супруги переводил ему деньги, также давал деньги наличными. Сын общался и с ним и с бабушкой, в 2019 году ушел в армию, когда пошел на СВО вместе покупали обмундирование. О гибели сына узнал из звонка сослуживца, гроб сына встречал в аэропорту, потом поехал на похороны в Туим, расходы на похороны взял военкомат, оплатил поминальный обед на 40 дней.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Военного комиссариата Республики Хакасия Збадыка С.Л. поддержал ответчика, указав, что все стороны личной жизни ответчика и его семьи будут освещены. Пояснил, что отсутствуют доказательства для лишения отца выплат, нет оснований для удовлетворения заявления, поскольку нет пяти лет воспитания бабушкой погибшего до его совершеннолетия.
Дело на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотрено в отсутствие истца Федоровской А.Г., третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Военного комиссариата Республики Хакасия, воинской части 78567 1307 МСП, АО «Согаз», Министерства обороны Российской Федерации, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил, признать Федоровскую А.Г. фактическим воспитателем ТумановаВ.Д. с ДД.ММ.ГГГГ до совершеннолетия.
Признал Туманова Д.В. утратившим право на получение выплаты страховой суммы в связи с гибелью Туманова В.Д.
С решением не согласился ответчик Туманов Д.В., в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просил решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске.
В обоснование требований апелляционной жалобы указано, что судом неверно установлены обстоятельства дела, выводы суда не основаны на доказательствах, имеющихся в деле. Его доводы и возражения не опровергнуты. Не дана оценка надлежащая оценка показаниям свидетелей со стороны ответчика. Он выполнял свои родительские обязанности. Суд не дал оценку фотографии, которая была сделана на отдыхе всей семьи в ДД.ММ.ГГГГ. на озере Шира, а также, иным, представленным им доказательствам, которые подтверждают, что он занимался воспитанием сына. Указал, что после смерти Тумановой Е.В. приходящейся матерью Туманову В.Д., он (ответчик) остался с двумя сыновьями Виктором и Никитой. После смерти жены с Федоровской А.Г. отношения не сложились, она переживала смерть дочери, но он не препятствовал ее общению с внуками. Туманов В.Д. обучался с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, а именно в школах №, посещал секцию футбола. Отметил, что показания председателя <адрес> совета ветеранов о том, что Туманов В.Д. проживал в <адрес> с бабушкой, противоречат фактическим обстоятельствам. Несмотря на то, что с января 2012 по просьбе Федоровской А.Г. и по желанию сына, Туманов В.Д. стал проживать в <адрес>, он (ответчик) продолжил общение с сыном, занимался его воспитанием, одевал его, покупал ему телефон, всей семьей ездили отдыхать по Хакасии, ТумановВ.Д. общался с братьями, которые его слушали, уважали. У Туманова В.Д. сложили хорошие отношения с его женой Бельтырековой Н.В. Туманов В.Д. был зарегистрирован в <адрес>, по месту жительства всей семьи. Паспорт также получил в <адрес>. В период обучения в <адрес>, он (Туманов Д.В.) также приезжал в <адрес>, встречался с классным руководителем, был в общежитии и съемной квартире, в которой проживал Туманов В.Д., привозил продукты, деньги на проживание, покупал ему одежду, обувь. Кроме того, денежные переводы дела его жена Бельтырекова Н.В. В период обучения в <адрес> Федоровская А.Г. не могла воспитывать и содержать Туманова В.Д., поскольку проживала в <адрес>. Также, обратил внимание, что в социальном паспорте он (ТумановД.В.) указан в качестве члена семьи. Осенью 2019 г. Туманов В.Д. был призван в армию, затем служил по контракту. Для принятия решения о службе по контракту сын советовался с ним. После окончания службы Туманов В.Д. работал на вахте, затем ушел на СВО. На СВО сына Виктора собирали всей семьей, купили обмундирование, медицинские препараты, обувь, коврик, в последующем всегда поддерживали телефонную связь, о его гибели сказали его сослуживцы, которые ему позвонили. Полагал, что оснований для признания Федоровской А.Г. фактическим воспитателем не имеется, поскольку доказательств фактического воспитания и содержания ТумановаВ.Д. не менее 5 лет, истцом не представлено. Отметил, что семья у него (Туманова Д.В.) многодетная, его сын Туманов В.Д. всегда поддерживал с ним и другими членами семьи родственные отношения. Он, Туманов Д.В. всегда участвовал в воспитании Туманов В.Д., оказывал ему моральную и материальную поддержку, свои родительские обязанности выполнял.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы прокурор Ширинского района Солдатов А.Е., возразил против удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело по доводам и требованиям апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда, оценив обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Обращаясь в суд, прокурор Ширинского района указал, что Туманов Д.В. надлежащим образом свои родительские обязанности в отношении Туманова В.Д. не исполнял, опекуном ТумановаВ.Д. являлась Федоровская А.Г., в связи с чем, она может быть признана фактическим воспитателем Туманова В.Д., а Туманов Д.В. соответственно должен быть признан утратившим право на получение выплаты страховой суммы в связи с гибелью Туманова В.Д.
