Решение по делу № 2-9/2024 (2-239/2023;) от 08.12.2023

Дело № 2-9/2024 (№ 2-239/2023)

24RS0009-01-2023-000293-98

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Революции улица, д.11

с.Большой Улуй, Красноярский край 11 марта 2024 года

Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Доброхотовой С.Н., помощником председателя Большеулуйского районного суда Кинзуль Е.В.,

с участием истцов Ашлапова А.К. , помощника прокурора Большеулуйского района Красноярского края Белов А.С. , исполняющей обязанности прокурора Большеулуйского района Красноярского края Шакель Т.В.,

представителя ответчика Гюнтер Л.В. , действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большеулуйского района Красноярского края в интересах Ашлапова А.К. к администрации Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Большеулуйского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах истца Ашлапова А.К. к ответчику администрации Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Требования мотивированы следующим. Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Красноярского края от 15.10.2015 года № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» полномочия по обеспечению условий для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе по предоставлению малоимущим гражданам жилого помещения на условиях договора социального найма, ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, создание условий для жилищного строительства возложены на органы местного самоуправления сельских поселений. Прокуратурой Большеулуйского района проведена проверка соблюдения администрацией Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края требований жилищного законодательства, регламентирующего порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма. В результате проверки установлено, что заключением от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссии Сучковского сельсовета об оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом выявлены основания для признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания. Постановлением главы Сучковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом признан непригодным для проживания. На основании заявления проживающей в указанном жилом доме Ашлапова А.К. постановлением главы Сучковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Ашлапова А.К. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В силу ст.57 ЖК РФ Ашлапова А.К. жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться вне очереди, однако до настоящего времени Ашлапова А.К. жилым помещением не обеспечена, в связи с чем за защитой своих прав она обратилась в прокуратуру Большеулуйского района. Установлено, что администрацией Сучковского сельсовета работа по увеличению жилищного фонда не производится, что приводит к невозможности исполнения полномочий органа местного самоуправления в области жилищных отношений, предусмотренных ЖК РФ. Прокурор просит обязать администрацию Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную в силу предоставить Ашлапова А.К. жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, пригодное для постоянного проживания в соответствии с требованиями жилищного законодательства и не менее нормы предоставления.

Определением Большеулуйского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица была привлечена администрация Большеулуйского района Красноярского края (л.д.73-74).

В судебном заседании истцы Ашлапова А.К. , помощник прокурора Большеулуйского района Белов А.С., исполняющая обязанности прокурора Большеулуйского района Красноярского края Шакель Т.В. иск поддержали по изложенным в нём основаниям, уточнили его, просили возложить на ответчика обязанность обеспечить Ашлапова А.К. жилым помещением в течение одного года со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Представитель ответчика администрации Сучковского сельсовета Гюнтер Л.В. поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, в которых глава Сучковского сельсовета Саяускене А.И. относительно иска возражала, указала, что свободный муниципальный жилой фонд на территории сельсовета отсутствует, строящееся жилье отсутствует. Исполнение решения суда в случае удовлетворения требований прокурора в заявленный в иске срок не представляется возможным. Полагает, что к спорным отношениям подлежит применению положения ст.57 ЖК РФ с учетом смысла, выявленного Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2023 года № 20-П, о том, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, следует исходить из того, что граждане, указанные в пункте 1 Постановления подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям если уполномоченным органом установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно, или создает непосредственную опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не может быть осуществлено, о возможности незамедлительного обеспечения таких граждан жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей. Полагает, что истцом не представлено доказательств тому, что проживание в имеющемся в пользовании у Ашлапова А.К. жилом помещении является невозможным или создаёт непосредственную опасность для жизни или здоровья. Кроме того истцом поставлены требования о предоставлении муниципального жилого помещения на условиях социального найма без возможности предоставления жилья из маневренного фонда (л.д.53-55).

Кроме того представитель ответчика Гюнтер Л.В. полагала, что срок, в течение которого истец просит исполнить решение суда является для ответчика нереальным с учетом того, что бюджет муниципального образования на 2024 год уже утвержден и в нём не заложены расходы на приобретение жилья для Ашлапова А.К.

Выслушав истцов, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно положениям ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные подпунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных части 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пункта 23 части 1 указанной статьи).

В соответствии с пунктом «в» ч.1 ст.1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 года № 9-3724 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края" за сельскими поселениями Красноярского края на неопределённый срок закреплены вопросы местного значения: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно пункту 1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В настоящем судебном заседании установлено, что истец Ашлапова А.К. проживает и зарегистрирована на территории муниципального образования Сучковский сельсовет Большеулуйского района Красноярского края в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Решением суда право собственности на указанный жилой дом в силу приобретательной давности признано за Ашлапова А.К. , однако право собственности на жилой дом до настоящего времени ни за кем не зарегистрировано, право государственной собственности на земельный участок, на котором расположен жилой дом, не разграничено. В установленном порядке жилое помещение, в котором истец Ашлапова А.К. зарегистрирована и проживает, в установленном порядке признано непригодным для проживания, проживание в нём создаёт угрозу для жизни и здоровья истца, иного жилого помещения в собственности или пользовании истец не имеет. Ашлапова А.К. признана малоимущей, принята на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении. На протяжении длительного времени её право на обеспечение вне очереди жилым помещением на основании договора социального найма не обеспечено.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

Согласно заявлению ДД.ММ.ГГГГ Ашлапова А.К. обратилась к прокурору Большеулуйского района с просьбой разобраться в её ситуации, связанной с проживанием в аварийном жилом доме и необеспечением иным жилым помещением длительное время (л.д.6).

ДД.ММ.ГГГГ исполняющая обязанности прокурора Большеулуйского района Красноярского края внесла представление в адрес главы Сучковского сельсовета с требованием об устранении нарушений жилищного законодательства, в том числе в отношении Ашлапова А.К. , при постановке которой на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий нет указания о внеочередном предоставлении ей жилого помещения в связи с признанием жилого помещения, в котором Ашлапова А.К. проживает, непригодным для проживания (л.д.20-24).

Из информации администрации Сучковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора Большеулуйского района следует, что представление от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено, Ашлапова А.К. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении вне очереди, однако предоставить Ашлапова А.К. жилое помещение не представляется возможным в связи с отсутствием в бюджете Сучковского сельсовета финансовых средств на приобретение жилья для предоставления по договору социального найма (л.д.29).

Согласно паспорту истец Ашлапова А.К. зарегистрирована проживающей по адресу: <адрес>, на территории Сучковского сельсовета (л.д.5).

Как следует из выписки из похозяйственной книги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Ашлапова А.К. по адресу :<адрес>, состоит на регистрационном учете по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).

Из письменной информации администрации Сучковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ в ответ на запрос заместителя прокурора Большеулуйского района Шакель Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что в муниципальном жилищном фонде социального использования имеются 2 квартиры и 1 жилой дом, из них 1 квартира общей площадью 90,4 кв.м и 1 дом общей площадью 33,1 кв.м, предоставлены по договорам социального найма гражданам, нуждающимся в жилых помещениях. 1 квартира общей площадью 64 кв.м находится в аварийном состоянии и предоставить по договору социального найма нуждающимся не представляется возможным, так как нужен капитальный ремонт. В бюджете Сучковского сельсовета отсутствуют средства на ремонт данной квартиры. В администрации Сучковского сельсовета на учете в соответствии со статьей 51 ЖК РФ в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социальной найма состоит 4 семьи, из них 1 семья имеет право на внеочередное предоставление жилья. Годовой бюджет Сучковского сельсовета составляет 2672 тысячи рублей, который расходуется на решение первоочередных задач (электроэнергия, чистка дорог, благоустройство и т.д.). Стоимость продаваемого на территории Сучковского сельсовета жилья составляет от 1000000 рублей до 2500000 рублей, приобретение жилья в муниципальную собственность является неподъемной суммой. На территории Сучковского сельсовета имеются 2 дома, признанные непригодными для проживания (л.д.9-10).