Разрешая спор, суд первой инстанции, посчитал доказанным факт постоянного воспитания и содержания Федоровской А.Г. внука Туманова В.Д. в период с ДД.ММ.ГГГГ (дата зачисления Туманова В.Д. в Туимскую СОШ по приказу № от ДД.ММ.ГГГГ) и до его совершеннолетия, что является основанием для признания Федоровской А.Г. фактическим воспитателем Туманова В.Д., погибшего ДД.ММ.ГГГГ при участии в специальной военной операции, исходя из этого, Туманов Д.В. подлежит признанию утратившим право на получение страховой суммы в связи с гибелью Туманова В.Д.
Судебная коллегия находит, что решение суда постановлено с нарушением норм процессуального и материального права в виду следующего.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (п. 2 ст. 969 ГК РФ).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья (абзац второй пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 22-П).
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу, как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м"), обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П, от 20 октября 2010 г. N 18-П, от 17 мая 2011 г. N 8-П, от 19 мая 2014 г. N 15-П, от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство также принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус производен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности (абз. 4 п. 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 22-П).
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих), страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации") и такие меры социальной поддержки, как единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", единовременная выплата, установленная Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей".
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федерального закона № 76-ФЗ) военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 18 Федерального закона № 76-ФЗ).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» (далее – Федерального закона № 52-ФЗ).
В силу положений ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся, в том числе военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатели) являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица следующие лица:
супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним;
родители (усыновители) застрахованного лица;
дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей;
отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет;
несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях;
подопечные застрахованного лица;
лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим застрахованное лицо в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (фактический воспитатель). Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (данный порядок не распространяется на лиц, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта).
Согласно абз. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.0.1998 N 52-ФЗ страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования являются гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В абз. 2 п. 2 ст. 5 Федерального закона № 52-ФЗ установлено, что в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, страховая сумма выплачивается в размере 2 000 000 руб. выгодоприобретателям в равных долях.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях. Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и частью 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Такое правовое регулирование, гарантирующее членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).
Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее – Федерального закона № 306-ФЗ) также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих: - единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, размеры которых подлежат ежегодному увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (ч. 16 ст. 3 Федерального закона № 306-ФЗ).
В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей (ч. 8 ст. 3 Федерального закона № 306-ФЗ).
В соответствии с положениями ч. 9 ст. 3 Федерального закона № 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
Пунктом 2 части 11 статьи 3 Федерального закона № 306-ФЗ к членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющим право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности отнесены родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, или инвалида вследствие военной травмы, гражданина, ставшего инвалидом вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами.
Пунктом 4 части 11 статьи 3 Федерального закона N 306-ФЗ к членам семьи военнослужащего, имеющим право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности отнесены лица, признанные фактически воспитывавшими и содержавшими военнослужащего в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (фактические воспитатели).
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. № 22-П, от 19 июля 2016 г. № 16-П).
Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) (п. 1 ст. 61 СК РФ).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны - заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (абзацы первый и второй п. 1 ст. 63 СК РФ).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (п. 1 ст. 66 СК РФ).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (п. 4 ст. 66 СК РФ).
В соответствии со ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей.
Пунктом 1 статьи 71 СК РФ предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были, лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (ст. 87 СК РФ), а также право на льготы и государственные, пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В п.п. 13, 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 СК РФ, перечень которых является исчерпывающим, уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.
Из приведенных положений семейного законодательства следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание детей, защита их прав и интересов. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых - лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанные на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Ввиду изложенного, а также с учетом целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали, военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав в случае уклонения от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 СК РФ ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
В ч. 1 ст. 67 СК РФ установлено, что дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком.
В силу положений ст. 94 СК РФ несовершеннолетние нуждающиеся в помощи внуки в случае невозможности получения содержания от своих родителей имеют право на получение в судебном порядке алиментов от своих дедушки и бабушки, обладающих необходимыми для этого средствами. Такое же право предоставляется совершеннолетним нетрудоспособным нуждающимся в помощи внукам, если они не могут получить содержание от своих супругов (бывших супругов) или от родителей.
Согласно положениям ст. 95 СК РФ нетрудоспособные нуждающиеся в помощи дедушка и бабушка в случае невозможности получения содержания от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супруга (бывшего супруга) имеют право требовать в судебном порядке получения алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних внуков, обладающих необходимыми для этого средствами.
В соответствии с п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов" под фактическими воспитателями, обязанность по содержанию которых возлагается на их воспитанников (ст. 96 Семейного кодекса Российской Федерации), следует понимать как родственников ребенка, так и лиц, не состоящих с ним в родстве, которые осуществляли воспитание и содержание ребенка, не являясь при этом усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем или патронатным воспитателем ребенка.
Согласно абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи (абз. 9 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ).
В силу приведенных выше норм материального права в их взаимосвязи с нормами специального законодательства, предусматривающими соответствующие выплаты членам семьи погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего, с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения спора по настоящему делу по иску прокурора <адрес>, являются:
уклонялся ли ответчик Туманов Д.В. от выполнения своих обязанностей по воспитанию сына Туманова В.Д., погибшего при исполнении воинского долга, проявлял ли заботу о его здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении;
позволяли ли установленные факты виновного поведения Туманова Д.В. по неисполнению родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, повлечь для родителя установленной законом меры ответственности, среди которых - лишение родительских прав, влекущего утрату родителем права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей;
применительно к требованиям об установлении факта признания Федоровской А.Г. фактическим воспитателем застрахованного лица и членом семьи погибшего (умершего) необходимо подтверждение того, что Туманов В.Д. остался без попечения родителей или единственного родителя, Федоровская А.Г. фактически воспитывала и содержала застрахованное лицо, военнослужащего в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия. При этом законодатель указал, что дедушка и (или) бабушка могут быть выгодоприобретателем застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей, а положения о фактическом воспитателе не применяются к дедушке и (или) бабушке.
Как установлено судом и следует из материалов дела Туманов Д.В. приходится отцом Туманову В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении I-ПФ № (т.1 л.д. 107), Федоровская А.Г. - бабушкой.
Мама Туманова В.Д. - Туманова Е.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти I-ПВ № (т. 1 л.д. 109).
Туманову Д.В. ДД.ММ.ГГГГ выдавался государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Туманов Д.В. ДД.ММ.ГГГГ обращался с заявлением о распоряжении средствами материнского капитала на приобретение жилого дома по адресу: <адрес>, дачный район Орбита, массив Юбилейный, <адрес> (т. 1 л.д. 18-24). В настоящее время долевыми собственниками вышеуказанного дома являются: Туманов Д.В., ТумановН.Д., Бельтырекова Н.В., Туманов В.Д. (по 1/4 доли) (т. 1 л.д. 25-27).