Из акта обследования помещения, выполненного ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной Постановлением администрации Сучковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ ), следует, что по результатам визуального обследования жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что общее состояние строительных конструкций объекта можно охарактеризовать как аварийное: фундамент здания осмотру недоступен, цоколь отсутствует, горизонтальная линия нижних венцов наружных несущих стен искривлена, что свидетельствует о деформации фундамента; отмостка отсутствует, отвода поверхностных и аварийных вод от фундамента нет; имеется продувание и промерзание стен, искривление горизонтальных линий стен, трещины в венцах, следы разрушения их облицовки, сквозные трещины, поражение гнилью первых венцов; обнаружен сильный перекос внутренних перегородок относительно несущих конструкций; наблюдается повсеместное искривление пола от горизонтали, провалы в отдельных местах, поражение гнилью чернового наката; обнаружены следы систематического замачивания потолочной поверхности, ощутимая зыбкость, провисание, трещины в местах сопряжения балок с несущими стенами; заметны следы протечек на кровле крыши, поражение гнилью стропил в местах врубок и соединений, провисание крыши; обнаружено повсеместное искривление пола, стертость в ходовых местах, просадка досок пола; обнаружен значительный перекос оконных блоков, рассыхание оконных переплётов, поражение гнилью подоконных досок; обнаружена осадка деревянных дверных полотен, их неполный притвор, перекос дверных коробок; обнаружена потеря эластичности и повреждения изоляции в электропроводке, отсутствие отдельных приборов; обнаружено выпучивание штукатурки на внутренней отделке стен. Существующие повреждения свидетельствуют о возможности обрушения конструкций. Объект не соответствует эксплуатационным характеристикам и создаёт угрозу жизни и здоровью граждан. Учитывая, что проведение капитального ремонта, либо реконструкции жилого дома для восстановления его эксплуатационных характеристик технически трудновыполнимы и экономически нецелесообразны (объект не пригоден для капитального ремонта или реконструкции), межведомственной комиссией рекомендовано признать жилое помещение непригодным для проживания (л.д.11-12).

Из заключения межведомственной комиссии Сучковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет 61% физического износа, состояние строительных конструкций – аварийное. Существующие повреждения свидетельствуют о возможности обрушения конструкций, что создаёт угрозу жизни и здоровью. Объект непригоден для капитального ремонта или реконструкции. В результате выявлены основания для признания жилого дома непригодным для проживания (л.д.13).

Согласно постановлению администрации Сучковского сельсовета Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ , расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания (л.д.14).

Согласно заявлению ДД.ММ.ГГГГ Ашлапова А.К. обратилась к главе Сучковского сельсовета с просьбой принять её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в связи с признанием жилого дома по <адрес> непригодным для проживания (л.д.16).

Согласно постановлению администрации Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ , Ашлапова А.К. , проживающая и зарегистрированная по адресу: <адрес>, в жилом доме, имеющем общую площадь <данные изъяты> признанном непригодным для проживания, в соответствии с ЖК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.19).

Как следует из книги учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма по Сучковскому сельсовету Ашлапова А.К. принята на учёт лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40-50).

При этом постановлением администрации Сучковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Ашлапова А.К. признана малоимущей (л.д.71).

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером , имеет местоположение относительно ориентира, расположенного в границах участка, с почтовым адресом: <адрес>; площадь земельного участка составляет <данные изъяты> он относится к категории земель населенных пунктов с видом разрешённого использования для ведения личного подсобного хозяйства, однако данные о кадастровых номерах расположенных в границах земельного участка объектов недвижимости отсутствуют (жилой дом на кадастровом учете не состоит); граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о зарегистрированных правах и описание местоположения земельного участка отсутствуют (л.д.51, 62).

Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах Ашлапова А.К. на объекты недвижимости (л.д.18).

Как следует из решения Большеулуйского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ с учетом изменений, внесенных в него апелляционным определением Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.67-69) признано право Ашлапова А.К. пользования на условиях социального найма жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. При этом установлено, что поскольку жилой фонд при преобразовании совхоза, предоставившего Ашлапова А.К. для проживания спорное жилое помещение, в сельскохозяйственный производственный кооператив не был передан в муниципальную собственность, постольку в иске о понуждении администрации Сучковского сельсовета заключить с Ашлапова А.К. договор социального найма было отказано.

Решением Большеулуйского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, был удовлетворён иск прокурора Большеулуйского района Красноярского края в интересах Ашлапова А.К. , признано право собственности Ашлапова А.К. на объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеющий общую площадь 35 кв.м. в силу приобретательной давности (л.д.70).

До настоящего времени истец Ашлапова А.К. свое право собственности на указанный жилой дом не зарегистрировала, в силу положений ч.1 ст.234 ГК РФ, согласно которым право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации, следует считать установленным, что на момент рассмотрения настоящего спора право собственности истца Ашлапова А.К. на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не возникло, что Ашлапова А.К. продолжает проживать в указанном жилом доме на условиях социального найма.

Несмотря на это суд считает необходимым отметить и следующее.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2023 года № 20-П части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 7, 18, 19 (части 1 и 2), 40, 45, 46 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 75.1, в той мере, в какой они - в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями - не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда. Впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, как указано в Постановлении, следует исходить из того, что указанные граждане подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.

Прокурор обратился в суд с иском в интересах Ашлапова А.К. к администрации Сучковского сельсовета о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, ссылаясь на то, что жилое помещение, в котором проживает Ашлапова А.К. , постановлением администрации Сучковского сельсовета признано непригодным для проживания вследствие ухудшения эксплуатационных характеристик в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, и поскольку Ашлапова А.К. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, является малоимущей, она подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.