Постановлением Администрации МО <адрес> № отДД.ММ.ГГГГ (с учетом изменений внесенных постановлением Администрации МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ) Федоровская А.Г. назначена опекуном Туманова В.Д. на четыре года безвозмездной. Место жительства Туманова В.Д. определено в <адрес>. Основанием к принятию постановления послужило заявление Федоровской А.Г. и заявление отца Туманова Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он просил передать Туманова В.Д. под опеку бабушке Федоровской А.Г. по семейным обстоятельствам на 4 года (т. 1 л.д. 110-113).
Из письма директора МБОУ Туимской СШ № (т. 1 л.д. 93), справок образовательных учреждений <адрес> (СОШ №, СОШ №, (т. 2 л.д. 39-41), личного дела обучающегося (т. 1 л.д. 95-105) ТумановВ.Д. обучался в МБОУ Туимской СШ № в период до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ выбыл в СОШ № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ прибыл из <адрес> во 2 «Б» класс Туимской СШ №, ДД.ММ.ГГГГ переведен в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в СОШ №, с ДД.ММ.ГГГГ обучался в СОШ № <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ прибыл в Туимскую СШ №. В 2016 году окончил 9 классов в МБОУ Туимской СШ № и получил аттестат.
Также, из личного дела обучающегося Туманова В.Д. следует, что заявление об обучении в 5 классе в <адрес> написано Федоровской А.Г., в <адрес> – Тумановым Д.В.
Из медицинских документов, личного дела из МБОУ Туимская средняя школа № 3 в отношении Туманова В.Д. следует, что Федоровская В.Г. как законный представитель последнего, представляла его интересы в медицинском и образовательном учреждениях.
Из справок Краевого государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Туманов В.Д. обучался в указанном учебном заведении с 2016 года (т.1 л.д.83-84).
Туманов В.Д. ДД.ММ.ГГГГ получил диплом о среднем профессиональном образовании (т.1 л.д.68).
Согласно ответу и.о. руководителя управления образования администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, сведений о лишении или ограничении родительских прав на Туманова Д.В. не имеется (т. 1 л.д. 106).
Согласно справке Ширинского районного суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ в 2010 году Федоровская А.Г. обращалась в суд с исковым заявлением к Туманову Д.В. о лишении последнего родительских прав, однако, исковое заявление было возвращено истцу (т. 2 л.д. 12).
Из учетных карточек, анкеты, личного дела призывника Туманова В.Д., следует, что Туманов В.Д. в качестве члена своей семьи обозначал: Туманов Д.В. – отец, Федоровская А.Г. – бабушка (т. 1 л.д. 33-93).
Из акта № исследования состояния здоровья № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного <данные изъяты>» следует, что Туманов В.Д. родился первым ребенком. До 8-ми лет воспитывался в полной семье (мать умерла), затем бабушкой по материнской линии. Рос и развивался по возрасту и полу. ДДУпосещал. В школу пошел в 6 л., классы не дублировал, учился удовлетворительно. Закончил 9 классов общеобразовательной школы и Красноярский колледж сферы услуг и предпринимательства (в июне 2019 г.). В настоящее время не учится, не работает. Проживает с бабушкой и дедом в своем доме (т.1 л.д. 74-75).
Из социального паспорта семьи, мобилизованного гражданина, заполненного Тумановым В.Д. следует, что мама умерла, отец Туманов Д.В., проживает <адрес> (т. 1 л.д. 87-88).
В 2019 году Туманов В.Д. был призван в армию, служил по контракту, ДД.ММ.ГГГГ был мобилизован для прохождения службы в зоне проведения специальной военной операции, ДД.ММ.ГГГГ погиб, выполняя воинский долг, снят с воинского учета ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением администрации МО <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ Федоровской А.Г. на основании ее заявления были выделены денежные средства в размере № руб. для оказания материальной поддержки на похороны внука Туманова В.Д. (т. 1 л. 114-117).
Между Министерством обороны Российской Федерации и АО«СОГАЗ» заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по осуществлению в 2022-2023 годах обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, призванных на военные сборы. В рамках действующего государственного контракта, а также ранее заключенных, АО "СОГАЗ" несет ответственность по страховым случаям, произошедшим в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и производит страховые выплаты вне зависимости от срока обращения застрахованных лиц (выгодоприобретателей) по страховым случаям, произошедшим в вышеуказанный период (т. 2 л.д. 89-101).
Из социального паспорта семьи, погибшего в ходе выполнения боевой задачи на территории Херсонской, Луганской, Донецкой и Запорожской народных Республик следует, что Туманов В.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р. призван на военную службу по частичной мобилизации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 №647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», направлен Военным комиссариатом Ширинского и <адрес>ов Республики Хакасия ДД.ММ.ГГГГ.
Члены семьи, а также ближайшие родственники, которым будет выплачена материальная помощь за погибшего: мать – Туманова Е.В. умерла в 2008 году, отец – Туманов Д.В., проживает в <адрес>, бабушка – Федоровская А.Г., проживает <адрес>. После смерти мамы Тумановой Е.В., Виктор Туманов фактически проживал вместе со своей бабушкой – Федоровской А.Г. (инвалид 3 группы (бессрочно), в <адрес> Республики Хакасия. В период с ДД.ММ.ГГГГ по 2017 г. Федоровская А.Г. на основании постановлений администрации МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ исполняла обязанности опекуна над внуком. Виктор обучался в МБОУ Туимская средняя школа №, где в 2016 г. получил аттестат о среднем образовании (9 класс), после чего уехал учиться в <адрес>. Во время учебы в Красноярском колледже в сфере услуг и предпринимательства, финансовую помощь Виктору оказывала бабушка – Анна Григорьевна. Со слов бабушки – Анны Григорьевны, родной отец Виктора – Дмитрий Туманов, в воспитании не принимал никакого участия, материальной помощи не оказывал, алименты не платил. Анна Григорьевна одна воспитывала внука, заменив ему маму. Во время телефонных разговоров со специалистом по социальной работе Отделения по <адрес> Виктор неоднократно упоминал про свою бабушку, очень переживал за нее, просил оказать ей помощь, в чем либо. Похороны погибшего Виктора Туманова состоятся по фактическому месту жительства, а именно в с. Туим, организацию похорон взяла на себя администрация Туимского сельсовета совместно с бабушкой Виктора – Анной Григорьевной (т. 1 л.д. 90-92).
Как усматривается из письма Администрации Туимского сельсовета <адрес> Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ, Федоровская А.Г. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) является пенсионером, воспитывала внука Туманов В.Д. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) с ДД.ММ.ГГГГ, который после смерти матери Тумановой Е.В. фактически проживал со своей бабушкой ФедоровскойА.Г., учился в МБОУ Туимская средняя школа №, где в2016году получил аттестат о среднем образовании, после чего уехал учиться в <адрес>, обучался в Красноярском колледже в сфере услуг и предпринимательства, финансовую помощь оказывала бабушка ФедоровскаяА.Н. Со слов бабушки отец Туманова В.Д. – Туманов Д.В. в воспитании сына не принимал участия, материальной помощи не оказывал, алименты не платил (т.1л.д.28).
Из показаний свидетелей Терских Н.И., КривинаС.М., Кулешова Е.И., Войтенко Н.В. следует, что Туманов В.Д. находился на воспитании и иждивении бабушки Федоровской А.Г., также указали, что отец Туманова В.Д. – Туманов Д.В. не оказывал Туманову В.Д. финансовой поддержки, редко ребенка посещал не более 1 раза в год, ребенок с 8 лет проживал с бабушкой.