Устанавливая общее правило об обеспечении граждан жилыми помещениями в порядке очередности исходя из времени их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

По смыслу жилищного законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.

Такой особый порядок установлен и п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, положения которого устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.

При этом, каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления нанимателю, состоящему на учете нуждающихся, жилого помещения вне очереди в случае, когда жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.

Как указано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10 марта 2010 г.), малоимущим гражданам, проживающим в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности, если эти помещения в установленном порядке признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции, взамен могут быть вне очереди предоставлены жилые помещения по договору социального найма.

В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма вне очереди предоставляются гражданам, которые признаны малоимущими и нуждающимися, а также жилые помещения которых, признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Иной порядок регламентирован ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, если дом, где находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии с п. п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст. ст. 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года).

Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

В ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

По смыслу вышеназванных положений закона, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.

Право на внеочередное предоставление жилого помещения возникает в случае постоянного проживания гражданина в непригодном для таких целей жилом помещении. При этом постоянное проживание предполагает, что гражданин не имеет в собственности или в пользовании иных жилых помещений; фактически непригодное жилое помещение должно быть для него единственным местом жительства, пользование которым без угрозы для жизни и здоровья невозможно.

Законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Из материалов дела следует, что жилое помещение, в котором проживает истец Ашлапова А.К. в установленном законом порядке признано непригодным для проживания.

Дальнейшее использование жилого дома по назначению создает угрозу жизни и здоровью граждан при дальнейшей эксплуатации, так как имеется угроза обрушения конструкций. Данное обстоятельство установлено судом на основании представленных в суд акта осмотра жилого дома и заключения межведомственной комиссии, то есть данное обстоятельство было установлено самим ответчиком. Представитель ответчика в настоящем судебном заседании не оспаривал данное обстоятельство, согласился с ним, от проведения соответствующей судебной экспертизы для опровержения данного обстоятельства отказался.

Ашлапова А.К. постановлением органа местного самоуправления признана малоимущей, принята на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении во внеочередном порядке.

Никакого иного жилого помещения в её собственности, либо на ином праве, ей не принадлежит, иного места жительства она не имеет, продолжает пользоваться для проживания жилым помещением, находящимся в аварийном состоянии.

Ответчик не заявлял о наличии у него возможности иным способом, кроме заявленного в иске, обеспечения жилым помещением истца Ашлапова А.К. , в том числе путем предоставления ей до решения её жилищного вопроса жилого помещения из состава маневренного фонда, поскольку маневренный жилищный фонд на территории Сучковского сельсовета отсутствует, как это следует из письменной информации ответчика в адрес прокурора Большеулуйского района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29), о чем пояснила в судебном заседании представитель ответчика.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ , суд приходит к выводу о том, что у Ашлапова А.К. возникло право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Суд также считает необходимым не приводить в исполнение решение Большеулуйского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ о признании права собственности Ашлапова А.К. на объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеющий общую площадь <данные изъяты> в силу приобретательной давности.

Учитывая, что истцами заявлено требование об обеспечении Ашлапова А.К. жилым помещением в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, суд считает возможным при принятии решения такой срок определить, полагая, что его установление не будет противоречить действующему законодательству с учетом исковых требований, содержание которых определяется исключительно истцом, а суд лишен возможности выйти за рамки заявленного иска.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск прокурора Большеулуйского района Красноярского края в интересах Ашлапова А.К. удовлетворить.

Администрации Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края, ИНН 2409000564, ОГРН 1022401160980, в течение одного года со дня вступления в силу настоящего решения предоставить Ашлапова А.К. , родившейся <данные изъяты>, жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, пригодное для постоянного проживания в соответствии с требованиями жилищного законодательства не менее нормы предоставления.

Не приводить в исполнение решение Большеулуйского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ о признании права собственности Ашлапова А.К. на объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеющий общую площадь <данные изъяты> в силу приобретательной давности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Большеулуйский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме принято 11 марта 2024 года.

Судья:

Дело № 2-9/2024 (№ 2-239/2023)

24RS0009-01-2023-000293-98

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Революции улица, д.11

с.Большой Улуй, Красноярский край 11 марта 2024 года

Большеулуйский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Бардышевой Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Доброхотовой С.Н., помощником председателя Большеулуйского районного суда Кинзуль Е.В.,

с участием истцов Ашлапова А.К. , помощника прокурора Большеулуйского района Красноярского края Белов А.С. , исполняющей обязанности прокурора Большеулуйского района Красноярского края Шакель Т.В.,

представителя ответчика Гюнтер Л.В. , действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большеулуйского района Красноярского края в интересах Ашлапова А.К. к администрации Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Большеулуйского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах истца Ашлапова А.К. к ответчику администрации Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Требования мотивированы следующим. Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Красноярского края от 15.10.2015 года № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» полномочия по обеспечению условий для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе по предоставлению малоимущим гражданам жилого помещения на условиях договора социального найма, ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, создание условий для жилищного строительства возложены на органы местного самоуправления сельских поселений. Прокуратурой Большеулуйского района проведена проверка соблюдения администрацией Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края требований жилищного законодательства, регламентирующего порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма. В результате проверки установлено, что заключением от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссии Сучковского сельсовета об оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом выявлены основания для признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания. Постановлением главы Сучковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом признан непригодным для проживания. На основании заявления проживающей в указанном жилом доме Ашлапова А.К. постановлением главы Сучковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Ашлапова А.К. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В силу ст.57 ЖК РФ Ашлапова А.К. жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться вне очереди, однако до настоящего времени Ашлапова А.К. жилым помещением не обеспечена, в связи с чем за защитой своих прав она обратилась в прокуратуру Большеулуйского района. Установлено, что администрацией Сучковского сельсовета работа по увеличению жилищного фонда не производится, что приводит к невозможности исполнения полномочий органа местного самоуправления в области жилищных отношений, предусмотренных ЖК РФ. Прокурор просит обязать администрацию Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную в силу предоставить Ашлапова А.К. жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, пригодное для постоянного проживания в соответствии с требованиями жилищного законодательства и не менее нормы предоставления.

Определением Большеулуйского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица была привлечена администрация Большеулуйского района Красноярского края (л.д.73-74).

В судебном заседании истцы Ашлапова А.К. , помощник прокурора Большеулуйского района Белов А.С., исполняющая обязанности прокурора Большеулуйского района Красноярского края Шакель Т.В. иск поддержали по изложенным в нём основаниям, уточнили его, просили возложить на ответчика обязанность обеспечить Ашлапова А.К. жилым помещением в течение одного года со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Представитель ответчика администрации Сучковского сельсовета Гюнтер Л.В. поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, в которых глава Сучковского сельсовета Саяускене А.И. относительно иска возражала, указала, что свободный муниципальный жилой фонд на территории сельсовета отсутствует, строящееся жилье отсутствует. Исполнение решения суда в случае удовлетворения требований прокурора в заявленный в иске срок не представляется возможным. Полагает, что к спорным отношениям подлежит применению положения ст.57 ЖК РФ с учетом смысла, выявленного Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2023 года № 20-П, о том, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, следует исходить из того, что граждане, указанные в пункте 1 Постановления подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям если уполномоченным органом установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно, или создает непосредственную опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не может быть осуществлено, о возможности незамедлительного обеспечения таких граждан жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей. Полагает, что истцом не представлено доказательств тому, что проживание в имеющемся в пользовании у Ашлапова А.К. жилом помещении является невозможным или создаёт непосредственную опасность для жизни или здоровья. Кроме того истцом поставлены требования о предоставлении муниципального жилого помещения на условиях социального найма без возможности предоставления жилья из маневренного фонда (л.д.53-55).

Кроме того представитель ответчика Гюнтер Л.В. полагала, что срок, в течение которого истец просит исполнить решение суда является для ответчика нереальным с учетом того, что бюджет муниципального образования на 2024 год уже утвержден и в нём не заложены расходы на приобретение жилья для Ашлапова А.К.

Выслушав истцов, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно положениям ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные подпунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных части 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пункта 23 части 1 указанной статьи).

В соответствии с пунктом «в» ч.1 ст.1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 года № 9-3724 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края" за сельскими поселениями Красноярского края на неопределённый срок закреплены вопросы местного значения: обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно пункту 1 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В настоящем судебном заседании установлено, что истец Ашлапова А.К. проживает и зарегистрирована на территории муниципального образования Сучковский сельсовет Большеулуйского района Красноярского края в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Решением суда право собственности на указанный жилой дом в силу приобретательной давности признано за Ашлапова А.К. , однако право собственности на жилой дом до настоящего времени ни за кем не зарегистрировано, право государственной собственности на земельный участок, на котором расположен жилой дом, не разграничено. В установленном порядке жилое помещение, в котором истец Ашлапова А.К. зарегистрирована и проживает, в установленном порядке признано непригодным для проживания, проживание в нём создаёт угрозу для жизни и здоровья истца, иного жилого помещения в собственности или пользовании истец не имеет. Ашлапова А.К. признана малоимущей, принята на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении. На протяжении длительного времени её право на обеспечение вне очереди жилым помещением на основании договора социального найма не обеспечено.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами.