Из пояснения свидетелей Бельтырековой Н.В., Бельтырековой В.В., Матвеенко В.А. усматривается, что Туманов Д.В. занимался воспитанием и содержанием сына Туманова В.Д., который какое то время жил с отцом, затем проживал с бабушкой, проживая с бабушкой, приезжал в гости к отцу, общался с младшим братом и другими детьми, пользовался уважением, Бельтырекова В.В. занималась с Тумановым В.Д. по математике.
Из индивидуальной выписки ПАО Сбербанк следует, что Бельтырекова Н.В. переводила денежные средства Туманову В.Д. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ переводила денежные средства в суммах № руб., соответственно. Денежные средства в суммах 1000 руб. была переведена ТумановуД.В. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в сумме № руб. Также денежные средства переводились ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 27-37).
Из семейной фотографии усматривается, что Туманов Д.В. и его несовершеннолетние дети, включая Туманова В.Д., находятся на отдыхе (т.2 л.д. 152).
Согласно региональным базам данных, Туманов Д.В. являлся получателем социальных выплат на детей Туманова Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: государственной социальной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, государственной пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, федеральной социальной доплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, единовременной выплаты пенсионерам в размере № руб. в январе 2017 года; в отношении Туманова В.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: государственной социальной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, федеральной социальной доплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, единовременной выплаты пенсионерам в размере № руб. в январе 2017 года.
Согласно информации Министерства труда и социальной защиты Республики Хакасия (т. 1 л.д. 29), получателем средств материальной помощи из резервного фонда Республики Хакасия за погибшего ТумановаВ.Д. назначена бабушка погибшего Федоровская А.Г.
Совокупность приведенных выше доказательств указывает на то, что погибший Туманов В.Д. в 2000 году родился в полной семье, до 2008 года воспитывался в этой семье, в 2008 году умирает его мама, после смерти мамы до 2012 года проживал с отцом в новой семье и бабушкой, с 2012 года до 2016 года находился под опекой у бабушки и проживал с ней, с 2016 по 2019 год обучался в <адрес>.
В деле отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что ответчик Туманов Д.В. уклонялся от выполнения своих обязанностей по воспитанию сына Туманова В.Д., не проявлял заботу о его здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Попав в сложную жизненную ситуацию, когда умерла его супруга – мама Туманова В.Д., сначала один занимался воспитанием сына, затем воспитанием Туманова В.Д. по соглашению с бабушкой Федоровской А.Г. занимались отец и бабушка.
Факт участия в воспитании сына и его содержании подтверждается показаниями свидетелей Бельтырековой Н.В., Бельтырековой В.В., Матвеенко В.А., которые согласуются с другими доказательствами.
Показания свидетеля Бельтырековой Н.В. об оказании финансовой поддержки согласуются с фактом перевода денежных средств.
В деле отсутствуют доказательства того, что Туманов Д.В. не содержал своего сына Туманова В.Д., алименты не взыскивались.
Забота Туманова Д.В. о материальном благополучии Туманова В.Д. также подтверждается тем, что Туманов Д.В. ДД.ММ.ГГГГ получил государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, ДД.ММ.ГГГГ распорядился средствами материнского капитала на приобретение жилого дома, оформил 1/4 доли в праве общей долевой собственности на дом на Туманова В.Д.
Взаимная забота и согласие между отцом и сыном подтверждается тем, что при жизни сын не проявлял какой либо неприязни к нему, во всех документах указывал его в качестве отца.
Из семейной фотографии усматривается, что Туманов В.Д. совместно с отцом и другими полнородными и не полнородными братьями и сестрами проводили совместный отдых, что согласуется с показаниями свидетелей Бельтырековой Н.В., Бельтырековой В.В., Матвеенко В.А.
Напротив показания свидетелей Терских Н.И., КривинаС.М., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 1 ░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░ ░ 8 ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ 2012 ░░ 2016 ░░░.
░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░-░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ 2010 ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░ ░ 2012 ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░ 2013 ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ №, ░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.░░.░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░. 1 ░ 3 ░.2 ░░. 330 ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 328 – 330 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. , ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. , ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. .
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.05.2024