Согласно заявлению ДД.ММ.ГГГГ Ашлапова А.К. обратилась к прокурору Большеулуйского района с просьбой разобраться в её ситуации, связанной с проживанием в аварийном жилом доме и необеспечением иным жилым помещением длительное время (л.д.6).

ДД.ММ.ГГГГ исполняющая обязанности прокурора Большеулуйского района Красноярского края внесла представление в адрес главы Сучковского сельсовета с требованием об устранении нарушений жилищного законодательства, в том числе в отношении Ашлапова А.К. , при постановке которой на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий нет указания о внеочередном предоставлении ей жилого помещения в связи с признанием жилого помещения, в котором Ашлапова А.К. проживает, непригодным для проживания (л.д.20-24).

Из информации администрации Сучковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора Большеулуйского района следует, что представление от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено, Ашлапова А.К. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении вне очереди, однако предоставить Ашлапова А.К. жилое помещение не представляется возможным в связи с отсутствием в бюджете Сучковского сельсовета финансовых средств на приобретение жилья для предоставления по договору социального найма (л.д.29).

Согласно паспорту истец Ашлапова А.К. зарегистрирована проживающей по адресу: <адрес>, на территории Сучковского сельсовета (л.д.5).

Как следует из выписки из похозяйственной книги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Ашлапова А.К. по адресу :<адрес>, состоит на регистрационном учете по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).

Из письменной информации администрации Сучковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ в ответ на запрос заместителя прокурора Большеулуйского района Шакель Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что в муниципальном жилищном фонде социального использования имеются 2 квартиры и 1 жилой дом, из них 1 квартира общей площадью 90,4 кв.м и 1 дом общей площадью 33,1 кв.м, предоставлены по договорам социального найма гражданам, нуждающимся в жилых помещениях. 1 квартира общей площадью 64 кв.м находится в аварийном состоянии и предоставить по договору социального найма нуждающимся не представляется возможным, так как нужен капитальный ремонт. В бюджете Сучковского сельсовета отсутствуют средства на ремонт данной квартиры. В администрации Сучковского сельсовета на учете в соответствии со статьей 51 ЖК РФ в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социальной найма состоит 4 семьи, из них 1 семья имеет право на внеочередное предоставление жилья. Годовой бюджет Сучковского сельсовета составляет 2672 тысячи рублей, который расходуется на решение первоочередных задач (электроэнергия, чистка дорог, благоустройство и т.д.). Стоимость продаваемого на территории Сучковского сельсовета жилья составляет от 1000000 рублей до 2500000 рублей, приобретение жилья в муниципальную собственность является неподъемной суммой. На территории Сучковского сельсовета имеются 2 дома, признанные непригодными для проживания (л.д.9-10).

Из акта обследования помещения, выполненного ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной Постановлением администрации Сучковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ ), следует, что по результатам визуального обследования жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что общее состояние строительных конструкций объекта можно охарактеризовать как аварийное: фундамент здания осмотру недоступен, цоколь отсутствует, горизонтальная линия нижних венцов наружных несущих стен искривлена, что свидетельствует о деформации фундамента; отмостка отсутствует, отвода поверхностных и аварийных вод от фундамента нет; имеется продувание и промерзание стен, искривление горизонтальных линий стен, трещины в венцах, следы разрушения их облицовки, сквозные трещины, поражение гнилью первых венцов; обнаружен сильный перекос внутренних перегородок относительно несущих конструкций; наблюдается повсеместное искривление пола от горизонтали, провалы в отдельных местах, поражение гнилью чернового наката; обнаружены следы систематического замачивания потолочной поверхности, ощутимая зыбкость, провисание, трещины в местах сопряжения балок с несущими стенами; заметны следы протечек на кровле крыши, поражение гнилью стропил в местах врубок и соединений, провисание крыши; обнаружено повсеместное искривление пола, стертость в ходовых местах, просадка досок пола; обнаружен значительный перекос оконных блоков, рассыхание оконных переплётов, поражение гнилью подоконных досок; обнаружена осадка деревянных дверных полотен, их неполный притвор, перекос дверных коробок; обнаружена потеря эластичности и повреждения изоляции в электропроводке, отсутствие отдельных приборов; обнаружено выпучивание штукатурки на внутренней отделке стен. Существующие повреждения свидетельствуют о возможности обрушения конструкций. Объект не соответствует эксплуатационным характеристикам и создаёт угрозу жизни и здоровью граждан. Учитывая, что проведение капитального ремонта, либо реконструкции жилого дома для восстановления его эксплуатационных характеристик технически трудновыполнимы и экономически нецелесообразны (объект не пригоден для капитального ремонта или реконструкции), межведомственной комиссией рекомендовано признать жилое помещение непригодным для проживания (л.д.11-12).

Из заключения межведомственной комиссии Сучковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет 61% физического износа, состояние строительных конструкций – аварийное. Существующие повреждения свидетельствуют о возможности обрушения конструкций, что создаёт угрозу жизни и здоровью. Объект непригоден для капитального ремонта или реконструкции. В результате выявлены основания для признания жилого дома непригодным для проживания (л.д.13).

Согласно постановлению администрации Сучковского сельсовета Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ , расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания (л.д.14).

Согласно заявлению ДД.ММ.ГГГГ Ашлапова А.К. обратилась к главе Сучковского сельсовета с просьбой принять её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в связи с признанием жилого дома по <адрес> непригодным для проживания (л.д.16).

Согласно постановлению администрации Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ , Ашлапова А.К. , проживающая и зарегистрированная по адресу: <адрес>, в жилом доме, имеющем общую площадь <данные изъяты> признанном непригодным для проживания, в соответствии с ЖК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.19).

Как следует из книги учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма по Сучковскому сельсовету Ашлапова А.К. принята на учёт лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40-50).

При этом постановлением администрации Сучковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ Ашлапова А.К. признана малоимущей (л.д.71).

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером , имеет местоположение относительно ориентира, расположенного в границах участка, с почтовым адресом: <адрес>; площадь земельного участка составляет <данные изъяты> он относится к категории земель населенных пунктов с видом разрешённого использования для ведения личного подсобного хозяйства, однако данные о кадастровых номерах расположенных в границах земельного участка объектов недвижимости отсутствуют (жилой дом на кадастровом учете не состоит); граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о зарегистрированных правах и описание местоположения земельного участка отсутствуют (л.д.51, 62).

Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах Ашлапова А.К. на объекты недвижимости (л.д.18).

Как следует из решения Большеулуйского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ с учетом изменений, внесенных в него апелляционным определением Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.67-69) признано право Ашлапова А.К. пользования на условиях социального найма жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. При этом установлено, что поскольку жилой фонд при преобразовании совхоза, предоставившего Ашлапова А.К. для проживания спорное жилое помещение, в сельскохозяйственный производственный кооператив не был передан в муниципальную собственность, постольку в иске о понуждении администрации Сучковского сельсовета заключить с Ашлапова А.К. договор социального найма было отказано.

Решением Большеулуйского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, был удовлетворён иск прокурора Большеулуйского района Красноярского края в интересах Ашлапова А.К. , признано право собственности Ашлапова А.К. на объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеющий общую площадь 35 кв.м. в силу приобретательной давности (л.д.70).

До настоящего времени истец Ашлапова А.К. свое право собственности на указанный жилой дом не зарегистрировала, в силу положений ч.1 ст.234 ГК РФ, согласно которым право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации, следует считать установленным, что на момент рассмотрения настоящего спора право собственности истца Ашлапова А.К. на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не возникло, что Ашлапова А.К. продолжает проживать в указанном жилом доме на условиях социального найма.

Несмотря на это суд считает необходимым отметить и следующее.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 апреля 2023 года № 20-П части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 7, 18, 19 (части 1 и 2), 40, 45, 46 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 75.1, в той мере, в какой они - в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями - не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда. Впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, как указано в Постановлении, следует исходить из того, что указанные граждане подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.

Прокурор обратился в суд с иском в интересах Ашлапова А.К. к администрации Сучковского сельсовета о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, ссылаясь на то, что жилое помещение, в котором проживает Ашлапова А.К. , постановлением администрации Сучковского сельсовета признано непригодным для проживания вследствие ухудшения эксплуатационных характеристик в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, и поскольку Ашлапова А.К. состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, является малоимущей, она подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.

Устанавливая общее правило об обеспечении граждан жилыми помещениями в порядке очередности исходя из времени их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

По смыслу жилищного законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.

Такой особый порядок установлен и п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, положения которого устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.

При этом, каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления нанимателю, состоящему на учете нуждающихся, жилого помещения вне очереди в случае, когда жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.

Как указано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10 марта 2010 г.), малоимущим гражданам, проживающим в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности, если эти помещения в установленном порядке признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции, взамен могут быть вне очереди предоставлены жилые помещения по договору социального найма.

В силу положений п. 1 ч. 2 ст. 57, ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма вне очереди предоставляются гражданам, которые признаны малоимущими и нуждающимися, а также жилые помещения которых, признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Иной порядок регламентирован ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, если дом, где находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии с п. п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (ст. ст. 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года).

Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

В ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

По смыслу вышеназванных положений закона, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.

Право на внеочередное предоставление жилого помещения возникает в случае постоянного проживания гражданина в непригодном для таких целей жилом помещении. При этом постоянное проживание предполагает, что гражданин не имеет в собственности или в пользовании иных жилых помещений; фактически непригодное жилое помещение должно быть для него единственным местом жительства, пользование которым без угрозы для жизни и здоровья невозможно.

Законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Из материалов дела следует, что жилое помещение, в котором проживает истец Ашлапова А.К. в установленном законом порядке признано непригодным для проживания.

Дальнейшее использование жилого дома по назначению создает угрозу жизни и здоровью граждан при дальнейшей эксплуатации, так как имеется угроза обрушения конструкций. Данное обстоятельство установлено судом на основании представленных в суд акта осмотра жилого дома и заключения межведомственной комиссии, то есть данное обстоятельство было установлено самим ответчиком. Представитель ответчика в настоящем судебном заседании не оспаривал данное обстоятельство, согласился с ним, от проведения соответствующей судебной экспертизы для опровержения данного обстоятельства отказался.

Ашлапова А.К. постановлением органа местного самоуправления признана малоимущей, принята на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении во внеочередном порядке.

Никакого иного жилого помещения в её собственности, либо на ином праве, ей не принадлежит, иного места жительства она не имеет, продолжает пользоваться для проживания жилым помещением, находящимся в аварийном состоянии.

Ответчик не заявлял о наличии у него возможности иным способом, кроме заявленного в иске, обеспечения жилым помещением истца Ашлапова А.К. , в том числе путем предоставления ей до решения её жилищного вопроса жилого помещения из состава маневренного фонда, поскольку маневренный жилищный фонд на территории Сучковского сельсовета отсутствует, как это следует из письменной информации ответчика в адрес прокурора Большеулуйского района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29), о чем пояснила в судебном заседании представитель ответчика.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ , суд приходит к выводу о том, что у Ашлапова А.К. возникло право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Суд также считает необходимым не приводить в исполнение решение Большеулуйского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ о признании права собственности Ашлапова А.К. на объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеющий общую площадь <данные изъяты> в силу приобретательной давности.

Учитывая, что истцами заявлено требование об обеспечении Ашлапова А.К. жилым помещением в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, суд считает возможным при принятии решения такой срок определить, полагая, что его установление не будет противоречить действующему законодательству с учетом исковых требований, содержание которых определяется исключительно истцом, а суд лишен возможности выйти за рамки заявленного иска.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск прокурора Большеулуйского района Красноярского края в интересах Ашлапова А.К. удовлетворить.

Администрации Сучковского сельсовета Большеулуйского района Красноярского края, ИНН 2409000564, ОГРН 1022401160980, в течение одного года со дня вступления в силу настоящего решения предоставить Ашлапова А.К. , родившейся <данные изъяты>, жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, пригодное для постоянного проживания в соответствии с требованиями жилищного законодательства не менее нормы предоставления.

Не приводить в исполнение решение Большеулуйского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ о признании права собственности Ашлапова А.К. на объект недвижимости – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеющий общую площадь <данные изъяты> в силу приобретательной давности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Большеулуйский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:

Решение в окончательной форме принято 11 марта 2024 года.

Судья:

2-9/2024 (2-239/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Ашлапова Алефтина Кузьминична
Прокурор Большеулуйского района
Ответчики
администрация Сучковского сельсовета
Суд
Большеулуйский районный суд Красноярского края
Судья
Бардышева Елена Ивановна
Дело на сайте суда
uluy.krk.sudrf.ru
08.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.12.2023Передача материалов судье
12.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2023Подготовка дела (собеседование)
26.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2024Судебное заседание
23.01.2024Судебное заседание
06.02.2024Подготовка дела (собеседование)
06.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2024Судебное заседание
11.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее